Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2005 N А14-17409/2004/562/19 <Требования о признании недействующим в части постановления администрации г. Воронежа N 1566 от 06.10.2004 “Об утверждении нормативов потребления электроэнергии“ и приложения к нему удовлетворены, поскольку на момент его вынесения порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг органами местного самоуправления, утвержденный Правительством РФ, отсутствовал>

Постановлением ФАС Центрального округа от 18.07.2005 N А14-17409/2004/562/19 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 мая 2005 года Дело N А14-17409/2004/562/19

(Извлечение)

ОАО В. заявлены требования о признании недействующими пункта 1, пункта 3.1, пункта 4 и пункта 5, а также приложения N 1 постановления администрации г. Воронежа от 06.10.2004 N 1566 “Об утверждении нормативов потребления электроэнергии“, опубликованного 19.11.2004 в газете “Берег“ N 47, касающегося установления нормативов потребления электроэнергии в месяц для населения, проживающего в квартирах без приборов учета расхода электроэнергии, с учетом состава семьи.

Администрация г. Воронежа требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

В судебном заседании 26.04.2005 объявлялся перерыв до
03.05.2005 (30 апреля, 1 и 2 мая - выходные, праздничные дни).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил.

06.10.2004 постановлением администрации г. Воронежа N 1566 “Об утверждении нормативов потребления электроэнергии“ утверждены нормативы потребления электроэнергии для населения г. Воронежа, проживающего в квартирах без приборов учета расхода электроэнергии, а также нормативы потребления электроэнергии для расчета льгот и субсидий населению г. Воронежа.

ОАО В., не согласившись с данным постановлением в части, обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.

ОАО В. считает, что вышеуказанное постановление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности как энергоснабжающей организации в области возмещения затрат по поставке электроэнергии потребителю (по утверждению заявителя, населению предоставляется больший объем электроэнергии, чем тот, который оплачивается согласно оспариваемому постановлению) и противоречит действующему законодательству.

В обоснование заявленных требований ОАО В. указывает на то, что постановление опубликовано с нарушением установленного порядка (отсутствие компетенции администрации на вынесение постановления, нарушение сроков опубликования), расчет утвержденных им норм потребления электроэнергии произведен на основании акта, не подлежащего применению (Минюстом РФ отказано в регистрации данного акта) и при отсутствии экономического обоснования (что является произвольным вмешательством государственного органа в предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта), а также на то, что данное постановление противоречит ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, ст. ст. 3, 539 ГК РФ, ст. 4 ФЗ РФ “Об энергосбережении“ от 03.04.1996 N 28-ФЗ и ст. 7.19 КоАП РФ.

Администрация г. Воронежа требования заявителя не признает, считает, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку обществом не доказан
ни факт получения убытков от выполнения оспариваемого постановления, ни их размер, и полностью соответствует действующему законодательству как по содержанию, так и по процедуре вынесения.

В обоснование правомерности вынесения оспариваемого постановления администрация г. Воронежа указывает на то, что является органом, в компетенцию которого входит вынесение подобного рода постановлений, а несоблюдение сроков опубликования постановления не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий для вступления акта органа местного самоуправления в силу; использованная при разработке спорных нормативов методика не подлежит государственной регистрации в Минюсте РФ, а необоснованность расчетов администрации г. Воронежа и их несоответствие реальному потреблению электроэнергии не доказаны ОАО В.

Кроме того, по мнению ответчика, постановление не устанавливает разрешение потреблять электроэнергию без приборов учета, нормативы потребления установлены только для тех случаев, когда данные приборы отсутствуют по объективным причинам.

ОАО В. обладает статусом энергоснабжающей организации, в отношении которой осуществляется государственное регулирование, и занимается поставкой электроэнергии населению г. Воронежа с 01.12.2003. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела постановлением администрации г. Воронежа N 2229 от 26.09.2003 об изъятии из хозяйственного ведения МУП В. и передаче в аренду заявителю электрических сетей и иного электрооборудования, действующей лицензией Д 379630 N от 27.10.2003 на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, договором аренды N 308803 от 03.11.2003, уведомлением РЭК администрации Воронежской области N 3-и903 от 01.12.2003 о включении ОАО В. в Реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, заключением ВТУ МАП России, уставом общества.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать
предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

При этом оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

В числе абонентов ОАО В. имеются и физические лица, потребляющие электроэнергию без приборов учета.

Расчеты за потребляемую электроэнергию должны производиться в установленном законом порядке, в том числе и с указанными абонентами.

В силу части 7 ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления) нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ во исполнение ст. 15 вышеуказанного Закона РФ разработало и утвердило Постановлением “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг“ от 30.07.2004 N 392 Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг. Согласно данным Правилам при отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вопросы установления нормативов потребления коммунальных услуг отнесены к
компетенции органов местного самоуправления на федеральном уровне, в связи с чем принятие администрацией г. Воронежа спорного постановления осуществлено в пределах предоставленных ему полномочий и довод заявителя о нарушении при вынесении оспариваемого постановления ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ является несостоятельным.

Несостоятельным является и утверждение заявителя о том, что в ст. 15 вышеуказанного Закона речь идет о нормативах потребления коммунальных услуг, устанавливаемых только в государственном и муниципальном жилищном фонде.

При буквальном прочтении данной статьи становится очевидно, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг ограничения в отношении вида собственности на жилье не установлены. Такие ограничения установлены только для определения органами местного самоуправления цен на наем жилых помещений.

