Законы и бизнес в России

Определение Воронежского областного суда от 02.03.2006 N 33-608 “Обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли данные решения или совершили действия“

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 2006 года по делу N 33-608

(Извлечение)

О.Х.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления по делам миграции ГУВД Воронежской области от 03.02.2000 об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца, указывая, что проживал в г. Г. Чеченской Республики с семьей. В связи с массовыми беспорядками в Чеченской Республике он вместе с семьей подвергался реальной опасности преследования и угрозе для жизни. Кроме того, проживание в Чеченской Республике сопряжено с реальной опасностью подвергнуться преследованиям со стороны чеченских боевиков и усугубляется тем, что в 1995 - 1996 годах он служил в правоохранительных органах Чеченской республики,
т.е. до признания Россией правительства Масхадова. В августе 1996 года по его месту жительства в г. Г. явились боевики с угрозами, поэтому он вынужден был покинуть город. В 1997 году, опасаясь преследования, бежал из Чечни в Воронежскую область, пытался трудоустроиться в Воробьевский РОВД. В 1999 году в связи с возобновлением военных действий в Чечне вместе с детьми прибыл в Ингушетию, откуда 02.12.1999 был направлен миграционной службой в Воронежскую область для решения вопроса о временном размещении. Отказ миграционной службы Воронежской области в признании его и членов семьи вынужденными переселенцами в связи с межнациональным конфликтом и опасностью преследования считает незаконным. Просил обязать миграционную службу Воронежской области предоставить ему и членами его семьи статус вынужденных переселенцев в соответствии с действующим законодательством.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 02.12.2005 в удовлетворении заявления О.Х.А. отказано.

В кассационной жалобе О.Х.А. просит отменить решение районного суда, считая его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ “О вынужденных переселенцах“ от 19.02.1993 N 4530-1 (с последующими изменениями и дополнениями) вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Отказывая О.Х.А. в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что заявитель не представил
доказательств того, что его проживание в Чеченской Республике сопряжено с реальной опасностью подвергнуться преследованиям со стороны чеченских боевиков в связи с его службой в правоохранительных органах.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Согласно требованиям ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Обосновывая свои требования, О.Х.А. сослался на наличие реальной опасности подвергнуться преследованиям со стороны чеченских боевиков в связи с тем, что в 1995 - 1996 годах он служил в правоохранительных органах Чеченской Республики, т.е. до признания Россией правительства Масхадова. Копией служебного удостоверения подтверждается довод О.Х.А. о его службе в органах МВД Чеченской Республики. Суд принял во внимание ответ из МВД Чеченской Республики от 08.10.2003 о том, что О.Х.А. в период с 1994 по 1996 годы службу в органах внутренних дел Чеченской Республики не проходил. Вместе с тем суд не дал никакой оценки письму начальника управления собственной безопасности МВД Чеченской Республики от 09.10.2003, согласно которому архивные данные, в том числе списки и личные дела сотрудников ОВД, не сохранились. Но опрошенные граждане Э.Б., Д.М.С. подтвердили прохождение службы О.Х.А. в МВД ЧР.

Кроме того, из материалов дела видно, что имеющееся у О.Х.А. служебное удостоверение никем не оспорено.

Суд, давая критическую оценку показаниям свидетелей О., допрошенных в порядке судебного поручения, не обратил внимания на то, что эти доказательства получены с нарушением требований ст. 63 ГПК РФ. Протоколы допросов свидетелей О.А.А., О.А., О.Т. выполнены
и.о. председателя Грозненского районного суда Х.З.А. единолично, без ведения протокола судебного заседания секретарем судебного заседания.

Статья 1 часть 1 Закона РФ “О вынужденных переселенцах“ признает вынужденным переселенцем гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица.

Указанное положение закона, на которое ссылался и О.Х.А. в обоснование своего ходатайства о признании вынужденным переселенцем, судом не было проверено с достаточной полнотой, в связи с чем решение нельзя признать законным и обоснованным.