Законы и бизнес в России

Постановление правительства Белгородской обл. от 22.06.2005 N 139-пп “О Порядке оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот“ (вместе с “Методикой оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот“)

Утратил силу в связи с изданием постановления правительства Белгородской области от 28.03.2011 N 107-пп.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 июня 2005 г. N 139-пп

Белгород

О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

(ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Во исполнение Программы реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 4 ноября 2004 года N 155-пп “Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области“, и в целях повышения эффективности предоставляемых налоговых льгот правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (прилагается).

2. Утвердить Методику оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (прилагается).

3. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской
области (Боровик В.Ф.) обеспечить проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в соответствии с вышеназванным Порядком оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

4. Рекомендовать управлению Федеральной налоговой службы России по Белгородской области (Клименко В.И.) представлять информацию, необходимую для проведения оценки эффективности налоговых льгот, в соответствии с пунктом 6.2 вышеназванного Порядка.

5. Департаментам и управлениям Белгородской области обеспечить выполнение поручений департамента финансов и бюджетной политики области, связанных с проведением оценки действующих налоговых льгот.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.).

Губернатор Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

Утвержден

постановлением

правительства Белгородской области

от 22 июня 2005 г. N 139-пп

ПОРЯДОК

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

(ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

1. Общие положения

1.1. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот производится в целях обеспечения контроля результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам. Проведение оценки направлено на оптимизацию перечня действующих областных налоговых льгот, а также обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот.

1.2. Настоящий Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности областных налоговых льгот, подходы к оценке, перечень и последовательность действий при проведении оценки, состав исполнителей и их взаимоотношения, а также требования к реализации результатов оценки.

2. Основные понятия и термины

2.1. Понятия и термины в настоящем Порядке используются в следующих значениях:

налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;

категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности.

Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной
вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Обязательным условием для применения налогоплательщиком льгот по виду осуществляемой деятельности является получение выручки от реализации продукции (работ, услуг) от вида деятельности, по которому предусмотрена льгота, в размере не менее 70 процентов от всей выручки и доходов от внереализационных операций по всем видам деятельности.

Под средствами, высвобождающимися в результате применения льгот, понимаются суммы налогов, исчисленные от определенной налогооблагаемой базы, не уплачиваемые налогоплательщиком в бюджет на основании законодательства Белгородской области.

2.2. Оценке подлежит эффективность от предоставления областных налоговых льгот как действующих, так и планируемых к введению. Под областными налоговыми льготами понимаются льготы по уплате налогов и сборов, введенные законодательными актами Белгородской области.

2.3. Совокупная эффективность включает в себя экономическую эффективность и социальную значимость предоставленных налоговых льгот.

Под экономической эффективностью предоставления налоговых льгот понимается результативность хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы.

Социальная значимость предоставления налоговых льгот определяется созданием благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышением социальной защищенности населения.

2.4. Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

3. Основные принципы установления налоговых льгот

Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

- налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий Белгородской области как субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством;

- налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков;

- налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях;

- при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами.

4. Цели установления налоговых льгот

Основными целями предоставления налоговых льгот являются:

- обеспечение экономической заинтересованности юридических и физических лиц в расширении приоритетных для области видов хозяйственной деятельности;

- стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и
обновление производств и технологий по выпуску необходимой области продукции (товаров, услуг);

- экономическое поощрение предпринимателей, принимающих участие в реализации программ Белгородской области;

- создание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально не защищенных категорий населения;

- создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной деятельности в регионе;

- оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для области социальных задач;

- развитие инвестиционной деятельности в Белгородской области.

5. Виды налоговых льгот и условия их предоставления

5.1. Льготы по налогам, зачисляемым в областной бюджет, предоставляются налогоплательщикам на основании законов Белгородской области.

5.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:

- изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;

- освобождение от уплаты налога (полное или частичное);

- снижение ставки налога;

- другие виды налоговых льгот, предусмотренные федеральным и областным законодательством о налогах и сборах.

