Законы и бизнес в России

Закон Воронежской области от 21.05.1997 N 2-II-ОЗ (ред. от 19.06.2003) “О Регламенте Воронежской областной Думы“

Утратил силу в связи с принятием закона Воронежской области от 07.05.2004 N 15-ОЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования.

Изменения, внесенные законом Воронежской области от 19.06.2003 N 32-ОЗ, вступили в силу со дня его официального опубликования.

21 мая 1997 года N 2-II-ОЗ

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О РЕГЛАМЕНТЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Принят областной Думой

16 мая 1997 года

(в ред. законов Воронежской области

от 31.12.1997 N 27-II-ОЗ; от 25.10.1999 N 117-II-ОЗ;

от 12.04.2001 N 1-III-ОЗ; от 21.06.2001 N 7-III-ОЗ;

от 18.07.2001 N 14-III-ОЗ; от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ;

от 26.11.2001 N 26-III-ОЗ; от 14.06.2002 N 39-ОЗ

от 19.06.2003 N 32-ОЗ)

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. 1. Воронежская областная Дума (далее -
областная Дума) является постоянно действующим и единственным представительным (законодательным) органом государственной власти Воронежской области.

2. Областная Дума осуществляет нормотворческие (законодательные), бюджетные и контрольные функции в порядке и пределах, установленных Конституцией РФ, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) Воронежской области (далее - Устав области), областным законодательством и законом Воронежской области “О регламенте Воронежской областной Думы“ (далее - Регламент).

Статья 2. Областная Дума состоит из 45 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 3. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей (30 депутатов) от установленной численности депутатов областной Думы.

Статья 4. Деятельность областной Думы осуществляется в коллегиальном порядке и строится на принципах политического плюрализма, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, учета мнения населения области.

ГЛАВА 2

ДЕПУТАТ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 5. 1. Депутат областной Думы участвует в заседаниях областной Думы, постоянных комиссий областной Думы, депутатских групп (фракций) и в иных формах работы областной Думы.

2. Депутат областной Думы:

- имеет право избирать и быть избранным на выборные должности и в органы областной Думы;

- обладает правом законодательной инициативы в областной Думе;

- участвует в рассмотрении проектов законов и иных правовых актов, обсуждении всех вопросов, включенных в повестку дня заседания областной Думы, а также в депутатских слушаниях;

- имеет право участвовать в работе органов областной Думы, формируемых их числа депутатов областной Думы, а также получать информацию о работе областной Думы и ее органов;

- имеет право обращаться с депутатским запросом, вопросами и требовать ответа по существу.

Статья 6. 1. Для выражения политических взглядов и убеждений, отстаивания позиции по вопросам, рассматриваемым областной Думой, депутаты областной Думы могут
объединяться в депутатские группы (фракции).

2. Порядок образования, регистрации и деятельности депутатских групп (фракций) определяется настоящим Регламентом.

Статья 7. Гарантии осуществления прав и обязанностей депутата областной Думы устанавливается законом Воронежской области “О статусе депутата Воронежской областной Думы“, иными законами и настоящим Регламентом.

Статья 8. 1. Депутат областной Думы несет ответственность за систематическое неучастие в заседаниях областной Думы.

Депутат областной Думы, избранный в состав постоянной комиссии областной Думы, несет ответственность за систематическое неучастие в ее работе.

2. Систематическим неучастием в заседаниях областной Думы, работе постоянной комиссии признается регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях областной Думы, постоянной комиссии, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений председателя постоянной комиссии.

3. За систематическое неучастие в заседаниях областной Думы, работе постоянной комиссии областной Думы к депутату областной Думы могут быть применены следующие санкции:

- лишение возмещения сумм депутатских расходов на срок до 3 месяцев;

- информирование избирателей в печати и других средствах массовой информации о неучастии депутата в работе областной Думы и ее органов.

Указанные меры применяются к депутату областной Думы путем принятия соответствующего решения по представлению постоянной комиссии или Совета Думы.

Статья 9. Исключена. - закон Воронежской области от 18.07.2001 N 14-III-ОЗ

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 3

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ (ЗАМЕСТИТЕЛИ) ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 10. 1. Председатель областной Думы избирается на ее первом заседании из числа депутатов областной Думы тайным голосованием.

2. Заместитель председателя областной Думы избирается из числа депутатов областной Думы тайным голосованием на одном из заседаний областной Думы после проведения выборов председателя областной Думы.

Количество заместителей председателя областной Думы определяется депутатами областной Думы.

Статья 11. 1. В список для тайного голосования
на должность председателя областной Думы вносятся без предварительного голосования все выдвинутые оргкомитетом, депутатами областной Думы (возможен также принцип самовыдвижения) кандидатуры, за исключением лиц, взявших самоотвод.

Самоотвод удовлетворяется без голосования.

2. Кандидаты на должность председателя областной Думы имеют право на выступление до 15 минут.

3. Депутаты областной Думы имеют право задавать кандидатам на должность председателя областной Думы вопросы в течение 30 минут.

Статья 12. 1. Кандидат считается избранным на должность председателя областной Думы, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа депутатов, избранных в областную Думу.

2. В случае, если на должность председателя областной Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

3. Избранным на должность председателя областной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, получивший более половины голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

4. Если во втором туре голосования председатель областной Думы не избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур до избрания председателя областной Думы. В качестве таких кандидатов могут быть и ранее выдвигаемые кандидаты.

5. Об избрании председателя областной Думы принимается постановление.

Данное постановление принимается без голосования если от депутатов областной Думы не поступило мотивированных возражений или замечаний по итогам голосования.

Статья 13. 1. Кандидатуру на должность заместителя председателя областной Думы предлагает председатель областной Думы.

2. Кандидатура на должность заместителя председателя областной Думы включается в бюллетень для тайного голосования.

3. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя председателя областной Думы проводится обсуждение и раздельное голосование.

Обсуждение и голосование по предложенным кандидатурам
проводится в алфавитном порядке.

4. Кандидаты на должность заместителя председателя областной Думы имеют право на выступление до 15 минут.

5. Депутаты областной Думы имеют право задавать кандидатам на должность заместителя председателя областной Думы вопросы в течение 30 минут.

Статья 14. 1. Избранным на должность заместителя председателя областной Думы считается кандидат, получивший более половины голосов от числа депутатов, избранных в областную Думу.

2. Если по результатам тайного голосования кандидат не набрал необходимого числа голосов, председатель областной Думы предлагает новую кандидатуру, при этом вся процедура выборов повторяется. В качестве такой кандидатуры может быть предложен и ранее рассматривавшийся кандидат на эту должность.

3. Об избрании заместителя председателя областной Думы принимается постановление.

Данное постановление принимается без голосования, если от депутатов областной Думы не поступило мотивированных возражений или замечаний по итогам голосования.

Статья 15. 1. Заместитель (заместители) председателя областной Думы выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя областной Думы.

