Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2006 N А14-1316/2006/32/34 <Суд решил признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области, выразившееся в непредставлении информации о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области (номерах открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименованиях и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника) как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2006 года Дело N А14-1316/2006/32/34

(Извлечение)

Открытое акционерное общество Р. (далее - заявитель, общество), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области, выразившегося в непредставлении информации о счетах должника, и обязании представить информацию о счетах и вкладах администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области, в банках и иных кредитных организациях.

В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просил признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской
области, выразившееся в непредставлении сведений о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области (номерах открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименованиях и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника), обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N по Воронежской области представить открытому акционерному обществу Р. сведения о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области, а именно: номера открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименования и местонахождение банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника.

В порядке статьи 163 АПК РФ в предварительном судебном заседании 10.04.2006 объявлялся перерыв до 12.04.2006 для представления дополнительных документов.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2005 по делу N А14-3267-2005/110/4 удовлетворены исковые требования ОАО Р. о взыскании с администрации Э-го района 118400 рублей основного долга. 5 сентября 2005 года ОАО Р. выдан исполнительный лист N 043293.

Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N по Воронежской области с заявлением от 24.11.2005 о представлении информации об открытых расчетных, текущих и иных счетах, наименованиях и местонахождении банков и иных кредитных учреждений, в которых имеются открытые счета администрации Э-го района, указав при этом, что сведения об открытых и действующих счетах должника необходимы для исполнения судебного акта.

В письме от 29.12.2005 N 05-15/35415 Межрайонная ИФНС России N по Воронежской области сообщила обществу о невозможности представления указанных сведений, поскольку запрашиваемые данные на основании статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются налоговой тайной.

Полагая,
что бездействие налогового органа, выразившееся в непредставлении информации о счетах должника, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“, в редакции, действовавшей в спорный период (далее по тексту - Закон), судебному приставу-исполнителю предоставлено право запросить у налогового органа сведения о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. Информация представляется судебному приставу-исполнителю в течение трех дней. Аналогичная информация представляется также взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Согласно Приказу Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2000 года N ВГ-3-10/265/215 “Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов“ информация о должнике, необходимая для принудительного исполнения исполнительного документа, включает в себя сведения о номерах счетов, наименованиях и местах нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета.

Пунктом 1 Порядка представления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.01.2003 N БГ-3-28/23, указано, что настоящий нормативный акт разработан на основании пункта 3 статьи 46 Закона. В соответствии с указанным Порядком взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности направляет по почте налоговому органу
по месту налогового учета должника-организации заявление о представлении информации и заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа. Информация представляется в течение трех дней со дня получения заявления по почте заказным письмом.

Следовательно, если под необходимой информацией для судебного пристава-исполнителя, указанной в пункте 3 статьи 46 Закона, понимаются в том числе и сведения о номерах счетов в кредитных учреждениях должника, то в соответствии с данной нормой такие же сведения могут быть представлены взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Как следует из материалов дела, названные требования обществом были выполнены, срок давности у исполнительного листа не истек.

В связи с этим довод налогового органа о том, что сведения о счетах являются налоговой тайной и налоговая инспекция имела право представить лишь информацию о факте наличия у должника-организации открытых счетов, признан судом необоснованным.

Действительно, по смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 НК РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне.

По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 НК РФ, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.

Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о
банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета.

В связи с этим решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 15527/03 признано недействующим положение, содержащееся во втором предложении пункта 3 Порядка представления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом МНС РФ от 23 января 2003 года N БГ-3-28/23.

На основании вышеизложенного заявленные требования подлежат удовлетворению. Следует признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области, выразившееся в непредставлении сведений о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области (номерах открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименованиях и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника), обязать налоговый орган представить открытому акционерному обществу Р. сведения о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области, а именно: номера открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименования и местонахождения банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на налоговый орган, однако последний освобожден от уплаты госпошлины на основании статьи 333.37 НК РФ. Заявителю определением суда от 31.01.2006 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия судебного акта по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области, выразившееся в непредставлении сведений о счетах должника - администрации Э-го района, г. Эртиль Воронежской области (номерах открытых
расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименованиях и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника), как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N по Воронежской области представить открытому акционерному обществу Р. сведения о счетах должника - администрации Э-го района, г. Э. Воронежской области, а именно: номера открытых расчетных, текущих и иных счетов в банках и иных кредитных организациях, наименования и местонахождения банков и иных кредитных организаций, в которых имеются открытые счета должника.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.