Законы и бизнес в России

<Информация> ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 10.06.2005 “Налоговая инспекция по Левобережному району Воронежа отвечает на вопросы налогоплательщиков“

ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЛЕВОБЕРЕЖНОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА

ИНФОРМАЦИЯ

от 10 июня 2005 года

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ЛЕВОБЕРЕЖНОМУ РАЙОНУ ВОРОНЕЖА

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Изменится ли ставка ЕСН?

Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ внесены существенные изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ.

С 01.01.2005 ставка по Единому социальному налогу снижается до 26%, в т.ч.:

- федеральный бюджет - 20%;

- ФСС - 3,2%;

- ФФОМС - 0,8%;

- ТФОМС - 2,0%.

Изменены тарифы по ОПС по возрастным категориям.

Если ранее физические лица были разделены на три возрастные категории, то с 1 января 2005 года физические лица разделяются на две категории, а именно:

- лица 1966 года рождения и старше (за них уплачивается 14% на
финансирование страховой части трудовой пенсии);

- лица 1967 года рождения и моложе (за них уплачивается 10% на финансирование страховой части и 4% на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

Если у работника с начала года величина налоговой базы превысила 280000 рублей, то организация имеет право рассчитать страховые взносы по регрессивным ставкам. До 280000 рублей страховые взносы исчисляются по максимальным ставкам.

Изменилась ли ставка земельного налога для строящихся граждан в 2005 году?

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть II Налогового кодекса РФ... “ в 2005 году применяются ставки земельного налога действовавшие в 2004 году с коэффициентом 1,1, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Также с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ “О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

С учетом внесенных этим законом в ч. 5 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ изменений налог на земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, будет взиматься со всей площади земельного участка в размерах трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (в 2004 году не менее 57,02 коп./кв. м, а в 2005 году - 62,72 коп./кв. м). При этом действие части пятой ст. 8 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 N 116-ФЗ, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года.

В случае, если срок проектирования и строительства с момента выделения земельного
участка превысит десятилетний период, то вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, налог на эту категорию земель с 01.01.2005 будет исчисляться физическими лицами в двукратном размере.

Кроме того, с 01.01.2005 налог на земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, должен взиматься в двукратном размере в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Земельный налог на земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, должен взиматься в четырехкратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Какие документы могут служить основанием для предоставления имущественного вычета по суммам, направленным на приобретение жилого дома, если в договоре купли-продажи объектом сделки является жилой дом с надворными постройками и земельным участком, но при этом стоимость жилого дома в договоре не выделена?

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 рублей, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на
приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке.

Перечень объектов, по которым может быть предоставлен имущественный вычет, является закрытым. Иными словами, доход налогоплательщика может быть уменьшен только на суммы, которые направлены на строительство или приобретение таких объектов недвижимости, как жилой дом или квартира. Предоставление имущественного налогового вычета в части расходов на строительство или приобретение гаражей, сараев или других хозяйственных построек НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, если в договоре купли-продажи жилого дома указана общая стоимость, включающая стоимость не только дома, но и других отдельно стоящих хозяйственных построек, а также земельного участка, то общую стоимость данного недвижимого имущества нельзя относить на уменьшение налогооблагаемой базы, так как имущественный вычет не распространяется на приобретение хозяйственных построек и участка.

Стоимость дома может быть выделена из общей стоимости имущества путем оформления сторонами соответствующего соглашения в форме, установленной законодательством.

Определение стоимости жилого дома на основании справки органов БТИ о процентном соотношении инвентаризационной стоимости жилого дома и надворных построек либо справки агентства недвижимости о рыночной стоимости жилого дома в целях получения имущественного налогового вычета не допускается.

В какой срок с момента подачи заявления на возврат налога физическое лицо может рассчитывать на его получение из бюджета?

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная проверка может проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.

Если же произошла переплата налога, то в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Каков порядок предоставления социального налогового вычета на лечение и какие платежные документы необходимо приложить к декларации?

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (согласно перечню медицинских услуг, утверждаемому Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе справки об оплате медицинских услуг.

Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы по оплате лекарственных средств, назначенных налогоплательщику и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый
вычет, следующие документы:

- справку о доходах налогоплательщика по форме N 2-НДФЛ;

- справку об оплате медицинских услуг;

- копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации;

- копии договора налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался;

- копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги или лечение супруга;

- копию свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей), или иной подтверждающий документ;

- копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

- рецептурные бланки с назначением лекарственных средств по форме N 107/у с пространственным штампом “Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика“, выписанные лечащим врачом налогоплательщику в порядке, предусмотренном приложением N 3 к приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.

Как учитываются индивидуальными предпринимателями взносы на обязательное пенсионное страхование?

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ установлено, что страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Уплачиваемые налогоплательщиком фиксированные платежи не связаны с периодом получения индивидуальным предпринимателем доходов и подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.

Статьей 221 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по суммам доходов, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности и занятия частной практикой, индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно ст. 221 НК РФ к расходам индивидуальных предпринимателей относятся также суммы налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для данной категории налогоплательщиков (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные ими за налоговый период.

Сумма взноса на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в налоговом периоде подлежит учету в составе профессиональных налоговых вычетов предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу, для исчисления налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период при подаче налоговой декларации по налогу на доходы по итогам очередного налогового периода.

И.о. руководителя ИФНС России по

Левобережному району г. Воронежа,

советник налоговой службы РФ I ранга

В.И.ТРУХАЧЕВА