2. В случаях отсутствия председателя областной Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя областной Думы выполняет один из его заместителей в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 16. 1. Председатель областной Думы, заместитель председателя областной Думы вправе добровольно сложить свои полномочия на основании письменного заявления, которое рассматривается депутатами на заседании областной Думы.

В случае непринятия областной Думой отставки, председатель областной Думы или его заместитель вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.

2. Председатель областной Думы, заместитель председателя областной Думы могут быть освобождены от занимаемой должности на основании постановления областной Думы в иных случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством.

Предложение об освобождении от занимаемой должности может быть вынесено группой депутатов областной Думы,
насчитывающей не менее 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы.

Председатель областной Думы, заместитель председателя областной Думы считаются освобожденными в случае, если за освобождение проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов областной Думы.

ГЛАВА 4

СОВЕТ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 17. 1. Совет областной Думы (далее - Совет Думы) создается для предварительного рассмотрения организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью областной Думы.

2. В состав Совета Думы входят председатель областной Думы, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий областной Думы. В работе Совета Думы участвуют руководители депутатских групп (фракций) с правом совещательного голоса.

3. Председательствует на Совете Думы председатель областной Думы или один из его заместителей.

4. В заседании Совета Думы вправе участвовать с совещательным голосом представители главы администрации области, депутаты областной Думы, а также представители субъекта законодательной инициативы, если на заседании Совета Думы рассматривается вопрос о внесенном им законопроекте.

5. Совет Думы:

- созывает очередные заседания областной Думы;

- разрабатывает и принимает повестку дня очередного заседания областной Думы;

- составляет проект плана законопроектной деятельности областной Думы на текущий год;

- созывает по требованию главы администрации области или по требованию депутатской группы (фракции), поддержанному не менее чем одной третей депутатов областной Думы от числа депутатов, избранных в областную Думу, внеочередные заседания областной Думы;

- координирует деятельность постоянных комиссий областной Думы;

- возвращает субъектам законодательной инициативы, внесенные ими проекты законов и иных нормативных правовых актов, если не выполнены требования настоящего Регламента;

- принимает решения о проведении депутатских слушаний;

- решает иные вопросы организации деятельности областной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.

6. Решения Совета Думы оформляются в виде протокольных записей.

Областная Дума утверждает решения Совета Думы без обсуждения, если настоящим
Регламентом не предусмотрено иное.

Статья 18. 1. О всех решениях Совета Думы председатель областной Думы или заместитель председателя областной Думы в обязательном порядке информирует депутатов областной Думы на очередном заседании областной Думы.

2. Решения Совета Думы, материалы и другая информация направляются в постоянные комиссии областной Думы, а также в депутатские группы (фракции).

ГЛАВА 5

КОМИССИИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 19. 1. Областная Дума образует из числа депутатов областной Думы комиссии.

2. Комиссии областной Думы:

- участвуют в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и вносят их на рассмотрение областной Думы;

- дают заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, внесенных в областную Думу субъектами законодательной инициативы;

- организуют и проводят депутатские слушания;

- решают организационные вопросы своей деятельности;

- участвуют в рассмотрении иных вопросов, относящихся к ведению областной Думы и комиссии областной Думы.

3. Комиссии областной Думы, за исключением специальных и для выполнения конкретных поручений областной Думы, образуются на срок полномочий областной Думы.

4. Областная Дума вправе создавать временные комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком и конкретной задачей.

5. Областная Дума совместно с администрацией области вправе создавать согласительные комиссии.

Статья 20. 1. При формировании комиссии областной Думы голосование проводится по кандидатуре председателя, а затем в целом по составу комиссии областной Думы.

Численный состав каждой комиссии не может быть менее 3 депутатов.

2. Кандидат считается избранным на должность председателя комиссии, если в результате голосования он получил более половины голосов от числа депутатов, избранных в областную Думу. Члены комиссии избираются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы.

Председатели постоянных комиссий областной Думы могут осуществлять свою деятельность на постоянной оплачиваемой основе. Возможен принцип совместительства.

3. Депутат
областной Думы может быть членом не более чем трех постоянных комиссий областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 21.06.2001 N 7-III-ОЗ)

Председатель областной Думы не может входить в состав постоянной комиссии.

(в ред. закона Воронежской области от 12.04.2001 N 1-III-ОЗ)

4. Депутат областной Думы, являющийся членом постоянной комиссии областной Думы, может осуществлять свою деятельность на постоянной оплачиваемой основе, в пределах численности, установленной областным законодательством (2/5 от числа депутатов избранных в областную Думу).

Возможен принцип совместительства.

Статья 21. 1. Заседания постоянной комиссии областной Думы проводятся по мере необходимости.

Заседания постоянной комиссии областной Думы правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов постоянной комиссии областной Думы.

2. Решения постоянной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.

Протоколы и решения постоянной комиссии областной Думы подписывает председатель постоянной комиссии областной Думы.

Статья 22. 1. Постоянная комиссия областной Думы для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний может создавать рабочие группы из числа депутатов областной Думы, представителей структурных подразделений областной Думы и администрации области, других государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, научных учреждений, а также специалистов и ученых.

2. Постоянная комиссия областной Думы вправе выносить на заседание областной Думы вопросы о привлечении к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, организовывать проведение независимых экспертиз законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов области. Решение о привлечении независимых экспертов в работу постоянной комиссии и порядок их оплаты принимается председателем (заместителем председателя) областной Думы.

Статья 23. Постоянные комиссии областной Думы вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности. Государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны представлять постоянным
комиссиям областной Думы запрашиваемые материалы и документы в течение 10 дней.

Статья 24. 1. Постоянные комиссии областной Думы, Совет Думы вправе инициировать проведение депутатских слушаний, на которые приглашаются депутаты областной Думы, должностные лица администрации области, эксперты, представители различных государственных и общественных органов и организаций, органов местного самоуправления, научных и иных учреждений.

(п. 1 в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

2. Решения о проведении депутатских слушаний принимаются большинством голосов от избранных в ее состав членов постоянной комиссии областной Думы.

Статья 25. 1. Областная Дума вправе образовывать временные комиссии:

- для осуществления проверки по чрезвычайным событиям, вопросам деятельности должностных лиц;

- для подсчета результатов тайного голосования;

- по иным вопросам в пределах полномочий областной Думы.

2. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением областной Думы о ее создании.

Статья 26. 1. Если закон области возвращается главой администрации области на повторное рассмотрение областной Думы, то могут создаваться в этом случае согласительные комиссии из числа депутатов областной Думы, представителей администрации области и иных специалистов.

2. Постановление о создании согласительной комиссии принимается областной Думой после достижения согласия с администрацией области о создании такой комиссии и ее персональном составе.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 26-III-ОЗ)

Статья 27. Порядок деятельности постоянных комиссий областной Думы определяется положением о ней, принимаемым областной Думой и настоящим Регламентом.

ГЛАВА 6

ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ (ФРАКЦИИ)

Статья 28. 1. Депутатские группы (фракции) в областной Думе образуются по принципу принадлежности депутатов к партиям (такая группа депутатов именуется фракцией), движениям и избирательным объединениям.

