Законы и бизнес в России

<Информация> УФНС РФ по Воронежской обл. от 01.02.2005 “Об изменениях в законодательстве по налогообложению земельных участков, выделенных под жилищное строительство“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 1 февраля 2005 года

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ПОД ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Эти документы выдавались землепользователям до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. В настоящее время выдаются свидетельства о государственной регистрации прав. Земельный кодекс Российской Федерации в этом случае рекомендует применять правоудостоверяющие документы - как выданные ранее, так и
оформляемые в настоящее время. В ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с этим признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей“ (с изм. от 25.01.1999 N 112), свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения“ (Постановления от 17.09.1991 N 493, от 19.03.1992 N 177 и Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 отменены, но формы правоудостоверяющих документов в настоящее время применяются).

После того как физическими или юридическими лица получены
правоудостоверяющие документы (решения местных органов власти о предоставлении земельных участков также будут являться основанием для уплаты налога), они становятся плательщиками земельного налога. Это местный налог, который является одним из основных источников формирования местных бюджетов.

Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентируются в Воронежской области положениями Закона Российской Федерации “О плате за землю“, а также принятыми в соответствии с ним законом Воронежской области от 15.10.2004 N 59-ОЗ “О нормах предоставления земельных участков в Воронежской области“ и постановлением от 02.07.1997 N 96-II-ОД “О “Положении о взимании и использовании средств земельного налога и арендной платы за землю в Воронежской области“ (в ред. постановлений Воронежской областной Думы от 30.10.1997 N 197-II-ОД; от 28.05.1998 N 467-II-ОД, от 25.09.1998 N 590-II-ОД; от 11.12.1998 N 666-II-ОД, от 18.03.1999 N 768-II-ОД, от 15.02.2001 N 1864-II-ОД, от 30.03.2004 N 804-III-ОД), а также решениями органов местного самоуправления.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. В ст. 12 Закона “О плате за землю“ содержится подробный перечень льготных категорий налогоплательщиков и земель. На федеральном уровне устанавливаются только отдельные льготы, носящие общий характер. Региональным и местным органам власти предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу. Так, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления согласно ст. ст. 13 и 14 указанного Закона вправе устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.

Пониженная ставка земельного налога, предусмотренная ч. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ (в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но
не менее 57,02 копеек за 1 квадратный метр в 2004 году), применяется при исчислении налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты. Таким образом, при определении налога за земли, занятые таким жилищным фондом, установлена пониженная ставка налога. Исходя из этого, налог за земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. В ч. 1 ст. 8 указанного Закона определено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону. Это положение не вступает в противоречие с нормой ч. 5 ст. 8 Закона, а лишь уточняет ставку налога за земли, занятые жилищным фондом. Закон “О плате за землю“ не ставит предоставление налоговой льготы в зависимость от целевого назначения земельного участка либо от отнесения его к той или иной территориальной зоне, а напрямую связывает право на льготу с наличием на земельном участке объекта жилищного фонда.

В то же время понятие жилищного фонда в законодательстве о налогах и сборах не определено. Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При трактовке нормы Закона “О плате за землю“ (ч. 5 ст. 8) необходимо было исходить из того, что она применяется в отношении земельных участков, занятых
жилищным фондом.

Определение понятия “жилищный фонд“ приводится в Жилищном кодексе РСФСР и в Законе Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“. В Жилищном кодексе РСФСР говорится о том, что жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, Жилищный кодекс РСФСР под индивидуальным жилищным фондом понимает жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан, а не земли, используемые под индивидуальное жилищное строительство дома.

Закон “Об основах федеральной жилищной политики“ под жилищным фондом понимает совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данный законодательный акт, как
и Жилищный кодекс РСФСР, содержит исчерпывающее определение жилищного фонда и не относит индивидуальное жилищное строительство к этому жилищному фонду.

В Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации“, жилищное строительство не рассматривается как жилищный фонд до момента окончания строительства и включения построенного объекта в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации. Жилищный фонд подлежит государственному учету, осуществляемому независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд составляется технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения. В случае ввода в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений обязательны для применения инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда. Исполнительная учетно-техническая документация на законченный строительством жилой дом, составляемая БТИ, включается в состав документации, предъявляемой заказчиком (застройщиком) приемочной комиссии. Из указанных положений следует, что после окончания строительства жилых домов построенные объекты включаются в состав жилищного фонда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не предусмотрено льготное налогообложение земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, так как взимание налога по пониженной ставке (3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа) было предусмотрено только в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.

Налоговые органы Воронежской области в соответствии с законодательством о налогах и сборах направляли налогоплательщикам налоговые уведомления с указанием сумм земельного налога, которые должны быть
уплачены в сроки до 15 сентября и 15 ноября. Руководствуясь ст. 17 Закона “О плате за землю“, в соответствии с которой пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года, налоговые органы области доначисляли земельный налог за земельные участки, занятые индивидуальным жилищным строительством.

Следует отметить, что в тех регионах Российской Федерации, где на региональном или местном уровне было принято решение о применении льгот в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, вопросов об исчислении земельного налога данной категории налогоплательщиков не возникало.

Учитывая, что с 2003 года в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ было предусмотрено поступление земельного налога за земли городов и поселков только в региональные и местные бюджеты (исключая федеральный бюджет), законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления своими нормативными правовыми актами могли предоставить льготы по уплате земельного налога в виде полного освобождения. При этом на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно было определить те категории граждан, которым их финансовое положение не позволяло уплачивать налог на общих основаниях. Кроме того, учитывались нормы п. 4 ст. 5 НК РФ, в которой установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако в Воронежской области соответствующие решения региональных или
местных органов власти приняты не были.

Верховный Суд Российской Федерации вынес Определение от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 в части перерасчета суммы земельного налога за земельный участок, имеющий целевое назначение “под индивидуальный жилой дом“, в размере 3% от установленной ставки. Однако это определение было принято по определенному делу (по жалобе Жукова А.А.) и, следовательно, на основании п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространялось на дело по конкретной жалобе, что не являлось основанием для применения определения в других случаях. Поэтому в иных случаях применялась полная ставка при расчете земельного налога за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Определением Президиума ВС РФ от 19.05.2004 N 5пв-04 данное Определение было отменено. А впоследствии Определением Президиума ВС РФ от 14.07.2004 N 15пв04пр было отменено и Определение от 19.05.2004. Таким образом, осталось в силе Определение ВС РФ от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3, в котором предлагалось рассчитывать земельный налог за земельный участок, имеющий целевое назначение “под индивидуальный жилой дом“, в размере 3% установленной ставки.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2003 года, утвержденном Постановлениями Президиума ВС РФ от 03.12.2003 и 24.12.2003, был освещен вопрос, касающийся налогообложения земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. ВС РФ указал на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона “О плате за землю“ налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными
и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Часть 5 этой статьи устанавливает порядок исчисления налога, в частности, за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а именно: налог уплачивается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за 1 кв. м (неденоминированных и без учета индексации по соответствующим годам), т.е. в части уплаты налога за земли, занятые жилищным фондом, Законом установлена льгота.

ВС РФ ссылался на нормы Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, из которых вытекает, что объекты жилищного строительства до ввода их в эксплуатацию не могут рассматриваться как жилищный фонд. Из анализа приведенных норм следует, что жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд, поэтому положение ч. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ о льготном налогообложении земель, занятых жилым фондом, не распространяется на земли, на которых строительство жилых домов не завершено.

Свое мнение по указанному вопросу высказал Конституционный Суд Российской Федерации. В мотивировочной части Определения КС РФ от 05.06.2003 N 276-О говорится, что в процессе изучения представленных заявителями материалов было установлено, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 13.02.2003 по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права отменила судебные решения, вынесенные по делу Жукова А.А. В Определении указывается, что ч. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ предусматривает 3% ставки налога, исходя из целевого
назначения земли, и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. В соответствии со ст. 3 данного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, ссылка же на ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочна, поскольку эта норма не является налоговой. Указанное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, таким образом, устранило неопределенность в понимании оспариваемой нормы.

