Законы и бизнес в России

Решение Муниципального совета Шебекинского района Белгородской обл. от 28.01.2010 N 15 “О районной целевой программе развития и поддержки малого бизнеса на селе “Шебекинские семейные фермы“

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2010 г. N 15

О РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО

БИЗНЕСА НА СЕЛЕ “ШЕБЕКИНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ“

В целях создания условий для поддержки и развития малого бизнеса на селе, устойчивого развития сельских территорий района, а также организованного выполнения областной программы “Семейные фермы Белогорья“ Муниципальный совет Шебекинского района решил:

1. Утвердить районную целевую программу развития и поддержки малого бизнеса на селе “Шебекинские семейные фермы“ на 2010 - 2012 годы.

2. Поручить главе администрации Шебекинского района (Бузычкин А.Н.) и комитету финансов и налоговой политики администрации района (Томаровский А.Л.) при разработке бюджетов 2010 - 2012 годов предусматривать муниципальные бюджетные гарантии для
поддержки малых форм сельскохозяйственного бизнеса, участников настоящей программы в объемах: 2010 год - 25 млн. руб.; 2011 год - 30 млн. руб.; 2012 год - 35 млн. руб.

3. Поручить главе администрации Шебекинского района (Бузычкин А.Н.) и комитету муниципальной собственности и земельных отношений администрации района (Писоцкая В.П.) сформировать перечень объектов недвижимости, относящихся к муниципальной собственности, для включения в залоговый фонд района для последующей поддержки участников настоящей программы.

4. Поручить главе администрации Шебекинского района (Бузычкин А.Н.) и комитету АПК и развития сельских территорий администрации района (Селютин В.Ф.) подготовить материалы для создания автономного муниципального учреждения “Центр поддержки и развития экономики сельских территорий“, по готовности предоставить материалы на рассмотрение Муниципального совета.

5. Контроль над исполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по экономическому развитию, бюджету и налогам Данникова Е.А.

Председатель

Муниципального совета

В.ЛУНЕВ

Утверждена

решением

председателя

Муниципального совета

Шебекинского района

от 28 января 2010 года N 15

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЕ

“ШЕБЕКИНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ“ НА 2010 - 2012 ГОДЫ

Районная целевая программа развития и поддержки малого бизнеса на селе “Шебекинские семейные фермы“ является составной частью областной программы “Семейные фермы Белогорья“. Программа разработана на основании областной целевой программы “Семейные фермы Белогорья“ и изменений к ней, утвержденных постановлениями правительства Белгородской области от 18 июня 2007 года N 134-пп, от 15 октября 2007 года N 245-пп, от 17 марта 2008 года N 61-пп, от 15 сентября 2009 года N 222-пп и от 29 сентября 2009 года N 313-пп.

Паспорт

районной целевой программы развития и поддержки

малого бизнеса на селе “Семейные фермы Белогорья“

Наименование - районная целевая программа развития и поддержки

Программы малого бизнеса на селе “Шебекинские семейные фермы“

(далее - Программа)

Основание для - реализация одного из направлений приоритетного

разработки национального проекта “Развитие агропромышленного

Программы комплекса“ на территории Шебекинского района -

“Стимулирование развития малого бизнеса в

агропромышленном комплексе“;

- Федеральный закон от 19 июня 1992 года N 3085-1 “О

потребительской кооперации (потребительских обществах,

их союзах в Российской Федерации)“;

-
Федеральный закон от 8 декабря 2005 года N 193-ФЗ “О

сельскохозяйственной кооперации“;

- Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ “О

личном подсобном хозяйстве“;

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ

“О развитии сельского хозяйства“

Заказчик Программы - администрация Шебекинского района

Основные - комитет АПК и развития сельских территорий

разработчики администрации Шебекинского района

Программы

Исполнители и - комитет АПК и экономического развития сельских

участники территорий;

Программы - комитет муниципального имущества и земельных

отношений администрации Шебекинского района;

- комитет экономического развития администрации

Шебекинского района;

- комитет финансов и бюджетной политики администрации

Шебекинского района;

- районный координационный центр Программы;

- администрации сельских поселений;

- сельскохозяйственные кооперативы, граждане, ведущие

личное подсобное хозяйство, индивидуальные

предприниматели, фермерские хозяйства, некоммерческие

организации сельхозтоваропроизводителей, отраслевые

союзы и общественные объединения и любые другие

предприятия и организации независимо от их

организационно-правовых форм, которые занимаются

сельскохозяйственной деятельностью и ее обслуживанием;