5.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет.

5.4. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.

5.5. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств областного бюджета.

5.6. В целях обеспечения результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке их эффективности.

Законопроекты, предусматривающие введение на территории Белгородской области налоговых льгот без расчетов их эффективности (или низкой расчетной эффективности), не могут вноситься на рассмотрение Белгородской областной Думы.

6. Организация проведения оценки эффективности

предоставления налоговых
льгот

6.1. Оценка эффективности областных налоговых льгот производится в три этапа.

На первом этапе производится учет (инвентаризация) предоставленных в соответствии с областным законодательством налоговых льгот.

На втором этапе определяется сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета Белгородской области, обусловленных предоставлением льгот.

На третьем этапе оценки производится сопоставление суммы потерь (сумма недополученных доходов) бюджета Белгородской области, обусловленных предоставлением льгот, с суммами совокупной эффективности от предоставления налоговых льгот.

6.2. Предложить управлению Федеральной налоговой службы по Белгородской области один раз в полугодие, в срок до 15 августа и 15 февраля, представлять в департамент финансов и бюджетной политики области в разрезе налогоплательщиков (их категорий) и видов налогов следующую информацию о налогоплательщиках, пользующихся налоговыми льготами:

- налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;

- ставка налога;

- льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);

- сумма сокращения базы налога (при освобождении части базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

- фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;

- стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;

- сумма исчисленных налогов в областной бюджет;

- сумма уплаченных налогов в областной бюджет;

- сумма задолженности по уплате налогов в областной бюджет;

- сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;

- использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.

6.3 Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области на основании представленной управлением Федеральной налоговой службы по Белгородской области информации в соответствии с Методикой оценки эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляет:

- сводную оценку потерь областного бюджета по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку;

- сводную оценку
эффективности деятельности каждой категории налогоплательщиков при использовании налоговых льгот по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Порядку;

- оценку эффективности каждой из предоставленных налоговых льгот по каждой категории налогоплательщиков по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Порядку.

По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год составляется аналитическая записка, которая представляется губернатору Белгородской области.

Аналитическая записка должна содержать полный перечень предоставленных на территории области налоговых льгот, полную информацию о потерях областного бюджета по причине предоставления льгот, сведения о бюджетной эффективности действующих налоговых льгот и предложения, направленные на корректировку или отмену неэффективных налоговых льгот.

6.4. Информация о результатах оценки потерь областного бюджета по причине предоставления льгот, а также совокупной эффективности льгот публикуется в областных средствах массовой информации.

7. Учет и контроль за предоставлением налоговых льгот

7.1. Налогоплательщики, получающие льготы по налогам и использующие высвободившиеся средства:

- ведут раздельный учет высвободившихся средств;

- используют высвободившиеся средства строго по целевому назначению.

7.2. В случае, если налогоплательщик не воспользовался налоговой льготой и (или) не представил документы, подтверждающие право на льготу, налог (сбор) исчисляется в полном размере.

7.3. Контроль за обоснованностью предоставления налоговых льгот и целевым направлением средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот, по каждому конкретному налогоплательщику возлагается на управление Федеральной налоговой службы России по Белгородской области.

Приложение N 1

к Порядку оценки эффективности

предоставляемых (планируемых к

предоставлению) налоговых льгот

Сводная отчетная форма

для оценки потерь областного бюджета

при использовании налоговых льгот

по состоянию на “__“ ____________ 200__ г.

Заполняется на основе данных, представленных управлением Федеральной налоговой службы России по Белгородской области.