Следует добавить, что ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ установлено, что решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Согласно ст. 79 указанного Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Поэтому с момента принятия Определения от 05.06.2003 N 276-О налоговые органы при определении ставки земельного налога за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, руководствовались позицией КС РФ, изложенной в указанном Определении, и с этого времени применяли ставку земельного налога 3% за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства.

Ситуация с обложением земельным налогом земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, законодательно разрешилась. Федеральный закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ “О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ (далее - Закон N 116-ФЗ) определил порядок уплаты земельного налога в части налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства. Изменения направлены на создание условий для формирования рынка доступного жилья и имеют целью стимулирование скорейшего ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию и регистрации прав на вновь построенные объекты. Установлены повышенные ставки земельного налога на земельные участки, предоставленные в собственность для многоквартирного жилищного строительства, на период проектирования и строительства вплоть до регистрации прав на построенный объект по результатам ввода объекта в эксплуатацию и осуществления его государственного учета. При этом на трехлетний период строительства устанавливается двукратная ставка земельного налога. По истечении этого периода устанавливается 4-кратная ставка, а после завершения строительства - однократная ставка земельного налога. Если жилищное строительство будет завершено до истечения установленного трехлетнего срока, предлагается возмещение налогоплательщику суммы земельного налога, уплаченной сверх однократной ставки. Для индивидуального жилищного строительства на период строительства (десятилетний срок) устанавливается однократная ставка земельного налога. Если по истечении этого срока строительство не завершено, ставка повышается и устанавливается в размере двукратной ставки земельного налога вплоть до его завершения.

Изменениями, внесенными Законом N 116-ФЗ, разделены такие понятия, как:

- земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства (в том числе предоставленные (приобретенные) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения; предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования);

- земли, занятые жилищным фондом;

- земли, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства;

- земли, приобретенные в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства.

Таким образом, устранена неопределенность в отношении понятия земель, занятых жилищным фондом.

Статьей 2 Закона N 116-ФЗ установлено, что действие ч. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ с учетом изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года. Поэтому в отношении земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, земельный налог взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей (неденоминированных) за 1 кв. м (57,02 коп. за 1 кв. м в условиях 2004 года; 62,72 коп. за 1 кв. м в условиях 2005 года) начиная с 1 января 2000 года.

Учитывая, что Закон N 116-ФЗ вступает в силу с 1 января 2005 года, а также то, что перерасчет земельного налога производится только за три предшествующих года, как указано в ст. 17 Закона “О плате за землю“, для указанной категории налогоплательщиков, налоговые органы должны самостоятельно пересчитать ранее исчисленные суммы земельного налога и известить налогоплательщиков о принятом решении.

Налогоплательщиками, которые вправе воспользоваться пониженной ставкой земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, являются физические лица, признаваемые землепользователями или землевладельцами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. К указанной категории физических лиц относятся не только собственники, но и физические лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такой порядок налогообложения в отношении земельных участков, предоставленных до 1 января 2005 года физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, должен применяться в 2005 году и последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, налог за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, должен взиматься со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее установленного Законом минимального размера земельного налога с учетом применяемых последовательно по соответствующим годам коэффициентов индексации (указанная норма Закона применяется с 1 января 2000 года).

Для 1994 года этот размер налога составлял 10 рублей за 1 кв. м. С учетом коэффициентов индексации, применяемых в 1995 - 1997, 1999 - 2000, 2002 - 2004 годах, за земельные участки, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, а теперь уже и за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, расположенные в границах городской (поселковой) черты, минимальный размер земельного налога составляет в 2004 году ((10 рублей/кв. м x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год)) / 1000) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) x 1,1 (2004 год) = 57,02 коп./кв. м.

Статьей 7 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1. Минимальный размер земельного налога составит в 2005 году 62,72 коп./кв. м.

Предположим, что площадь земельного участка, занятого индивидуальным жилищным строительством в 78-й зоне г. Воронежа, составляет 1000 кв. м. Среднюю ставку земельного налога следует определить из таблицы 1 приложения N 2 к Закону “О плате за землю“ на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения от 500 тыс. до 1000 тыс. человек. Город Воронеж признан городом с развитым социально-культурным потенциалом и относится к Центрально-Черноземному экономическому району.

