Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2006 N А14-20518-2005/565/27 <Суд правомерно взыскал с Администрации Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу муниципального унитарного предприятия г. Воронежа “Водоканал Воронежа“, г. Воронеж, 1575923,14 рубля убытков. Суд отказал в иске к финансово-казначейскому управлению администрации городского округа г. Воронежа, в иске к Министерству финансов РФ и в иске к Главному финансовому управлению Воронежской области в соответствии со ст. ст. 4, 12 закона Воронежской области N 86-3 от 17.03.1997 “Об управлении государственной собственностью Воронежской области“, в которых установлено, что Воронежская область отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим казну Воронежской области. Средства областного бюджета и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Воронежской области. Порядок распоряжения казной Воронежской области определяется законодательством. Администрация Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет правомочия собственника в отношении казны Воронежской области>

Постановлением ФАС Центрального округа от 27.10.2006 N А14-20518-2005/565/27 данное решение отменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2006 года Дело N А14-20518-2005/565/27

(Извлечение)

МУП г. Воронежа В. обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании солидарно с ФКУ администрации городского округа г. Воронеж 1575923,14 рубля убытков, вызванных предоставлением жилищных субсидий на оплату коммунальных услуг в период с 01.09.2002 по 31.12.2002.

Истец увеличивал исковые требования до 37611190 рублей за период с 01.09.2002 до 31.07.2005.

Определением суда от 08.11.2005 к участию в деле в качестве ответчика 2 привлечено ГФУ Воронежской области.

Определением суда от 01.02.2006 выделены в отдельные производства исковые требования о взыскании 19601610,25 рубля убытков за 2003 год,
взыскании 15817106,60 рубля за 2003 год и 603075,96 рубля за 2005 год.

В данном производстве рассматриваются требования о взыскании 1575923,14 рубля убытков, понесенных в период с 01.09.2002 по 31.12.2002.

Определением суда от 28.03.2006 к участию в деле в качестве ответчика 3 привлечено Министерство финансов РФ, г. Москва.

Определением суда от 04.05.2006 к участию в деле в качестве ответчика 4 привлечена администрация Воронежской области, г. Воронеж.

Ответчик 1 исковые требования не признал, заявив суду о том, что ему не были выделены достаточные денежные средства из областного и федерального бюджета для компенсации понесенных истцом убытков.

Ответчик 2 и 4 исковые требования не признал, заявив суду о том, что надлежащим ответчиком по делу является Минфин РФ.

Ответчик 3 заявил суду о том, что выделил ответчику 4 денежные средства в предусмотренном бюджетом на 2002 год в полном объеме. Дополнительные денежные средства ответчиком 4 не запрашивались.

Определением суда в судебном заседании объявлялся перерыв.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд установил следующее.

Истец за период с 01.09.2002 по 31.12.2002 оказывал населению г. Воронежа услуги по холодному водоснабжению.

Оплату полученной холодной воды производили граждане, проживающие в жилищном фонде через МУП “МИВЦ“.

МУП “МИВЦ“ в указанный период предоставил гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в общей сумме 2376536,64 рубля.

Выпавшие доходы истцу возмещены частично в размере 800613,50 рубля, в связи с чем он обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании 1575923,14 рубля убытков.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены правомерно, обоснованно, документально подтверждены и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ N 4218-1 от 24.12.1992 “Об основах федеральной жилищной политики“, Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999, постановлением администрации Воронежской области N 621 от 04.07.2002 малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются в виде уменьшения размеров платежей граждан за жилье и коммунальные услуги.

За 2002 год населению Воронежской области предоставлено субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на общую сумму 107728,0 тыс. рублей, в том числе по г. Воронежу - 76510,0 тыс. рублей. Компенсация расходов по предоставлению субсидий произведена в сумме 38632,6 тыс. рублей, в том числе по г. Воронежу - 16853,0 тыс. рублей.

Задолженность бюджетов по компенсации расходов составила по Воронежской области 69095,4 тыс. рублей, в том числе по г. Воронежу - 59657,0 тыс. рублей.

На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ст. 130 БК РФ отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс.

