Законы и бизнес в России

Постановление главы администрации Белгородской обл. от 04.01.2003 N 1 “О концепции программы улучшения качества жизни населения Белгородской области“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 января 2003 г. N 1

О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации инициативы разработки региональной программы улучшения качества жизни населения Белгородской области с последующим формированием ее организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения области достойного качества жизни на долгосрочную перспективу, постановляю:

1. Утвердить концепцию программы улучшения качества жизни населения Белгородской области (прилагается).

2. Аппарату главы администрации области (Полухин О.Н.), департаментам финансов и бюджетной политики (Боровик В.Ф.), экономической безопасности и промышленности (Зотов В.Ф.), социальной политики (Худаев Д.В.), строительства и транспорта (Сухарев А.А.), топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Головин Н.Д.), агропромышленного комплекса (Анисимов А.И.) правительства администрации области, комитету
по управлению государственным имуществом области (Шамаев В.П.) доработать программу улучшения качества жизни населения Белгородской области и представить ее главе администрации области для последующего внесения на обсуждение областной Думы в срок до 1 марта 2003 года.

3. Департаменту по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата главы администрации области (Ходеев А.Г.) опубликовать концепцию и проект программы улучшения качества жизни населения Белгородской области в средствах массовой информации области, разработать систему мероприятий по их общественной экспертизе с участием представителей политических партий, объединений, общественных организаций, научных и трудовых коллективов.

4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области организовать широкое обсуждение концепции и проекта программы улучшения качества жизни населения Белгородской области в трудовых коллективах, организациях и учреждениях, обобщенные замечания и предложения представить до 10 февраля 2003 года в департамент организационной и кадровой работы аппарата главы администрации области.

5. Аппарату главы администрации области (Полухин О.Н.) в срок до 1 февраля 2003 года:

- внести предложения о регламенте Совета по контролю за реализацией программы улучшения качества жизни населения Белгородской области и его персональном составе;

- совместно с департаментом экономической безопасности и промышленности правительства администрации области (Зотов В.Ф.) разработать Положение о рейтинговом соревновании между муниципальными образованиями области на основе базовых показателей оценки качества жизни населения области.

6. Департаменту по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата главы администрации области (Ходеев А.Г.) опубликовать постановление в средствах массовой информации области.

7. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Глава администрации области

Е.САВЧЕНКО

Утверждена

постановлением главы

администрации области

от 4 января 2003 г. N 1

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Характеристика проблемы, подлежащей

решению на программной основе

Вступая в XXI столетие, Белгородская область
сумела преодолеть основные негативные тенденции, которые явились, с одной стороны, естественным следствием социально-экономических реформ в России, с другой стороны - результатом допущенных при их проведении ошибочных решений. Позитивные результаты развития региона отражаются в показателях состояния экономики, социальной сферы и культуры.

Валовой региональный продукт в расчете на душу населения в 2001 году увеличился по сравнению с 2000 годом на 13,2 процента. Рост индустрии за прошлый год составил в области 10,6 процента. Белгородчина первой в стране вернулась по объемам производства на уровень докризисного 1990 года. Постоянно увеличиваются инвестиции в различные сектора региональной экономики. С 1998 по 2001 годы инвестиции в основной капитал возросли на 77 процентов. В 2001 году за счет всех источников финансирования в области освоено более 14 млрд. рублей капиталовложений.

В сельском хозяйстве позитивные тенденции являются следствием разработки и реализации оптимального для современных условий варианта оздоровления отрасли на основе создания вертикально интегрированных структур - агрохолдингов. Это позволило вывести региональный аграрный комплекс на передовые позиции в России. В подъем сельского хозяйства Белгородчины инвесторы вложили около 7 млрд. рублей, что является наивысшим показателем за все годы существования белгородского села.

2001-й год сельскохозяйственные предприятия области завершили с ростом основных производственных показателей. Объем производства зерна увеличился на 29 процентов, молока - на 15,4 процента (лучший показатель по России), мяса - на 5 процентов. Впервые за последние годы выросло поголовье крупного рогатого скота, свиней, птицы. Увеличили производство яиц, мяса птицы, вылов рыбы.

