Законы и бизнес в России

Постановление главы администрации Белгородской обл. от 03.04.2003 N 118 “Об областной программе “Организация противотуберкулезной помощи населению Белгородской области на основе рекомендаций Рабочей Группы Высокого Уровня Министерств здравоохранения, юстиции Российской Федерации, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной Организации Здравоохранения на 2003 - 2004 годы“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2003 г. N 118

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ

“ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

ВЫСОКОГО УРОВНЯ МИНИСТЕРСТВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА, ВСЕМИРНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2003 - 2004 ГОДЫ“

В целях дальнейшей реализации мер по борьбе с туберкулезом, использования международного опыта и рекомендаций Рабочей Группы Высокого Уровня Министерств здравоохранения, юстиции Российской Федерации и Всемирной Организации Здравоохранения по обеспечению контроля за распространением туберкулезной инфекции в области постановляю:

1. Утвердить областную программу “Организация противотуберкулезной помощи населению Белгородской области на основе рекомендаций Рабочей Группы Высокого Уровня Министерства здравоохранения, Министерства юстиции Российской Федерации, Международной Федерации обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной Организации Здравоохранения на 2003 - 2004 годы“ (далее - Программа, прилагается).

2. Департаменту социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.), управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (Дмитраков Ю.В.), управлению здравоохранения администрации области (Стукалов А.Ф.), Белгородскому региональному отделению Российского общества Красного Креста (Ушакова Н.И.) обеспечить реализацию мероприятий утвержденной Программы.

3. Департаменту социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.) обеспечить координацию деятельности лиц, ответственных за исполнение Программы.

4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области принять меры по реализации Программы.

5. Контроль за исполнением Программы возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 10 февраля до 2005 года.

Глава администрации области

Е.САВЧЕНКО

Утверждена

постановлением главы

администрации области

от 3 апреля 2003 г. N 118

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА

“ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МИНИСТЕРСТВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА

И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА, ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2003 - 2004 ГОДЫ“

Введение

В 2001 - 2002 г. г. впервые после резкого роста заболеваемости туберкулезом наметилась тенденция к стабилизации эпидемиологической ситуации. В 2001 г. заболеваемость туберкулезом составила 75,2 на 100 тыс. населения, за 2002 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено ее снижение на 11,0 процентов. Заболеваемость туберкулезом среди детей по итогам 2002 года уменьшилась на 16,3 процента и составила 7,7 на 100 тыс. детского населения.

Но если в целом по области заболеваемость туберкулезом постепенно снижается, то в Алексеевском, Валуйском, Грайворонском, Ивнянском, Красногвардейском, Борисовском и Белгородском районах она по-прежнему остается высокой.

Существуют и сохраняются многие тревожные тенденции в эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Не снижается заболеваемость среди
подростков. По-прежнему высок удельный вес деструктивных форм среди всех впервые выявленных больных, что свидетельствует о несвоевременном выявлении туберкулеза. За 2002 г. он составил 45,7 процента.

Новые сложные задачи перед медициной и всем обществом ставит существенное увеличение в последние годы инфицирования населения лекарственно - устойчивыми формами микобактерий, что затрудняет лечение и способствует развитию туберкулеза с высокой смертностью. Эти и другие обстоятельства требуют новых подходов к контролю над туберкулезом с использованием более эффективных, в том числе международно признанных стратегий.

С сентября 1999 года Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в содружестве с Российским Красным Крестом реализует программу “Организация противотуберкулезной помощи населению на основе рекомендаций Рабочей Группы Высокого Уровня Министерств здравоохранения, юстиции Российской Федерации, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной Организации Здравоохранения“ (далее - Программа) в 7 регионах Российской Федерации при финансовой поддержке Гуманитарного бюро Европейского Сообщества (ЕСНО), Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Агентства США по международному развитию (АМР США).