Статьей 5 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2003 год“ расходы на предоставление льгот, установленных федеральными законами и законами Российской Федерации, в том числе “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета, в соответствии с порядком, определенным администрацией Воронежской области.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства в размере 43421,0 тыс. рублей перечислены ответчику 1 в сумме 35682,2 и израсходованы последним в полном объеме по целевому назначению.

Доводы ответчика 4 о том, что компенсация расходов по предоставлению субсидий должна быть произведена за счет средств федерального бюджета РФ, опровергаются нормами и материалами дела и не могут быть приняты судом во внимание на основании следующего.

В соответствии со статьей 59 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ установлено, что в 2002 году дотации из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг выделяются в пределах общего размера средств, предусмотренных в Фонде софинансирования социальных расходов на указанные цели, исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 20 процентов.

Порядок выделения дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются дотации на выплату субсидий) установлен Постановлением Правительства РФ N 354 от 27.05.2002. Уровень дотаций по Воронежской области составляет 35%.

Выделение дотаций на выплату субсидий в бюджет субъекта Российской Федерации производился в соответствии с утвержденной на текущий год сводной бюджетной росписью (п. 9 порядка).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что выделение
дотаций в размере 35% является максимальной суммой дотации, возможной в случае соблюдения показателей, установленных в п. 2 порядка.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Как установлено судом, из Фонда софинансирования социальных расходов в бюджет Воронежской области на частичное возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий, перечислено 31366,0 рубля.

В бюджете Воронежской области для возмещения всем муниципальным образованиям расходов от предоставления субсидий гражданам по оплате ЖКУ не предусмотрено.

Выделенных денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов по компенсации предоставленных субсидий.

Кроме этого, ответчик 3 заявил суду о том, что заявок на дополнительное выделение денежных средств или перераспределение бюджетных ассигнований из федерального бюджета РФ от ответчика 4 не поступало.

Выделив ответчику 4 дотацию на компенсацию расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 31366,0 тыс. рублей, ответчик 3 выполнил взятые на себя обязательства в полном объеме.

Возражения ответчика 4 о неравномерном распределении бремени несения расходов между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ не могут быть учтены судом, так как Арбитражному суду не подведомственны межбюджетные споры. Доказательств оспаривания распределения федеральным бюджетом РФ расходов по компенсации субсидий ответчиком 4 суду не представлено.

Возникшие отношения сторон подлежат урегулированию с применением норм гражданского законодательства.

В соответствии со ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Статьями 4, 12 закона Воронежской области N 86-3 от 17.03.1997 “Об управлении государственной собственностью Воронежской области“ установлено, что Воронежская область отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим казну Воронежской области. Средства областного бюджета и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Воронежской области. Порядок распоряжения казной Воронежской области определяется законодательством. Администрация Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет правомочия собственника в отношении казны Воронежской области.

Размер понесенных расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

С учетом вышеизложенного суд считает, что исковые требования к ответчику 4 - администрации Воронежской области заявлены правомерно, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в размере 1575923,14 рубля за счет средств казны Воронежской области. В исковых требованиях о привлечении к солидарной ответственности отказать. К ответчику 1 - финансово-казначейскому управлению администрации городского округа г. Воронежа, ответчику 2 - Главному финансовому управлению Воронежской области и ответчику 3 - Министерству финансов РФ в иске следует отказать.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ от заявленной суммы иска в размере 19379,62 рубля относятся на ответчика 4, однако в соответствии со ст. 333.40
НК РФ взысканию не подлежат и относятся на счет федерального бюджета РФ. Истец оплатил госпошлину по платежному поручению N 2280 от 09.09.2005 в размере 19379,62 рубля.

На основании исковых материалов и руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. ст. 110, 167, 170 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с администрации Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу муниципального унитарного предприятия г. Воронежа В., г. Воронеж, 1575923,14 рубля убытков.

В иске к финансово-казначейскому управлению администрации городского округа г. Воронежа отказать.

В иске к Министерству финансов РФ отказать.

В иске к Главному финансовому управлению Воронежской области отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Расходы по госпошлине отнести на счет федерального бюджета РФ.

Выдать муниципальному унитарному предприятию г. Воронежа В., г. Воронеж, справку на возврат из федерального бюджета РФ 19379,62 рубля госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в месячный срок.