На основе экономической стабилизации и подъема растет благосостояние населения, приобрела положительную динамику социальная сфера. В 2001 году рост заработной платы с учетом выплат социального характера в реальном
выражении по сравнению с 2000 годом составил 16 процентов; с 1999 годом - 37,8 процента; размера пенсий - соответственно 17 процентов и 53,5 процента. В реальном секторе экономики заработная плата превысила 3,5 тыс. рублей в месяц. Почти в два раза за этот период возросла заработная плата работников бюджетной сферы. В регионе регулярно выплачиваются стабильно растущие пенсии и социальные пособия. Белгородская область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где в полной мере реализуется закон о ветеранах.

Совершенствуется инфраструктура здравоохранения. Расходы на одного жителя в этой сфере увеличились в 2001 году на 20 процентов и превысили тысячу рублей.

По масштабам и темпам роста жилищного строительства область прочно занимает лидирующие позиции в стране. Обеспеченность жильем в области примерно на 15 процентов выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В последние годы более востребованной и содержательной стала культурная жизнь белгородцев. В 2001 году на четверть возросло число читателей библиотек, более посещаемыми стали кинотеатры и музеи. На спектаклях и концертах побывала почти половина жителей Белгородчины. В 2001 году восстановлено и построено 8 храмов, 7 часовен.

По оценкам российских экспертов, Белгородская область на основе параметров социально-экономического характера (покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, реальное среднедушевое потребление товаров и платных услуг, обеспеченность жильем, состояние рынка труда) входит в пятерку регионов с наиболее высоким качеством жизни <*>. В последние два года в области наблюдается значительно более высокая, чем в среднем по стране, покупательная способность, более высокая обеспеченность товарами и услугами, относительно меньшая напряженность на рынке труда.

--------------------------------

<*> К этой же группе относятся г. Москва, Самарская, Кемеровская области и Красноярский край.

Белгородская область наряду
с г. Москвой и Липецкой областью по ряду важнейших социально-экономических показателей относится к числу ведущих регионов Центрального федерального округа.

По оценкам экспертов, в 2001 году Белгородская область занимала третье место среди российских регионов по показателю инвестиционной привлекательности.

Позитивные тенденции в развитии региона сохранились, а во многих отношениях и усилились в 2002 году.

Таким образом, в 1999 - 2002 годах для социально-экономической ситуации в Белгородской области было характерно:

- восстановление по ряду важнейших показателей уровня докризисного развития или максимальное приближения к этому уровню;

- наращивание экономического потенциала;

- сохранение лидирующих позиций среди субъектов Центрального федерального округа и в целом - Российской Федерации.

Позитивные социально-экономические изменения благоприятно отражаются и на социально-политической и политико-управленческой ситуации в области. Важнейшими ее характеристиками являются:

- стабильность;

- конструктивное взаимодействие государственной власти с формирующимися институтами гражданского общества;

- отсутствие глубоких социально-политических конфликтов и социальной напряженности.

Эти положительные тенденции фиксируются общественным мнением. В частности, социологические исследования показывают, что от 6 до 14 процентов белгородцев, относящихся к разным социальным группам, отмечают значительное улучшение жизни в области за последние пять лет. От 33 до 55 процентов - говорят о незначительном улучшении. 60 и более процентов представителей различных статусных групп (за исключением безработных, где показатель составляет 42 процента) убеждены, что белгородцы живут лучше по сравнению с жителями соседних областей.

Одним из главных направлений деятельности руководства области является оптимизация системы государственного и муниципального управления в целях конструктивного взаимодействия государства в лице его властных органов и гражданского общества. В регионе реализуется программа “Кадровый потенциал“ на 2001 - 2003 годы, позволяющая осуществлять единую кадровую политику на всех уровнях вертикали власти.

