Законы и бизнес в России

Анализ причин оставления без движения и возвращений заявлений органов внутренних дел о привлечении к административной ответственности

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

АНАЛИЗ ПРИЧИН ОСТАВЛЕНИЯ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЙ

ЗАЯВЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПРИВЛЕЧЕНИИ

К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Оставление искового заявления или жалобы без движения - это новый институт, введенный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 года.

Статья 128 АПК РФ посвящена порядку оставления искового заявления без движения. В части первой данной статьи закреплено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 - 126 АПК РФ (определяют форму и содержание искового заявления и документы, прилагаемые к исковому заявлению), выносит определение об оставлении искового заявления без движения.

Таким образом, суд оставляет исковое
заявление без движения в случае его неправильного оформления или отсутствия документов, которые обязательно должны быть к нему приложены. Оставляя заявление без движения, суд предлагает заявителю устранить формальные недостатки.

Заявление оставляется без движения в тех случаях, когда по нормам статьи 108 АПК РФ 1995 года оно возвращалось заявителю.

В определении об оставлении заявления без движения арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения (часть 2 статьи 128 АПК РФ).

Согласно части 3 статьи 128 АПК РФ заявление принимается к производству арбитражного суда и считается поданным в день его первоначального поступления в суд в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда.

Раздел 3 АПК РФ (главы 22 - 26) “Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений“ относит к делам, рассматриваемым в порядке административного производства, в числе других, дела об административных правонарушениях (дела о привлечении к административной ответственности).

Административная ответственность - это одна из форм юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение.

Основанием для привлечения к административной ответственности является наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения.

Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются: субъект, наличие события правонарушения, его противоправность, вина субъекта правонарушения.

По делам, рассматриваемым арбитражным судом, субъектами могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи с их предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам
искового производства, предусмотренным в АПК РФ, с особенностями, закрепленными в главе 25 АПК РФ “Рассмотрение дел об административных правонарушениях“ в статьях 202, 203, 204, 206 и в Федеральном законе об административных правонарушениях. Однако если Федеральным законом предусмотрены иные правила административного судопроизводства, то применяются эти правила.

К подведомственности арбитражных судов согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесены дела, предусмотренные следующими статьями:

6.14. “Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам“;

7.24. “Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта“;

14.1. “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)“;

14.10. “Незаконное использование товарного знака“;

14.11. “Незаконное получение кредита“;

14.12. “Фиктивное или преднамеренное банкротство“;

14.13. “Неправомерные действия при банкротстве“;

14.14. “Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации“;

части 1 и 2 ст. 14.16 “Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“;

ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 “Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта“;

ст. 14.18. “Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей продукции“;

14.21. “Ненадлежащее управление юридическим лицом“;

14.22. “Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий“;

14.23. “Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом“;

15.10. “Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда“;

части 1 и 2 статьи 19.19 “Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации“.

Производство по данным делам возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 ст. 202 АПК РФ, статья 28.3 КоАП РФ).

Заявление административного органа с требованием о привлечении юридического
лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

К заявлению о привлечении к административной ответственности, как и к исковому заявлению, предъявляются требования, закрепленные в части 1, пунктах 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Специальные требования, предъявляемые к заявлению о привлечении к административной ответственности, закреплены в статье 204 АПК РФ.

Заявление должно содержать:

1) дату и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилию, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающие административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 204 АПК РФ к заявлению о привлечении к административной ответственности обязательно должны быть приложены следующие документы:

1) протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы;

2) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Если требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о привлечении к административной ответственности, нарушаются, то суд оставляет заявление без движения по правилам ст. 128 АПК РФ.

Об оставлении заявления без движения суд выносит определение, в котором указывает на правовые последствия, которые могут наступить в случае, если заявитель не устранит в установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без
движения.

В 2003 году органами внутренних дел в Арбитражный суд Воронежской области было подано 86 заявлений о привлечении к административной ответственности, 6 заявлений возвращены судом сразу.

Из оставшихся 80 заявлений оставлялось без движения 29 заявлений.

После устранения обстоятельств, послуживших основаниями оставления данных заявлений без движения, 11 заявлений принято к производству ввиду устранения недостатков, а 18 заявлений - возвращено.

Таким образом, из поданных 86 заявлений приняты к производству 62, что составляет 75%.

Анализ заявлений органов внутренних дел, оставленных без движения, показал, что при составлении заявлений органы внутренних дел часто не принимают во внимание положения, закрепленные в статьях 125, 126, 204 АПК РФ.

