Законы и бизнес в России

Постановление правительства Белгородской обл. от 31.05.2010 N 202-пп (ред. от 25.04.2011) “Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области“

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 мая 2010 г. N 202-пп

Белгород

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ

В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановлений правительства Белгородской области

от 30.10.2010 N 369-пп, от 25.04.2011 N 155-пп)

В целях повышения результативности и эффективности деятельности, организованной по принципу управления проектами на территории области, правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области (далее - Положение, прилагается).

2. Органам исполнительной власти и государственным органам области:

- при разработке и реализации проектов руководствоваться Положением;

- внести в положения соответствующие изменения, предусмотрев в них вопросы управления проектами.

3. Департаменту кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.)
обеспечить организационно-методическое руководство при внедрении и использовании Положения.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов разработать и принять аналогичные положения об управлении проектами в органах местного самоуправления.

5. Управлению информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области - руководителя Администрации Губернатора области О.Н.Полухина.

Информацию об исполнении постановления представить к 1 сентября 2010 года.

Губернатор Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

Утверждено

постановлением

правительства области

от 31 мая 2010 года N 202-пп

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановлений правительства Белгородской области

от 30.10.2010 N 369-пп, от 25.04.2011 N 155-пп)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок применения принципов управления проектами органами исполнительной власти и государственными органами на территории Белгородской области.

1.2. Настоящее Положение применяется для управления проектами, направленными на достижение целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, областными целевыми программами, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства области, поручениями Губернатора области.

(п. 1.2 в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

1.3. Под государственными органами Белгородской области для целей настоящего постановления понимаются следующие органы:

- Администрация Губернатора Белгородской области;

- управление печати и телерадиовещания области;

- управление жилищно-коммунального хозяйства области;

- Государственная жилищная инспекция области;

- Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Белгородской области с соответствующими государственными инспекциями городов и районов;

- архивный отдел области.

(п. 1.3 в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.
Понятия и определения

2.1. Проект - комплекс мероприятий и работ, направленный на достижение определенной цели, ограниченный во времени определенными сроками начала и окончания, выполнение которого имеет однократный (неповторяющийся) характер, реализуемый органами исполнительной власти и государственными органами области, подведомственными организациями, хозяйствующими субъектами с использованием средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств) в объеме более 1 млн. рублей.

(п. 2.1 в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.2. Для целей настоящего Положения рассматриваются проекты:

2.2.1. Исключен. - Постановление правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп.

2.2.2. Областные отраслевые проекты - проекты, реализуемые в масштабах области, имеющие однозначно определенную отраслевую принадлежность.

2.2.3. Областные комплексные проекты - проекты, не имеющие однозначно определенной отраслевой принадлежности, для эффективной реализации которых необходимо взаимодействие нескольких департаментов и управлений области, администраций муниципальных районов и городских округов области, хозяйствующих субъектов.

2.3. Цель проекта - запланированное желаемое состояние объекта управления, для достижения которого осуществляется проект. Цель проекта должна:

- отражать ожидаемый полезный эффект от исполнения проекта;

- иметь измеримые количественные показатели и сроки достижения;

- быть достижимой в реальных условиях, в которых осуществляется проект.

2.4. Результат проекта - материальное выражение социальных, экономических, интеллектуальных и иных эффектов, полученных в результате осуществления проекта.

2.5. Инициатор проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа, хозяйствующий субъект), которое выступает с обоснованием необходимости и возможности реализации проекта. Инициатор проекта может представлять интересы заказчика, исполнителя или координирующего органа проекта.

2.6. Участники проекта:

2.6.1. Заказчик проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального
района или городского округа в случае использования средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), хозяйствующий субъект), прямо или косвенно заинтересованное в достижении цели проекта и приобретении прав на использование результатов проекта, которое выделяет средства, необходимые для реализации проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.6.2. Исполнитель проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа в случае использования средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), хозяйствующий субъект), которое принимает на себя обязательства перед заказчиком проекта по достижению целей проекта и эффективному использованию средств, выделенных для реализации проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.6.3. Координирующий орган проекта - уполномоченный государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа в случае использования средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), осуществляющий организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.7. Группа управления проектом - группа лиц, представляющих интересы заказчика, исполнителя и координирующего органа проекта в ходе его реализации. В группу управления проектом входят:

2.7.1. Представитель заказчика проекта - уполномоченное заказчиком проекта лицо, представляющее его интересы в отношениях со всеми участниками проекта.