Таким образом, в Белгородской области в настоящее
время сформирован и планомерно наращивается потенциал социально-экономического развития, который включает в себя:

- полностью или частично восстановленные и выведенные на докризисный уровень экономические и социальные ресурсы;

- целенаправленно формирующуюся и действующую на основе единых принципов систему государственного и муниципального управления;

- политическую волю руководства, ориентирующегося на приоритетное решение задач улучшения благосостояния белгородцев, их гражданского саморазвития и самореализации.

Наличие значительного социально-экономического потенциала дает органам власти и управления области основания для определения в качестве непосредственно решаемой задачи переход от борьбы за выживание к стратегии развития. В основу стратегии положена идея воспроизводства и развития человеческого потенциала (человеческого капитала). Наиболее полно и последовательно она отражается в программе улучшения качества жизни. Разработка ее инициирована главой администрации Белгородской области Е.С.Савченко в сентябре 2001 года.

Качество жизни как комплексная оценка жизнедеятельности людей представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенных с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества. Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Качество жизни населения существенно различается в зависимости от социального статуса человека. Исследования, проведенные в Белгородской области, позволяют утверждать: существуют проблемы, решением которых различные группы населения удовлетворены практически в одинаковой степени, и проблемы, уровень удовлетворенности которыми существенно различается в зависимости от положения человека. К числу первых относятся: экологическая ситуация, услуги связи, благоустроенность территорий,
качество медицинского обслуживания, взаимоотношения в семье и с окружающими, уровень защиты прав личности, уровень образования. К числу вторых: размер доходов, состояние здоровья, размер имущества и собственности, степень защищенности от насилия, гарантии занятости, качество коммунально - бытового обслуживания, возможности участвовать в управлении обществом, степень реализации жизненных планов.

Следовательно, программа улучшения качества жизни должна иметь адресный характер, разрабатываться и реализовываться с учетом дифференциации потребностей людей.

Вместе с тем существует ряд базисных потребностей, удовлетворение которых определяет качество жизни человека.

1. Потребности, связанные с реализацией фундаментального права на жизнь, ее продолжительностью, соответствующей возможностям общества и ожиданиям человека, и на ее защиту. Степень удовлетворения этих потребностей достаточно низка. Исследования, в частности, позволяют диагностировать несовпадение ожидаемой продолжительности жизни населения (67,4 лет) и того обстоятельства, что большая часть белгородцев хотели бы прожить более 70 лет. При этом несоответствие ожидаемой продолжительности жизни мировым стандартам и ресурсным возможностям общества зависит не только от состояния здоровья, отношения к нему самого человека или от социально-бытовых условий жизнедеятельности. Во многом оно связано с существованием многочисленных угроз жизни, нахождением в ситуации повышенной социальной опасности. Это подтверждают исследования: от 45 до 50 процентов жителей области, относящихся к различным статусным группам, констатируют, что они не уверены в собственной безопасности. От 47 до 66 процентов - в безопасности своих близких.

2. Потребности в благоприятных условиях труда и быта. В области существует немало проблем, связанных с их удовлетворением. В частности, практически три четверти пенсионеров не удовлетворены размером своих пенсий. 70 процентов профессионально занятого населения уверены, что их оплата труда несправедлива. Гарантиями своей будущей занятости не удовлетворены 46 процентов студентов высших и
средних специальных учебных заведений, а также 29 процентов профессионально занятых белгородцев. Многие граждане высказывают критические замечания по поводу качества медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий.

3. Потребности, связанные с самореализацией личности, осуществлением ее прав и свобод. Возникающие в связи с их удовлетворением проблемы обусловлены кризисным состоянием общества, отсутствием перспективной объединяющей идеи и противоречивостью процесса становления гражданского общества. Все это порождает ощущения нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, лишает человека смысла существования. Исследования дают основания утверждать, что в Белгородской области данная группа проблем решается довольно успешно, тем более что доля тех, кто ощущает себя несчастливым, в различных статусных группах не превышает 14 процентов. В то же время сохраняются проблемы участия граждан в управлении обществом. Относительно низким, в сравнении с другими показателями, является коэффициент удовлетворенности степенью реализации гражданских прав и свобод.

Таким образом, реализация программы приведет к улучшению показателей (индикаторов) человеческой жизни, сгруппированных в три основных блока.