2. Депутаты, не вошедшие в состав какой-либо группы, считаются независимыми депутатами.

Статья 29. 1. Депутат областной Думы может состоять только в
одной депутатской группе (фракции).

2. Деятельность депутатской группы (фракции) организуется ею самостоятельно. Депутатская группа (фракция) вправе избрать руководителя, решает вопросы организации и обеспечения ее деятельности.

Статья 30. 1. Депутатские группы (фракции) подлежат регистрации и должны иметь в своем составе не менее 7 депутатов областной Думы.

2. Депутатские группы (фракции) направляют письменное уведомление о своем создании председателю областной Думы для регистрации.

Порядок регистрации депутатских групп (фракций) определяется областной Думой.

РАЗДЕЛ III

ПОРЯДОК РАБОТЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 7

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 31. 1. Областная Дума собирается на свое первое заседание не позднее, чем на 20 день после опубликования итогов выборов в случае избрания правомочного состава. Конкретная дата проведения первого заседания определяется самими депутатами на собрании, созываемом областной избирательной комиссией или по инициативе самих депутатов, после подведения окончательных итогов выборов.

Глава администрации области вправе созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание до истечения 20 дней после опубликования итогов выборов.

(абзац введен законом Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

2. Первое заседание областной Думы нового созыва ведет старейший по возрасту депутат областной Думы до избрания председателя областной Думы.

Статья 32. 1. На первом заседании областной Думы рассматриваются организационные вопросы в соответствии с настоящим Регламентом, подготовленные оргкомитетом, и проводятся выборы председателя областной Думы и его заместителя (заместителей).

2. Первое заседание областной Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 депутатов, избранных в областную Думу.

Последующие заседания областной Думы правомочны, если на них присутствуют не менее половины от избранных в областную Думу депутатов.

Статья 33. 1. Областная Дума осуществляет свою основную деятельность на сессиях.

2. Первый год после избрания сессии проводятся:

- с апреля по 1 августа и с 1 сентября по 30 декабря.

Второй и последующие годы, до момента избрания нового состава областной Думы:

- с 15 января по 1 августа и с 1 сентября по 30 декабря.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

3. Сессия областной Думы состоит в проведении заседаний областной Думы, заседаний постоянных комиссий, депутатских слушаний, работы депутатов в депутатских группах (фракциях).

4. Между сессиями депутаты областной Думы распускаются на парламентские каникулы, во время которых заседания областной Думы не проводятся.

5. Последняя неделя каждого месяца в течение сессии отводится для работы депутатов областной Думы в своих избирательных округах.

6. Внеочередные заседания областной Думы, в том числе в период парламентских каникул, назначаются Советом Думы по требованию главы администрации области, а также по требованию депутатов областной Думы численностью не менее чем 1/3 от числа депутатов, избранных в областную Думу.

Статья 34. 1. Заседания областной Думы начинаются с регистрации депутатов областной Думы.

2. О невозможности присутствовать на заседании областной Думы депутат областной Думы обязан заблаговременно официально проинформировать председателя областной Думы либо его заместителя с изложением причины своего отсутствия.

Данное заявление регистрируется и оглашается председательствующим на заседании областной Думы перед началом регистрации.

3. Регистрация присутствующих на заседании областной Думы депутатов областной Думы осуществляется после каждого перерыва в работе заседания, которую осуществляет счетная комиссия.

По требованию хотя бы одного из депутатов областной Думы может быть проведена поименная регистрация.

Статья 35. 1. Депутаты областной Думы получают проекты законов, постановлений и другие необходимые материалы не позднее, чем за 5 дней до их рассмотрения на заседании областной Думы.

2. Рассылку необходимых документов и своевременное информирование депутатов областной Думы о времени созыва и месте проведения заседания областной Думы и ее органов, о вопросах, вносимых на рассмотрение, обеспечивает аппарат областной Думы.

Статья 36. 1. Заседания областной Думы проводятся открыто и гласно, освещаются в местной печати, по радио и телевидению.

2. На заседания областной Думы приглашаются представители администрации области, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации.

3. По предложению Совета Думы, постоянной комиссии областной Думы, главы администрации области, а также по требованию не менее 1/3 от числа депутатов областной Думы, принявших участие в голосовании, областная Дума вправе проводить закрытые заседания.

4. Постановление областной Думы о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов депутатов областной Думы, принявших участие в голосовании. Представители средств массовой информации на закрытые заседания не допускаются.

Статья 37. Заседания областной Думы проводятся в соответствии с повесткой дня заседания областной Думы, утверждаемой областной Думой.

Статья 38. Заседания областной Думы проводятся в рабочие дни:

- утренние - с 10 до 12 часов;

- вечерние - с 13 до 17 часов.

Перерыв до 30 минут через каждые два часа работы.

Статья 39. 1. Время для доклада не должно превышать 30 минут, для содоклада - 20 минут, для заключительного слова - 15 минут, выступления в прениях - до 10 минут, по порядку ведения заседания - до 3 минут. Время для выступления может быть изменено по решению областной Думы в том же порядке, что и при рассмотрении процедурных вопросов.

2. Прекращение прений производится по решению областной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов областной Думы, принявших участие в голосовании.

После принятия решения о прекращении прений по рассматриваемому вопросу слово в обязательном порядке предоставляется депутатам областной Думы и иным лицам, имеющим право выступать на заседании областной Думы, если во время опроса записавшихся для выступления проводимого председательствующим на заседании областной Думы они настаивают на своем выступлении.

3. Вопросы вносятся на обсуждение областной Думы в очередности, предусмотренной повесткой дня заседания областной Думы.

Очередность обсуждения может быть изменена по мотивированному предложению одного или более депутатов большинством голосов от числа избранных депутатов.

(абзац введен законом Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 40. 1. Председательствующий на заседании областной Думы:

- руководит ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента;

- предоставляет слово депутатам областной Думы для выступления в порядке поступления заявок;

- проводит голосование и оглашает его результаты;

- контролирует ведение стенограммы и протоколов заседаний, подписывает указанные документы;

- при нарушении депутатом областной Думы настоящего Регламента вправе предупредить депутата областной Думы, а при повторном нарушении может лишить его слова;

- вправе удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе областной Думы.

2. Председательствующий на заседании областной Думы не вправе комментировать выступления депутатов областной Думы, давать характеристику выступающим, вносить от своего имени поправки в проекты законов, обсуждаемых областной Думой, не оформленные заранее в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

3. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий на заседании областной Думы голосует последним.

Статья 41. Депутаты областной Думы в ходе заседаний вправе обращаться с устными и письменными вопросами к руководителям органов администрации области, представителям других государственных органов, иным приглашенным, а также к председательствующему на заседании областной Думы. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 42. Решения областной Думой принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Решения по альтернативным законопроектам и иным вопросам принимаются путем рейтингового голосования. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. Порядок проведения рейтингового голосования установлен статьей 69-1 настоящего закона.