- государственные и коммерческие банки, областной фонд

поддержки предпринимательства Белгородской области,

кредитные кооперативы граждан и сельскохозяйственные

кредитные кооперативы, а также другие кредитные

организации

Цель Программы - развитие и
поддержка малого бизнеса на селе,

обеспечение устойчивого развития территорий сельских

поселений района

Задачи Программы - создать на территориях сельских поселений в 2010 -

2012 годах не менее 360 новых рабочих мест;

- довести к 2013 году среднегодовое производство и

объемы реализации сельскохозяйственной продукции

участниками Программы до 666 млн. руб. в год;

- создать районные системы снабженческо-сбытовой,

финансовой, ресурсной и информационной поддержки

развития малого бизнеса на селе

Основные разделы - организация системы сбыта, транспортировки и

программных хранения продукции малых форм сельского хозяйства на

мероприятий внутреннем рынке и за пределами области;

- организация эффективной переработки

сельскохозяйственной продукции, произведенной

участниками Программы;

- организация эффективного производства

конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции,

создание современных малых ферм и производств,

объединенных в кооперативы и союзы;

- организация вертикально интегрированной системы

управления процессом организации семейных ферм,

производства и сбыта, переработки и реализации

сельскохозяйственной продукции

Срок реализации - 2010 - 2012 годы

Программы

Источники - источниками финансирования Программы являются:

финансирования собственные средства участников Программы, кредиты

и формы коммерческих банков, заемные средства областного фонда

государственной поддержки предпринимательства и других аналогичных

поддержки фондов, средства инвесторов, не являющихся участниками

Программы Программы, средства областного и местного бюджетов;

- формы государственной поддержки Программы:

а) субсидирование процентной ставки по кредитам банков

за счет средств федерального и областного бюджетов;

б) предоставление областных и районных гарантий по

кредитам, привлекаемым из банков;

в) поддержка участников Программы предоставлением

земельных участков для целей организации и расширения

производства, а также имущества;

г) выделение средств из бюджета на создание сельской

инфраструктуры (подвод дорог, воды, газа,

электричества)

Введение

Районная целевая программа развития и поддержки малого бизнеса на селе “Шебекинские семейные фермы“ (далее - Программа) разработана на основании областной программы “Семейные фермы Белогорья“ в целях поддержки малого бизнеса на селе и обеспечения устойчивого развития сельских территорий района.

При разработке Программы учитывалось, что на территориях сельских поселений района проживает более 47 тысяч человек, из которых трудоспособного возраста - 24 тысячи человек, а это огромная производительная сила, которая в настоящее время используется недостаточно эффективно. В связи с развитием на селе крупнотоварного индустриального производства, высокой степени специализации и концентрации сельскохозяйственного производства традиционные виды деятельности, распространенные на селе ранее (свиноводство, молочное скотоводство, выращивание картофеля), потеряли экономическую целесообразность. Одновременно с этим начал повышаться спрос на более качественные, разнообразные натуральные продукты питания, что создает предпосылки для развития производства менее массовых видов продукции в личных подсобных хозяйствах сельских жителей и в других предприятиях малого бизнеса.

Программа предполагает использование механизмов государственной поддержки развития малых форм хозяйствования с целью создания эффективно функционирующих ЛПХ и КФХ и использования потенциала субъектов малых форм сельского хозяйства для обеспечения роста экономики сельских территорий, а также решения существующих социальных проблем поселений.

В рамках Программы предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на экономическую целесообразность производства сельскохозяйственной товарной продукции ЛПХ и КФХ, основанного на потребностях рынка, а также построение системы гарантированной продажи произведенной продукции. Программа должна решить главную проблему сельского населения - перестроить их сознание на производство конкурентоспособной ликвидной товарной продукции.

На территории Шебекинского района насчитывается более 17 тысяч личных подсобных хозяйств, около 20 тысяч дач и огородов и 119 крестьянских хозяйств, в которых сосредоточено около 15 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, несмотря на это земли многих луговых пастбищ, лесов, дачно-садовых и огороднических кооперативов используются неэффективно или заброшены.

На основе самозанятости в ЛПХ проживают и трудятся десятки тысяч человек. В настоящее время это, как правило, люди с низкими доходами, так как живут за счет ручного примитивного труда, низкой культуры производства и неотработанной системы сбыта продукции. Целью Программы является ликвидация этого положения самовоспроизводящейся бедности и бесперспективности существующего уклада путем создания системы развития на селе предпринимательства с высоким уровнем не только производства сельскохозяйственной продукции, но и ее переработки и сбыта.