Первый блок показателей отражает состояние дел с реализацией права человека на жизнь, здоровым существованием, продолжением рода, обеспечением достойной старости. Благополучное решение возникающих здесь проблем не просто формирует у человека чувство уверенности в завтрашнем дне, доверие к органам власти и управления, но является основой существования и развития личности.

Показатели первой группы дают представление о том, в какой мере общество признает высшую ценность человеческой жизни, следовательно, разделяет важнейшую заповедь человеческой морали и нравственности, закрепленную во всех мировых религиях и гуманистических идеологиях. Улучшение этих индикаторов означает сохранение перспективы существования человека как биологического вида.

Второй блок показателей характеризует удовлетворенность людей условиями повседневного существования: бытом, питанием, работой, жильем, здравоохранением, образованием. Значение каждого из этих факторов для людей
зависит от их потребностей и ценностных ориентаций. В сферах труда, обеспечения безопасности, сохранения здоровья, социального развития личности, духовной жизни реализуются главные жизненные стратегии человека.

Они представляют собой сложившиеся способы и формы жизнедеятельности, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, достижение жизненных целей. Чувство удовлетворенности жизнью, ощущение социальной комфортности, следовательно, и качество жизни напрямую зависят от степени реализации жизненных стратегий, осуществления жизненных планов.

Третий блок показателей характеризует состояние сознания людей. Качество жизни в данном случае связано с понятиями духовного благополучия и надежды на будущее, которые выражаются в обретении людьми смысла жизни, уверенности в будущем; в высоком уровне социально-психологического комфорта; отсутствии страхов за себя и своих близких. Эти состояния становятся реальностью только в условиях социальной стабильности, порядка, доверия к руководителю и к власти в целом.

В своей совокупности показатели характеризуют качество жизни людей, а их динамика отражает его улучшение или ухудшение. Систематизированными показателями качества жизни являются:

- здоровье и продолжительность трудоспособной жизни;

- воспроизводство населения;

- удовлетворенность жизнью;

- уровень агрессивности в обществе;

- стабильность и благополучие семьи;

- защищенность детства;

- защищенность имущества и собственности;

- материальное благополучие;

- профессиональный успех и самореализация;

- уверенность в завтрашнем дне.

Все эти показатели могут быть измерены с помощью статистических данных и анализа общественного мнения. При этом для каждого существуют один или несколько интегральных индикаторов, позволяющих оценить состояние и динамику показателя качества жизни.

------------------------------T----------------------------------¬

¦ Показатели качества жизни ¦ Интегральные индикаторы оценки ¦

¦ населения ¦ показателей ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Здоровье и продолжительность ¦ Смертность, средняя продолжитель-¦

¦трудоспособной жизни ¦ ность жизни, продолжительность ¦

¦ ¦ трудоспособности жизни ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Воспроизводство населения ¦ Уровень рождаемости, количество ¦

¦ ¦ детей на одну женщину репродукти-¦

¦ ¦ вного возраста ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Удовлетворенность жизнью ¦ Самоубийства ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Уровень агрессивности ¦ Убийства ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Устойчивость семьи ¦ Соотношение количества браков и ¦

¦ ¦ разводов ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Защищенность детства ¦ Количество детей, оставленных в ¦

¦ ¦ родильных домах, число беспризор-¦

¦ ¦ ных детей ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Материальное благополучие ¦ Прожиточный минимум, уровень ¦

¦ ¦ бедности, структура расходов ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Профессиональный успех и ¦ Ощущение удовлетворенности усло- ¦

¦самореализация ¦ виями труда, профессиональной ¦

¦ ¦ карьерой, процент выпускников, ¦

¦ ¦ устроившихся на работу по специ- ¦

¦ ¦ альности ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Защищенность имущества и ¦ Уровень краж, грабежей и разбоев ¦

¦собственности ¦ ¦

+-----------------------------+----------------------------------+

¦Уверенность в будущем ¦ Ощущение социальной защищенности,¦

¦ ¦ оптимистические представления о ¦

¦ ¦ будущем, доверие к власти ¦

L-----------------------------+-----------------------------------

Лишь система индикаторов всех трех блоков в полной мере характеризует степень социальной комфортности и личного успеха. Личный успех выражается в индивидуальных достижениях человека, его личностном росте и способности собственными силами добиться признания окружающих.

