Законы и бизнес в России

Решение Воронежского УФАС РФ от 30.03.2005 N 4-к//57-к/2004

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2005 г. N 4-к//57-к/2004

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Попов В.Г. - председатель комиссии,

Грищук Т.В., Бовыкина О.И., Киселев В.В. - члены комиссии,

рассмотрев материалы дела N 4-к//57-к/2004 по признакам нарушения администрацией г. Воронежа (в настоящее время - администрация городского округа г. Воронеж) п. п. 1, 2 ст. 7, ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон “О конкуренции“), в присутствии представителей администрации городского округа г. Воронеж - Казьминой Н.Ф. (дов-ть N 58 от 15.03.2005), Абапловой Ж.Б.
(дов-ть N 59 от 15.03.2005), представителей ЗАО “ВИСАНТ - торг“ - Иванова А.В. (дов-ть б/н от 22.03.2005), Сидорова А.В. (дов-ть б/н от 22.03.2005)

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением требований антимонопольного законодательства специалистами Воронежского УФАС России в постановлении администрации г. Воронежа N 860 от 11.06.2004 “О развитии розничной сети магазинов “Пятерочка“ в г. Воронеже в 2004 - 2005 годах“ (далее - постановление N 860 от 11.06.2004) были выявлены признаки нарушений п. п. 1, 2 ст. 7 Закона “О конкуренции“ в части:

- принятия администрацией г. Воронежа нормативного правового акта (постановление N 860 от 11.06.2004), которым необоснованно предоставляются отдельному хозяйствующему субъекту (ЗАО “ВИСАНТ-торг“) льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, а именно: принятие предложения ЗАО “ВИСАНТ-торг“ и создание рабочей комиссии по развитию сети магазинов “Пятерочка“, разработка предложений по рациональному размещению сети магазинов и выделению свободных земельных участков и помещений (п. п. 1, 2, 4, 5 постановления N 860 от 11.06.2004);

- несогласования проекта вышеуказанного постановления администрации г. Воронежа с антимонопольным органом по вопросу о предоставлении преимуществ ЗАО “ВИСАНТ-торг“;

а также по признакам нарушения ст. 8 Закона “О конкуренции“, выразившимся в заключении соглашений или осуществлении согласованных действий между администрацией г. Воронежа и ЗАО “ВИСАНТ-торг“, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (п. п. 1, 3, 6 постановления N 860 от 11.06.2004).

Главе города Воронежа дважды были направлены рекомендации об устранении указанных признаков нарушений антимонопольного законодательства в добровольном порядке (исх. N 02-16/783 от
09.08.2004, исх. N 02-16/1218 от 15.11.2004). В указанный срок администрация г. Воронежа рекомендации антимонопольного управления не исполнила, возражения или иную информацию не представила.

16.02.2005 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Воронежа (определение N 4-к//57-к/2004 от 16.02.2005, исх. N 02-16/185 от 17.02.2005). Заседание Комиссии управления по рассмотрению материалов указанного дела было назначено на 15.03.2005. По ходатайству администрации городского округа г. Воронеж и в связи с необходимостью представления дополнительной информации рассмотрение дела было отложено. К делу в качестве заинтересованного лица привлечено ЗАО “ВИСАНТ-торг“ (определение об отложении рассмотрения дела N 4-К//57-К/2004 от 15.03.2005, исх. N 02-16/286 от 15.03.2005). Заседание комиссии было назначено на 30.03.2005.

Администрация городского округа г. Воронеж представила дополнительную информацию с нарушением сроков ее представления, копии документов заверены печатью МУП “Управление главного архитектора“. ЗАО “ВИСАНТ-торг“ предоставило письменные пояснения по признакам нарушений антимонопольного законодательства.

Представители администрации и ЗАО “ВИСАНТ-торг“ считают, что положения постановления N 860 от 11.06.2004 не нарушают требования антимонопольного законодательства.

По указанным выше признакам нарушений комиссия установила следующее.

ЗАО “ВИСАНТ-торг“ осуществляет хозяйственную деятельность на рынке розничной торговли продовольственных товаров. Кроме ЗАО “ВИСАНТ-торг“ на рассматриваемом рынке осуществляет деятельность большое количество иных хозяйствующих субъектов.

Наряду с указанным видом деятельности ЗАО “ВИСАНТ-торг“ в соответствии с лицензией осуществляет строительство магазинов “Пятерочка“ класса “Экономичный универсам“. Совмещение ЗАО “ВИСАНТ-торг“ указанных видов деятельности (розничная торговля и строительство) послужило, по мнению представителей администрации, основанием выбора сети магазинов “Пятерочка“ как объекта развития.

Доводы, изложенные в ответе управления инвестиций, развития потребительского рынка, промышленной политики и защиты прав потребителей администрации (исх. N 1-1228 от 11.03.2005), о том, что только эта фирма
занимается строительством продовольственных магазинов, нельзя признать обоснованными, поскольку, как установлено комиссией, ЗАО “ВИСАНТ-торг“ привлекало для строительства своих магазинов в том числе и подрядчиков. В настоящее время ЗАО “ВИСАНТ-торг“ арендует:

- 10 земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных обществу под строительство магазинов розничной торговли продуктов питания в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 30 ЗК РФ;

- 6 земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и фактически занимаемых зданиями, которые находятся в собственности ЗАО “ВИСАНТ-торг“;

- 1 помещение, находящееся в муниципальной собственности и предоставленное обществу в порядке субаренды.

Указанные земельные участки были выделены администрацией г. Воронежа ЗАО “ВИСАНТ-торг“ в соответствии с действующим законодательством до принятия постановления N 860 от 11.06.2004.