(в ред. закона Воронежской области от 19.06.2003 N 32-ОЗ)

Первоначально принимается решение о проведении открытого либо тайного голосования. В случае проведения открытого голосования может быть принято решение о проведении поименного открытого голосования.

Статья 43. 1. При голосовании по одному вопросу депутат областной Думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения, либо воздерживаясь от принятия решения.

2. Депутат областной Думы лично осуществляет свое право на голосование. Депутат областной Думы, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос после завершения голосования либо способом, отличным от принятого областной Думой для голосования по данному вопросу, или передать свое право на голосование другому депутату областной Думы.

Статья 44. 1. При выдвижении нескольких кандидатур на голосование на одну и ту же должность, и в случае, если ни один из кандидатов не набрал требуемого количества голосов, голосование может быть проведено в два тура.

2. Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов в первом туре. Избранным по итогам второго тура считаются тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее числа голосов депутатов областной Думы, установленного для принятия решения.

3. Если во втором туре голосования кандидат не набрал требуемого числа голосов, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур до их избрания.

Статья 45. 1. При проведении открытого голосования подсчет голосов поручается счетной комиссии, состав которой избирается областной Думой.

2. Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании областной Думы сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от установленного числа депутатов областной Думы, от числа депутатов избранных в областную Думу, от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании, простым или квалифицированным большинством) может быть принято решение.

3. После объявления председательствующим на заседании областной Думы о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания областной Думы.

4. По окончании подсчета голосов председательствующий на заседании областной Думы объявляет, принято решение или не принято (отклонено).

5. При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий на заседании областной Думы переносит голосование на следующее заседание областной Думы.

6. Если при определении результатов голосования выявятся процедурные ошибки голосования, то по решению областной Думы может быть проведено повторное голосование.

Статья 46. 1. Тайное голосование проводится в случаях определенных в настоящем Регламенте, а также по решению областной Думы, принимаемому не менее чем 1/5 голосов от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании областной Думы.

Тайное голосование в обязательном порядке проводится по вопросу избрания того или иного должностного лица областной Думы, а также о даче согласия на назначение того или иного лица на должность в администрации области и иную должность, предусмотренную законом, назначение на которую требует согласования с областной Думой.

2. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.

3. Для проведения тайного голосования и определения его результатов областная Дума избирает счетную комиссию.

Областная Дума может поручить проведение тайного голосования счетной комиссии, избранной для подсчета голосов при открытом голосовании, если в ее состав не входят депутаты областной Думы, выдвинутые в состав избираемых органов.

4. Бюллетени для тайного голосования изготовляются под контролем счетной комиссии по предложенной ею форме, в необходимом количестве, соответствующем числу депутатов, избранных в областную Думу, и содержат соответствующую информацию. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.

5. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов.

Статья 47. 1. Каждому депутату областной Думы выдается один бюллетень по выборам (согласованию) избираемого органа или должностного лица.

2. Бюллетень для тайного голосования выдается депутатам областной Думы счетной комиссией в соответствии со списком депутатов областной Думы по предъявлении ими удостоверения депутата областной Думы. При получении бюллетеня депутат областной Думы расписывается против своей фамилии в указанном списке.

3. Депутат областной Думы в кабине (комнате) для тайного голосования делает необходимую отметку в бюллетене и опускает его в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.

4. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявление депутатов областной Думы.

5. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов областной Думы. Дополнения, внесенные в бюллетень, п“и подсчете голосов не учитываются.

6. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. Доклад счетной комиссии о результатах тайного голосования областная Дума принимает к сведению.

7. На основании принятого к сведению областной Думы доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий на заседании областной Думы объявляет, принято решение или нет, а при выборах (согласовании) называет кандидатуры, избранные (согласованные) в состав органов областной Думы или на должность. Результаты тайного голосования оформляются постановлением областной Думы.

Данное постановление принимается без голосования, если от депутатов областной Думы не поступило мотивированных замечаний или возражений по итогам голосования.

Статья 48. 1. Поименное открытое голосование проводится с соблюдением требований статьи 42 настоящего Регламента по решению областной Думы, принимаемому не менее чем 1/5 голосов от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании областной Думы, в том числе с использованием именных бюллетеней либо посредством поименного опроса.

2. Результаты поименного открытого голосования по решению областной Думы могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Статья 49. В настоящем Регламенте применяются следующие понятия, используемые для определения результатов голосования:

- под установленным числом депутатов понимается общая численность областной Думы - 45 депутатов;

- число избранных в областную Думу депутатов - число избранных в областную Думу депутатов, за исключением депутатов областной Думы, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке, и депутатов, выбывших на момент проведения голосования;

- число присутствующих на заседании - число депутатов областной Думы, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации;

- простое большинство голосов - число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов областной Думы; от числа избранных депутатов областной Думы; от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании;

- квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее 2/3 от числа депутатов избранных в областную Думу.

ГЛАВА 9

ДЕПУТАТСКИЕ СЛУШАНИЯ

Статья 50. 1. Областная Дума по вопросам своего ведения проводит депутатские слушания.

2. Депутатские слушания в областной Думе проводятся по инициативе Совета Думы, председателя областной Думы, постоянных комиссий областной Думы в пределах их полномочий, а также по инициативе группы депутатов областной Думы численностью не менее десяти.

Статья 51. 1. Организация проведения депутатских слушаний возлагается председателем областной Думой на соответствующую постоянную комиссию областной Думы, с обязательным техническим обеспечением мероприятия со стороны аппарата областной Думы.

2. Председательствующим на депутатских слушаниях является председатель постоянной комиссии, ответственной за организацию их проведения.

Председательствующий ведет депутатские слушания и следит за порядком обсуждения.

3. Не допускается проведение депутатских слушаний во время, отведенное для заседаний областной Думы.

Статья 52. 1. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Информация о теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 5 дней до начала депутатских слушаний.

2. На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной и иной охраняемой законом тайной.

3. Депутаты областной Думы вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых депутатских слушаниях.

4. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.

Статья 53. 1. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о сути обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю постоянной комиссии областной Думы или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего предоставляется слово для выступления приглашенным лицам и участвующим в депутатских слушаниях депутатам.

2. Продолжительность депутатских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Постоянная комиссия может принять решение о перерыве в ходе депутатских слушаний и о проведении их в другое, удобное для депутатов областной Думы, время.

3. Все желающие выступить на депутатских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.

Статья 54. 1. После выступления лиц, приглашенных на депутатские слушания, следуют вопросы депутатов областной Думы и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.

2. Приглашенные лица на открытых депутатских слушаниях могут не отвечать на вопросы депутатов, если они касаются сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, о чем они информируют депутатов.

3. Участники депутатских слушаний обязаны соблюдать порядок на заседаниях. При необходимости председательствующий вправе удалить нарушителей порядка из зала, в котором проводятся депутатские слушания.

Статья 55. 1. По результатам депутатских слушаний могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством депутатов областной Думы, принявших в них участие.

2. Все материалы депутатских слушаний протоколируются.