При этом состояние индикаторов качества жизни может и должно служить для оценки эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов в регионе. В сущности это означает принципиальное изменение приоритетов управления - переход от функционального управления к социальному. При сохранении установки на обеспечение дальнейшего экономического роста и совершенствование инфраструктуры ведущей задачей становится содействие обеспечению личного успеха людей, обретению ими индивидуального счастья.

Эти цели, соответствующие конституционному положению о Российской Федерации как социальном государстве (статья 7 Конституции Российской Федерации), и отражает программа улучшения качества жизни населения.

Деятельность по улучшению качества жизни людей в данном случае включает в себя:

- создание благоприятных условий для расширения возможностей человека;

- активизацию самого человеческого потенциала, формирование установки на социальную активность и мобильность;

- корректировку ценностно-целевых ориентаций человека, управление формированием разумных человеческих потребностей.

Необходимость разработки и осуществления программы улучшения качества жизни населения Белгородской области определяется:

- близостью идеи потребностям и интересам абсолютного большинства белгородцев, которые стремятся перейти от жизни на грани выживания к жизни, достойной человека и его семьи;

- наличием условий, позволяющих использовать федеральные и региональные ресурсы не только для экономического роста, но и для человеческого развития;

- исключительной значимостью задачи устойчивого развития региона, которая не может быть решена без достижения высокого качества жизни населения;

- необходимостью региональной объединяющей идеи, своего рода “компаса“, определяющего перспективное направление социально-экономических преобразований;

- необходимостью формирования и развития институтов гражданского общества, повышения их роли в самоорганизации и самодеятельности жителей.

Эффективное решение проблемы улучшения качества жизни возможно лишь на программно - целевой основе.

Программа улучшения качества жизни населения представляет собой технологический план, обеспечивающий движение региона по пути совершенствования всех групп индикаторов, характеризующих жизнедеятельность людей. Это долгосрочный процесс, путь, степень продвижения по которому зависит от эффективности солидарных усилий органов власти и управления, граждан и институтов гражданского общества.

Признание необходимости разработки и осуществления программы улучшения качества жизни населения Белгородской области не является основанием для выдвижения утопических по своей сути проектов. Эта идея и соответствующий документ исходят из существующих реалий, которые выступают в качестве естественных ограничителей для определения программных целей. К числу данных ограничителей относятся:

- имеющиеся в распоряжении органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и всего населения социальные ресурсы;

- общая ситуация в России, которая в экономическом, политическом, правовом и духовном отношениях сказывается на развитии региональных процессов;

- состояние политико-управленческого пространства в области, характеризующегося решающей ролью государства в принятии решений и неразвитостью институтов гражданского общества.

Следствием этого является преобладающая ориентация населения в решении жизненных проблем не на собственные силы, но на внешнюю помощь и поддержку.

II. Цели и задачи программы

Цель программы - формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Белгородской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Задачи программы:

Увеличение продолжительности жизни, минимизация всех видов угроз ее безопасности.

1. Формирование благоприятных условий для самореализации человека в профессиональной и социальной сферах, осуществление целевых поддерживающих и стимулирующих программ социально-экономического развития общества.

2. Создание условий для духовного благополучия и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали.

III. Принципы формирования и реализации программы

Принципы формирования и осуществления программы определяются с учетом содержания деятельности по улучшению качества жизни, ориентированной на человека и человеческое развитие, а также на основе убеждения, что результативность проекта зависит от усилий как государства, так и институтов гражданского общества. К их числу относятся:

1. Выбор, а не шанс. Программа улучшения качества жизни населения предоставляет людям различные альтернативные возможности в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры. При этом каждая из предоставляемых возможностей является реальной и обеспечена соответствующими ресурсами.

