Законы и бизнес в России

Постановление Исполкома администрации г. Воронежа от 05.03.1997 N 106 “О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций“

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОРОНЕЖА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 1997 г. N 106

О ПОРЯДКЕ СБОРА И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года N АЗ-П9-08081 и Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 727 от 25.10.1995 “О введении в действие Временного положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды“ исполнительный комитет администрации города постановляет:

1. Утвердить положение “О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций“ согласно приложению N 1 и схему передачи информации об аварийных выбросах, сбросах загрязняющих веществ и т.д. согласно приложению N 2.

2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на начальника штаба ГОЧС города Куприенко П.С.

Глава администрации

А.Н.ЦАПИН

Приложение 1

Утверждено

постановлением

исполкома администрации г. Воронежа

от 05.03.1997 N 106

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ СБОРА И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И

ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение определяет порядок взаимодействия и обмена информацией между штабом по делам ГОЧС города Воронежа, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Воронежа, Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов города и объектовыми лабораториями по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды и в случаях выявления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последствий для здоровья населения и окружающей природной среды.

Система взаимодействия и обмена информацией указанных организаций и учреждений действует в рамках Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“.

Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среды, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, производится в полном объеме виновными в этом предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами согласно статье 86 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды“.

2. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЙСТВИЙ МЕСТНЫХ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ АВАРИЙНЫХ

ВЫБРОСАХ И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

2.1. Типовой схемой предусмотрено:

Немедленное (не более одного часа) оповещение территориальных органов управления по делам ГОЧС о всех видах аварийных (залповых)
выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей среды.

Сокрытие и (или) несвоевременное оповещение о таких фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. При получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ штаб по делам ГОЧС информирует об аварийной ситуации органы исполнительной власти и управление по делам ГОЧС области, осуществляет координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, проводит мероприятия по обеспечению безопасности населения.

2.3. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов:

обследует источник аварийного загрязнения, участвует в установлении причины возникновения аварии, возможности повторения выбросов (сбросов) и информирует штаб по делам ГОЧС города;

участвует в разработке мер по ликвидации последствий аварии;

при необходимости выдает в установленном порядке предписание на приостановку работы предприятия (объекта);

устанавливает (уточняет) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвует в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей природной среды;

организует работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую природную среду и совместно с органами исполнительной власти принимает меры к ликвидации (снижению) его последствий;

контролирует ход выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;

определяет общий ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате аварийного загрязнения, предъявляет иски на его возмещение и виновных привлекает к установленной законодательством административной ответственности.

2.4. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

осуществляет надзор за качеством воды водных объектов с точки зрения возможности ее использования для хозяйственно-питьевых нужд;

участвует в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения;

осуществляет надзор за составом атмосферного воздуха на территории организаций, в санитарно-защитной зоне;

выявляет в окружающей среде биологические факторы воздействия на здоровье населения;

оценивает степень влияния
аварийного загрязнения на продукты питания, здоровье населения и условия его проживания;

при необходимости приостанавливает работу организаций (объектов).

3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЭКСТРЕМАЛЬНО

ВЫСОКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

3.1. Порядок действий при выявлении случаев экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды:

3.1.1. Комитет окружающей среды и природных ресурсов:

устанавливает источник и причину загрязнения;

выявляет негативные последствия экстремально высокого загрязнения окружающей среды и оценивает нанесенный ущерб;

подготавливает акт по оценке последствий экстремально высокого загрязнения;

решает вопрос о приостановке при необходимости работ организаций (объектов) - источника загрязнения.

3.1.2. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

оценивает возможность и степень влияния экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и условия его проживания;

при необходимости приостанавливает работу организаций (объектов) - источника загрязнения и (или) использование населением соответствующих видов природных ресурсов.

3.1.3. Штаб по делам ГОЧС города:

проводит комплексную оценку последствий экстремально высокого загрязнения окружающей среды;

организовывает и осуществляет руководство работами по ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения окружающей среды;

проводит мероприятия по оповещению и обеспечению безопасности населения города.

4. СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ ОБ АВАРИЙНЫХ

ВЫБРОСАХ (СБРОСАХ) ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ,

ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

4.1. Источник информации (специально уполномоченный орган, общественные организации, граждане), дата, время поступления.