Для достижения поставленных Программой целей в районе необходимо решить следующие задачи:

1. Организовать эффективную систему производства, хранения, переработки, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производимых малыми формами хозяйствования;

2. Создать эффективно работающую саморегулирующуюся систему поддержки и развития малых форм бизнеса и инфраструктурных предприятий;

3. Создать эффективную систему поддержки и развития малого сельского бизнеса со стороны государства и муниципальной власти;

4. Создать эффективную систему финансирования, кредитования и инвестиций, ресурсной поддержки и информационного обеспечения участников Программы.

Программой определяются приоритетные и перспективные для района направления деятельности малых форм сельского бизнеса. На 2010 - 2012 годы перспективными являются следующие отрасли по производству и переработке сельскохозяйственной продукции:

Животноводство:

1. Скотоводство - производство и переработка мяса говядины, молока и выращивание скота на племя;

2. Овцеводство - производство и переработка баранины, шерсти и выращивание племенных животных;

3. Козоводство - производство и переработка молока и козлятины, разведение животных на племя;

4. Кролиководство - производство мяса и выращивание животных на племя;

5. Птицеводство - производство мяса уток, гусей и перепелок, производство инкубационного яйца уток и гусей, производство суточного молодняка уток и гусей, производство перепелиного товарного яйца;

6. Рыбоводство - производство и переработка прудовой рыбы (карп, толстолобик, белый амур и др.);

7. Пчеловодство - производство и переработка меда и другой пчеловодческой продукции;

8. Свиноводство - производство и переработка домашней свинины и свинины мясных пород свиней.

Растениеводство:

1. Овощеводство - производство и переработка всего перечня овощей, картофеля и ягод;

2. Садоводство - производство и переработка фруктов и ягод;

3. Полеводство - производство и переработка технических, кормовых и крупяных культур;

4. Питомники и цветоводство - производство саженцев плодовых и декоративных насаждений и цветов.

Непродовольственная сфера:

1. Производство изделий народных промыслов;

2. Сельский туризм;

3. Сфера услуг - бытовые услуги, услуги по обслуживанию сельских подворий и малого бизнеса;

4. Финансовые и информационные услуги.

Состояние работы по выполнению областной программы

“Семейные фермы Белогорья“ в Шебекинском районе,

сроки реализации районной Программы

Областная целевая программа “Семейные фермы Белогорья“ начала свое действие в июне 2007 года, поэтому, разрабатывая районную Программу на ближайшую перспективу, необходимо коротко остановиться на анализе проделанной работы в этом направлении.

В настоящее время участниками Программы в Шебекинском районе на территориях сельских поселений стали 17 тысяч ЛПХ, 119 КФХ, 34 инфраструктурных предприятия. Ими обрабатывается 9744 га сельскохозяйственных угодий. В личных подсобных и крестьянских хозяйствах в настоящее время имеется поголовье крупного рогатого скота около 3700 голов, из которых 1550 голов коров, 6300 голов свиней, 3400 голов овец и коз, 2600 голов кроликов и разной птицы более 87 тысяч голов.

Содействие в развитии ЛПХ граждан и семейных ферм оказывают 34 инфраструктурных предприятия. Из давно существующих предприятий такие, как ООО “Белтрейд“, ООО “Шебекинский пельмень“, ОАО “Ржевский сахарник“, ОАО “Предприятие по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства“ и другие.

В соответствии с Программой с целью организации системы гарантированного сбыта продукции для ЛПХ и предприятий малого бизнеса в районе в 2007 году был создан и успешно работает СССПоК “Шебекинские семейные фермы“, членами которого стали 53 ЛПХ и 1 КФХ. Основное направление его деятельности - закупка овощной продукции на территории района, ее хранение и поставка в социальные учреждения района (школы, садики, больницы). Кроме того, СССПоК ведет активную ярмарочную деятельность, он реализует закупленную продукцию на ярмарках не только города Шебекино, но и города Белгорода. Кроме того, данным кооперативом проводится организационная работа по участию членов кооператива в городских праздничных ярмарках и ярмарках выходного дня.

В ноябре 2007 года был создан и также успешно работает СССПоК “Шебекинское молоко“. В настоящее время значительно укреплена его материально техническая база, необходимая для осуществления закупки молока. Ведутся работы по созданию молочного блока очистки, охлаждения и пастеризации молока. В кооператив вступило 311 членов - производителей молока, им производится закуп молока на территории шести сельских поселений, в 2009 году им будет закуплено 1800 тонн на сумму 16200 тыс. руб.