Причины, по которым суд оставляет заявления органов внутренних дел без движения, следующие:

1. Отсутствие уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих направление лицам, привлекаемым к ответственности, копий заявления и приложенных к ним документов.

2. Отсутствие сведений о наименовании заявителя и его адресе.

3. Не указано лицо, привлекаемое к административной ответственности.

4. Не указаны дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном нарушении.

5. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол об административном правонарушении, - должность, фамилия и инициалы.

6. Не указаны сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

7. Отсутствует документ, подтверждающий правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности.

8. Отсутствует ссылка на нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении.

9. Не указана дата составления заявления.

10. Нет перечня прилагаемых документов.

Например, дело N А14-9578-02/42бд/23.

ОВД Лискинского района обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИП Т.Н.Н. о привлечении к административной ответственности.

Суд установил, что заявление подано с нарушением требований, установленных
ст. ст. 125, 126, 204 АПК РФ, а именно:

Отсутствует уведомление о вручении, подтверждающее направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Также отсутствует свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Т.Н.Н.

Суд оставил заявление без движения, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, поскольку нарушены требования ст. ст. 125, 126, 204 АПК РФ, и предложил заявителю устранить обстоятельства, послужившие основаниями для оставления заявления без движения.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены не были, суд возвратил данное заявление.

Дело N А14-3375-03/14.

ОВД Новохоперского района Воронежской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП С.С.В. к административной ответственности.

Суд установил, что заявление подано с нарушением ст. ст. 125, 126, 204 АПК РФ, а именно:

1. В заявлении не указаны наименование заявителя и его адрес.

2. В заявлении не указано наименование, место жительства и правовой статус ответчика.

3. К заявлению не приложены уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов.

Суд оставил заявление без движения, предложив заявителю устранить указанные нарушения в определенный срок.

Заявление с приложенными документами возвращено, поскольку в указанный в определении суда срок не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления его без движения.

По делу N А14-8330-02/3 по заявлению Воронежского областного отделения Российской транспортной милиции о привлечении С.А.А. к административной ответственности в нарушение требований ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 204, п. п. 1, 4 ст. 126 к протоколу не приложено заявление о привлечении к административной ответственности, не приложено уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий
направление копии заявления лицу, привлекаемому к ответственности.

Суд оставил заявление без движения, предложив заявителю устранить указанные нарушения в определенный срок.

Заявление с приложенными документами возвращено, поскольку в указанный в определении суда срок не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления его без движения.

Иногда нарушаются сразу несколько требований.

По делу N А14-669-03/10 заявление о привлечении к административной ответственности подано с нарушением требований, установленных ст. ст. 125 и 204 АПК РФ.

1. В заявлении не указано лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его местожительство.

2. В заявлении не указаны дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении.

3. В заявлении не указаны должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении.

4. В заявлении не указаны сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

5. В заявлении не указано требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

6. К заявлению не приложены прилагаемые к протоколу об административном правонарушении документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Данное заявление оставлено без движения для устранения нарушения, а затем возвращено судом, поскольку указанные нарушения устранены не были.

Аналогичные нарушения требований статей 125, 126, 204 АПК РФ, предъявляемых к заявлениям о привлечении к административной ответственности, обнаружены в делах N А14-8328-02/20бд/23, А14-10426-02/3, А14-1186-03/13, А14-3183-03/3, А14-9110-03/14 и др.

Также в нарушение требований ст. ст. 125, 126, 204 АПК РФ в заявлениях по некоторым делам отсутствуют указания на нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, и отсутствует перечень прилагаемых документов.

Если обстоятельства,
послужившие основаниями для оставления заявления без движения, не устраняются заявителем в срок, установленный в определении арбитражного суда, суд возвращает заявление в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Основная причина возвращения заявлений органов внутренних дел о привлечении к административной ответственности - не устранение нарушений, указанных в определении суда об оставлении заявления без движения.

Например, дела N А14-1698-03/20-14, А14-669-03/20/10-5, А14-8328-02/20/23/41, А14-641-03/20/3-4, А14-3170-03/20/3-10, А14-2933-03/20/3-9; А14-1186-03/20/13-8 и другие.

Анализ возвращенных заявлений показал, что есть и другие причины, по которым суд возвращает заявления органов внутренних дел.

Дело N А14-8986-03/20/3-22.

УМБППР ИАЗ ГУВД обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО С., г. Москва, о привлечении к административной ответственности.

Суд возвратил заявление, поскольку в силу ст. 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Дело N А14-5752-03/20/10-27.