Программа значительно дополнила деятельность региональных противотуберкулезных служб, особенно в сфере медико - санитарного просвещения. Более того, в рамках Программы с помощью Службы сестер милосердия Российского Красного Креста осуществляется непосредственный контроль лечения и предоставляется социальная и продовольственная помощь как стимул к продолжению лечения самых социально уязвимых больных туберкулезом. Программа усиливает диагностические возможности региональных фтизиатрических служб путем предоставления лабораторного оборудования и обучения персонала лабораторным методам исследования, рекомендованным Всемирной Организацией здравоохранения; внедрения новых форм мониторинга лечения.

Программа показывает необходимость комплексного использования принципов борьбы с туберкулезом одновременно в здравоохранении и социальной сфере.

В сентябре 2002 года Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца был получен грант Агентства
по международному развитию США с целью проведения эффективных противотуберкулезных мероприятий в 3 новых регионах России, в том числе Белгородской области. На основе этого подготовлена настоящая Программа.

1. Цель Программы

1. Усиление борьбы с туберкулезом на территории Белгородской области, включая систему управления исполнения наказаний, повышение ее результативности и экономической эффективности на основе сотрудничества Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Российского Красного Креста, ведущих российских научно-исследовательских учреждений, администрации и учреждений здравоохранения области с учетом международного опыта и рекомендаций Рабочей Группы Высокого Уровня по туберкулезу, организованной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Всемирной Организацией Здравоохранения.

2. Создание устойчивой модели борьбы с туберкулезом, способной функционировать с максимальной эффективностью после окончания Программы.

2. Задачи Программы

1. Обеспечить 100-процентный охват лечением вновь выявленных и повторных случаев больных туберкулезом.

2. Организовать работу клинических лабораторий по исследованиям мокроты в лечебных учреждениях общелечебной сети и бактериологической лаборатории в областном противотуберкулезном диспансере, включая лаборатории системы управления исполнения наказаний.

3. Обеспечить достоверность результатов лабораторных исследований мокроты во всех лабораториях, участвующих в ее исследовании.

4. Обеспечить выявление больных туберкулезом при обращении в любое медицинское учреждение.

5. Обеспечить координацию и преемственность диагностического и лечебного процессов между гражданской и пенитенциарной фтизиатрическими службами.

6. Обеспечить выявление больных туберкулезом при флюорографических осмотрах, особенно в системе управления исполнения наказаний.

7. Обеспечить бесперебойное наличие противотуберкулезных препаратов, создав систему снабжения, отчетности и контроля.

Разработать и внедрить систему учета и отчетности на основе ежеквартального когортного анализа, обеспечивающую получение на всех уровнях соответствующей информации для управления противотуберкулезной программой и контроля ее выполнения, как дополнение к Российской статистической системе.

8. Организовать курсы обучения всего медицинского персонала, участвующего в мероприятиях противотуберкулезной Программы, включая сотрудников лабораторий.

9.
Создать систему внешнего и внутреннего контроля качества работ, проводимых по Программе.

10. Обеспечить дисциплину лечения больных туберкулезом из социально уязвимых слоев населения области.

11. Повысить осведомленность населения в вопросах профилактики туберкулеза, вируса иммунодефицита человека и заболеваний, передаваемых половым путем (далее - ТБ/ВИЧ/СПИД и ЗППП) и здорового образа жизни.

12. Усилить организационные возможности Белгородского регионального отделения Российского общества Красного Креста.

3. Основные положения Программы

1. Обеспечение обучения персонала и создание областной нормативной базы по организации противотуберкулезной помощи, помощь области в материально - техническом обеспечении Программы на основе методической и финансовой помощи со стороны Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, использования средств донора и опыта зарубежных и российских специалистов.