Протокол заверяется подписью председательствующего на депутатских слушаниях.

Статья 56. 1. Материалы депутатских слушаний используются в работе областной Думы, направляются ее постоянным комиссиям.

2. Материалы открытых депутатских слушаний могут освещаться в средствах массовой информации.

3. Материалы закрытых депутатских слушаний предназначаются только для депутатов областной Думы и представителей государственных органов, которые принимали участие в депутатских слушаниях.

РАЗДЕЛ IV

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ И ИНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТНУЮ ДУМУ

Статья 57. Областная Дума в пределах своих полномочий принимает Устав Воронежской области, законы Воронежской области, постановления областной Думы и иные нормативные правовые акты (далее, если не оговорено особо - нормативные правовые акты).

Статья 58. 1. Право внесения проектов нормативных правовых актов в областную Думу принадлежит только субъектам законодательной инициативы в областной Думе.

2. Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают депутаты областной Думы, глава администрации области, прокурор области, областной суд, областной арбитражный суд, уставный суд области, представительные органы местного самоуправления, Избирательная комиссия Воронежской области, по вопросам избирательного законодательства и избирательной системы в Воронежской области, общественные и профсоюзные организации, находящиеся в области и зарегистрированные в установленном законом порядке.

(в ред. закона Воронежской области от 25.10.1999 N 117-II-ОЗ)

3. Проекты нормативных правовых актов, исходящие от органов (организаций), не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в областную Думу только через органы (организации) и лиц, которые обладают правом законодательной инициативы в областной Думе.

Статья 59. 1. Проект нормативного правового акта представляется в областную Думу в виде текста, содержащего нормы с постатейным (законы области) разбиением или в виде законченного текста (постановления областной Думы и иные акты) и с обязательным предоставлением копии проекта нормативного правового акта на магнитном носителе.

2. Проект нормативного правового акта, внесенный в областную Думу в порядке законодательной инициативы, представляется вместе с пояснительной запиской, в которой содержится:

- обоснование необходимости его принятия, его целей и основных положений, его места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;

- сведения о состоянии законодательства в данной сфере регулирования;

- перечень нормативных правовых актов области, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятие данного нормативного правового акта;

- предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;

- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).

3. Проект нормативного правового акта, вносимого в порядке законодательной инициативы в областную Думу, не должен противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

4. Если форма представленного проекта нормативного правового акта не отвечает требованиям статьи 58 настоящего Регламента и настоящей статьи, то такой проект нормативного правового акта возвращается Советом Думы субъекту законодательной инициативы.

Статья 60. 1. Проекты нормативных правовых актов, представленных в областную Думу (в том числе от депутатов областной Думы), подлежат обязательной регистрации в соответствующем подразделении аппарата областной Думы.

2. Контроль за регистрацией осуществляет управляющий делами аппарата областной Думы.

Статья 61. 1. Проект нормативного правового акта, внесенный в областную Думу и принятый ею к рассмотрению, направляется Советом Думы в соответствующую постоянную комиссию, которая назначается ответственной по проекту.

В случае направления проекта нормативного правового акта в несколько постоянных комиссий Совет Думы определяет из числа этих постоянных комиссий головную комиссию по данному проекту.

2. Совет Думы устанавливает срок для подготовки проекта нормативного правового акта с учетом плана законопроектной деятельности областной Думы на очередной сессии.

Статья 62. 1. Обсуждение проекта нормативного правового акта в постоянных комиссиях областной Думы проводится открыто и гласно.

На их заседания могут приглашаться субъекты законодательной инициативы, внесшие проект нормативного правового акта, их представители, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители средств массовой информации.

2. Депутаты областной Думы, не участвовавшие в работе постоянных комиссий, вправе направлять им свои замечания и предложения, которые должны быть рассмотрены постоянными комиссиями.

Статья 63. 1. Проект нормативного правового акта, подготовленный к рассмотрению областной Думой, направляется Совету Думы для внесения его на рассмотрение областной Думы.

2. Головная комиссия представляет также заключение к проекту нормативного правового акта и список приглашенных на его рассмотрение областной Думой.

Статья 64. 1. Перед рассмотрением проекта нормативного правового акта на заседании областной Думы Советом Думы может быть назначено проведение депутатских слушаний по данному проекту.

2. Совет Думы определяет постоянную комиссию, ответственную за проведение депутатского слушания по проекту нормативного правового акта.

Статья 65. 1. Если форма представленного проекта нормативного правового акта соответствует необходимым требованиям, то Совет Думы включает его в повестку дня очередного заседания областной Думы.

2. В случае внесения главой администрации области проекта нормативного правового акта по вопросам бюджета, финансов, налогов, платежей и собственности с предложением об их срочном рассмотрении, такие проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному включению в повестку дня заседания областной Думы и рассматриваются ею не позднее, чем в двухнедельный срок.

Решения по вопросам, перечисленным в настоящем пункте, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, принимаются при наличии представления или заключения главы администрации области. Заключение главы администрации области представляется в областную Думу не позднее 30 дней с момента поступления проекта решения в администрацию области.

(абзац введен законом Воронежской области от 31.12.1997 N 27-II-ОЗ)

Статья 66. Текст проекта нормативного правового акта, подготовленного к рассмотрению на заседании областной Думы, согласованный с заинтересованными органами и должностными лицами, а также материалы к нему направляются аппаратом областной Думы и постоянной комиссией областной Думы, ответственной за подготовку данного проекта нормативного правового акта, депутатам областной Думы и другим субъектам законодательной инициативы не позднее чем за 5 дней до дня рассмотрения данного проекта нормативного правового акта на заседании областной Думы.

ГЛАВА 11

РАССМОТРЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И АКТОВ

НЕНОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 67. 1. законы Воронежской области не могут быть приняты прежде, чем будут обсуждены и проголосованы на заседании областной Думы, как правило в двух чтениях на двух отдельных заседаниях, которые должны состояться в разные дни.

Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением областной Думы.

(абзац введен законом Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

2. Постановления областной Думы и правовые акты ненормативного характера принимаются в целом на одном заседании областной Думы по правилам рассмотрения законопроектов в первом чтении.

Областной Думой может быть принято решение о рассмотрении постановлений областной Думы или правовых актов ненормативного характера в двух чтениях. В таком случае рассмотрение и принятие осуществляется по правилам рассмотрения законопроектов в двух чтениях.

Такое решение и сам правовой акт принимается большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 14.06.2002 N 39-ОЗ)

3. Проект законодательного или иного нормативного правового акта, не прошедший юридической экспертизы, не может быть включен в повестку дня заседания областной Думой.

Статья 68. 1. При рассмотрении областной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта, соответствие его федеральному законодательству.

Законопроект не должен противоречить нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в противном случае он не рассматривается и на обсуждение областной Думы в первом чтении не выносится.

В случае внесения законопроекта, противоречащего Уставу области или ранее принятым законам области, одновременно с ним вносятся соответствующий законопроект о внесении изменений и дополнений в вышеназванные нормативные правовые акты области. При несоблюдении данных условий законопроект не рассматривается и на обсуждение областной Думы в первом чтении не выносится.