Вид налога:

Содержание налоговой льготы:

Категория получателей льготы:

------T-------------------------T----------T----------------¬

¦Стр. ¦ Показатель ¦Значения ¦ Примечание ¦

¦ ¦ ¦показателя¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+----------------+

¦ 1 ¦Налоговая база по налогу ¦ ¦ ¦

¦ ¦за период с начала года, ¦ ¦ ¦

¦ ¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+----------------+

¦ 2 ¦Размер сокращения ¦ ¦При ¦

¦ ¦налоговой базы по налогу ¦ ¦освобождении от ¦

¦ ¦за период с начала года; ¦ ¦налогообложения ¦

¦ ¦тыс. рублей ¦ ¦части базы ¦

¦ ¦ ¦ ¦налога ¦

+-----+-------------------------+----------+----------------+

¦ 3 ¦Базовая ставка налога, ¦ ¦ ¦

¦ ¦зачисляемого в областной ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджет, % ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+----------------+

¦ 4 ¦Льготная ставка налога, ¦ ¦При применении ¦

¦ ¦зачисляемого в областной ¦ ¦пониженной ¦

¦ ¦бюджет, % ¦ ¦ставки налога ¦

+-----+-------------------------+----------+----------------+

¦ 5 ¦Сумма потерь областного ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета (сумма ¦ ¦ ¦

¦ ¦недополученных доходов) ¦ ¦ ¦

¦ ¦по причине ¦ ¦ ¦

¦ ¦предоставления налоговых ¦ ¦ ¦

¦ ¦льгот, тыс. рублей ¦ ¦ ¦

L-----+-------------------------+----------+-----------------

Приложение N 2

к Порядку оценки эффективности

предоставляемых (планируемых к

предоставлению) налоговых льгот

Сводная отчетная форма

для оценки совокупной эффективности деятельности

категории налогоплательщиков при использовании

налоговых льгот на территории Белгородской области

по состоянию на “__“ ____________ 200__ г.

Заполняется на основе данных, представленных управлением Федеральной налоговой службы России по Белгородской области.

Вид налога:

Содержание налоговой льготы:

Категория получателей льготы: ________________________

------T-------------------------T----------T---------------¬

¦Стр. ¦ Показатель ¦Значения ¦ Примечание ¦

¦ ¦ ¦показателя¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 1 ¦Налоговая база по налогу ¦ ¦ ¦

¦ ¦на начало года, тыс. ¦ ¦ ¦

¦ ¦рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 2 ¦Налоговая база по налогу ¦ ¦ ¦

¦ ¦за период с начала года, ¦ ¦ ¦

¦ ¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 3 ¦Стоимость основных ¦ ¦ ¦

¦ ¦средств по состоянию на ¦ ¦ ¦

¦ ¦начало года, тыс. рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 4 ¦Стоимость основных ¦ ¦ ¦

¦ ¦средств по состоянию на ¦ ¦ ¦

¦ ¦отчетную дату, тыс. ¦ ¦ ¦

¦ ¦рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 5 ¦Фонд оплаты труда на ¦ ¦ ¦

¦ ¦начало года, тыс. рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 6 ¦Фонд оплаты труда за ¦ ¦ ¦

¦ ¦период с начала года, ¦ ¦ ¦

¦ ¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦

+-----+-------------------------+----------+---------------+

¦ 7 ¦Сумма совокупной ¦ ¦ ¦

¦ ¦эффективности от ¦ ¦ ¦

¦ ¦предоставления налоговых ¦ ¦ ¦

¦ ¦льгот, тыс. рублей. ¦ ¦ ¦

L-----+-------------------------+----------+----------------

Приложение N 3

к Порядку оценки эффективности

предоставляемых (планируемых к

предоставлению) налоговых льгот

Сводная отчетная форма

для оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

по состоянию на “__“ ___________ 200__ г.