2. Постоянная организационная и финансовая поддержка противотуберкулезной Программы органами законодательной и исполнительной власти области и управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

Сотрудничество с международными и неправительственными организациями. Усиление роли Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации “Российское общество Красного Креста и Красного Полумесяца“ в решении медико-социальных проблем больных туберкулезом, особенно освободившихся после заключения, для обеспечения механизма непосредственного контроля за лечением, по разделам медицинского просвещения, во взаимодействии власти и общественности, оказания практической помощи.

3. Выявление больных туберкулезом среди лиц, обратившихся в любое медицинское учреждение с симптомами, подозрительными на туберкулез. Постоянное обучение медицинского персонала с целью выработки теоретической и практической настороженности в определении симптомов туберкулеза и алгоритма действий по его диагностике лабораторными, рентгенологическими и клиническими методами.

4. Привлечение к лечению больных туберкулезом общей лечебной сети. Создание системы приближения пунктов контролируемого лечения к месту, удобному для посещения больного.

5. Регистрация всех больных, нуждающихся в лечении, ежеквартальная отчетность по регистрации, лечению и результатам лечения. Создание
системы отслеживания случаев лечения каждого больного и оценки результатов по четким критериям.

6. Стандартная химиотерапия под непосредственным контролем на всех этапах лечения. Обучение специалистов противотуберкулезной службы и демонстрация практических навыков, умений.

7. Бесперебойное снабжение всеми противотуберкулезными препаратами. Обучение расчету потребности, создание системы заявок, закупок, распределения, отчетности и контроля по их расходованию.

8. Создание системы коммуникации для управления Программой. Компьютерное и факсовое обеспечение противотуберкулезных учреждений области и управлений исполнения наказаний, обеспечение автотранспортом и горюче-смазочными материалами.

9. Обеспечение инфекционной безопасности по туберкулезу. Обучение принципам инфекционного контроля на всех этапах противотуберкулезных мероприятий, составление плана инфекционного контроля и его реализация.

10. Создание совместно с Белгородским региональным отделением Российского Красного Креста системы поддержки и поощрения как меры предотвращения отрывов от лечения. Определение перечня возможных мероприятий и алгоритма их использования.

11. Обучение всех специалистов, участвующих в реализации Программы. Проведение тренингов вне места работы с проверкой усвоения материала, снабжение специалистов необходимыми методическими материалами.

12. Организация активной санитарно-просветительской деятельности среди населения. Разработка Белгородским региональным отделением Российского Красного Креста совместно с органами и учреждениями здравоохранения и средствами массовой информации медико-санитарных материалов с учетом территориальных условий. Организация выпуска печатной продукции, подготовка газетных статей и выступлений по радио и телевидению, проведение лекций и бесед для медицинских работников и населения. Организация мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с туберкулезом.

13. Создание системы контроля качества работ по Программе, включая инспекторские проверки. Отработка системы внутреннего и внешнего контроля качества всех видов работ с акцентом на обучающий компонент.

14. Подготовка плана мероприятий для завершения Программы с постепенной передачей всех новых функций администрации и органам управления здравоохранением Белгородской области.

15. Составление отчетов о выполнении Программы, основанных на
когортном анализе. Отчеты направляются в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

4. Организационная структура реализации Программы

Для выполнения Программы определяются областной и районные уровни управления.

Областной уровень.

Администрация Белгородской области. Контролирует выполнение пунктов Программы с целью организационной и финансовой поддержки мероприятий.

Областная межведомственная комиссия по борьбе с туберкулезом. Ежеквартально проводит заседания, в которых один раз в год принимают участие представители Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и ее партнеры. На заседаниях комиссия рассматривает ход выполнения Программы, определяет необходимые меры ее своевременной реализации.

Управление здравоохранения администрации области и управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (медицинский отдел). Назначают Директора Программы, создают Координационный Совет, утверждают состав рабочей группы и районных координаторов Программы, координируют и контролируют проведение оперативных мероприятий по реализации Программы на основе согласованного плана действий. Выходят с предложениями по реализации пунктов Программы в органы исполнительной и законодательной власти области.

