Законы и бизнес в России

Постановление минфина Астраханской области от 08.06.2007 N 3-п (ред. от 15.06.2007) “О долговой нагрузке на бюджет Астраханской области и возможности привлечения новых долговых обязательств“

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2007 г. N 3-п

О ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКЕ НА БЮДЖЕТ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ

ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

(в ред. Постановления министерства финансов

Астраханской области от 15.06.2007 N 4-п)

В соответствии с Программой реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006 - 2008 годы, утвержденной Постановлением Государственной Думы Астраханской области от 09.11.2006 N 510/2, Распоряжением Правительства Астраханской области от 22.03.2007 N 146-Пр “О реализации отраслевой целевой программы реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006 - 2008 годы“ и в целях совершенствования механизма управления государственным долгом Астраханской области министерство финансов Астраханской области постановляет:

(в ред. Постановления министерства финансов Астраханской области от 15.06.2007 N 4-п)

1. Утвердить
прилагаемые:

1.1. Методику расчета долговой нагрузки на бюджет Астраханской области.

1.2. Методику расчета объема возможного привлечения Астраханской областью новых долговых обязательств.

2. Отделу нормативно-правового обеспечения (Грошева Н.К.) направить настоящее Постановление:

2.1. В двухдневный срок со дня принятия в агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.);

2.2. В семидневный срок со дня принятия в информационные агентства “Гарант“ и “КонсультантПлюс“ для включения в электронную базу данных.

(п. 2 в ред. Постановления министерства финансов Астраханской области от 15.06.2007 N 4-п)

3. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Заместитель председателя

Правительства - министр

финансов Астраханской области

С.К.МИРОНОВ

Утверждена

Постановлением

министерства финансов

Астраханской области

от 8 июня 2007 г. N 3-п

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ НА

БЮДЖЕТ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика разработана в целях оценки долговой

нагрузки на бюджет Астраханской области (далее - областной бюджет)

с учетом действующих и планируемых к принятию долговых

обязательств Астраханской области (далее - долговая нагрузка) на

среднесрочный период.

Долговая нагрузка представляет собой совокупность долговых

обязательств, включая просроченную кредиторскую задолженность и

расходы на обслуживание государственного долга Астраханской

области, и рассчитывается как соотношение долговых обязательств и

собственных средств областного бюджета.

1.2. Настоящей Методикой оцениваются долговые обязательства

Астраханской области (далее - долговые обязательства),

соответствующие перечню долговых обязательств субъектов Российской

Федерации, установленные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской

Федерации, и просроченная кредиторская задолженность.

1.3. В целях настоящей Методики долговые обязательства

классифицируются на прямые и условные.

Прямые долговые обязательства - это обязательства, которые

предполагают выплаты в объемах, в сроки и на условиях, которые

установлены договорами (соглашениями), заключенными от имени

Астраханской области (кроме договоров о предоставлении

государственной гарантии Астраханской области), а также

просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений

Астраханской области в определении действующих норм бухгалтерского

учета.

Кредиторская задолженность представляет собой принятые, но не

исполненные в срок финансовые обязательства получателей бюджетных

средств (бюджетных учреждений Астраханской области) перед

поставщиками товаров, работ и услуг. В силу субсидиарной

ответственности обязательства бюджетных учреждений Астраханской

области являются финансовыми обязательствами
Астраханской области.

Просроченной кредиторской задолженностью считается

кредиторская задолженность, не погашенная в течение 3-х месяцев со

дня образования, кроме задолженности по заработной плате, которая

считается просроченной со следующего дня после установленного

срока выплаты.

Процедура включения возникающей просроченной кредиторской

задолженности в объем прямых обязательств состоит из следующих

этапов.

1. По каждому факту возникновения обязательств по просроченной

кредиторской задолженности проводится экспертиза на обоснованность

требований кредиторов по данному обязательству.

Экспертиза проводится главными распорядителями бюджетных

средств с возможным привлечением контрольно-ревизионного

управления Астраханской области.

2. Если требования кредитора не могут быть оспорены в судебном

порядке, обязательство включается в объем прямых обязательств и

проверяется возможность его немедленного погашения.