Однако судом установлено, что на момент вынесения спорного постановления утвержденный Правительством РФ порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг органами местного самоуправления отсутствовал.

Таким образом, у администрации г. Воронежа отсутствовали правовые основания определения таких нормативов.

Данный пробел законодательства был устранен только с 01.01.2005 внесением в ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления) Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 изменений, согласно которым органы местного самоуправления получили самостоятельность в решении данного вопроса, поскольку новая редакция части 7 статьи 15 Закона РФ N 4218-1 уже не содержала ссылки на необходимость соблюдения органами местного самоуправления при установлении нормативов потребления коммунальных услуг порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденного Правительством РФ.

С учетом отсутствия вышеуказанного порядка довод участников процесса о необходимости (отсутствии таковой) подготовки экономического обоснования при разработке нормативов судом отклоняется.

Использование при разработке спорных нормативов Методических рекомендаций по формированию
нормативов потребления услуг ЖКХ, утвержденных Приказом Минэкономики РФ N 240 от 06.05.1999 является неправомерным, поскольку Министерством юстиции РФ было отказано в государственной регистрации данного ведомственного нормативного акта в связи с его противоречием действующему законодательству (бюллетень Министерства юстиции РФ N 4 за 2002 год).

С учетом изложенного довод администрации г. Воронежа о том, что использование данных Методических рекомендаций оправдано их исключительно рекомендательным характером, отсутствием общеобязательных для применения норм, в силу чего они не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ, является несостоятельным.

В соответствии с п. 1.1 постановления Воронежского городского муниципального Совета от 16.03.1995 N 23 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления) правовые нормативные акты, принимаемые главой администрации города Воронежа и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально, за исключением актов, издаваемых в соответствии с федеральным законодательством по вопросам чрезвычайных ситуаций.

Учитывая публичность правоотношений в сфере предоставления услуг энергоснабжения, оспариваемый нормативный акт затрагивает права и обязанности неограниченного круга потребителей электроэнергии и, следовательно, не должен применяться до официального опубликования.

Официальным опубликованием правового акта администрации города Воронежа считается первая публикация его полного текста в газете “Берег“ (п. 1.2 постановления).

Правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также интересы предприятий, учреждений и организаций на территории города, направляются для официального опубликования главой местного самоуправления города и публикуются не позднее десяти дней после их подписания (п. 1.3 постановления).

Довод администрации г. Воронежа о том, что несоблюдение 10-дневного срока направления правового акта для его официального опубликования не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий для вступления акта органа местного самоуправления
в силу, опровергается тем же постановлением, на которое ссылается ответчик.

Согласно п. 1.5 постановления Воронежского городского муниципального Совета от 16.03.1995 N 23 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления) правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории города в порядке, установленном самими актами, но не ранее чем с момента официального опубликования (п. 1.5 постановления).

Постановление администрации г. Воронежа N 1566 от 06.10.2004 опубликовано в газете “Берег“ N 47 от 19.11.2004 и в силу вышеизложенного могло применяться только с даты его опубликования - с 19.11.2004.

Следовательно, указание в нем на необходимость применения утвержденных нормативов с 01.10.2004 является неправомерным.

Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод администрации г. Воронежа о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку обществом не доказан ни факт получения убытков от выполнения оспариваемого постановления, ни их размер, является несостоятельным, так как действующим законодательством не установлено, что только получение убытков может служить доказательством нарушения прав и законных интересов хозяйствующего
субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено и подтверждено материалами дела нарушение права заявителя как энергоснабжающей организации на получение оплаты энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии либо в ином установленном законом порядке.

Учитывая, что постановление администрации г. Воронежа N 1566 от 06.10.2004 принято с нарушением действующего законодательства - при отсутствии правовых оснований и нарушении процедуры его вынесения, отсутствии установленного порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг и осуществлении расчета нормативов на основании не подлежащей применению методики, - оно незаконно возлагает на ОАО В. обязанность производить начисление за электроэнергию населению, проживающему в квартирах без приборов учета расхода энергии, по утвержденным данным постановлением нормативам.

Учитывая вышеизложенное, требования ОАО В. являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением ст. 7.19 КоАП РФ и фактическом разрешении потреблять электроэнергию без приборов учета судом не принимается ввиду того, что постановление устанавливает нормативы потребления только для тех случаев, когда приборы учета отсутствуют по объективным причинам, а ст. 7.19 КоАП РФ не является императивной нормой, запрещающей потребление электроэнергии без приборов учета, и устанавливает ответственность за самовольное (безучетное) использование электрической энергии.

В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина относится на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса РФ, части 7 ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления), Постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004, постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 16.03.1995 N 23 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления), ст. ст. 7 -
11, 65, 110, 156, 167 - 170, 180, 192 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействующими пункты 1, 3.1, 4 и 5, а также приложение N 1 постановления администрации г. Воронежа от 06.10.2004 N 1566 “Об утверждении нормативов потребления электроэнергии“ как не соответствующие ст. 544 ГК РФ и части 7 ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного постановления).

Решение вступает в силу немедленно.

Взыскать с администрации г. Воронежа, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. N, расходы по госпошлине в сумме 1000 рублей в пользу ОАО В.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа течение месяца со дня вступления в законную силу.