МОБ Борисоглебского ГРОВД обратился в арбитражный суд с заявлением к Т.Л.Н. о привлечении к административной ответственности.

Суд возвратил заявление, руководствуясь пунктом 3 части 1 ст. 129 АПК РФ, поскольку до вынесения определения о принятии искового заявления к производству от истца поступило ходатайство о возвращении заявления.

Дело N А14-9923-03/20-33/60.

УМБППР ИАЗ ГУВД обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Р.Д.М.

Суд установил, что протокол об административном правонарушении N 002927, на основании которого УМБППР ИАЗ ГУВД обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, составлен в отношении физического лица - управляющего Р.Д.М, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают
иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КОАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Исходя из изложенного, у арбитражного суда не имеется полномочий на рассмотрение данного заявления в связи с неподведомственностью и неподсудностью спора арбитражному суду.

Суд возвратил заявление, руководствуясь частью 2 статьи 27, частью 2 статьи 29, пунктом 4 части 1 статьи 129 АПК РФ.

В том случае, если заявитель устраняет указанные в определении нарушения в установленный срок, то есть представляет необходимые документы, затребованные судом, заявление принимается к производству и считается поданным в день его первоначального поступления в суд.

Дело N А14-3118-03/94/3.

ОВД Эртильского района Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИП Л.В.В. о привлечении к административной ответственности.

Заявление было оставлено судом без движения, поскольку суд установил, что заявление подано с нарушением требований ч. 1, п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 125, ч. 1 ст. 204 АПК РФ (не указано положение лица, подписавшего заявление; в самом заявлении не указано наименование заявителя и его адрес; правовой статус и адрес лица, привлекаемого к ответственности).

Кроме того, в нарушение требований п. 1 ст. 126 АПК РФ к заявлению не приложено уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления.

Суд в определении указал срок, до истечения которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Заявитель в указанный срок представил в суд:

уведомление о вручении лицу, привлекаемому
к административной ответственности, копии заявления;

заявление с указанием наименования заявителя и адреса лица, привлекаемого к административной ответственности;

приказ о назначении лица, подписавшего заявление, исполняющим обязанности начальника МОБ РОВД.

Суд принял заявление и возбудил производство по делу.

Решением суда в удовлетворении заявления было отказано ввиду неправильной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.

Не всегда правильно органы внутренних дел определяют подведомственность споров об административных правонарушениях и направляют протокол о совершении административного правонарушения юридическим лицом в суд общей юрисдикции.

В соответствии с частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов. В связи с чем суд общей юрисдикции передает протокол и другие материалы об административном правонарушении по подведомственности в арбитражный суд.

Дело N А14-2394-03/97/13.

Материал МРО БПСПР ИА3 ГУВД о привлечении ИП А.С.М. к административной ответственности поступил из Федерального суда Центрального района г. Воронежа для рассмотрения по подведомственности.

Данный материал был оставлен судом без движения.

Суд установил, что к материалу не приложено:

заявление МРО БПСПР ИА3 ГУВД о привлечении ИП А.С.М. к административной ответственности;

уведомление о вручении лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления;

отсутствует документ, подтверждающий правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности.

Заявитель в установленный в определении судом срок представил указанные документы.

Суд принял заявление и возбудил производство по делу.

Дело N А14-1593-03/68/10.

В Арбитражный суд Воронежской области из Федерального суда Центрального района г. Воронежа поступил для рассмотрения по подведомственности административный материал управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ГУВД Воронежской области о привлечении к административной ответственности ООО “Джокер плюс“.

При рассмотрении административного материала суд установил:

УБЭП КМ ГУВД Воронежской области представило в суд протокол об административном правонарушении N 15927 от 17.02.2003 и приложенные к нему материалы о совершении ООО Д. административного правонарушения.

В силу ст. 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляются в форме заявления, которое должно по своей форме и содержанию соответствовать требованиям ст. ст. 125, 204 АПК РФ.

Поскольку к материалу не приложено заявление о привлечении к административной ответственности, отсутствует уведомление о вручении лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления, данный материал оставлен судом без движения.

Заявитель в установленный в определении судом срок представил указанные документы.

Суд принял заявление и возбудил производство по делу.

Дело было рассмотрено в установленный законом срок, в удовлетворении заявления отказано ввиду пропуска заявителем срока привлечения к административной ответственности.

Определения о возвращении заявлений органов внутренних дел о привлечении к административной ответственности в 2003 году в апелляционную и кассационную инстанции не обжаловались.

Отдел обобщения и анализа

судебной практики