СССПоК “Шебекинский союз пчеловодов“ в районе был создан в марте 2009 года. В него вступило 9 членов - производителей меда. Своей деятельностью кооператив охватывает 430 пчеловодов района. Основной задачей кооператива является работа по оказанию помощи пчеловодам района в вопросах производства, переработки и реализации меда, а также в оказании иных услуг. Так уже в 2009 году кооперативом было посеяно 78 га трав-медоносов. С апреля 2008 года по 1 сентября 2009 года кооперативом принято от населения и переработано 8160 тонн меда. Готовая продукция направляется в торговые предприятия области, на рынки городов Белгорода и Шебекино, а также в школы для питания школьников. Мед для школьного питания поставляется в Шебекинском, Корочанском, Ракитянском районах, а также в городах Белгород и Старый Оскол. В настоящее время кооперативом приобретены производственная база, трактор и сельскохозяйственная техника, начата работа по организации пасеки на 1000 пчелосемей.

Несмотря на значительное продвижение вперед в разрешении проблемных вопросов, включенных в Программу, для решения остается значительно больше вопросов, чем их решено на сегодняшний момент.

Остается плохо отлаженной система сбыта мясной продукции, которая в ЛПХ закупается неорганизованными перекупщиками для последующей продажи на рынках области. Нет на территории района предприятий по контрактации, забою и переработке таких домашних животных и птицы, как кролики, утки, гуси, овцы, крупный рогатый скот, свиньи.

Отсутствует перерабатывающее предприятие садовой продукции: яблок, груш, слив, вишен и др.

Отсутствует система управления муниципальными прудами и прудовым рыбоводством. Отсутствуют места цивилизованной торговли прудовой рыбой, а также перерабатывающие рыбу предприятия.

Не способствует улучшению ситуации в ЛПХ по производству молока и другой животноводческой продукции и отсутствие на территориях сельских поселений предприятий по выращиванию, заготовке и продаже кормов, таких как сено, солома, сенаж, силос, кормовые корнеплоды. Отсутствуют структуры по доставке их непосредственно в ЛПХ. Не на должном уровне остается и рынок таких кормов, как комбикорм, зерно пшеницы, ячменя, сои, кукурузы.

Отсутствует стройная система по организации домашних молочных ферм, в которых можно бы было содержать 15, 25 дойных коров и молодняк, полученный от них. Сегодня никто в области не может предложить человеку, изъявившему желание построить небольшую молочнотоварную ферму, ее технологический проект, строительный проект, перечень необходимого оборудования и предприятия, выпускающие его, тем более назвать предприятие или организацию, изготавливающую современные конструкции мини-фермы и производящую ее монтаж. Без решения таких проблем быстрого роста производства молока в районе ожидать не следует.

Не используется в районе в должной мере потенциал имеющегося крупного предприятия по переработке овощей Шебекинского овощного комбината. Запланированный рост закупок овощного сырья этим предприятием на 2010 - 2012 годы почти в 6 раз открывает большой, перспективный гарантированный рынок сбыта овощной продукции для наших овощеводов. Данный рынок позволяет нам начать работу по разработке и освоению не менее четырех проектов производства овощей: 1) производство капусты (цветной, брокколи, брюссельская, кольраби и белокочанной); 2) по производству фасоли стручковой; 3) по производству зеленого горошка; 4) по производству картофеля и корнеплодных культур. Шебекинский район может стать основным производителем овощных культур области, объемы производства овощей могут достичь 14 - 18 тыс. тонн в год.

Требуется в районе и осуществление проекта по производству племенного утиного яйца, рынок которого в настоящий момент в Российской Федерации неограничен, а также производства утиного мяса.

Анализ состояния работы по выполнению Программы красноречиво говорит о том, что наряду с положительными моментами ее освоения в настоящее время имеется много нерешенных проблем. Решение проблем позволит существенно изменить к лучшему экономическую ситуацию сельских территорий, поднять технический и технологический уровень участников Программы, а также коренным образом изменить социальное положение сельских жителей и их уклад жизни.

Предполагается, что данная Программа, разработанная на 2010 - 2012 годы, будет самым непосредственным образом способствовать развитию малых форм бизнеса на селе, а значит укреплять экономическое положение сельских территорий.

Основные направления и мероприятия Программы.

Создание эффективной системы поддержки и развития малого

сельского бизнеса со стороны государства

и муниципальной власти

Областной программой “Семейные фермы Белогорья“ предусматривается организация вертикально интегрированной системы управления и ресурсного обеспечения Программы, которая в настоящее время в основном создана. На уровне района создан координационный центр, возглавляемый председателем комитета АПК и развития сельских территорий, в структуре комитета организован отдел развития сельских территорий, состоящий из 2-х человек, на уровне администраций сельских поселений назначены кураторы Программы, которыми являются заместители глав администрации сельских поселений (всего 14 человек).