3. В случае невозможности немедленного погашения с кредитором

заключается соглашение о реструктуризации.

Условные долговые обязательства - это обязательства,

финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем

только в случае наступления заранее оговоренных событий или

последовательности событий, которые не являются полностью

подконтрольными исполнительным органам государственной власти

Астраханской области. К условным обязательствам относятся

государственные гарантии Астраханской области.

1.4. Временной интервал, по которому оценивается долговая

нагрузка (далее - интервал расчета), разбивается по годам и

состоит из:

- фактического периода, включающего три предыдущих финансовых

года;

- прогнозного периода - от начала текущего финансового года и

в перспективе на три года.

1.5. В целях настоящей Методики виды государственных

заимствований Астраханской области (далее - заимствования)

классифицируются по целям их привлечения:

- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые

для финансирования капитальных расходов областного бюджета;

- заимствования на рефинансирование долговых обязательств -

заимствования, привлекаемые с целью погашения уже существующих

долговых обязательств. Рефинансирование долговых обязательств

может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения

существующих долговых обязательств превышают возможности

областного бюджета, или добровольным, когда рефинансирование

осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения

имеющихся прямых обязательств;

- заимствования на покрытие временных кассовых разрывов -

краткосрочные заимствования в пределах финансового года на

финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при

исполнении областного бюджета.

1.6. Расчет долговой нагрузки производится один раз в год при

формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый

год и разработке перспективного финансового плана на среднесрочный

период. Расчет долговой нагрузки может производиться также при

возникновении необходимости в течение года.

1.7. Расчет долговой нагрузки осуществляется на основании:

- основных направлений бюджетной и налоговой политики

Астраханской области на очередной финансовый год;

- прогнозов основных показателей областного бюджета;

- графиков платежей по долговым обязательствам;

- оценки возможных изменений стоимости заимствований (в случае

наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).

2. Порядок расчета долговой нагрузки

2.1. Процедура расчета долговой нагрузки производится

министерством финансов Астраханской области и включает следующие

этапы:

Первый этап: построение прогноза основных показателей

областного бюджета на весь интервал расчета;

Второй этап: построение графика платежей по обслуживанию и

погашению долговых обязательств;

Третий этап: расчет долговой нагрузки.

2.2. Построение прогноза основных показателей областного

бюджета осуществляется на весь период интервала расчета.

Прогнозируются следующие основные показатели областного бюджета:

- доходы областного бюджета;

- безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации;

- текущие расходы областного бюджета.

Значения указанных показателей на ближайшие три года

определяются по перспективному финансовому плану Астраханской

области.

2.3. График обслуживания и погашения долговых обязательств

составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения и

погашения существующих прямых и условных обязательств. Расчет

суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых

обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам

осуществляется по следующей формуле:

j j k

СП = SUM (пог + обслуж ) + SUM ож.пл. ,

i j i i k i

где:

СП - суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению

i

прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным

обязательствам;

i = 1,..., n, где n - число периодов в интервале расчета;

j - порядковый номер прямого обязательства;

k - порядковый номер условного обязательства;

j

пог - расходы на погашение прямого обязательства j в i-м году;

i

j

обслуж - расходы на обслуживание прямого обязательства j в

i

i-м году;

k

ож.пл. - объем резерва по k-му условному обязательству в i-м

i

году.

Объем резерва в i-том периоде равен объему ожидаемой

финансовой ответственности по условному обязательству в этом

периоде.

Размер резерва корректируется в сторону уменьшения или сторону

увеличения соответственно при погашении гарантированных

обязательств или принятии новых.

Суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению прямых

обязательств и ожидаемых
платежей по условным обязательствам

представляет собой сводный график обслуживания и погашения

существующих прямых обязательств и ожидаемых платежей по

исполнению условных обязательств, составляемый по формуле:

СП = {СП },

i

где:

СП - суммарный объем платежей;

СП - сводный график обслуживания и погашения долговых

i

обязательств;

i - количество лет в интервале расчета i = 1, 2..., n.

Если погашение или обслуживание долгового обязательства не

произведено в установленный срок, то при построении сводного

графика обслуживания и погашения просроченных долговых

обязательств их исполнение относится на ближайший период.