Гражданам предлагается не следовать по утвержденному властью единственно возможному пути, а самим выбирать свое будущее и, следовательно, нести ответственность за последствия своего выбора.

2. Реальные возможности, а не искусственные барьеры. Программа предполагает создание условий для реализации способностей людей и предусматривает механизмы устранения препятствий для проявления деловой и гражданской инициативы. Главным образом, это относится к административным барьерам, к бюрократическим “рогаткам“ на пути человека к жизненному успеху.

Социальное самочувствие людей в значительной мере зависит от отношения к ним со стороны представителей власти. Поэтому улучшение качества жизни населения связано с улучшением качества государственного и муниципального управления, с реформой государственной и муниципальной службы.

3. Знание возможностей, а не сокрытие информации. Работа над программой улучшения качества жизни населения предполагает предоставление адресатам максимально полной и объективной информации, которая может быть использована людьми в их собственных интересах. Информация является доступной и ориентирует человека в соответствии с его целями и интересами общества.

Процесс разработки и реализации областной программы должен быть “прозрачным“ для институтов гражданского общества и всех групп населения.

4. Открытость в принятии решений, а не келейность. Поскольку процесс улучшения качества жизни - общее дело, то к участию в нем привлекается максимально широкий круг людей. Допустимо утверждать: чем шире круг участников программы, тем больше шансов на ее успех.

По аналогии с технологией тотального управления качеством (TQM) на областном и местном уровнях возможно и целесообразно формирование общественных объединений, участвующих в реализации политики улучшения качества жизни.

Необходимо поощрять любую полезную инициативу, любые предложения, содействующие определению программных целей и их достижению.

5. Помощь незащищенным группам населения, а не ставки на самовыживание. Программа предусматривает меры социальной поддержки для тех, кто в силу объективных причин (а не собственных установок) не может обеспечить себя сам. Реализация программы должна привести не только к сокращению доли неимущих, но и обеспечить социальную защиту тех, кто в ней действительно нуждается.

6. Интеграция общества, а не искусственная разобщенность. Улучшение качества жизни конкретного человека должно иметь следствием улучшение качества жизни других людей. Программные цели в равной степени обращены ко всем группам, деятельность которых не носит антиобщественного характера, но при этом реализуются с учетом интересов и потребностей этих групп.

Недопустимо улучшать положение одних групп людей за счет ухудшения других. В основу программы должна быть положена идея разумного баланса интересов.

7. Взаимная поддержка, а не противостояние. В ходе решения задач программы осуществляется сотрудничество всех социальных групп. Разработка и, главное, реализация программы улучшения качества жизни требует создания на всех уровнях групп социального партнерства, целью которых является включение общественности в процесс достижения программных целей, что соответствует российской традиции соборности в решении наиболее важных общественных проблем.

8. Взаимная ответственность, а не поощрение социального эгоизма. Программа предполагает достижение баланса между стремлением “брать“ (ресурсы, блага) у общества и необходимостью “отдавать“ ему. Чем полнее реализация собственных потребностей человека или группы, тем больше мера их ответственности перед собой и обществом. Каждый индивид в своей деятельности, нацеленной на реализацию собственной жизненной стратегии, обязан учитывать ее вероятные социальные последствия, отражающиеся как на жизнедеятельности других индивидов и их групп, так и общества в целом.

9. Обоснованное планирование, а не случайные решения. Программа имеет долгосрочный характер и ориентирована на перспективу. В ситуации социальной неопределенности мероприятия программы проектируются с учетом различных сценариев развития страны и региона.

10. Общее дело, а не частный интерес. Программа может быть инициирована одним человеком, но не может быть разработана и реализована только им или небольшой группой управленцев и ученых. Успех ее прямо пропорционален степени включенности в этот процесс самого населения. Программа предполагает стимулирование и развитие гражданских инициатив.

IV. Сроки (этапы) реализации программы

В силу специфики самой идеи улучшения качества жизни, имеющей практически бесконечный характер, нецелесообразно жестко ограничивать временные рамки реализации программы. Однако для обеспечения управляемости процесса и контроля достигнутых результатов необходимо выделить несколько основных этапов программы.