Белгородское региональное отделение Российского Красного Креста. Осуществляет мероприятия социально-образовательного блока, обеспечивает связь с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации. Координирует работу по поддержке больных во время лечения, формирует систему медицинского просвещения, оказывает практическую помощь в контролируемом лечении больных.

Координационный Совет. Проводит ежемесячные заседания по мониторингу Программы, в которых ежеквартально принимают участие представители Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Российского Красного Креста. Корректирует при необходимости планы оперативных мероприятий на последующий месяц или квартал. Дает рекомендации Директору Программы и Рабочей группе. Готовит вопросы для Межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом.

Директор Программы. На базе областного противотуберкулезного диспансера и медицинского отдела управления исполнения наказаний создает рабочую группу по направлениям мероприятий Программы и определяет
районных координаторов (координаторов спецучреждений) Программы. Осуществляет функции координатора по области (УИН). Готовит вопросы для заседаний Координационного Совета. Ежеквартально представляет отчеты о ходе реализации Программы в Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и управление здравоохранения администрации области.

Рабочая группа. Оказывает организационно-методическую и консультационную помощь персоналу противотуберкулезных учреждений и учреждений общей лечебной сети и управлению исполнения наказаний в практической реализации Программы, в том числе и путем инспекторских визитов. Готовит вопросы для обсуждения на заседаниях Координационного Совета.

Районный уровень.

Начальники управлений здравоохранения, главные врачи центральных районных больниц, районные координаторы (координаторы УИН), районные представители Белгородского регионального отделения Российского Красного Креста. Обеспечивают выполнение оперативных мероприятий Программы в городах, районах, спецучреждениях.

5. Сроки и этапы реализации Программы

2003 - 2004 годы.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется за счет средств:

- федерального бюджета, заложенных в Федеральной целевой комплексной программе неотложных мер борьбы с туберкулезом;

- областного бюджета, заложенных в областной целевой комплексной программе неотложных мер борьбы с туберкулезом на 1998 - 2003 годы;

- местных бюджетов, заложенных в аналогичных программах городов и районов;

- Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;

- внебюджетных источников.

7. Ожидаемые результаты

1. Снижение уровня заболеваемости туберкулезом и смертности от него.

2. Предотвращение дальнейшего развития лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза.

3. Улучшение лабораторной базы лечебных учреждений области, в том числе управления исполнения наказаний.

4. Создание системы преемственности в лечении больных туберкулезом, учете и отчетности между гражданской и пенитенциарной противотуберкулезными службами.

5. Развитие средств информационной системы противотуберкулезной сети области.

6. Снижение остроты проблем, связанных с физическими, психологическими, социальными и экономическими последствиями заболеваемости, инвалидности, смертности от туберкулеза среди населения, проживающего на территории области, и спецконтингента управления исполнения наказаний.

7. Сохранение устойчивости и
эффективности системы противотуберкулезных мероприятий после окончания действия Программы.

8. Усиление роли Белгородского регионального отделения Российского Красного Креста в борьбе с туберкулезом.

8. Оценка эффективности Программы

Достижение ожидаемых результатов.

Приложение

к областной программе

“Организация противотуберкулезной

помощи населению Белгородской

области на основе рекомендаций

Рабочей Группы Высокого Уровня

Министерств здравоохранения,

юстиции Российской Федерации,

Международной федерации

обществ Красного Креста и

Красного Полумесяца, Всемирной

Организации Здравоохранения на

2003 - 2004 годы“

Методические рекомендации

по организации противотуберкулезной помощи

населению Белгородской области на 2003 - 2004 годы

Выявление и диагностика туберкулеза

Приоритетным направлением реализуемой Программы является выявление больных туберкулезом при их обращении с симптомами заболевания в любое медицинское учреждение, выявление путем флюорографических осмотров подлежащего населения, туберкулинодиагностика.