3. Расчет долговой нагрузки

3.1. Долговая нагрузка рассчитывается по фактическому и

прогнозному
периодам.

3.2. Долговая нагрузка может принимать значения, приведенные в

таблице 1.

Таблица 1

-----------------T----------------T-------------------------------------------¬

¦ Значение ¦ Уровень ¦ Описание уровня ¦

¦ уровня ¦ долговой ¦ долговой нагрузки ¦

¦ долговой ¦ нагрузки ¦ ¦

¦ нагрузки ¦ ¦ ¦

+----------------+----------------+-------------------------------------------+

¦(A) ¦ абсолютный ¦Для каждого года анализируемого периода ¦

¦ ¦ ¦доходов областного бюджета достаточно для ¦

¦ ¦ ¦покрытия текущих расходов, погашения ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и обеспечения ¦

¦ ¦ ¦достаточно высокого уровня капитальных ¦

¦ ¦ ¦расходов или возможно приведение бюджетных ¦

¦ ¦ ¦и долговых показателей к абсолютному уровню¦

¦ ¦ ¦долговой нагрузки за счет резервирования ¦

¦ ¦ ¦средств, досрочного погашения действующих ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и осуществления новых¦

¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении показателей ¦

¦ ¦ ¦платежной дисциплины областного бюджета в ¦

¦ ¦ ¦части соответствующих ограничений, ¦

¦ ¦ ¦указанных в приложении к настоящей ¦

¦ ¦ ¦Методике. ¦

+----------------+----------------+-------------------------------------------+

¦(B) ¦ нормальный ¦Для каждого года анализируемого периода ¦

¦ ¦ ¦доходов областного бюджета достаточно для ¦

¦ ¦ ¦покрытия текущих расходов, погашения ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и обеспечения ¦

¦ ¦ ¦достаточного уровня капитальных расходов ¦

¦ ¦ ¦или возможно приведение бюджетных и ¦

¦ ¦ ¦долговых показателей к нормальному уровню ¦

¦ ¦ ¦долговой нагрузки за счет резервирования ¦

¦ ¦ ¦средств, досрочного погашения действующих ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и осуществления новых¦

¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении показателей ¦

¦ ¦ ¦платежной дисциплины областного бюджета в ¦

¦ ¦ ¦части соответствующих ограничений, ¦

¦ ¦ ¦указанных в приложении к настоящей Методике¦

+----------------+----------------+-------------------------------------------+

¦(C) ¦ неустойчивый ¦Для каждого года анализируемого периода ¦

¦ ¦ ¦доходов областного бюджета достаточно для ¦

¦ ¦ ¦покрытия текущих расходов, погашения ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и обеспечения хотя бы¦

¦ ¦ ¦минимального уровня капитальных расходов ¦

¦ ¦ ¦или возможно приведение бюджетных и ¦

¦ ¦ ¦долговых показателей к нормальному уровню ¦

¦ ¦ ¦долговой нагрузки за счет резервирования ¦

¦ ¦ ¦средств, досрочного погашения действующих ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и осуществления ¦