На отдел развития сельских территорий возложены задачи: 1) Разработка районной программы и организация ее выполнения; 2) Разработка проектов и сопровождение их создания; 3) Обучение и консультирование кураторов поселений и участников программы; 4) Методологическое сопровождение программы и проектов; 5) Организация и координация деятельности отраслевых союзов и районных кооперативов; 6) Помощь в подготовке бизнес-планов для граждан, работающих по системе самозанятости, и гражданам, ведущим семейные фермы; 7) Оказание помощи по получению кредитов семейными фермами и гражданами, ведущими ЛПХ, и контроль над ходом их погашения, а также другие вопросы, касающиеся выполнения Программы и организации сельского малого бизнеса.

На кураторов сельских поселений возложены задачи:

1) Разъяснительная работа и консультирование граждан по участию в Программе;

2) Консультационно-методологическая помощь предпринимателям по разработке и внедрению конкретных проектов;

3) Организация семейных ферм на территории поселения;

4) Сбор первичной информации, составление отчетности и передача ее в районный координационный центр;

5) Разработка планов и программ по развитию малого сельского бизнеса на территории сельского поселения;

6) Учет ЛПХ, КФХ, семейных ферм, трудовых ресурсов, скота и птицы, земельных участков и другой информации, необходимой для осуществления Программы.

Важное место в выполнении Программы занимает ресурсное обеспечение.

Программа базируется на следующих ресурсах:

- денежные, инвестиционные;

- земельные;

- материально-технические

- финансовые и залоговые.

Основные денежные ресурсы - это личные ресурсы граждан и юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственным бизнесом. Кроме того, для выполнения Программы привлекаются кредиты банков, займы инвесторов и фондов, средства областного и республиканского бюджетов, средства муниципального бюджета на развитие сельской инфраструктуры (строительство дорог и подъездов, энергетических коммуникаций, подвод воды).

Основные земельные ресурсы, используемые в Программе, - это земельные участки:

- находящиеся в собственности или пользовании граждан, для ведения ЛПХ и огородничества, дачные участки;

- земли сельских поселений, пригодные для организации сельскохозяйственного бизнеса;

- земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности или пользовании КФХ, для ведения сельскохозяйственного бизнеса;

- земли районного фонда перераспределения и другие районные земли, которые можно использовать для организации сельскохозяйственного бизнеса;

- долевые земельные участки сельскохозяйственного назначения;

- земли областного земельного фонда сельскохозяйственного назначения, которые могут быть переданы для создания малого бизнеса;

- леса и водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

Материально-технические ресурсы - это объекты недвижимости, техника, машины и оборудование, используемые участниками Программы в сельскохозяйственном бизнесе.

Они в основном находятся в собственности участников Программы. К ним также относятся материально-технические ресурсы, взятые участниками Программы в аренду у других предприятий и лиц, у муниципальных и государственных учреждений и предприятий.

Поддержка Программы осуществляется также выдачей финансовых и гарантийных обязательств. Причем гарантийные обязательства могут быть выданы государственными и муниципальными учреждениями, а также любыми другими предприятиями, принявшими решения о поддержке малого бизнеса на селе.

На уровне района создается гарантийный фонд бюджета, а также залоговый фонд имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Все перечисленные ресурсы в настоящий момент в той или иной мере используются в районе для развития малых форм хозяйствования на селе. Однако очень важным моментом этой работы является создание предпосылок доступности, открытости и упрощения механизмов перехода ресурсов из одних рук в другие, от плохо работающего бизнеса к хорошо работающему бизнесу. Созданы условия равного доступа всех участников Программы к государственным и муниципальным гарантиям, к государственному и муниципальному имуществу, а также финансовым средствам и кредитам. В связи с этим в районе предстоит разработать множество организационно-нормативной документации, положений и норм, то есть создать правила игры малого бизнеса, которые будут способствовать его качественному развитию.

С этой целью в 2010 году в районе планируется создать автономное муниципальное учреждение “Центр поддержки и развития экономики сельских территорий“, в дальнейшем АМУ. Данное предприятие должно сосредоточить в своих руках районный земельный фонд из земель, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства. Его обязанностью должна стать подготовительная работа по рассмотрению заявлений граждан и предпринимателей по выделению или расширению земельных участков, вносятся предложения в областной земельный фонд о выделении необходимого количества земли для организации или расширения сельскохозяйственного бизнеса. Совместно с комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации района должна проводиться работа по составлению перечня бесхозных объектов и земельных участков, которые в судебном порядке должны изыматься в муниципальную собственность и направляться для формирования районного фонда имущества и земли, предназначенного в дальнейшем для поддержки и развития малых форм сельскохозяйственного бизнеса. АМУ, кроме того, должно будет при центре организовать районный фонд финансовой поддержки малого бизнеса или сельскохозяйственный кредитный кооператив для организации микрокредитования небольших проектов производства или переработки сельскохозяйственной продукции. По его предложению также должны выбираться наиболее эффективные направления развития бизнеса и планы работы на будущее. К задачам АМУ также необходимо отнести создание и размещение районных закупочно-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, координацию и управление ими. Автономное муниципальное учреждение будет создано для оказания целого спектра услуг для граждан и предпринимателей сельских территорий. К услугам данного учреждения можно отнести: консалтинговые, риэлтерские, комиссионные, консультационно-информационные. К центру поддержки и развития экономики сельских территорий в дальнейшем перейдут все функции и задачи, возложенные в настоящее время на районный координационный центр.