В общей лечебной сети лицам с наличием кашля с выделением мокроты в течение трех недель и тем более с появлением таких симптомов, как похудание, потливость, повышение температуры, слабость, утомляемость, боли в области грудной клетки, кровохарканье, необходимо проведение трехкратного микроскопического исследования мокроты на кислотоустойчивые бактерии (по методу Циля - Нильсена) и рентгенологическое исследование грудной клетки. Первый образец мокроты берется у пациента в день обращения в присутствии медработника. В этот же день проводится рентгенография (флюорография) грудной клетки. Затем ему выдается посуда (плевательница) для сбора утренней мокроты перед вторым посещением врача. На второй день пациент сдает собранную утром порцию и через полтора - два часа третью порцию мокроты, также собранную в присутствии медработника. Результаты микроскопии и рентгенографии должны быть сразу оценены врачом, назначившим исследования.

При положительном мазке больной незамедлительно должен быть направлен к врачу - фтизиатру для регистрации и лечения. При отрицательном мазке и при изменениях на рентгенограмме требуется дообследование и уточнение диагноза с возможным проведением противопневмонической терапии без использования противотуберкулезных препаратов.

Организация лечения больных туберкулезом

Основным принципом организации
лечения является непосредственное наблюдение за получением больными каждой дозы лекарственных препаратов. Лечение подразделяется на две фазы: интенсивную (начальную) и поддерживающую (завершающую). Интенсивная фаза проводится либо в стационаре, либо амбулаторно в зависимости от клинического состояния больного и его возможности лечения вне стационара. Поддерживающая фаза, если нет медицинских или социальных показаний, проводится амбулаторно. Время между постановкой диагноза и началом лечения должно быть минимальным. При любой фазе лечения больной принимает лекарства под контролем медицинского работника, который делает отметку о получении больным каждой дозы препаратов в медицинской карте. Наличие лекарств должно быть гарантировано на весь курс терапии. Контроль терапии проводится методом непосредственного наблюдения за приемом лекарств и периодическим лабораторным (мазки мокроты по Циль - Нильсену и посевы) и рентгенологическим исследованиями.

Больному туберкулезом определяется его лечебный режим (категория) по результатам исследования мокроты, анамнеза и клинико - рентгенологической картины. Используются препараты первой линии (основного ряда): изониазид (Н), рифампицин (R), пиразинамид (Z), этамбутол (Е), стрептомицин (S).

Категория 1. Больные с впервые выявленным туберкулезом легких с бактериовыделением (по методу Циля - Нильсена), а также больные с тяжелыми формами туберкулеза (менингит, диссеминированный туберкулез, туберкулезный перикардит, перитонит, двусторонний или обширный плеврит, туберкулез легких с обширным поражением паренхимы, без выявленного выделения микобактерий, туберкулез позвоночника, туберкулез кишечника, урогенитальный туберкулез).

Категория 2. Больные с рецидивом туберкулеза и предыдущим неэффективным лечением, сопровождающимся выделением микобактерий.

Категория 3. Впервые выявленные больные туберкулезом легких без бактериовыделения (по методу Циля - Нильсена), больные внелегочными формами туберкулеза, не вошедшие в категорию 1.

Режимы химиотерапии зависят от определения категории больных.

Учитывая распространенность резистентных форм туберкулеза, необходимо проведение одинаковой терапии для больных категорий 1 и 3.

Режимы химиотерапии больных лечебных категории 1 и 3

Срок лечения шесть месяцев, 180 доз комбинации препаратов при ежедневном приеме.

В интенсивной фазе назначаются изониазид (Н), рифампицин (R), пиразинамид (Z), этамбутол (Е) или стрептомицин (S). Назначение стрептомицина вместо этамбутола основывается на данных распространенности резистентности к стрептомицину в области. Интенсивная фаза продолжается два месяца. За этот срок больной должен принять 60 доз, состоящих из четырех основных препаратов. В случае пропусков в приеме срок лечения в интенсивной фазе продлевается, пока больной не получит все дозы. При негативации мокроты лечение переходит в фазу продолжения. При сохранении положительного мазка интенсивная фаза продлевается на один месяц, и если после этого мазок остается положительным, то коллегиально принимается решение об индивидуализации лечения на основании полученных лабораторных данных по чувствительности микобактерий к противотуберкулезным препаратам.