4.2. Дата, время, место выявления экстремальной ситуации.

4.3. Характеристика экстремальной ситуации (плановый или аварийный выброс в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, авария на трубопроводе, хранилище, авария технологического оборудования, в т.ч. связанная с вредными физическими воздействиями и выходами биологических агентов, авария при обращении с промышленными отходами и т.п.).

4.4. Критерии, по которым отмечена экстремальная ситуация с указанием количественных характеристик (концентрации загрязняющих веществ в природных средах, объем сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, площадь и толщина покрытия пленкой, интенсивность и характер запаха, биологические агенты и т.п.).

4.5.
Причины возникновения экстремальной ситуации (выход из строя очистных сооружений, установок по очистке отходящих газов, разрыв трубопровода, прорыв дамбы, отключение электроэнергии и т.д.).

4.6. Виновник возникновения экстремальной ситуации с указанием ведомственной принадлежности и формы собственности (полное наименование организации, министерства).

4.7. Сведения об организациях, получивших информацию об экстремальной ситуации и передавших ее специально уполномоченному органу.

4.8. Предпринимаемые меры по локализации, ликвидации экстремальной ситуации, ее последствий.

4.9. Прогноз распространения зоны экстремального загрязнения. По результатам обследования, по мере выяснения дополнительных данных передается информация:

уточнение сведений п.п. 1 - 8, сведения о перемещении зоны загрязнения, концентрации загрязняющих веществ в ней;

уточнение объема выброса (сброса) загрязняющих веществ;

данные о причиненном ущербе;

сведения об угрозе здоровью человека, окружающей природной среде (невозможность использования воды для питьевого, промышленного водоснабжения);

уточнение прогноза перемещения зоны загрязнения, сведения о передаче прогноза заинтересованным организациям;

другие дополнительные сведения.

5. КРИТЕРИИ ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается:

5.1. Для атмосферного воздуха:

содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) <*>;

- в 20 - 29 раз - при сохранении этого уровня более 2 суток;

- в 30 - 49 раз - при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

- в 50 и более раз;

- визуальные и органолептические признаки;

- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезоточение, привкус во рту, затрудненное дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно нескольких десятков человек);

- выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха или несвойственного привкуса.

5.2. Для поверхностных вод суши:

максимальное разовое содержание для нормируемых веществ 1 -
2-го класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз, для веществ 3 - 4-го класса опасности - в 50 и более раз <**>;

появление запаха, не свойственного воде ранее, интенсивностью более 4 баллов;

покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 8 кв. км;

снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и менее мг/л;

увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;

массовая гибель рыбы, моллюсков, раков, лягушек, водорослей, других водных организмов и водной растительности.

5.3. Для почв и земель:

содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическом критериям или 10 и более ПДК по фитотоксическим критериям;

содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК <***>;

наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площади более 50% отдельного поля;

наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.

5.4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:

мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте 1 м от поверхности земли, составила 60 и более мкр/ч;

концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей природной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва) превысила значение ДКб (допустимая концентрация радионуклидов для населения группы Б), приведенное в нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87), а при отсутствии данных о радионуклидном составе пробы - концентрация суммарной бета-активности в атмосферном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после окончания отбора проб) превысила 3700 х 10 Бк/кв. м (беккерель на один кв. м);

суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений (через одни сутки после отбора проб) превысила 110 Бк/кв. м в сутки;

концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной
и лесной продукции превысила принятые ВДУ (временные допустимые уровни).

-------------------------------

<*> С возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремально высокого загрязнения до его обнаружения.

<**> Содержание веществ в поверхностных водах суши и морских водах сопоставляется с наиболее “жесткими“ ПДК в ряду одноименных показателей. Для веществ, на которые нормативными документами предусмотрено полное отсутствие их в воде водных объектов, в качестве ПДК условно принимается содержание 0,01 мкг/л.

<***> Для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель, - превышение 100-кратной величины среднего регионального фона.

Начальник штаба по делам

ГО и ЧС г. Воронежа

П.С.КУПРИЕНКО