Такой подход к реконструкции системы управления Программой должен дать положительный результат и надолго создать систему поддержки и управления малым бизнесом на селе.

Создание эффективно работающей саморегулирующейся

системы поддержки и развития малых форм бизнеса и

инфраструктурных предприятий

Одной из задач создания гибкой и долговременной системы управления бизнесом является создание условий, при которых по мере развития и качественного улучшения его все меньше внимания и влияния будет требоваться от государственных и муниципальных структур. Очень важно уже на начальном этапе становления бизнеса правильно заложить систему саморегулирования развития и поддержки малого бизнеса на селе. В основе саморегулирования данного сектора сельской экономики лежит частная собственность на землю, имущество, инвестиции, а также на продукцию, производимую предпринимателями. Превалирование прав частной собственности в сельском секторе экономики, защищенное Конституцией РФ и федеральным законом о собственности, не позволяет выстраивать управление ими чисто органами государственной и муниципальной власти. Поэтому вместе с созданием АМУ “Центр поддержки и развития экономики сельских территорий“ в районе необходимо взять направление на создание таких структур, как:

- частные управляющие инвестиционные компании, управляющие отдельными проектами, позволяющие выстроить управление многими подразделениями (семейными фермами), находящимися на территории района и связанными между собой едиными технологическими или экономическими циклами;

- производственные и потребительские кооперативы, которые способствуют развитию отдельных производителей (членов кооперативов) однородной продукции или развитию услуг по производству, сбыту, хранению или переработке производимой ими продукции;

- частные консультационно-информационные или консалтинговые предприятия, оказывающие услуги малому бизнесу;

- частные финансовые фонды, риэлтерские конторы, предоставляющие малому бизнесу и гражданам гарантии, финансовые услуги, займы, оказывающие услуги по поводу купли-продажи недвижимости, земельных участков, услуги по поводу подготовительных работ, связанных с куплей-продажей недвижимости и земельных участков (межевание, объединение многих участков в один, оценка недвижимости и другого имущества);

- перерабатывающие предприятия. Именно наличие в районе перерабатывающих предприятий той или иной продукции будет определять массовость малых товаропроизводителей в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Бренд района или бренды сельских поселений определятся лишь возможностью гарантированного сбыта произведенной продукции для переработки на предприятиях, расположенных на территории района.

Система саморегулирования развития и поддержки малого бизнеса на селе не может зародиться без свободной конкурентной среды, без четких норм и правил организации бизнеса и равных условий доступа предпринимателей к ресурсам, обеспечивающим развитие бизнеса, к рынкам сбыта произведенной продукции и возможностей защиты своих интересов. Поэтому создание эффективной системы поддержки и развития малого сельского бизнеса со стороны государства и муниципальной власти и создание эффективно работающей саморегулирующейся системы поддержки и развития малых форм бизнеса и инфраструктурных предприятий выстраиваться должны одновременно. Эти две системы дополняют друг друга, и лишь при наличии обеих систем поддержки бизнеса можно достичь значительных успехов развития сельских территорий.

Организация современного сельскохозяйственного

бизнеса, способного производить конкурентоспособную,

экономически эффективную продукциюОсновной задачей Программы является задача создания в сельской местности малых предприятий, оснащенных современными технологиями производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Программой ставится задача поменять уклад сельского населения, изменить его подходы к организации производства продукции как в рамках личных подсобных хозяйств, так и формате малых предприятий. Ставится цель уйти от ручного, неэффективного, малопроизводительного труда. Перейти к организации высокомеханизированных, высокопроизводительных, оснащенных современной техникой и оборудованием производств, позволяющим не только повысить качество производимой продукции, но и повысить доходы работников и собственников этих производств.