Если негативация мазка наступила, то больной переводится в фазу продолжения лечения, которая проводится в течение четырех месяцев двумя препаратами: изониазидом и рифампицином ежедневно, либо в интермиттирующем режиме.

Режимы химиотерапии больных лечебной категории 2

Срок лечения восемь месяцев, 240 доз при ежедневном приеме. Начальная интенсивная фаза лечения проводится в течение двух месяцев пятью противотуберкулезными препаратами: изониазидом, рифампицином, пиразинамидом, стрептомицином и этамбутолом (60 доз), затем в течение одного месяца четырьмя препаратами: изониазидом, рифампицином, пиразинамидом и этамбутолом (+ 30 доз). Если у больного через три месяца не наступила негативация мазка мокроты (по методу Циля - Нильсена), то пересматривается режим химиотерапии с учетом результатов определения чувствительности микобактерий к противотуберкулезным препаратам. Если негативация мазка мокроты наступила, то больной переводится на фазу продолжения лечения в течение пяти месяцев тремя препаратами: изониазидом, рифампицином и этамбутолом ежедневно.

Результаты и эффективность лечения оценивается по результатам бактериоскопических, бактериологических и рентгенологических исследований, количества принятых доз.

Оценка исходов лечения

Успешно завершившим лечение считается больной с положительным мазком до лечения, получивший все дозы препаратов, и у которого на пятом месяце и в конце лечения мазок стал отрицательным.

Завершившим лечение считается больной с отрицательным мазком до лечения, получивший все дозы препаратов, и у которого на пятом месяце и в конце лечения мазок остался отрицательным.

Неудача лечения считается в случае сохранения или появления положительных мазков в конце интенсивной фазы и на пятом месяце лечения, либо на пятом месяце и в конце курса лечения.

Отрыв от лечения считается в том случае, когда больной прервал лечение на срок два и более месяца.

Выбывшим и переведенным считается случай переезда больного в другую административную территорию или перевода в другое ведомство и результат лечения которого неизвестен.

Умершим регистрируется случай смерти по любой причине, а не только от туберкулеза.

Усиление роли бактериоскопических и бактериологических

методов диагностики и контроля за лечением больных

Повышается роль врачей - лаборантов клинико - диагностических лабораторий в выявлении больных туберкулезом, выделяющих микобактерии. Приоритет в выявлении больных туберкулезом отдается обследованию диагностического материала методом прямой бактериоскопии с окраской по Цилю - Нильсену, люминесцентной микроскопии осадка. Культуральные исследования используются для диагностики и контроля лечения.

Дооснащается оборудованием бактериологическая лаборатория областного противотуберкулезного диспансера, которой будет придан статус референс - лаборатории для всех клинико - диагностических лабораторий области. Внешний контроль качества областной референс - лаборатории будет осуществляться научно - исследовательским институтом фтизиопульмонологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Аналогичная работа будет проведена и в лабораториях системы управления исполнения наказаний.

Бактериоскопические и бактериологические исследования проводятся также с целью контроля лечения - обязательно в конце интенсивной фазы, на пятом месяце и по окончании всего курса лечения.

Усиление роли мероприятий социального характера

и вовлечение социальных служб в систему

борьбы с туберкулезом

В области будет обеспечено контролируемое лечение на всех этапах лечения больных туберкулезом, особенно в амбулаторных условиях, силами противотуберкулезной службы, первичного звена здравоохранения и Службы сестер милосердия Российского Красного Креста.