¦ ¦ ¦значительного объема новых заимствований ¦

¦ ¦ ¦при соблюдении показателей платежной ¦

¦ ¦ ¦дисциплины областного бюджета в части ¦

¦ ¦ ¦соответствующих ограничений, указанных в ¦

¦ ¦ ¦приложении к настоящей Методике. ¦

+----------------+----------------+-------------------------------------------+

¦(D) ¦ кризисный ¦Доходов областного бюджета в каком-либо ¦

¦ ¦ ¦году анализируемого периода недостаточно ¦

¦ ¦ ¦для покрытия текущих расходов и/или ¦

¦ ¦ ¦погашения долговых обязательств и ¦

¦ ¦ ¦невозможно доведение бюджетных и долговых ¦

¦ ¦ ¦показателей до более высокого уровня ¦

¦ ¦ ¦долговой нагрузки за счет резервирования ¦

¦ ¦ ¦средств, досрочного погашения действующих ¦

¦ ¦ ¦долговых обязательств и осуществления новых¦

¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении показателей ¦

¦ ¦ ¦фактической платежной дисциплины областного¦

¦ ¦ ¦бюджета в части соответствующих ¦

¦ ¦ ¦ограничений, указанных в приложении к ¦

¦ ¦ ¦настоящей Методике. ¦

L----------------+----------------+--------------------------------------------

3.3. Уровень капитальных расходов определяется отношением

объема капитальных расходов областного бюджета к доходам

областного бюджета. Достаточность уровня капитальных расходов

определяется значениями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

------------------------------------------------------------T------------¬

¦Достаточно высокий уровень капитальных расходов ¦> 15% ¦

+-----------------------------------------------------------+------------+

¦Достаточный уровень капитальных расходов ¦10 - 15% ¦

+-----------------------------------------------------------+------------+

¦Минимальный уровень капитальных расходов ¦5 - 10% ¦

+-----------------------------------------------------------+------------+

¦Уровень капитальных расходов ниже минимального ¦< 5% ¦

L-----------------------------------------------------------+-------------

3.4. Уровень долговой нагрузки определяется как агрегированный

показатель следующих составляющих:

а) показателя долговой нагрузки, рассчитанного по фактическому

и прогнозному периодам;

б) показателя фактической платежной дисциплины областного

бюджета, рассчитанного по фактическому периоду.

3.5. Расчет показателя долговой нагрузки по фактическому

периоду представляет собой отношение суммы долговых обязательств,

расходов на обслуживание долга и просроченной кредиторской

задолженности, переведенной в прямой долг областного бюджета, к

доходам областного бюджета и рассчитывается по формуле:

ДН = (ДО + ПКЗ + РОД ) / доходы ,

i i i i i

где:

ДН - долговая нагрузка;

i

i - порядковый номер года фактического периода, i = 1, 2, 3;

ДО - объем долговых обязательств областного бюджета к

i

погашению в i-м году;

ПКЗ - объем просроченной кредиторской задолженности,

i

переведенной в прямой долг областного бюджета в i-м году;

РОД - расходы на обслуживание долга в i-м году;

i

доходы - доходы областного бюджета без учета субсидий и

i

субвенций из федерального бюджета в i-м году.

По значению показателя долговой нагрузки определяется уровень

потенциальной долговой нагрузки в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

----------------------T-------------------------------------------------------¬

¦ Показатель ¦ Уровень потенциальной долговой нагрузки ¦

¦ долговой нагрузки +--------------T------------T---------------T-----------+

¦ ¦ абсолютный ¦ нормальный ¦ неустойчивый ¦ кризисный ¦

+---------------------+--------------+------------+---------------+-----------+

¦Отношение суммы ¦< 20% ¦20 - 40% ¦40 - 60% ¦> 60% ¦

¦долговых обязательств¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и просроченной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦кредиторской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦задолженности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦переведенной в прямой¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долг областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджета, к доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+--------------+------------+---------------+------------

3.6. Расчет долговой нагрузки по фактическому периоду

завершается расчетом по показателям платежной дисциплины

областного бюджета, приведенным в приложении к настоящей Методике,

за фактический период. Полученные значения по каждому показателю

сопоставляются с уровнями платежной дисциплины областного бюджета,

приведенными в приложении к настоящей Методике.

Для каждого показателя фактической платежной дисциплины

областного бюджета сопоставляется балл: для абсолютного уровня

фактической платежной дисциплины - 0.4, для нормального уровня

фактической платежной дисциплины - 0.3, для неустойчивого уровня

фактической платежной дисциплины - 0.2, для кризисного уровня

фактической платежной дисциплины - 0.1. Итоговый балл фактической

платежной дисциплины областного бюджета рассчитывается путем

взвешивания баллов показателей с учетом веса показателей.

Уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета

определяется по полученному итоговому баллу фактической платежной

дисциплины областного бюджета по таблице 4.