Наряду с этим принятие администрацией г. Воронежа предложения ЗАО “ВИСАНТ-торг“ и утверждение состава рабочей комиссии по развитию розничной сети магазинов “Пятерочка“ в соответствии с п. п. 1, 2 постановления N 860 от 11.06.2004 свидетельствует о необоснованном предоставлении льгот хозяйствующему субъекту ЗАО “ВИСАНТ-торг“ и может служить основанием для создания условий, ограничивающих доступ на рынок розничной торговли продовольственных товаров других хозяйствующих субъектов.

Представители администрации городского округа г. Воронеж пояснили, что фактически каких-либо мероприятий по реализации данного постановления администрация не проводила.

Поскольку требования п. 1 ст. 7 Закона “О конкуренции“ содержат положения о создании условий, которые в том числе могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции (т.е. не требуется наступления указанных последствий), следовательно, положения п. п. 1, 2 постановления N 860 от 11.06.2004 нарушают требования антимонопольного законодательства.

В п. п. 3, 5 постановления N 860 от 11.06.2004 закреплены положения, свидетельствующие о соглашении или согласованных действиях администрации г. Воронежа и ЗАО
“ВИСАНТ-торг“, а именно: требование представить ЗАО “ВИСАНТ-торг“ в департамент градостроительства и земельных отношений заявку на размещение розничных магазинов “Пятерочка“ на территории г. Воронежа и требование главам администраций районов города оказать содействие ЗАО “ВИСАНТ-торг“ в размещении сети указанных магазинов. В результате действий по реализации указанных положений могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В соответствии с требованиями ст. 8 Закона “О конкуренции“ наступление таких последствий не обязательно.

Также доказательствами осуществления согласованных действий между администрацией г. Воронежа и ЗАО “ВИСАНТ-торг“ являются письмо администрации, направленное ЗАО “ВИСАНТ-торг“ (исх. N 11268/1 от 11.04.2003), ответ ЗАО “ВИСАНТ-торг“ на письмо администрации (исх. N 251 от 21.04.2003) и ссылка администрации городского округа г. Воронежа на достигнутое соглашение в своих письмах депутатам Воронежской областной Думы Кудрявцевой Г.А. (исх. N 629/1-б/о от 03.11.2004), Ерихонову И.Л. (исх. N 142/1-б/о от 04.03.2005).

Несмотря на то, что в п. п. 4, 5 постановления N 860 от 11.06.2004 содержатся требования предоставления земельных участков и помещений в соответствии с действующим законодательством, указанные пункты фактически соответствуют общей цели постановления, а именно развитию розничной сети магазинов “Пятерочка“, т.е. предоставлению льгот.

Факт предоставления льгот также подтверждается тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрация городского округа г. Воронеж оказывает содействие в развитии других сетей магазинов розничной торговли в г. Воронеже (например, “Провиант Эконом“, “Магнит“ и др.).

На основании вышеизложенного комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию городского округа города Воронеж нарушившей:

- требования п. п. 1, 2 ст. 7 Закона “О конкуренции“ в части принятия органом местного самоуправления (администрацией г. Воронежа) нормативного правового акта (постановление N 860 от 11.06.2004),
которым необоснованно предоставляются отдельному хозяйствующему субъекту (ЗАО “ВИСАНТ-торг“) льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара в г. Воронеже, и несогласования проекта указанного постановления с антимонопольным органом;

- требования ст. 8 Закона “О конкуренции“, запрещающие заключение соглашений или осуществление согласованных действий между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

2. Выдать администрации городского округа город Воронежа предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

В.Г.ПОПОВ

Члены комиссии:

Т.В.ГРИЩУК

В.В.КИСЕЛЕВ

О.И.БОВЫКИНА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 30 марта 2005 г. N 4-к//57-к/2004

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Попов В.Г. - председатель комиссии,

Грищук Т.В., Киселев В.В., Бовыкина О.И. - члены комиссии

на основании своего решения от 30 марта 2005 года по делу N 4-к//57-к/2004 о нарушении администрацией городского округа г. Воронежа (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, 10) п. п. 1, 2 ст. 7, ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон “О конкуренции“) предписывает:

Администрации городского округа город Воронеж в срок до 10.05.2005 устранить нарушения:

- требований п. п. 1, 2 ст. 7 Закона “О конкуренции“ в части принятия органом местного самоуправления (администрацией г. Воронежа) нормативного правового акта (постановление N 860 от 11.06.2004), которым необоснованно предоставляются отдельному хозяйствующему субъекту (ЗАО “ВИСАНТ-торг“) льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара в г. Воронеже, и несогласования проекта
указанного постановления с антимонопольным органом;

- требований ст. 8 Закона “О конкуренции“, запрещающих заключение соглашений или осуществление согласованных действий между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов путем:

1. Отмены постановления администрации г. Воронежа N 860 от 11.06.2004 “О развитии розничной сети магазинов “Пятерочка“ в г. Воронеже в 2004 - 2005 годах“.

2. Прекращения и недопущения в дальнейшем согласованных действий между администрацией городского округа города Воронеж и ЗАО “ВИСАНТ-торг“ о развитии розничной сети магазинов “Пятерочка“ класса “Экономичный универсам“.

О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Воронежское УФАС России в срок до 10.05.2005, приложив доказательства, подтверждающие устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в соответствии со ст. 28 Закона “О конкуренции“.

Примечание: в соответствии с п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа должностные лица несут административную ответственность.

Председатель комиссии

В.Г.ПОПОВ

Члены комиссии:

Т.В.ГРИЩУК

В.В.КИСЕЛЕВ

О.И.БОВЫКИНА