Социально-экономические процессы, происходящие в настоящее время на селе в связи с переводом сельского хозяйства на крупнотоварное производство, внедрение крупных холдинговых компаний, занимающихся высококонцентрированным производством специализированной продукции, в значительной степени повлияли на развитие сел и сельских территорий, оказали значимое влияние на традиции и уклад жителей деревни.

Так, по Шебекинскому району только в сравнении с началом года количество пустующих дворов, ранее ведущих личное подсобное хозяйство, увеличилось на 1300 единиц. Около 20% трудоспособного населения вынуждено работать в крупных городах России (Москва, Белгород, Тюмень и др.), создание высокопроизводительных животноводческих комплексов сделало неэффективным традиционное занятие населения - производство свинины и мяса птицы, переживает нелучшие времена и производство в ЛПХ и КФХ, производство молока и говядины.

Сохранившиеся организованные в начале 90-х годов прошлого века КФХ также не смогли противостоять высокомеханизированным крупным зерновым компаниям, созданным и работающим для обеспечения зерном крупных животноводческих и птицеводческих комплексов. КФХ своевременно не переориентировали свою деятельность с производства зерна на производство других более эффективных видов продукции (сахарной свеклы, кукурузы на зерно, сои, гороха и др.). В настоящее время остро стоит вопрос о структурной перестройке производства и техническом перевооружении данных хозяйств. КФХ, как ни одно крупное сельскохозяйственное производство, должно быть устроено так, чтобы переход его на производство других культур занимало бы небольшой промежуток времени. В текущий момент приоритетным направлением производства продукции для них должно стать производство сахарной свеклы, сои, гороха, крупяных культур, кукурузы на зерно, овощей. Перспективным в ближайшее время для КФХ также должно стать производство кормов для семейных молочных ферм и ферм по производству говядины, таких как сенажа, силоса, сена, соломы.

Как известно, Программа рассчитана на поддержку и развитие сельскохозяйственного бизнеса, осуществляемого в рамках ЛПХ и организуемого за его пределами. Как показывает опыт последних лет, достичь целей организации современного производства в рамках ЛПХ по большинству из приоритетных видов продукции, определенных Программой, не представляется возможным. Так, например, содержание более 10 голов коров и молодняка, получаемого от них, создает много неудобств по организации уборки навоза, приводит к нарушению санитарных норм и жилищных правил. Создание ферм, способных обеспечивать высокие доходы для членов семьи, работающих в них, на территории ЛПХ возможно лишь в ЛПХ, имеющих большие приусадебные участки земли, на которых можно поместить ферму, достаточно удаленную от жилых домов. Или же ферму с производством высокодоходной продукции, производство которой не требует больших площадей. В приусадебном хозяйстве можно производить мясо кроликов, мед, перепелиное яйцо и некоторую другую продукцию. В большинстве приусадебных хозяйств можно производить довольно ограниченное количество продукции, механизирование процесса производства которой затруднено.

Скотоводческие, свиноводческие, овцеводческие производства по переработке продукции рациональнее размещать на специально подобранных участках, соответствующих правилам ведения таких производств. Данной Программой приоритетная поддержка предусматривается фермам и производствам, находящимся вне территорий ЛПХ.

Создание современных производств невозможно без инициативных людей, способных взять на себя бремя организатора, а также без инвестиционных средств, необходимых для его создания. Соединить воедино эти две составляющие успеха является целью Программы и целью работы ее координационного центра. Основными проектами, которые намечается осуществить в ближайшие три года и которые включаются в данную Программу, станут:

- пилотный проект производства овощей под увеличение объемов их переработки Шебекинским овощным комбинатом по заморозке овощей;

- строительство молочных экоферм;

- строительство и организация бизнеса по производству племенного яйца и мяса уток;

- осуществление проектов по производству домашней свинины;

- проекты развития прудового рыбоводства.

В этот же период намечается провести подготовительную работу по разработке проектов создания перерабатывающих предприятий: 1) убоя и переработке мяса крупного рогатого скота, свиней, овец, домашней птицы и кроликов; 2) переработке овощей, фруктов и ягод; 3) производства грубых кормов тюкованных соломы и сена, сенажа, силоса, жома.

Оценка ожидаемых результатов реализации Программы

В результате реализации программы на 2010 - 2012 годы прогнозируется:

- создать не менее 120 семейных ферм, получающих доходы от своей деятельности не менее 1 млн. руб. в год., в которых создать не менее 360 новых рабочих мест;

- вовлечь в процесс интенсивного развития малых форм сельского хозяйства не менее 2500 ЛПХ граждан, проживающих на территориях сельских поселений района;

- довести выпуск товарной продукции предприятиями малых форм бизнеса к 2013 году в объеме 666 млн. руб.;

- добиться повышения качества жизни сельских жителей, улучшения экономического состояния территорий сельских поселений района;

- увеличить на рынке Белгородской области и за ее пределами присутствие экологически чистой продукции, произведенной Шебекинскими семейными фермами, участниками данной Программы.