Таблица 4

-----------------------------------------------------T----------------¬

¦Абсолютный уровень фактической платежной ¦ 1.2 ¦

¦дисциплины ¦ ¦

+----------------------------------------------------+----------------+

¦Нормальный уровень фактической платежной ¦ 0.9 - 1.1 ¦

¦дисциплины ¦ ¦

+----------------------------------------------------+----------------+

¦Неустойчивый уровень фактической платежной ¦ 0.6 - 0.8 ¦

¦дисциплины ¦ ¦

+----------------------------------------------------+----------------+

¦Кризисный уровень фактической платежной дисциплины ¦ > 0.6 ¦

L----------------------------------------------------+-----------------

3.7. Для определения окончательного значения показателя

долговой нагрузки сравниваются полученный показатель долговой

нагрузки по фактическому периоду и уровень фактической платежной

дисциплины областного бюджета, рассчитанный в соответствии с

пунктом 3.6 настоящей Методики.

Если уровень фактической платежной дисциплины областного

бюджета ниже, чем уровень показателя долговой нагрузки по

фактическому периоду, то реальная долговая нагрузка сложится в

прогнозном периоде на более низком уровне, чем уровень

потенциальной долговой нагрузки.

Если уровень фактической платежной дисциплины выше уровня

показателя долговой нагрузки, то реальная долговая нагрузка

ожидается в прогнозном периоде на более высоком уровне, чем

уровень потенциальной долговой нагрузки.

Если уровень фактической платежной дисциплины равен уровню

показателя долговой нагрузки, то реальная долговая нагрузка

ожидается в прогнозном периоде на том же уровне.

3.8. Расчет долговой нагрузки прогнозного периода проводится в

два этапа:

- определение исходного уровня долговой нагрузки;

- определение возможности повышения исходного уровня долговой

нагрузки прогнозного периода с помощью резервирования средств и

досрочного погашения долговых обязательств.

3.9. Исходный уровень долговой нагрузки определяется с помощью

показателя исходной долговой нагрузки, который представляет собой

отношение суммы погашаемых долговых обязательств (действующих и

вновь принимаемых) и расходов на обслуживание долга к доходам

областного бюджета для каждого года прогнозного периода интервала

расчета и рассчитывается по формуле:

ИДН = ДО + РОД / доходы ,

i i i i

где:

ИДН - показатель исходной долговой нагрузки;

i

i - порядковый номер года;

ДО - долговые обязательства в i-м году;

i

РОД - расходы на обслуживание долга в i-м году;

i

доходы - доходы областного бюджета без учета субсидий и

i

субвенций из федерального бюджета в i-м году.

Для каждого года прогнозного периода по полученным значениям

данного показателя определяется уровень исходной долговой нагрузки

в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5

----------------------T-------------------------------------------------------¬

¦ Показатель исходной ¦ Уровень исходной ¦

¦ долговой нагрузки ¦ долговой нагрузки ¦

¦ +-------------T-------------T---------------T-----------+

¦ ¦ абсолютный ¦ нормальный ¦ неустойчивый ¦ кризисный ¦

+---------------------+-------------+-------------+---------------+-----------+

¦Отношение ¦< 20% ¦20 - 40% ¦40 - 60% ¦> 60% ¦

¦долговых обязательств¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦к доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+-------------+-------------+---------------+------------

3.10. Возможность повышения уровня долговой нагрузки

прогнозного периода осуществляется путем резервирования средств и

досрочного погашения действующих долговых обязательств с учетом

результатов, полученных при расчете исходного уровня долговой

нагрузки.

3.11. Возможность повышения уровня долговой нагрузки с помощью

резервирования средств осуществляется следующим образом.

Проводится поиск двух следующих друг за другом лет, для которых

показатель исходной долговой нагрузки в первом году ниже, чем во

втором. Осуществляется резервирование средств с первого года на

второй в объеме, выравнивающем показатель исходной долговой

нагрузки для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как

уменьшение доходов областного бюджета в первом году и увеличение

его доходов на эту же сумму во втором году (операция является

расчетной). Причем каждый год может быть задействован в данной

операции только один раз.

3.12. Возможность повышения уровня долговой нагрузки с помощью

проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств

осуществляется следующим образом. Производится поиск двух лет (не

обязательно следующих друг за другом) начиная с текущего года, для

которых значение показателя исходной долговой нагрузки в первом

году ниже, чем во втором. Осуществляется досрочное погашение

действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую

показатель исходной долговой нагрузки для этих лет. Данная

операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей:

удаляются досрочно погашенное долговое обязательство (или его

часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть).