Средняя ставка составляет 264 рубля/кв. м. С учетом применяемых коэффициентов индексации средняя ставка земельного налога в 2005 году составит (264 рубля/кв. м x 2 x 1,5 x 2 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 x 1,1) / 1000 = 6,9 рубля/кв. м. А с коэффициентом увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, который находим в таблице 3 приложения N 2 к Закону “О плате за землю“, при численности населения городов от 500 тыс. до 1000 тыс. человек, который равен 2,4, средняя ставка налога составляет 16,56 рубля/кв. м (6,9 рубля/кв. м x 2,4).

В соответствии с постановлением муниципального Совета г. Воронежа от 02.07.1998 N 124-II “О плате за землю и нормативной цене земли“ (в редакции постановлений муниципального Совета г. Воронежа от 11.03.1999 N 49-II, Воронежской городской Думы от 21.02.2002 N 32-I) дифференцированная ставка земельного налога по зонам градостроительной ценности (приложение N 1) составит в 78-й зоне 19,7 рубля/кв. м (16,56 рубля/кв. м x 1,19).

С учетом нового положения, внесенного в Закон “О плате за землю“, налог за земли, занятые индивидуальным жилищным строительством в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 62,72 коп./кв. м в 2005 году. От ставки налога по 78-й зоне города это составит 0,59 рубля/кв. м (19,7 рубля/кв. м x 3%). Учитывая, что за земельные участки, занятые индивидуальным жилищным строительством, находящиеся на территории города, минимальный размер земельного налога в 2005 году равен 62,72 коп./кв. м, для расчета налога исключается полученная ставка - 0,59 рубля/кв. м. Сумма земельного налога, подлежащая уплате, составляет в 2005 году 1000 кв. м x 62,72 коп./кв. м = 627,2 рубля.

Следует отметить, что до внесения изменений в Закон “О плате за землю“ сумма земельного налога составила бы 1000 кв. м x 19,7 рубля/кв. м = 19700 рублей.

Статьей 17 Закона “О плате за землю“ установлено, что пересмотр произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года. В ст. 2 Закона N 116-ФЗ, как уже указывалось, определено, что действие ч. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ с учетом изменений, внесенных данным Федеральным законом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года. Из приведенных норм следует, что суммы уплаченного налога гражданами, рассчитанные по полной городской (поселковой) ставке, за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, за прошлые годы возвращаются. Таким образом, перерасчет земельного налога за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, будет производиться налоговыми органами за три предшествующих года, т.е. за период 2002 - 2004 годов.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Что касается земельных участков, предоставленных гражданам после 1 января 2005 года, то в отношении земельных участков, предоставленных в собственность физическим лицам на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства, установлен иной порядок налогообложения. Так, физические лица за земельные участки, приобретенные в собственность для индивидуального жилищного строительства, в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог должны уплачивать в двукратном размере.

Физические и юридические лица, приобретающие после 1 января 2005 года в собственность земельные участки на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, в течение первых трех лет проектирования и строительства уплачивают земельный налог в двукратном размере от ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации объекта. Если жилищное строительство завершено и зарегистрированы права на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства, то уже уплаченная сумма земельного налога в течение периода проектирования и строительства сверх однократного размера земельного налога подлежит зачету (возврату) налогоплательщику. Если превышен трехлетний срок, то налог в последующий период проектирования и строительства взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации объекта. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом (ч. 9 и 11 ст. 8 Закона “О плате за землю“ в ред. от 20.08.2004).

Соответствующие изменения и дополнения в Закон “О плате за землю“ вступают в силу с 1 января 2005 года и подлежат применению при исчислении земельного налога начиная с начислений за 2005 год только в отношении земельных участков, приобретенных в собственность после 1 января 2005 года.

В отношении земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 года в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), земельный налог подлежит уплате по общим ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа в соответствии со ст. 8 Закона “О плате за землю“ вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

Советник налоговой с“ужбы РФ II ранга

С.В.МИНАКОВ