Законы и бизнес в России

<Информация> УФНС РФ по Воронежской обл. от 01.08.2006 “Основные изменения по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 1 августа 2006 года

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО НАЛОГАМ, УПЛАЧИВАЕМЫМ В СВЯЗИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Как известно, с 1 января 2006 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ произошли определенные изменения в порядке применения специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

Вопрос: Прежде всего, что изменилось в порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Наверное, самое главное и принципиальное изменение связано с тем, что с 2006 года перечень видов деятельности, по которым уплачивается этот налог, а также корректирующий
коэффициент К2, учитывающий различные особенности осуществления этой деятельности, теперь устанавливаются не областным законом, а нормативно-правовыми актами муниципальных районов и городского округа г. Воронеж. Все муниципальные районы и городской округ соответствующие решения приняли.

Вопрос. Изменяется ли перечень видов деятельности, по которым применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно Федеральному закону перечень видов деятельности, по которым возможно применение единого налога на вмененный доход, значительно расширяется. К числу таких видов деятельности отнесено общественное питание через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей, распространение или размещение рекламы на автобусах, троллейбусах, трамваях, автомобилях и т.д., оказание услуг по временному размещению и проживанию, оказание услуг по передаче во временное владение или пользование стационарных торговых мест на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Но здесь необходимо учитывать, что конкретное решение о том, что по этим видам деятельности должен уплачиваться единый налог на вмененный доход, принимает конкретный муниципальный район или городской округ.

Вопрос: Какие еще принципиальные изменения связаны с применением режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Прежде всего это изменения в сфере розничной торговли. Теперь это не просто и не только торговля за наличный расчет, а вся торговля, осуществляемая через розничную торговую сеть на основе договоров розничной купли-продажи, в том числе это может быть и торговля за безналичный расчет, и, что особенно важно, торговля в кредит. В новой редакции даны более четкие определения развозной и разносной торговли, к которой относится торговля вне стационарной торговой сети с использованием специально оборудованных транспортных средств или торговля с рук, лотка, из корзин и
ручных тележек. Необходимо также учитывать, что в текущем 2006 году налогоплательщики должны будут применять новую форму налоговой декларации по данному налогу. Самое главное ее изменение связано с тем, что эта декларация должна заполняться по каждому коду ОКАТО, т.е. по каждому муниципальному образованию, где осуществляется деятельность, подлежащая обложению единым налогом на вмененный доход.

Вопрос: А что в текущем году изменяется в порядке применения упрощенной системы налогообложения?

Ответ: В целом общий порядок применения данного режима налогообложения практически не изменился. Тем не менее несколько изменились критерии, позволяющие применять или, наоборот, не позволяющие применять упрощенную систему налогообложения. Прежде всего необходимо учитывать, что в составе доходов теперь учитываются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. Одновременно с этим и предельная сумма доходов повысилась: для перехода на упрощенную систему - с 11 до 15 млн. рублей, а для прекращения применения упрощенной системы - с 15 до 20 млн. рублей. Причем в дальнейшем эти предельные показатели объема доходов будут ежегодно корректироваться на коэффициент инфляции, устанавливаемый Правительством РФ. Кроме того, потеряли право на применение упрощенной системы налогообложения бюджетные учреждения, частные нотариусы и еще отдельные категории налогоплательщиков. Несколько упростился и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданных налогоплательщиков. Теперь им разрешено подавать заявление о применении упрощенной системы не в момент постановки на налоговый учет, а в течение 5 дней с момента постановки на учет.

Вопрос: Есть какие-либо изменения в порядке определения объекта налогообложения, а также доходов и расходов?

Ответ: Как и прежде, в качестве объекта налогообложения могут являться по выбору налогоплательщика либо доходы, и тогда ставка налога составляет 6
%, либо доходы за вычетом расходов - в этом случае ставка налога составляет 15%. Правда, если раньше плательщику не разрешалось изменять объект обложения в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения, то теперь ему разрешается изменить объект обложения по истечении 3 лет с момента начала применения этой системы налогообложения.

Новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса не столько изменила, сколько конкретизировала порядок определения и признания доходов, и особенно доходов, которые не учитываются для целей налогообложения. Особенно это важно для момента признания доходов по операциям с векселями. Теперь совершенно ясно определено, что доход в этих случаях должен определяться по моменту оплаты векселя или передачи его по индоссаменту третьему лицу. Более конкретизирован и состав расходов для целей налогообложения, а также порядок их признания. Это касается материальных затрат, расходов по оплате налогов и сборов, а также расходов при расчетах векселями третьих лиц. Причем необходимо заметить, что состав расходов существенно расширен, и тем самым налогоплательщик получил возможность снизить свои налоговые обязательства.

Вопрос: Какие дополнительно затраты теперь налогоплательщики могут учитывать для целей налогообложения?

Ответ: Наряду с расходами на приобретение основных средств и нематериальных активов с 2006 года можно учитывать и затраты на сооружение и изготовление основных средств и создание нематериальных активов. Кроме того, это расходы на бухгалтерские и юридические услуги, расходы на оплату комиссионных и агентских вознаграждений, расходы на услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, расходы, связанные с получением лицензий, затраты по изготовлению документов кадастрового и технического учета, судебные расходы и арбитражные сборы, затраты на подготовку и переподготовку кадров и ряд других расходов. Но следует учитывать, что все расходы
учитываются применительно к порядку, определенному для целей налогообложения прибыли главой 25 Налогового кодекса.

Вопрос: Изменения, внесенные Законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ, предусматривают возможность применения упрощенной системы на основе патента. Как это действует?

Ответ: Действительно, такая возможность существует для отдельных видов деятельности и только для индивидуальных предпринимателей, не использующих труд наемных работников. Но такая возможность может быть реализована только при наличии соответствующего областного закона, которым должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности и потенциально возможный годовой доход предпринимателя. Такого закона у нас в области нет. В нем нет и необходимости, поскольку практически все предусмотренные федеральным законом виды деятельности у нас переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

Советник налоговой службы РФ II ранга

С.А.ЧЕТВЕРИКОВ