Приложение

к Методике определения

долговой нагрузки на

бюджет Астраханской области

ПОКАЗАТЕЛИ

ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

----------------------T-----------------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦ Уровень ¦

¦ограничения +--------------T--------------T---------------T-------------+

¦ ¦ абсолютный ¦ нормальный ¦ неустойчивый ¦ кризисный ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ¦

¦ вес 0.5 ¦

+---------------------T--------------T--------------T---------------T-------------+

¦Отношение ¦ < 50% ¦от 50% до 90% ¦от 90% до 100% ¦ > 100% ¦

¦объема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долга Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦области к доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦без учета объема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦безвозмездных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦поступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Отношение объема ¦ < 10% ¦от 10% до 12% ¦от 12% до 15% ¦ > 15% ¦

¦расходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долга Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦области к расходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦за исключением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦объема расходов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦которые ¦ “ ¦ ¦ ¦ ¦

¦осуществляются за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦счет субвенций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предоставляемых из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦системы Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Отношение дефицита ¦ < 15% ¦ = 15% ¦ = 15% ¦ > 15% ¦

¦областного бюджета к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦доходам областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджета без учета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦объема безвозмездных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦поступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Иные ограничения вес 0.1 ¦

+---------------------T--------------T--------------T---------------T-------------+

¦Доля ¦ < 60% ¦ > 60% ¦ > 60% ¦ > 60% ¦

¦капитальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦расходов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦финансируемых за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦счет заимствований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Отношение ¦ 0 ¦ от 0 до 50% ¦ от 50% до 80% ¦ > 80% ¦

¦объема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рефинансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦заимствований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Наличие и динамика просроченных долговых обязательств вес 0.2 ¦

+---------------------T--------------T--------------T---------------T-------------+

¦Наличие случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦несвоевременного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств по ¦ ¦ ¦ ¦ + ¦

¦выплате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долга Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Отношение объема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦просроченных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долговых ¦ ¦ ¦ ¦ 0 - 1% ¦

¦обязательств к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦объему расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Наличие случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦несвоевременного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств по ¦ ¦ ¦ ¦ + ¦

¦обслуживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долга Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Отношение объема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦просроченных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦платежей к объему ¦ ¦ ¦ 0 - 1% ¦ > 1% ¦

¦расходов бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Наличие и динамика просроченной кредиторской задолженности вес 0.1 ¦

+---------------------T--------------T--------------T---------------T-------------+

¦Отношение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦просроченной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦кредиторской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦задолженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦финансируемых из ¦ < 2.5% ¦ 2.5 - 7% ¦ 7 - 10% ¦ > 10% ¦

¦областного бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на начало текущего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦года по отношению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦к плановым доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на текущий год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Прирост просроченной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦задолженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦финансируемых из ¦ <= 0% ¦ 0 - 2% ¦ 2 - 5% ¦ > 5% ¦

¦областного бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦к непроцентным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦расходам областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Качество условных обязательств вес 0.1 ¦

+---------------------T--------------T--------------T---------------T-------------+

¦Доля условных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦которым наступили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦гарантийные случаи ¦ < 10% ¦ 10 - 20% ¦ 20 - 50% ¦ > 50% ¦

¦(по сумме) в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сумме долговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+--------------+--------------+---------------+-------------+

¦Доля исполненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦условных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦которым наступили ¦ < 10% ¦ 10 - 20% ¦ 20 - 50% ¦ > 50% ¦

¦гарантийные случаи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в общей сумме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦долговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+--------------+--------------+---------------+--------------

Утверждена

Постановлением

министерства финансов

Астраханской области

от 8 июня 2007 г. N 3-п

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ

НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика разработана в целях определения

объемов возможного привлечения новых государственных заимствований

Астраханской области (далее - объем возможных заимствований) с

учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета Астраханской

области (далее - областной бюджет).

1.2. Расчет объема возможных заимствований осуществляется с

учетом положений Методики расчета долговой нагрузки на бюджет

Астраханской области.

