Законы и бизнес в России

<Информация> ГНИ по Воронежской области от 01.01.1997 “Новое в налогообложении малых предприятий“

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 1 января 1997 года

НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время со стороны государства много внимания уделяется стимулированию и регулированию деятельности субъектов малого предпринимательства. В частности, 29.12.1995 был принят Федеральный закон N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.

Во исполнение данного Закона принят Закон Воронежской области от 10.11.1996 N 74 “О введении на территории Воронежской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.

В данном случае речь будет идти лишь о налогообложении юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства. Следует иметь в виду, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности и с учетом численности работающих в филиалах и подразделениях. При этом предельной численностью считается максимальная численность в любой день отчетного периода.

Не имеют право применять упрощенную систему следующие предприятия и организации:

- занятые производством подакцизной продукции;

- созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;

- кредитные организации;

- страхования;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- предприятия игорного и развлекательного бизнеса;

- хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.

Упрощенная система применяется наряду с ранее принятой системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, в том числе переход к упрощенной системе и возврат к ранее установленной, предоставляется самим субъектам малого предпринимательства.

Право перейти на применение упрощенной системы имеют лишь те субъекты малого предпринимательства, которые имели в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление, размер валовой выручки не более стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на первый день квартала, в котором подано заявление.

Вновь созданные организации, подавшие заявление на право применения упрощенной системы, считаются субъектами малого предпринимательства с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Применение организациями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предоставляет им право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи и плана счетов бухгалтерского учета. Данная система
предусматривает замену уплаты совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Форма книги учета доходов и расходов, а также порядок обращения в ней хозяйственных операций, субъектами малого предпринимательства установлены Минфином Российской Федерации.

В качестве объекта обложения единым налогом организаций в упрощенной системе устанавливается совокупный доход или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом Воронежской области в качестве объекта обложения единым налогом определен совокупный доход и в случае, если сумма исчисленного налога на совокупный доход не превышает 7 процентов от валовой выручки, то объектом налогообложения будет являться валовая выручка. Ставки единого налога установлены в следующих размерах: единый налог на совокупный доход - 30 процентов, налог с валовой выручки - 10 процентов.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки (по торговле - товарооборота), полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, а также безвозмездно полученных денежных средств и имущества.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и понесенных расходов в виде:

- стоимости использованного сырья и материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, исходя из цен их приобретения, включая наценки, вознаграждения снабженческих организаций, стоимость услуг товарных бирж, таможенных пошлин, платы сторонним организациям за транспортировку, хранение и доставку;

- расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений и помещений, используемых в хозяйственной деятельности (эксплуатационные расходы);

- расходы
по текущему ремонту зданий, помещений, оборудования;

- затраты по аренде зданий и помещений;

- затраты по аренде транспортных средств;

- расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитов (в пределах ставки рефинансирования плюс 3 процента);

- затраты на оплату оказанных услуг;

- сумм налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды;

- уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы.

Данный перечень затрат является исчерпывающим и какие-либо другие затраты, в том числе расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам при налогообложении не учитываются.

Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент, выдаваемый налоговой инспекцией по месту постановки на налоговый учет.

Организации, перешедшие на упрощенную систему, ежеквартально уплачивают плату за патент, рассчитанную от годовой стоимости патента. Законом Воронежской области годовая стоимость патента определена в размере 200 минимальных месячных оплат труда, действующих на момент выдачи патента. Плата за патент вносится в следующие сроки: 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября в размере 1/4 годовой стоимости.

По истечении отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) организация представляет в налоговый орган до 20 числа следующего месяца за отчетным периодом расчет единого налога с учетом оплаченной стоимости патента.

В целом для правильного применения всех положений о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности следует руководствоваться следующими нормативными актами:

- Федеральным Законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.

- Законом Воронежской области от 10.11.1996 N 74 “О введении на территории Воронежской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства“.

- Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.02.1996 N НП-6-02/77 “О порядке применения Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.

- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.1996 N 18 “О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности“.

Начальник отдела налогообложения

юридических лиц

советник налоговой службы II ранга

С.ЧЕТВЕРИКОВ