Приложение N 1

к программе

“Шебекинские семейные фермы“

от 28 января 2010 г. N 15

Структура управления, саморегулирования и поддержки

малого сельскохозяйственного бизнеса в Шебекинском районе

----------------------¬ -------------------------------------------¬

¦ Государственные ¦ --+ Муниципальные органы власти ¦

¦ органы поддержки и ¦ ¦ L-------------------------------------------

¦ развития ¦ ¦ ----------------------------------------------------------------------¬

¦сельскохозяйственного¦ +---+ Саморегулирующиеся органы управления и поддержки ¦

¦ бизнеса ¦ ¦ ¦ системы функционирования сельскохозяйственного бизнеса ¦

L---------T------------ ¦ L--------------------T---------------------T-------------------------T-

----------+-----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Муниципальные органы ¦ ¦ ---------------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ ---------------------¬ ¦

¦поддержки и развития +-+ ¦ Районные ¦ ¦ ¦ Частные ¦ ¦ ¦ Производственные ¦ ¦

¦ сельского бизнеса ¦ ¦ ¦ заготовительно- ¦ ¦ ¦ инвестиционные +-+ ¦сельскохозяйственные+-+

L---------------------- ¦ ¦ сбытовые +-+ ¦ и управляющие ¦ ¦ ¦ кооперативы на ¦ ¦

----------------------¬ ¦ ¦сельскохозяйственные¦ ¦ ¦ компании ¦ ¦ ¦территориях сельских¦ ¦

¦Администрация района +-+ ¦ кооперативы ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ поселений ¦ ¦

L---------------------- ¦ L--------------------- ¦ -----------------¬ ¦ L--------------------- ¦

----------------------¬ ¦ ---------------------¬ ¦ ¦ Частные ¦ ¦ ---------------------¬ ¦

¦ Комитет АПК и ¦ ¦ ¦ Районные ¦ ¦ ¦ финансово- +-+ ¦ Перерабатывающие ¦ +-¬

¦ развития сельских +-+ ¦ обслуживающие и +-+ ¦кредитные фонды ¦ ¦ ¦ предприятия, ¦ ¦ ¦

¦ территорий ¦ ¦ ¦ снабженческие ¦ +¬ L----------------- +¬ ¦ расположенные на +-+ ¦

L---------------------- ¦ ¦ кооперативы ¦ ¦¦ -----------------¬ ¦¦ ¦территориях сельских¦ ¦ ¦

----------------------¬ ¦ L--------------------- ¦¦ ¦ Частные ¦ ¦¦ ¦ поселений ¦ ¦ ¦

¦ Автономное ¦ ¦ ---------------------¬ ¦¦ ¦консультационно-¦ ¦¦ L--------------------- ¦ ¦

¦ муниципальное ¦ ¦ ¦ Районные кредитные +-+¦ ¦информационные и+-+¦ ---------------------¬ ¦ ¦

¦ учреждение ¦ ¦ ¦ кооперативы ¦ ¦¦ ¦ консалтинговые ¦ ¦¦ ¦ Потребительские ¦ ¦ ¦

¦ “Центр поддержки и ¦ ¦ L--------------------- ¦¦ ¦ предприятия ¦ ¦¦ ¦сельскохозяйственные¦ ¦ ¦

¦ развития сельских +-+ ---------------------¬ ¦¦ L----------------- ¦¦ ¦ кооперативы на +-- ¦

¦ территорий“ ¦ ¦ ¦ Перерабатывающие ¦ ¦¦ -----------------¬ ¦¦ ¦территориях сельских¦ ¦

L---------------------- ¦ ¦ предприятия +--¦ ¦ Частные ¦ ¦¦ ¦ поселений ¦ ¦

¦ ¦ районного значения ¦ ¦ ¦ риэлтерские +--¦ L--------------------- ¦

¦ L--------------------- ¦ ¦ конторы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ L----------------- ¦ ¦

L--------T----------------+--------------------T+---------------------------

¦ -------------------+---------------------¬

¦ --+ Шебекинские семейные фермы +-¬

¦ ¦ L----------T------------------------------ ¦

-----------+----------¬ ----+-----¬ -----+---¬ --------------------------+--¬

¦ ЛПХ ¦ ¦ ЛПХ ¦ ¦ КФХ ¦ ¦ Предприятия иных ¦

¦ участники Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организационно-правовых форм¦

L---------------------- L---------- L--------- L-----------------------------