1.3. Расчет объема возможных заимствований производится один

раз в год, при формировании проекта областного бюджета на

очередной финансовый год. Обновление указанного расчета может

производиться по мере необходимости в течение финансового года.

1.4. Временной интервал, по которому производится расчет

объема возможных заимствований, охватывает период текущего года и

в перспективе на три последующих года (при необходимости - от

начала текущего года и до даты погашения максимально длительного

действующего долгового обязательства Астраханской области (далее -

долговое обязательство)) и разбивается по годам (далее - период

расчета).

1.5. В целях настоящей Методики применяются следующие виды

заимствований, классифицированные по целям их привлечения:

- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые

для финансирования капитальных расходов областного бюджета;

- заимствования на рефинансирование долговых обязательств -

заимствования, привлекаемые с целью погашения существующих

долговых обязательств. Рефинансирование долговых обязательств

может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения

действующих долговых обязательств превышают возможности областного

бюджета текущего года, или добровольным, когда рефинансирование

осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения

действующих долговых обязательств.

1.6. В целях настоящей Методики используются показатели

долговой емкости областного бюджета и доступной долговой емкости

областного бюджета.

Долговая емкость областного бюджета (далее - долговая емкость)

определяется как превышение доходов областного бюджета и

поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности

Астраханской области над его текущими расходами без учета расходов

на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом

периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не

может быть короче длительности перспективного финансового плана, а

период - превосходить финансовый год.

ДЕ = Дох + Пост Прив - Тек Расх

i i i i

Дох - доходы, поступившие в бюджет в i-м периоде;

i

Пост Прив - поступления в бюджет в i-м периоде от продажи

i

имущества, находящегося в собственности Астраханской области;

Тек Расх - текущие расходы без учета расходов на обслуживание

i

долговых обязательств и резервирования средств под возможную

ответственность по условным обязательствам в i-м периоде.

Фактически долговая емкость определяет предельные объемы

погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно

осуществлять за счет доходов бюджета.

Доступная долговая емкость областного бюджета (далее -

доступная долговая емкость) определяется как разность между

объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств

и долговой емкостью в каждом периоде интервала расчета.

ДДЕ = ДЕ - СП

i i i

СП - платежи по исполнению уже принятого долга и условных

i

обязательств в i-м периоде.

Если значение доступной долговой емкости отрицательно, то оно

показывает, какой объем заимствований необходим для вынужденного

рефинансирования долговых обязательств.

Если значение доступной долговой емкости положительно, то оно

показывает, какой объем доходов областного бюджета остается после

покрытия текущих расходов областного бюджета и расходов по

погашению и обслуживанию государственного долга Астраханской

области для возможного направления указанных доходов на

финансирование капитальных расходов областного бюджета, досрочное

погашение долговых обязательств.

2. Порядок расчета объема возможного

привлечения новых заимствований

2.1. Объем возможных заимствований в текущем году определяется

на основании:

- параметров областного бюджета и ограничений, задаваемых

уровнями долговой нагрузки областного бюджета;

- условий возможных заимствований на кредитном рынке для

Астраханской области;

- потребности в заимствованиях, в том числе:

- инвестиционных заимствованиях;

- заимствованиях на рефинансирование долговых обязательств.

2.2. Условия возможного привлечения новых заимствований по

кредитам, привлекаемым в коммерческих банках, оцениваются одним из

следующих способов:

- по условиям фактически предоставленных кредитов за

предыдущие годы;

- на основе контрактов, заключенных с коммерческими банками в

результате проведенных конкурсов.

Условия привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета

(далее - бюджетные кредиты) оцениваются на основании положений

нормативных правовых актов Министерства финансов Российской

Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на

соответствующий финансовый год.

Возможные условия эмиссии облигаций Астраханской области

определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов

Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с

кредитным рейтингом Астраханской области, а также сложившейся

конъюнктурой на организованном рынке ценных бумаг.

Итоговая оценка условий возможного привлечения новых

заимствований проводится на основе обобщения результатов по

отдельным видам заимствований.

2.3. Потребность в заимствованиях определяется как сумма

потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на

вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.

