Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2003 N А14-4855/03/189/19 <Требования о признании недействительным решения налогового органа о начислении НДС, пеней и привлечении ООО ответственности по ст. 122 НК РФ удовлетворены, поскольку право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено соблюдением определенных требований Налогового кодекса РФ, требования заявителем исполнены, а глава 26.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать возмещенный ранее в установленном порядке НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения>

Постановлением ФАС Центрального округа от 29.01.2004 N А14-4855/03/189/19 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2003 года Дело N А14-4855/03/189/19

(Извлечение)

ООО “Компания П.“ заявлены требования о признании неправомерным решения ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа от 16.04.2003 N 13-46 и требования N 13-47 по состоянию на 16.04.2003 об уплате НДС за IV квартал 2002 года в сумме 179032 рублей и пени - 10652 рублей 40 коп.

Налоговый орган заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

ООО “Компания П.“ заявило об изменении требований.

ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа не возражает.

Рассмотрев заявленное ходатайство, заслушав мнение другой стороны и руководствуясь
ст. ст. 41, 49, 159 АПК РФ, суд ходатайство заявителя удовлетворил.

Таким образом, рассмотрению подлежат требования о признании недействительным решения ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа от 16.04.2003 N 13-47.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, судом установлено.

ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа была проведена камеральная проверка налоговой декларации ООО “Компания П.“ по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2002 года.

По результатам проверки 16.04.2003 ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа приняла решение за N 13-47 о предложении обществу уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 179032 рублей за IV квартал 2002 года, пени в сумме 10652 рублей 40 коп. и начислении штрафных санкций в сумме 35806 рублей по ст. 122 НК РФ.

ООО “Компания П.“ не согласно с данным решением, что и послужило основанием для обращения с настоящими требованиями.

В обоснование требований заявитель указывает на отсутствие законодательных норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации суммы НДС по остаткам материалов и недоамортизированным основным средствам, использованным после указанного периода, и на отсутствие ссылки налогового органа на законодательные акты как на основание принятия спорного решения.

При этом он также ссылается на ст. ст. 170, 171, 172, п. 2 ст. 346.11, п. 1 ст. 346.19 НК РФ.

Налоговый орган обосновывает свою позицию, ссылаясь на те же статьи законодательства, что и налогоплательщик, однако делает вывод о необходимости восстановления налога на добавленную стоимость.

По мнению ИМНС, при переходе на упрощенную систему налогообложения у ООО “Компания П.“ остались фактически не использованные в производстве материалы и недоамортизированные основные средства, которые будут использованы в тот период, когда общество
уже не будет являться плательщиком НДС. Следовательно, согласно п. 2 и п. 3 ст. 170 НК РФ НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Согласно ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Налогового кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При этом налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса, на установленные кодексом налоговые вычеты (ст. 171 НК РФ).

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ, которая предусматривает, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении им товаров (работ, услуг) для производственной деятельности.

Анализ указанных норм НК РФ показывает, что право налогоплательщика на применение налогового вычета по НДС возникает при соблюдении условий: товары, работы, услуги оплачены, поставлены на учет, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Материалами дела установлено, что заявитель до перехода на упрощенную систему налогообложения (в момент принятия основных средств на учет) был плательщиком НДС, платил НДС при расчетах и принимал суммы “входного“ НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ к возмещению из бюджета правомерно.

С 01.01.2003 заявитель перешел на упрощенную систему налогообложения.

Согласно п. 2 ст.
346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) (пп. 8 п. 1 ст. 346.16).

По утверждению налогового органа, на момент перехода на упрощенную систему налогообложения сумма возмещенного заявителем НДС по остаткам материалов, основных средств, товаров, числящихся на балансе, на 01.01.2003 составляла 179032 рубля. Данная сумма заявителем не оспорена.

ИМНС утверждает, что если у организации при переходе на упрощенную систему налогообложения имеются остатки материалов и недоамортизированные объекты основных средств, по которым суммы НДС ранее были приняты к вычету, то такие суммы НДС подлежат восстановлению, поскольку не были использованы для осуществления деятельности, облагаемой НДС.

Налоговый орган указывает на наличие данной обязанности у заявителя в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ устанавливает, что при принятии сумм налога, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (приобретение товаров, работ, услуг, в том числе основных средств, лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, либо лицами, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ) к вычету или возмещению, суммы НДС подлежат восстановлению.

Однако такая обязанность была установлена статьей 170 НК РФ только с 01.07.2002 в связи с внесением в нее соответствующих изменений Федеральным законом РФ N 57-ФЗ от 29.05.2002.

Глава 26.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать возмещенный ранее в установленном порядке НДС при переходе на
упрощенную систему налогообложения.

Ссылка инспекции на пп. 3 п. 2 ст. 170, п. 3 ст. 170 НК РФ как на основание восстановления НДС необоснованна, т.к. приобретение заявителем основных средств и нематериальных активов производилось, когда он являлся плательщиком НДС и не был освобожден от обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые противоречия, сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Следовательно, вывод налогового органа об обязанности восстановления НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения по остаткам материалов и недоамортизированных объектов основных средств, по которым суммы НДС ранее были приняты к вычету, неправомерен.

С учетом приобретения заявителем основных средств и материальных активов, принятия их к учету и отнесения “входного“ НДС на возмещение во время, когда он являлся плательщиком НДС и не имел освобождения от обязанности по исчислению и уплате налога, статей 3 и 5 Налогового кодекса РФ, отсутствия законодательно установленной обязанности по восстановлению НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, решением Арбитражного суда от 03.06.2003 по делу N А14-3079-03/84/14, вступившим в законную силу, установлено, что действия налоговой инспекции по доначислению ООО “Компания П.“ НДС, пени и начислению штрафа по решению от 16.04.2003 N 13-47 являются неправомерными (ст. 69 АПК РФ).

Таким образом,
с учетом изложенного решение о взыскании 179032 рублей НДС, пени за его неуплату в сумме 10652 рублей 40 коп. и штрафных санкций в сумме 35806 рублей в порядке ст. 122 НК РФ следует признать неправомерным.

Следовательно, требования ООО “Компания П.“ обоснованны и подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика, но налоговый орган в соответствии с Законом РФ “О государственной пошлине“ освобожден от ее уплаты. Поэтому расходы ООО “Компания П.“ по уплате госпошлины при подаче заявления в сумме 1000 рублей подлежат возмещению из доходов федерального бюджета.

Руководствуясь п. 7 ст. 3, п. 2 ст. 5, ст. ст. 166, 170, 171, 172, главой 26.2 НК РФ, ст. ст. 6, 7, 110, 167, 170, 197 - 201, 319 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать решение ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа от 16.04.2003 N 13-47 недействительным как несоответствующее главе 21 “Налог на добавленную стоимость“ и главе 26.2 НК РФ.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать ИМНС РФ по Л-му району г. Воронежа устранить допущенные решением от 16.04.2003 N 13-47 нарушения прав и законных интересов ООО “Компания П.“

Возвратить ООО “Компания П.“, расположенному по адресу: г. В., М., проезд (свидетельство о внесении в ЕГР юридических лиц, серия 36, N, запись внесена 09.02.2003 МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области), из доходов федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 1000 рублей.

Исполнительный лист будет выдан после вступления решения в законную силу.