2. Обсуждение начинается с доклада представителя субъекта законодательной инициативы и содоклада головной комиссии. По поручению Совета Думы правом докладывать по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов могут быть наделены начальники отделов (их заместители) аппарата областной Думы.

3. При рассмотрении законопроекта областная Дума заслушивает предложения постоянных комиссий, депутатских групп (фракций) других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

4. При обсуждении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета области, в обязательном порядке заслушивается заключение главы администрации области.

Статья 69. 1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областная Дума принимает одно из следующих решений:

- принять закон в целом;

- отклонить законопроект;

- принять законопроект в первом чтении.

2. При отсутствии возражений депутатских групп (фракций), отдельных депутатов, постоянных комиссий областной Думы, главы администрации области или его представителей закон может быть принят областной Думой в целом после обсуждения в первом чтении.

3. В случае отклонения законопроекта в целом областная Дума принимает постановление, в котором могут содержаться обоснование отклонения и предложение о создании согласительной комиссии.

4. В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума принимает постановление и устанавливает в нем срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

Статья 69-1. 1. Альтернативные законопроекты рассматриваются областной Думой одновременно посредством проведения ряда последовательных голосований по каждому из альтернативных законопроектов (рейтингового голосования), в которых может принять участие каждый депутат.

При открытом рейтинговом голосовании последовательность рассматриваемых законопроектов определяется порядком их внесения на рассмотрение.

2. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Достаточным для принятия законопроекта числом голосов считается число голосов, установленное статьей 76 настоящего закона.

3. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного числа голосов для его принятия, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.

4. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало установленное статьей 76 настоящего закона число депутатов. Результат голосования оформляется постановлением областной Думы.

5. Не принятые областной Думой альтернативные законопроекты считаются отклоненными. Решение оформляется соответствующим постановлением областной Думы без дополнительного голосования. Копии постановлений областной Думы и отклоненные законопроекты направляются субъектам права законодательной инициативы.

(введена законом Воронежской области от 19.06.2003 N 32-ОЗ)

Статья 70. 1. Поправки к проекту закона, принятого в первом чтении, вправе вноситься в областную Думу только субъектами законодательной инициативы в областной Думе.

2. Поправки вносятся в виде письменного текста изменений и дополнений в статьи проекта закона, либо предложений об исключении отдельных пунктов или статей, и с обязательным предоставлением копии текста поправок на магнитном носителе.

Статья 71. 1. Головная комиссия областной Думы изучает поправки и проводит их анализ и обобщение.

Представители субъекта законодательной инициативы (авторы поправок) вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в постоянной комиссии областной Думы.

2. Поправки к законопроекту подлежат рассмотрению на заседании постоянной комиссии областной Думы, которая принимает решение рекомендовать принять или отклонить поправку к законопроекту.

Не рассматриваются постоянной комиссией областной Думы поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, противоречащие нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В случае внесения поправок, противоречащих Уставу области или ранее принятым законам области, одновременно с ними вносятся конкретные поправки в вышеназванные нормативные правовые акты области. При несоблюдении данных условий поправки не рассматриваются и на обсуждение областной Думы во втором чтении не выносятся.

Статья 72. 1. После рассмотрения на заседании постоянной комиссии областной Думы текст законопроекта вместе с таблицами поправок, рекомендованных к отклонению и одобренных постоянной комиссией областной Думы, представляется на юридическую и лингвистическую экспертизу.

2. После проведения юридической и лингвистической экспертизы Совет Думы принимает решение о включении законопроекта в повестку дня заседания областной Думы для рассмотрения во втором чтении и направляет его текст вместе с таблицами поправок депутатам областной Думы и субъекту законодательной инициативы, внесшему данный проект не позднее чем за 5 дней до рассмотрения законопроекта на заседании областной Думы.

3. Вместе с текстом проекта закона постоянной комиссией областной Думы представляется таблица поправок, рекомендованных к отклонению, таблица поправок, одобренных постоянной комиссией областной Думы или сравнительна таблица, содержащая первоначальный текст законопроекта и текст с внесенными изменениями и дополнениями.

Одновременно подлежит обязательному внесению перечень областных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, а также представляется текст поправок, которые будут внесены в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты области, в случае принятия данного законопроекта.

В случае несоблюдения перечисленных выше условий Совет Думы направляет представленный законопроект в соответствующую постоянную комиссию для необходимого оформления.

Статья 73. 1. При втором чтении проекта закона в областной Думе с докладом выступает председатель постоянной комиссии областной Думы, ответственной за его разработку.

2. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта закона в постоянной комиссии областной Думы, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

3. Если возражений при обсуждении высказано достаточно много, или по требованию хотя бы одного из депутатов областной Думы, председательствующий может поставить на голосование вопрос о снятии законопроекта с обсуждения и об отправлении его на дальнейшую доработку или о рассмотрении каждой поправки отдельно.

Данное предложение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы.

В случае снятия законопроекта с рассмотрения председательствующим самостоятельно или по предложению хотя бы одного из депутатов может быть поставлен вопрос о передаче для дальнейшей доработки данного законопроекта другой постоянной комиссии областной Думы в качестве головной. Решение об этом считается принятым если за это проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы.

4. После того как сняты все возражения по поправкам, одобренных постоянной комиссией, председательствующий на заседании областной Думы ставит вопрос о принятии проекта закона в доработанном виде за основу.

5. В случае, если за принятие законопроекта за основу проголосовало более половины от числа депутатов избранных в областную Думу, председательствующий ставит на голосование вопрос об отклонении всех поправок, предложенных головной комиссией к отклонению либо о рассмотрении каждой предложенной к отклонению поправки отдельно.

Данное решение принимается большинством голосов от числа депутатов избранных в областную Думу.

6. В случае принятия решения об отклонении всех поправок, предложенных головной комиссией к отклонению, председательствующий без голосования принимает решение о направлении принятого законопроекта на окончательную юридическую и лингвистическую экспертизу.

После ее проведения ставится на голосование вопрос о принятии закона в целом.

Статья 74. 1. В случае, если областная Дума приняла решение о рассмотрении каждой одобренных или отклоненных поправок отдельно, председательствующий последовательно предоставляет слово для выступления в пределах не более 3 минут автору поправки и его оппоненту, после чего поправка ставится на голосование.

2. Поправки рассматриваются и голосуются отдельно.

В первую очередь ставятся на голосование поправки, принятие которых исключает рассмотрение других поправок.

3. Если по рассматриваемой поправке была открыта дискуссия, то перед голосованием по вопросу принятия поправки автор поправки имеет право выступить с заключительным словом, после чего поправка ставится на голосование.

4. Поправка считается принятой, если за ее принятие проголосовало большинство от числа депутатов, избранных в областную Думу.

После рассмотрения всех поправок к отдельной статье, если принята хотя бы одна из них, ставится на голосование Статья в целом. Она считается принятой, если за это проголосовало большинство от числа депутатов избранных в областную Думу.