2.7.2. Руководитель проекта - уполномоченное исполнителем проекта лицо, наделенное полномочиями по управлению всеми работами проекта.

2.7.3. Куратор проекта - уполномоченное координирующим органом проекта лицо, представляющее его интересы в отношениях со всеми участниками проекта.

2.7.4. Администратор
проекта - лицо, назначаемое исполнителем проекта, ответственное за организацию и поддержку коммуникаций (сбор, обработку, передачу информации) между участниками проекта, делопроизводство, формирование и хранение архива документов проекта.

2.8. Рабочая группа проекта - группа лиц, непосредственно выполняющих работы проекта.

2.9. Кадровый резерв проектного управления - база данных сотрудников органов исполнительной власти, государственных органов области, администраций муниципальных районов или городских округов, хозяйствующих субъектов, заинтересованных принимать участие в разработке и реализации проектов.

2.10. Организационное сопровождение проекта - координация межведомственного взаимодействия участников проекта, осуществляемая куратором проекта на протяжении всех этапов проекта.

(п. 2.10 в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

2.11. Мониторинг проекта - специально организованное систематическое наблюдение за ходом разработки и реализации проекта с целью предоставления сводной информации внешним по отношению к проекту пользователям (органам исполнительной власти и государственным органам области, администрациям муниципальных районов или городских округов, представителям общественности).

3. Порядок формирования организационной структуры проекта

3.1. Организационная структура проекта:

- формируется при открытии проекта и расформировывается при его закрытии;

- состоит из группы управления проектом и рабочей группы проекта;

- обеспечивает эффективное взаимодействие участников проекта.

3.2. Группа управления проектом формируется в следующем порядке:

3.2.1. Департамент кадровой политики области на основании заявки инициатора проекта, по согласованию определяет координирующий орган проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

3.2.2. Координирующий орган проекта:

- назначает ответственное лицо - куратора проекта;

- совместно с инициатором определяет заказчика и исполнителя проекта.

3.2.3. Заказчик проекта:

- формулирует цели и задачи проекта, определяет требования к результату проекта;

- определяет объем и источники финансирования проекта;

- назначает ответственное лицо - представителя заказчика проекта для представления своих интересов, связанных с реализацией проекта.

3.2.4. Исполнитель проекта:

- назначает руководителя проекта
и администратора проекта, определяет персональную ответственность за достижение цели проекта, эффективное использование выделенных ресурсов, материально-техническое обеспечение и документооборот по проекту;

- обеспечивает разработку и реализацию проекта в соответствии с требованиями к результату проекта.

3.2.5. Назначение участников группы управления проектом производится распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.) организаций, официальными представителями которых они являются.

3.3. Рабочая группа проекта формируется на базе исполнителя проекта в следующем порядке:

3.3.1. Руководитель проекта:

- определяет порядок работы и состав рабочей группы, требования к специалистам, участие которых необходимо для качественного и своевременного выполнения работ проекта;

- осуществляет подбор специалистов в рабочую группу из кадрового резерва проектного управления и (или) самостоятельно;

- при самостоятельном подборе персонала руководитель проекта направляет сведения о специалистах, включенных в рабочую группу, в департамент кадровой политики области для включения в кадровый резерв проектного управления;

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

- направляет запрос о включении сотрудников органов исполнительной власти и государственных органов области, администраций муниципальных районов и городских округов, хозяйствующих субъектов в рабочую группу проекта в адрес их руководителей по основному месту работы;

- организует работу рабочей группы, направленную на достижение целей проекта;

- изменяет состав рабочей группы по мере необходимости в течение разработки и реализации проекта;

- направляет информацию об итогах работы сотрудников в проекте по основному месту работы, а также в департамент кадровой политики области для включения в базу данных кадрового резерва проектного управления.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

3.4. Кадровый резерв проектного управления:

- формируется в департаменте кадровой политики области для оперативного и качественного формирования рабочих групп проектов, а также сохранения кадрового потенциала после закрытия проектов в
порядке, установленном Положением о кадровом резерве проектного управления Белгородской области;