П = ИЗ + ЗРв + ЗРд

i i i i

П - потребность в заимствованиях в i-м периоде;

i

ИЗ - инвестиционные заимствования в i-м периоде;

i

ЗРв - заимствование на вынужденное рефинансирование в i-м

i

периоде;

ЗРд - заимствование на добровольное рефинансирование в i-м

i

периоде.

Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование

удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми.

Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в

заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во

вторую очередь, по мере возможностей.

2.4. Потребность в проведении вынужденного рефинансирования

определяется на этапе планирования обслуживания и погашения

существующих обязательств при отрицательном значении доступной

долговой емкости в каком-либо году внутри периода планирования и

невозможности или неэффективности частичного досрочного погашения

существующих обязательств.

Потребность в проведении добровольного рефинансирования

определяется на этапе планирования обслуживания и погашения

существующих обязательств и на этапе управления существующими

обязательствами с целью снижения связанных с ними расходов

областного бюджета в зависимости от условий, сложившихся на рынке.

2.5. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется

на основе Адресной инвестиционной программы за счет средств

областного бюджета на соответствующий финансовый год (далее -

инвестиционная программа), представляемого в форме упорядоченного

списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности

в объемах финансирования.

Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся

следующие расчеты.

Определяется объем доходов областного бюджета, который может

быть направлен на финансирование капитальных расходов областного

бюджета в данном году.

Объем доходов областного бюджета, направляемых на

финансирование капитальных расходов областного бюджета,

рассчитывается как разность между доходами областного бюджета,

текущими расходами областного бюджета и погашением долговых

обязательств, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет

от продажи акций и земельных участков, находящихся в

государственной собственности Астраханской области.

Разность между общим объемом инвестиционной программы и

объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного

бюджета представляет собой объем средств, требуемый для

финансирования капитальных расходов областного бюджета за счет

возможных заимствований, то есть потребность в инвестиционных

заимствованиях.

2.6. Если возможность областного бюджета в привлечении

заимствований, определенная его долговой нагрузкой и состоянием

кредитного рынка, выше, чем потребность в заимствованиях,

производится заимствование в объеме потребности.

Если возможность областного бюджета в привлечении

заимствований ниже, чем потребность в заимствованиях, в полном

объеме удовлетворяется потребность в заимствованиях на вынужденное

рефинансирование долговых обязательств, а по остаточному принципу

- потребность в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на

добровольное рефинансирование долговых обязательств.

2.7. Процесс выбора конкретных заемных финансовых инструментов

(видов заимствований) проходит в два этапа:

анализ доступных заемных финансовых инструментов;

выбор конкретных заемных финансовых инструментов.

Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет

собой процесс сбора информации обо всех возможных заимствованиях.

В отношении каждого заемного финансового инструмента собирается

следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в

случае плавающих ставок), условия погашения (в частности,

возможность досрочного погашения), возможный объем заимствований.

Выбор конкретных заемных финансовых инструментов

осуществляется на основании последовательного анализа следующих

факторов:

величины риска, связанной с конкретным заемным финансовым

инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной

ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости

заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке

заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По

результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке

увеличения риска. Заимствования с неприемлемым уровнем риска

исключаются из дальнейшего рассмотрения;

соответствия срочности заемных финансовых инструментов

сводному графику погашения, определяемому в порядке, установленном

Методикой расчета долговой нагрузки на бюджет Астраханской

области. Заимствования, не соответствующие указанному графику

погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;

стоимости заемных финансовых инструментов. При доступности на

рынке нескольких заемных финансовых инструментов с приемлемыми

уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием

становится стоимость заимствований.

2.9. Для окончательного принятия решения о привлечении новых

долговых обязательств производится анализ доступной долговой

емкости, потребности в заимствованиях и их влияния на изменение

уровня долговой нагрузки.

Расчет объема возможных заимствований, не приводящих к

снижению текущего уровня долговой нагрузки областного бюджета,

производится путем установления предельного значения показателя,

превышение которого приведет к снижению уровня долговой нагрузки

областного бюджета (в соответствии с Методикой расчета долговой

нагрузки на бюджет Астраханской области).

Решение о привлечении нового долгового обязательства

принимается при условии неизменности либо повышении исходного

уровня долговой нагрузки.