5. После рассмотрения всех поправок председательствующий без голосования принимает решение о направлении принятого законопроекта на окончательную юридическую и лингвистическую экспертизу.

После ее проведения ставится на голосование вопрос о принятии закона в целом.

Статья 75. 1. Юридическая и лингвистическая экспертиза проводится для устранения противоречий федеральному и областному законодательству и лингвистических дефектов, внутренних противоречий, нарушения взаимосвязи статей в связи с изменением текста законопроекта в ходе его постатейного принятия.

2. После устранения юридических и лингвистических противоречий и редакционной правки законопроект представляется головной комиссией председателю областной Думы для его рассмотрения на ближайшем заседании областной Думы либо вносится на рассмотрение текущего заседания областной Думы, на котором закон был принят во втором чтении.

Статья 76. 1. Устав области, изменения и дополнения к нему принимаются не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав области могут вносить: группа депутатов областной Думы численностью не менее 1/5 от числа депутатов, избранных в областную Думу, глава администрации области, население, путем сбора не менее 40 тысяч подписей, областной суд, областной арбитражный суд, Уставной суд области, прокурор области, а также представительные органы местного самоуправления.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

2. Законы области, поправки, изменения и дополнения к ним принимаются на заседаниях областной Думы большинством голосов от установленного числа депутатов.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

3. Постановления областной Думы и иные акты нормативного и ненормативного характера принимаются на заседаниях областной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

ГЛАВА 12

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ ЗАКОНОВ,

ОТКЛОНЕННЫХ ГЛАВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

(наименование и текст главы 12 в ред. закона

Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 77. 1. Законы Воронежской области, принятые областной Думой, в течение десяти календарных дней со дня голосования направляются главе администрации области для подписания и обнародования.

2. Глава администрации области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления закона подписывает закон Воронежской области и обнародует.

3. Если глава администрации области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления закона Воронежской области отклоняет его, закон может быть одобрен областной Думой в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

4. Закон Воронежской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации области и подлежит опубликованию в течение семи календарных дней с момента поступления указанного закона главе администрации области.

Статья 78. 1. Решение главы администрации области об отклонении закона с необходимым обоснованием вносится в областную Думу не позднее 14 дней со дня поступления закона.

2. Одновременно главой администрации вносятся поправки к нему или предложение отменить принятый закон полностью.

Статья 79. 1. Закон, отклоненный главой администрации области, направляется Советом Думы на заключение головной комиссии областной Думы, которая рассматривает его в течение 7 дней.

2. По итогам рассмотрения головная комиссия областной Думы вырабатывает рекомендации областной Думе:

- одобрить закон в редакции, предложенной главой администрации области;

- создать согласительную комиссию для выработки совместного решения по отклоненному закону;

- одобрить закон в ранее принятой редакции.

3. Совет Думы по получении рекомендаций головной комиссии областной Думы включает в повестку дня очередного заседания областной Думы вопрос о повторном рассмотрении отклоненного закона.

О времени и месте проведения заседания сообщается главе администрации области не позднее чем за 3 дня до его проведения.

Статья 80. 1. Повторное обсуждение отклоненного закона на заседании областной Думы начинается с выступления главы администрации области или его представителя. Затем заслушивается заключение головной комиссии областной Думы.

По решению областной Думы может быть продолжено обсуждение причин отклонения данного закона главой администрации области. При обсуждении выступают представители постоянных комиссий областной Думы, депутатских групп (фракций), а также отдельные депутаты областной Думы.

По окончании обсуждения заключительное слово предоставляется главе администрации области или его представителю.

Статья 81. 1. На голосование первым ставится предложение главы администрации области. Решение в данном случае принимается в том же порядке, в котором был принят данный закон.

2. Если решение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, не принято, то на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в редакции, ранее принятой областной Думой. Данное решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В этом случае закон, принятый областной Думой, вступает в силу в срок, указанный ею, и не может быть повторно отклонен главой администрации области.

3. Если закон, принятый областной Думой, отклонен по мотивам противоречия его действующему федеральному или областному законодательству, глава администрации области, после повторного принятия закона областной Думой, вправе обжаловать данный закон в судебном порядке.

Статья 82. 1. В случае, если не будет принято ни одно из указанных в пунктах 1 и 2 статьи 81 настоящего Регламента решений, может быть создана согласительная комиссия.

2. Порядок формирования и деятельности согласительной комиссии определяется Советом Думы и главой администрации области.

РАЗДЕЛ V

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ, ОТНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

И ОБЛАСТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ К КОМПЕТЕНЦИИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ГЛАВА 13

РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ПОРЯДКЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 84. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее Государственная Дума).

Статья 85. Областная Дума вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов по вопросам, относящимся как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 86. 1. Проект федерального закона, для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу, может быть представлен в областную Думу только субъектом законодательной инициативы в областной Думе.

Проекты федеральных законов в областную Думу вносятся со всеми необходимыми, в соответствии с Регламентом Государственной Думы (пояснительная записка и т.п.), материалами.

2. После получения проекта федерального закона Совет Думы определяет головную комиссию областной Думы и направляет ей на рассмотрение.

3. После доработки проекта федерального закона для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу головная комиссия передает его в Совет Думы, который включает его в повестку дня заседания областной Думы.

Статья 87. 1. Областная Дума рассматривает проект федерального закона на своем заседании в одном чтении в порядке, предусмотренном настоящим Рег“аментом и принимает постановление.

2. Проект федерального закона, рассмотренный и одобренный областной Думой, направляется в Государственную Думу не позднее чем на 5 день после его одобрения.

3. По данному вопросу областная Дума принимает соответствующее постановление большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы.

Статья 88. В случае, если областная Дума отклоняет представленный проект федерального закона, то Дума извещает об этом субъект законодательной инициативы не позднее чем на 7 день после его рассмотрения.

Статья 89. При извещении Государственной Думы о времени и месте рассмотрения проекта федерального закона областная Дума принимает решение о направлении своего представителя на заседание Государственной Думы.

ГЛАВА 14

ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ДОЛЖНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ АДМИНИСТРАЦИИ

ОБЛАСТИ, НАЗНАЧАЕМЫХ ГЛАВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ОБЛАСТИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ

Статья 90. 1. Областная Дума согласовывает назначение и освобождение от должности главой администрации области должностных лиц указанных в Уставе области, о чем глава администрации области вносит в областную Думу соответствующее представление.

2. По получении представления главы администрации области о кандидатурах на указанные должности областная Дума в течение 3 дней извещает об этом депутатов областной Думы.

3. Областная Дума рассматривает представленные главой администрации области кандидатуры в течение двух недель со дня внесения представления.

Статья 91. 1. Глава администрации области либо его представитель официально представляет кандидатуры на указанные должности на заседании областной Думы.

2. Кандидаты докладывают областной Думе программу своих основных направлений деятельности в администрации области, отвечают на вопросы депутатов областной Думы.