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

- сотрудники органов исполнительной власти, государственных органов области, органов местного самоуправления области, хозяйствующих субъектов зачисляются в кадровый резерв проектного управления на основании личного заявления по согласованию с руководителем по основному месту работы. При этом сотрудники государственных органов области, органов исполнительной власти области, администраций муниципальных районов и городских округов, являющиеся государственными и муниципальными служащими, принимают участие в рабочих группах только в качестве консультантов с учетом исполнения основных должностных обязанностей;

- сотрудники, находящиеся в кадровом резерве проектного управления, проходят профессиональную подготовку, аттестацию и привлекаются для работы в проектах в составе рабочих групп. Порядок прохождения профессиональной подготовки и аттестации, условия финансирования определяются Положением о кадровом резерве проектного управления Белгородской области.

4. Порядок управления проектами

4.1. Управление проектами состоит из трех этапов:

- открытие проекта;

- разработка и реализация проекта;

- закрытие проекта.

4.2. Этап открытия проекта:

- определяется координирующий орган, заказчик и исполнитель проекта;

- определяется цель проекта, ожидаемые результаты, требования и ограничения;

- формируется группа управления проектом;

- определяются правила и условия взаимодействия участников проекта.

4.2.1. Для начала этапа необходимо:

- инициативная заявка по вопросу открытия данного проекта, которая направляется в департамент кадровой политики области в электронном виде (dkp@belregion.ru) инициатором проекта;

(в ред. постановлений правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп, от 25.04.2011 N 155-пп)

- решение департамента кадровой политики области об определении координирующего органа проекта;

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

- инициатор проекта может выступать с предложением об открытии проекта как по собственной инициативе, так и в связи с исполнением своих должностных обязанностей или поручений
вышестоящего руководства.

4.2.2. Этап завершается:

- оформлением паспорта проекта, который готовится инициатором, согласовывается координирующим органом и исполнителем, имеет положительное решение отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов и утверждается заказчиком проекта;

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

- форма и содержание паспорта проекта определяется заказчиком проекта на основании рекомендаций департамента кадровой политики области с учетом особенностей проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

4.3. Этап разработки и реализации проекта состоит из следующих стадий:

- планирование;

- выполнение работ;

- контроль;

- корректировка.

4.3.1. Стадия планирования проекта (поиск, анализ, выбор, проработка и уточнение путей достижения цели проекта):

- осуществляется рабочей группой во главе с руководителем проекта;

- начинается с момента утверждения паспорта проекта и завершается в момент составления плана реализации проекта;

- итоговыми документами стадии планирования являются план проекта, который включает структуру работ, календарный план, объем и источники финансирования проекта, описывает содержание и расписание работ, которые необходимо выполнить, а также другие документы в зависимости от типа и специфики проекта. Требования к форме, содержанию плана проекта определяются заказчиком с учетом специфики, масштаба и сложности проекта;

- план проекта утверждается заказчиком по согласованию с координатором проекта;

- объем и источники финансирования определяются заказчиком проекта. Возможностью привлечения бюджетных средств является утверждение соответствующих объемов расходов законом области об областном бюджете, решением органов местного самоуправления о бюджете соответствующего муниципального образования.

4.3.2. Стадия выполнения работ, определенных в плане проекта:

- осуществляется рабочей группой проекта под управлением руководителя проекта;

- начинается после утверждения плана проекта и заканчивается после выполнения всех работ и получения всех результатов, предусмотренных планом проекта;

- осуществляется, как правило, по блокам работ, предусмотренных планом проекта, с документальной фиксацией
результатов выполненных работ;

- итоговыми документами стадии выполнения работ являются документы, непосредственно подтверждающие факт выполнения, и полученные результаты по каждому блоку работ плана проекта, которые предъявляются заказчику для контроля выполненных работ;

- исполнитель для выполнения работ проекта в соответствии с основными документами проекта может по согласованию с заказчиком привлекать сторонние организации, отдельных исполнителей на договорной основе или в рамках своих полномочий, определенных действующими нормативными актами.