1 этап - 2002 - 2003 годы. Формирование инфраструктуры управления программой и получение первых ощутимых результатов по каждому из направлений.

2 этап - 2004 - 2005 годы. Основной этап реализации, в ходе которого достигается новое качество жизни, обеспечивающее удовлетворение базисных человеческих потребностей, соответствующих региональным ресурсам. Оценка результатов и корректировка программы.

3 этап - 2006 - 2008 и последующие годы. Наращивание регионального ресурсного потенциала и на этой основе придание процессу улучшения качества жизни характера устойчивости и необратимости. Обеспечение независимости данного процесса от колебаний политической и экономической конъюнктуры.

На каждом из этапов ежегодные областные бюджеты разрабатываются как бюджеты качества, показатели которых определяются с учетом промежуточных и конечных целей программы.

V. Ожидаемые эффекты

1. Социально-демографический. Стабилизация демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни.

2. Социальный. Постоянное и устойчивое снижение доли малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов от собственности способен обеспечить достойное человека существование. Сохранение социальной стабильности в регионе.

3. Экономический. Обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но, прежде всего, вследствие активизации человеческого фактора экономического раз“ития.

4. Политический. Повышение уровня общественно - политического единства региона, активизация гражданского политического участия населения, формирование и развитие институтов гражданского общества.

5. Духовный. Преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры.

6. Геополитический. Сохранение и повышение авторитета региона как одного из субъектов Российской Федерации, успешно реализующих эффективную стратегию устойчивого развития.

VI. Механизм управления программой

Механизм управления программой включает следующие основные блоки.

1. Институциональный блок (блок управления программой)

Поскольку программа представляет собой своеобразную модель социального развития региона, задача формирования управляющей структуры определяется необходимостью:

- организации деятельности субъектов программы;

- координации взаимодействия субъектов для достижения программных целей;

- оценки результатов;

- корректировки программы, поскольку, как и всякий проект, она будет содержать в себе ошибки;

- разработки соответствующих муниципальных программ.

Управление программой встраивается в текущую работу органов государственной и муниципальной власти области и имеет вертикальную структуру. Для этого:

- определяется координатор программы в администрации области;

- создается при главе администрации области Совет по контролю за реализацией программы улучшения качества жизни населения. В структуре Совета образуется экспертная группа, осуществляющая анализ всей совокупности индикаторов, позволяющих оценить процесс улучшения качества жизни населения;

- создается специальное структурное подразделение для оперативного управления процессом осуществления программы в департаменте организационной и кадровой работы аппарата главы администрации области;

- в администрациях городов и районов области создаются аналогичные советы, образуются отделы или выделяются специалисты, занимающиеся управлением процесса реализации муниципальных программ улучшения качества жизни.

Реализация программы требует формирования механизма управления регионом нового типа.

В основе этого механизма лежит положение о том, что отныне оценка деятельности всех органов власти и управления осуществляется в зависимости от успешности решения задачи улучшения качества жизни. Субъекты регионального управления легитимируют это, заключая соглашение о взаимной ответственности за реализацию программных целей. При этом избрание или назначение на руководящую должность в структурах государственного и муниципального управления связано с принятием обязательств по улучшению показателей и индикаторов качества жизни и реализации областной и муниципальных программ.

В области осуществляется систематическая диагностика индикаторов качества жизни. На основе ее экспертной оценки Совет по контролю за реализацией программы улучшения качества жизни населения вносит предложения (рекомендации) о целесообразности кадровых и структурных изменений в системе управления главе администрации области и Белгородской областной Думе.

Итоги реализации программы улучшения качества жизни и обусловленные ими рекомендации ежегодно представляются общественности в посланиях главы администрации области.