3. По окончании ответов на вопросы представители постоянных комиссий, депутатских групп (фракций), а также отдельные депутаты областной Думы высказываются по предложенным кандидатурам.

Статья 92. 1. Решение о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности принимается областной Думой тайным голосованием.

2. Согласие на назначение на должность или освобождение от должности считается полученным, если за предложенные кандидатуры проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы.

3. По результатам голосования согласие на назначение на должность или освобождение от должности оформляется постановлением областной Думы.

Статья 93. 1. В случае не согласования (отклонения) областной Думой одной из кандидатур глава администрации области в течение 10 дней со дня несогласования (отклонения) вносит на согласование областной Думы новую кандидатуру.

В числе кандидатур представленных на согласование может быть представлена и ранее несогласованная (отклоненная) кандидатура. Представление на согласование назначения на должность одной и той же кандидатуры более двух раз не допускается.

2. Обсуждение и голосование новой кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим Регламентом в течение двух недель после представления ее главой администрации.

ГЛАВА 15

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА О ВЫРАЖЕНИИ НЕДОВЕРИЯ

ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

НАЗНАЧАЕМЫХ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ОБЛАСТИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ

Статья 94. 1. Предложение о выражении недоверия должностным лицам администрации области назначаемых на должность главой администрации области по согласованию с областной Думой (далее - должностное лицо) может быть внесено группой депутатов областной Думы, насчитывающей не менее 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы.

2. Предложение должно быть мотивированным и содержать конкретные указания на допущенные нарушения должностным лицом, приведшие к ухудшению общественно-политической и экономической ситуации в области или другим негативным последствиям.

Статья 95. 1. Областная Дума для проверки данных фактов создает из числа депутатов специальную комиссию (далее, если не оговорено особо - комиссия).

2. Комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщать о фактах, положенных в основу предложения о выражении недоверия, рассматривает документы, заслушивает представителя главы администрации области, должностное лицо в отношении которого возбуждена процедура о недоверии.

Статья 96. 1. Предложение о выражении недоверия должностному лицу и заключение комиссии рассматривается на заседании областной Думы.

2. С докладом выступает один из депутатов группы, высказавшейся за недоверие. Затем делает заключение председатель комиссии.

В обсуждении предложения принимают участие депутаты областной Думы, глава администрации области или его представитель, эксперты, а также должностное лицо в отношении которого возбуждена процедура о недоверии. Глава администрации области или его представитель имеет право на внеочередное выступление.

Статья 97. 1. По итогам обсуждения областная Дума большинством не менее чем в 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы, принимает постановление о выражении недоверия должностному лицу.

Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.

2. Постановление о выражении недоверия должностному лицу влечет его обязательное освобождение от должности в течение месяца.

Статья 98. 1. В случае, если предложение группы депутатов о выражении недоверия должностному лицу не получит поддержки большинства в 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы, областная Дума принимает постановление об отказе в выражении недоверия, которое подлежит опубликованию в печати. Постановление направляется главе администрации области.

2. В этом случае группа депутатов не вправе повторно возбудить предложение о выражении недоверия должностному лицу в течение одного года с момента первого предложения.

ГЛАВА 16

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 99. 1. В соответствии с Уставом области и законом Воронежской области “О Контрольно-счетной палате Воронежской области“ председатель Контрольно-счетной палаты избирается на должность и освобождается от должности областной Думой.

2. Кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты представляются председателем областной Думы.

Председатель Контрольно-счетной палаты избирается на срок, предусмотренный законом Воронежской области “О Контрольно-счетной палате Воронежской области“.

Статья 100. Кандидаты на должность председателя Контрольно-счетной палаты выступают перед областной Думой с конкретной программой своей деятельности. Депутаты областной Думы вправе задавать вопросы кандидатам. В обсуждении принимают участие представители постоянных комиссий и депутатских групп (фракций) областной Думы.

Статья 101. Вопрос о избрании на должность председателя Контрольно-счетной палаты решается областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

(в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 102. 1. Если кандидатура на должность председателя Контрольно-счетной палаты отклонена областной Думой, то председатель областной Думы предлагает новые кандидатуры.

Предложение на рассмотрение областной Думы одной и той же кандидатуры более двух раз не допускается.

2. Повторное рассмотрение кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты осуществляется областной Думой на следующем заседании областной Думы.

Статья 103. 1. Вопрос об освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты решается областной Думой по представлению Председателя областной Думы или по требованию депутатов численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы.

2. Решение об освобождении председателя Контрольно-счетной палаты от должности принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

Статья 104. Избрание на должность или освобождение от должности председателя Контрольно-счетной палаты оформляется постановлением областной Думы.

ГЛАВА 17

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ И РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О НАЗНАЧЕНИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(глава введена законом Воронежской области

от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 105. 1. В соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“ член Совета Федерации - представитель областной Думы избирается областной Думой на срок ее полномочий.

2. Кандидатуры для избрания представителя областной Думы в Совете Федерации вносятся на рассмотрение председателем областной Думы.

Группа депутатов численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов может внести на рассмотрение областной Думы альтернативные кандидатуры для избрания представителя областной Думы в Совете Федерации.

3. Кандидаты докладывают областной Думе программу основных направлений своей деятельности в Совете Федерации, отвечают на вопросы депутатов областной Думы.

4. По окончании ответов на вопросы представители постоянных комиссий, депутатских групп (фракций), а также отдельные депутаты областной Думы высказываются по предложенным кандидатурам.

Статья 106. 1. Кандидаты для избрания в качестве представителя областной Думы в Совете Федерации обязаны представить в областную Думу:

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания;

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Статья 107. Решение об избрании представителя областной Думы в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением областной Думы.

Вопрос об избрании представителя областной Думы в Совете Федерации решается большинством голосов от установленного числа депутатов.

Статья 108. 1. Представитель в Совете Федерации от администрации области назначается главой администрации области на срок его полномочий.

2. Постановление главы администрации области о назначении представителя администрации области в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в областную Думу.

Постановление о назначении представителя администрации области в Совете Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании областной Думы 2/3 от установленного числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя администрации области в Совете Федерации.

Статья 109. Постановление областной Думы об избрании представителя областной Думы в Совете Федерации направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу указанного постановления.

РАЗДЕЛ VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 18

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(нумерация главы 18 в ред. закона Воронежской области

от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 110. Порядок представления, рассмотрения и принятия закона области об областном бюджете определяется законом Воронежской области “О бюджетном процессе в Воронежской области“.

(нумерация ст. 110 в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Статья 111. 1. Настоящий Регламент вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Регламента, Регламент Воронежской областной Думы, утвержденный постановлением областной Думы от 28 июля 1994 года N 16, утрачивает свою юридическую силу.

(нумерация ст. 111 в ред. закона Воронежской области от 26.11.2001 N 33-III-ОЗ)

Председатель областной Думы

А.С.ГОЛИУСОВ

Воронеж,

Парламентский центр,

21 мая 1997 года

N 2-II-ОЗ