4.3.3. Стадия контроля проекта (измерение показателей, характеризующих достижение целей проекта, определенных планом проекта):

- осуществляется представителем заказчика совместно с руководителем и администратором проекта;

- начинается с момента наступления первой контрольной даты согласно утвержденному плану проекта, осуществляется на протяжении всего периода исполнения проекта и завершается в момент принятия решения о завершении проекта;

- итоговым документом стадии контроля является заключение о соответствии выполненных работ и полученных результатов показателям, зафиксированным в плане проекта, с указанием всех отклонений фактических значений от плановых, а также оценки возможных последствий выявленных отклонений для достижения цели проекта.

4.3.4. Стадия корректировки проекта:

- внесение изменений в документы проекта или осуществление корректирующих воздействий в ходе исполнения проекта для устранений отклонений фактического хода выполнения работ от запланированного;

- осуществляется группой управления проектом при участии рабочей группы проекта;

- не осуществляется в случае полного соответствия фактических результатов исполнения проекта плановым, за исключением случаев, когда должны быть предприняты опережающие предупреждающие действия для устранения возможных (ожидаемых) отклонений;

- при возникновении существенных отклонений, влияние которых на проект устранить невозможно, руководитель проекта инициирует меры по внесению соответствующих изменений в документы проекта;

- заказчиком проекта по согласованию с куратором проекта могут быть приняты решения об изменении требований к проекту (изменении сроков и (или) изменении
требований к результатам проекта); о выделении дополнительных ресурсов; об изменении условий участия в проекте заинтересованных сторон;

- итоговыми документами стадии корректировки являются документы, утверждающие решения об изменении содержания, сроков, объема финансирования проекта, условий участия в проекте одной или нескольких заинтересованных сторон.

4.4. Этап закрытия проекта:

- осуществляется руководителем проекта совместно с администратором проекта;

- выполняется прекращение (исполнение или оформление отказа от исполнения) всех обязательств, возникших в ходе управления проектом;

- оформляются права заказчика на результаты проекта;

- расформировывается организационная структура проекта;

- оформляется и передается на хранение в архив заказчика вся документация проекта.

4.4.1. Для начала этапа необходимо решение заказчика о закрытии проекта, согласованное с куратором проекта, после принятия которого все участники проекта исполняют свои обязательства и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

(пп. 4.4.1 в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

4.4.2. Этап завершается:

- итоговым отчетом о реализации проекта, в котором руководитель проекта информирует заказчика и координирующий орган о степени достижения цели проекта, использовании выделенных ресурсов, факторах, повлиявших на реализацию проекта;

- передачей в архив заказчика администратором проекта систематизированной документации по проекту.

5. Организационное сопровождение и мониторинг проекта

(в ред. постановления правительства Белгородской области

от 30.10.2010 N 369-пп)

5.1. Организационное сопровождение:

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 369-пп)

- осуществляется координирующим органом в лице куратора проекта;

- начинается с момента назначения куратора проекта, продолжается на протяжении всех этапов проекта и завершается одновременно с завершением этапа закрытия проекта.

5.2. Мониторинг проекта:

- осуществляется куратором проекта совместно с администратором проекта;

- начинается с момента назначения куратора проекта, продолжается на протяжении всех этапов проекта и завершается одновременно с завершением этапа закрытия проекта.

5.2.1. Сводная информация по результатам мониторинга направляется в департамент кадровой политики области и состоит из следующих отчетов:

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

- промежуточный отчет по проекту - составляется по факту достижения контрольного события или наступления контрольного срока согласно паспорту проекта и содержит заключение о степени соответствия фактического исполнения работ проекта плану, анализ внешних и внутренних факторов, прогноз на следующий планируемый период;

- отчет о закрытии проекта - составляется после принятия решения о закрытии проекта и содержит заключение о соответствии фактического результата проекта плановому, итоговый анализ и выводы куратора по проекту.

5.2.2. Основное требование к качеству информации, получаемой в результате осуществления мониторинга, заключается в объективности отражения фактического состояния работ по проекту.

5.2.3. Департамент кадровой политики области на основании полученной сводной информации предоставляет правительству области заключения и рекомендации по итогам реализации проекта.

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.04.2011 N 155-пп)

5.2.4. Для проектов, имеющих общественную значимость, паспортом проекта может быть определено требование публикации результатов мониторинга в сети Интернет на информационных ресурсах координирующего органа проекта.