Заполняется на основе данных согласно приложениям N 1 и N 2 к Порядку оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

---T------------------T--------T-------------T--------------¬

¦N ¦ Наименование ¦ Сумма ¦ Сумма ¦ Оценка ¦

¦ ¦ категории ¦потерь ¦ совокупной ¦эффективности ¦

¦ ¦налогоплательщиков¦бюджета ¦эффективности¦ налоговых ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ льгот ¦

+--+------------------+--------+-------------+--------------+

¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------------------+--------+-------------+--------------+

¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------------------+--------+-------------+--------------+

¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--+------------------+--------+-------------+---------------

Утверждена

постановлением

правительства Белгородской области

от 22 июня 2005 г. N 139-пп

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

(ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

1. Общие положения

1. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот производится в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей.

2. Оценка эффективности областных налоговых льгот производится дважды: по состоянию на 1 июля текущего года, по состоянию на 1 января следующего года. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в областной бюджет осуществляется в соответствии с настоящей Методикой оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - Методика).

Эффект от предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот определяется исходя из полученных (или планируемых к получению) налоговых поступлений в областной бюджет, которые связаны с использованием льгот; из выполнения обязательств (в том числе инвестиционного характера), принятых на себя налогоплательщиками при получении налоговых льгот; из выполнения иных, связанных с получением льгот, задач в интересах населения Белгородской области.

Низкая эффективность налоговых льгот означает получение (планирование) меньшего совокупного эффекта от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями областного бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот.

3. На каждую дату проводится оценка представленных управлением Федеральной налоговой службы по Белгородской области показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность каждой категории налогоплательщиков.

2. Определение сумм совокупной эффективности

На основе сведений управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области департамент финансов и бюджетной политики области сводит данные по эффективности каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков по формуле:

дельтаР = дельтаН + дельтаТ+ дельтаФ,

где дельтаР - сумма совокупной эффективности деятельности категории налогоплательщиков при использовании налоговых льгот, тыс.рублей;

дельтаН - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;

дельтаТ - увеличение фонда оплаты труда;

дельтаФ - увеличение капитальных вложений в основные фонды.

Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. рублей:

дельтаН = Нк - Нн

Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс. рублей:

дельтаТ = Тк - Тн

Увеличение капитальных вложений в основные фонды (ДФ) определяется как разница между стоимостью основных фондов на конец отчетного периода (Фк) и стоимостью основных фондов на начало отчетного периода (Фн) в тыс. рублей:

дельтаФ = Фк - Фн

3. Оценка потерь бюджета, обусловленных

предоставлением налоговых льгот

1. Оценка потерь областного бюджета, обусловленных предоставлением налоговых льгот, производится по следующим формулам:

1.1. В случае, если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:

Спб = Сснб х НС,

где Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) областного бюджета,

Сснб - сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот,

НС - действующая в период предоставления льгот ставка налога.

1.2. В случае, если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:

Спб = БНл х (НСб - НСл),

где Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) областного бюджета,

БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки,

НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога,

НСл - льготная ставка налога.

2. Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:

по налогу на прибыль - сумму прибыли в целях налогообложения, облагаемой по более низкой налоговой ставке;

по налогу на имущество организаций - остаточную балансовую стоимость объектов основных средств, освобождаемых от налогообложения (или облагаемых по более низкой налоговой ставке);

по транспортному налогу - суммарную мощность двигателей и статическую тягу реактивных двигателей, валовую вместимость транспортных средств, а также количество транспортных средств, освобождаемых от налогообложения (или облагаемых по более низкой налоговой ставке);

по налогу на игорный бизнес - количество игровых столов (игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор), облагаемых по более низкой налоговой ставке.

4. Определение эффективности налоговых льгот

Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:

Эфф = дельтаР/Спб,

где дельтаР - сумма совокупной эффективности деятельности категории налогоплательщиков при использовании налоговых льгот, тыс. рублей;

Спб - сумма потерь областного бюджета по данному налогу, тыс. рублей.

Если соотношение меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение. Если соотношение больше 1, то эффективность высокая.

Превышение суммы совокупной эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь областного бюджета означает эффективность оцениваемых налоговых льгот. Получение (планирование) меньшей совокупной эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями областного бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.