Законы и бизнес в России

Определение Воронежского областного суда от 16.02.2006 N 33-413 “Вина потерпевшего не учитывается при возмещении вреда в связи со смертью кормильца“

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2006 года по делу N 33-413

(Извлечение)

В.Т.Т., приходясь матерью и являясь законным представителем несовершеннолетнего К.Д., обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с К.Д.И. ежемесячные суммы в счет возмещения вреда, причиненного смертью кормильца. В обоснование иска указала, что приговором Новоусманского районного суда Воронежской области от 13 июля 2004 года К.Д.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 108 ч. 1 УК РФ, а именно убийства К.Г.К., приходящегося отцом ее несовершеннолетнему ребенку.

Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 8 декабря 2005 года заявленные требования удовлетворены, с ответчика взыскано в пользу истицы на
содержание ребенка по 1345 рублей ежемесячно до достижения совершеннолетия с последующей индексацией при повышении стоимости жизни.

В кассационной жалобе К.Д.И. просит состоявшееся решение суда отменить, считая его незаконным.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Разрешая заявленные требования, районный суд правильно применил к возникшим правоотношениям нормы ст. 1088 ГК РФ, в силу которой в случае смерти кормильца право на возмещение вреда имеет ребенок умершего, родившийся после его смерти, до достижения восемнадцати лет.

С учетом обстоятельств дела размер возмещения правильно определен судом согласно положениям ст. ст. 1086, 1089 ГК РФ в размере половины величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года N 105.

Доводы кассационной жалобы о том, что размер возмещения должен был определяться судом с учетом доли нетрудоспособных родителей погибшего, не соответствуют установленным судом обстоятельствам и закону.

Так, в силу п. 1 ст. 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. Согласно п. 1 ст. 1088 ГК РФ в случае смерти кормильца право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Как пояснили в судебном заседании родители погибшего К.Г.К., на момент его смерти они, хотя и являлись нетрудоспособными, но не состояли на его иждивении. Эти доводы ответчиком не опровергнуты.

Указывая на право нетрудоспособных родителей получать содержание от совершеннолетнего сына, К.Д.И.
ссылается на ст. 87 СК РФ, в силу которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.

Таким образом, законом право нетрудоспособных родителей на получение от погибшего содержания ставится в зависимость от нуждаемости в такой помощи. Однако из пояснений допрошенных в судебном заседании третьих лиц К.В.В. и К.А. следует, что в помощи сына они не нуждались, им выплачивается пенсия, которая является источником их существования.

При указанных обстоятельствах с доводами ответчика о нуждаемости родителей погибшего в материальной помощи согласиться нельзя.

Нельзя принять во внимание и ссылки К.Д.И. на наличие оснований к снижению размера возмещения ущерба, поскольку приговором установлена форма его вины в виде превышения пределов необходимой обороны и поскольку он имеет на иждивении несовершеннолетних детей. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 1083 ГК РФ вина потерпевшего не учитывается при возмещении вреда в связи со смертью кормильца; в случае, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно, размер возмещения не может быть уменьшен с учетом имущественного положения гражданина.