При необходимости сестры милосердия Российского Красного Креста будут привлекаться к уходу на дому и обеспечению контролируемой терапии туберкулезным больным из целевых групп на амбулаторном этапе лечения. Особое внимание будет уделено тому, чтобы деятельность сестер милосердия Российского Красного Креста дополняла, а не подменяла существующую противотуберкулезную службу в этой работе.

С целью поощрения соблюдения режима лечения больным туберкулезом из уязвимых слоев населения будет предоставляться социальная поддержка в виде продуктовых посылок, горячего питания или ежедневных продуктовых наборов и гигиенических наборов до окончания основного курса лечения.

Служба сестер милосердия Российского Красного Креста окажет помощь фтизиатрической службе в отслеживании тех больных туберкулезом, которые прервали курс лечения.

Основываясь на предыдущем опыте Российского Красного Креста, социальная помощь для больных туберкулезом будет организована в противотуберкулезных дневных стационарах, пунктах питания, в комнатах медико - социальной помощи Красного Креста, фельдшерско - акушерских пунктах и, при необходимости, на дому.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ. “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ больные туберкулезом имеют право на бесплатный проезд до места лечения и обследования. Затраты на транспорт будут возмещаться туберкулезным больным Программой.

Работа с освободившимися заключенными, больными туберкулезом

Особое внимание должно быть уделено обеспечению преемственности в лечении заключенных, больных туберкулезом, после их освобождения.

Сотрудники Красного Креста должны начинать свою деятельность по санитарному просвещению за месяц до освобождения больного, делая акцент на информацию, касающуюся важности завершения лечения.

Юридические советы и психологическая поддержка как необходимый элемент должны быть предоставлены освободившимся больным в течение лечения для их реинтеграции в гражданское общество. За месяц до окончания срока заключения психолог и юрист Белгородского регионального отделения Российского Красного Креста должны начать проводить образовательную деятельность с больными туберкулезом по медицинским и юридическим вопросам. Больным предоставляется соответствующая информация о поддерживающей стадии лечения, социальной помощи и с ними проводятся консультации. Цель подобной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить тесную преемственность в лечении между фтизиатрическими службами пенитенциарной системы и гражданского сектора.

Больным туберкулезом рекомендуется встать на учет в противотуберкулезные диспансеры после освобождения, так как это даст им право на получение поддержки Красного Креста в процессе лечения. Социальная и продовольственная помощь бывшим заключенным оказывается после их регистрации в областном противотуберкулезном диспансере.

В течение амбулаторного лечения в дополнение к продовольственной и социальной помощи, предоставляемой как стимул к лучшему соблюдению режима лечения, Красный Крест оказывает медицинскую, образовательную, психологическую и юридическую помощь для того, чтобы содействовать процессу реинтеграции этих больных в обществе. Для этой цели открывается комната медико - социальной помощи.

Медико - санитарное просвещение населения

по вопросам здорового образа жизни и

профилактики туберкулеза, вируса иммунодефицита

человека, заболеваний, передаваемых половым путем

Красный Крест в сотрудничестве с региональными органами здравоохранения проводит постоянные кампании по медико - санитарному просвещению среди населения, больных туберкулезом, СПИДом и их семей, а также среди групп риска (ТБ/ВИЧ).

Принимая во внимание рост заболеваемости ВИЧ и ее связь с туберкулезом, особое внимание будет уделено профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи и проблеме стигматизации, связанной с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом.

Информационно - образовательная деятельность будет основана на информационной стратегии, разработанной Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Российским Красным Крестом для реализуемой Программы.

Система учета и отчетности

Основой системы учета и отчетности является городской и районный уровни, которые регистрируют больных и отвечают за квартальные отчеты по регистрации выявления больных туберкулезом и за результаты их лечения. Суммирование и анализ отчетов проводится на областном уровне, который направляет полный отчет в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза Российской Академии медицинских наук. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца направляет областной отчет в Представительство Всемирной Организации Здравоохранения.