2. Информационно-аналитический блок

Выстраивается вокруг лаборатории по проблемам качества жизни населения при Белгородском филиале региональной академии государственной службы, Белгородском институте региональной политики и законодательства. Блок включает в себя:

- проведение мониторингов общественного мнения <*> (2 раза в год) с представлением информации Совету и главе администрации области, а также публикацией полученных результатов в прессе (по аналогии с материалами об итогах социально - экономического развития области);

- организацию научного сопровождения программы (конференции, симпозиумы, гранты);

- проведение открытого обсуждения успехов и трудностей реализации программы и формулирование предложений по ее корректировке с участием институтов гражданского общества;

- изменение статистических показателей в соответствии со структурой индикаторов качества жизни;

- экспертную оценку статистических и социологических данных;

- публикацию материалов, отражающих динамику индикаторов качества жизни в области и в муниципальных образованиях.

--------------------------------

<*> По адаптированной методике “Роза качества жизни“.

3. Нормативно-правовой блок

Предполагает принятие нормативных правовых документов, регламентирующих процесс реализации программы:

- постановление главы администрации области “О программе улучшения качества жизни населения“;

- закон Белгородской области “О минимальных социальных стандартах“;

- закон Белгородской области “О прожиточном минимуме в Белгородской области“.

Условием реализации программы является подписание органами государственной власти, местного самоуправления, лидерами политических партий, общественных организаций и руководителями наиболее значимых хозяйствующих субъектов Договора о взаимной ответственности за осуществление деятельности по повышению качества жизни населения.

В Устав и законодательные акты области вносятся изменения, регламентирующие процедуру структурных и кадровых изменений, обусловленных задачами выполнения программы улучшения качества жизни населения.

4. Ресурсный блок

Включает в себя:

- ресурсы, обеспечивающие реализацию действующих в области федеральных программ;

- ресурсы, выделенные для осуществления действующих областных программ;

- ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий, предусмотренных для обеспечения новых областных и муниципальных программ, разработанных в рамках основных направлений программы.

VII. Структура программы

1. Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на обеспечение права на жизнь, по направлениям:

1.1. Реализация демографической политики, обеспечивающей сохранение и воспроизводство населения региона.

1.2. Защита человеческой жизни от насилия.

1.3. Минимизация социально-психологических угроз человеческой жизни.

1.4. Обеспечение достойной старости.

1.5. Социальная помощь и поддержка групп, находящихся в пограничных (критических) ситуациях.

1.6. Улучшение условий труда и обеспечение производственной безопасности.

1.7. Сокращение техногенных угроз человеческой жизни и обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.

1.8. Защита материнства и детства.

2. Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на формирование благоприятных внешних условий жизнедеятельности человека, по направлениям:

2.1. Работа и доходы.

2.1.1. Обеспечение гражданам возможностей свободно распоряжаться своими способностями к труду.

2.1.2. Совершенствование инфраструктуры хозяйства Белгородской области в интересах развития экономической деятельности.

2.1.3. Гарантия доходов и обеспечение их устойчивого роста.

2.1.4. Защита собственности и имущества граждан.

2.1.5. Поддержка предпринимательской деятельности.

2.1.6. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителя.

2.2. Среда обитания и безопасность.

2.2.1. Улучшение жилищных условий, качества жилья и коммунального обслуживания.

2.2.2. Совершенствование инфраструктуры населенных пунктов.

2.2.3. Формирование благоприятной для человека экологической среды.

2.3. Здоровье населения и качество медицины.

2.3.1. Улучшение качества и доступности медицинского обслуживания.

2.3.2. Утверждение принципов здорового образа жизни.

2.4. Образование и развитие.

2.4.1. Повышение качества и доступности образовательных услуг.

2.4.2. Развитие научного потенциала области.

2.5. Нравственность и культура.

2.5.1. Формирование у населения потребностей в культурном развитии.

2.5.2. Развитие инфраструктуры культуры и увеличение возможностей доступа к культурным ценностям для всех групп населения.

3. Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на достижение духовного благополучия, по направлениям:

3.1. Укрепление семьи и семейное счастье.

3.2. Воспитательная работа в системе образования.

3.3. Создание благоприятной для человека информационной среды и работа со средствами массовой информации.

3.4. Сотрудничество с Белгородско-Старооскольской епархией Русской Православной церкви.

3.5. Конструктивное взаимодействие с политическими и общественными организациями.

3.6. Управление развитием неформальной среды общения.