Законы и бизнес в России

Закон Белгородской области от 07.03.2002 N 24 “О социальном партнерстве“ (принят Белгородской областной Думой 28.02.2002)

Утратил силу в связи с принятием закона Белгородской обл. от 05.07.2007 N 122, вступающего в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Вступил в силу с 16 марта 2002 года (статья 26 данного документа).

7 марта 2002 года N 24

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Принят

областной Думой

28 февраля 2002 г.

Настоящий закон направлен на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, предупреждение коллективных трудовых споров и достижение общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие понятия:

социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), администрацией области, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников
и работодателей;

стороны соглашений - работники (их представители - профсоюзы, объединения профсоюзов), работодатели (их объединения, ассоциации), а также администрация Белгородской области (далее администрация области) и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от организационно - правовой формы и вида собственности;

работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем;

работодатели - организации независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях;

представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;

представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;

областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в Белгородской области, социальные нормативы и программы, обязательства по оплате труда, условиям и охране труда, социальные гарантии и льготы на территории Белгородской области, взаимные обязательства, заключаемые администрацией области, органами профессиональных союзов, объединениями работодателей;

отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты труда и другие условия труда,

а также социальные гарантии и льготы для работников определенной

отрасли (нескольких отраслей),
заключаемые отраслевыми

профсоюзами, объединениями (ассоциациями) работодателей, действующих в области, соответствующими органами исполнительной власти регулирующими соответствующие отрасли;

городские, районные соглашения - акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов, в лице полномочных представителей в районах (городах) области, объединениями работодателей.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

Правовую основу социального партнерства составляют Устав (Основной закон) Белгородской области, настоящий закон, другие законы Белгородской области, а также иные нормативные правовые акты Белгородской области на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с нормами международного права, федеральными законами и настоящим законом.

В правовую основу социального партнерства в Белгородской области входят также Генеральное соглашение, областное трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, городские и районные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации области.

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

уважения и учета интересов участников переговоров;

заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

содействия государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

соблюдения социальными партнерами и их представителями норм международного права, законодательства Российской Федерации и Белгородской области;

полномочности социальных партнеров и их представителей;

равноправия сторон и доверия в отношениях;

невмешательства в дела друг друга;

свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

добровольности принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;

обязательности исполнения достигнутых договоренностей;

систематичности контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства
соглашений, договоров и решений;

ответственности сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений.

Статья 4. Сфера действия настоящего закона

Действие настоящего закона распространяется на:

всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Белгородской области, независимо от форм собственности, их объединений (ассоциаций);

всех работников организаций на территории Белгородской области;

действующие в Белгородской области территориальные и первичные профсоюзные организации, территориальные объединения профсоюзов;

органы исполнительной власти Белгородской области, органы местного самоуправления.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 5. Система социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:

областной - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне Белгородской области;

отраслевой - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне отрасли;

территориальный - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне города и района;

организации - устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Статья 6. Задачи системы социального партнерства

Система социального партнерства в Белгородской области создается для выполнения следующих задач:

обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований в Белгородской области;

повышения доходов работников на основе роста заработной платы и увязки ее с производственными показателями (увеличением производства, выручки от реализации товаров, продукции, услуг) путем государственного и договорного регулирования;

обеспечения эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ним экономических отношений;

проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

разработки и заключения соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом;

предотвращения коллективных трудовых споров и содействия разрешению конфликтов;

совершенствования законодательства в установленном порядке.

Статья 7. Органы социального партнерства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения, заключения их, а также организации контроля за исполнением коллективного договора и соглашения
на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

В области создается трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законами Белгородской области.

На отраслевом уровне создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых соглашений.

На уровне городов и районов создаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территориях города и района.

На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 8. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

создается для сотрудничества в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в области, регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, обсуждения и заключения областного трехстороннего соглашения;

формируется администрацией области, областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей на принципах соглашения (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 5 человек и утверждается постановлением главы администрации области;

руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Белгородской области, Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, утверждаемым главой администрации области по согласованию с областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей;

оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, городских и районных соглашений;

проводит экспертизу отраслевых (межотраслевых) тарифных, городских, районных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, городов, районов и общеобластных интересов;

принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти области, органами
местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями (ассоциациями), действующими на территории области;

осуществляет контроль за выполнением областного трехстороннего соглашения;

вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

содействует разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключенных в системе социального партнерства по Белгородской области.

Статья 9. Областное трехстороннее соглашение

Областное трехстороннее соглашение:

заключается областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей и администрацией области;

разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Белгородской области, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями на соответствующий период.

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, рекомендуется учитывать при принятии нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений в Белгородской области (отрасль, город, район, организация).

Принятый областной трехсторонней комиссией проект областного трехстороннего соглашения в согласованный сторонами срок выносится на рассмотрение их полномочных органов для принятия решения о подписании проекта соглашения.

Соглашение подлежит подписанию в определенный сторонами срок с момента принятия всеми сторонами соглашения решения о подписании проекта соглашения.

Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Ход выполнения областного трехстороннего соглашения и мероприятий рассматривается сторонами социального партнерства не реже двух раз в год.

Статья 10. Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения

Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения:

заключаются соответствующими органами исполнительной власти регулирующих соответствующие отрасли, объединениями (ассоциациями) отраслевых профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей и органами по труду;

распространяются на работников
и работодателей отрасли, органы исполнительной власти, их представителей, заключивших соглашения от их имени.

Условия, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Белгородской области, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми тарифными соглашениями, областным трехсторонним соглашением на соответствующий период.

Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Подписанные сторонами отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения подлежат уведомительной регистрации в областном органе по труду.

Руководитель областного органа по труду имеет право по договоренности с другими сторонами соглашения предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвующим в заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отраслям, профессиям в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Статья 11. Городские, районные соглашения

Городские, районные соглашения:

заключаются органами местного самоуправления, органами профсоюзов и их объединений в районах (городах) области, объединениями работодателей;

разрабатываются на основе переговоров между сторонами в рамках рабочих групп районных (городских) трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений;

распространяются на работников, работодателей, органы местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашения от их имени;

условия, содержащиеся в городских, районных соглашениях, учитываются при принятии нормативных правовых актов органов местного самоуправления, местных бюджетов, правовых актов организаций города, района, заключивших или присоединившихся к соглашению.

Подписанное сторонами
городское, районное соглашение подлежит уведомительной регистрации в органах по труду городов или районов.

Руководитель органа по труду администраций городов или районов имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если соответствующие представители работодателей в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Статья 12. Содержание соглашений

Каждая сторона принимает на себя обязательства, содержание которых определяется в ходе переговоров.

В соглашениях рекомендуется предусматривать положения:

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

об условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей, гарантиях и льготах для работников определенных

профессий, а также о социальных гарантиях и льготах, связанных с территориальными особенностями города, района;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков).

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально - экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

Статья 13. Коллективный договор

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателями и работниками в лице профсоюзов или иных представителей, избираемых работниками.

Порядок, сроки разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура определяются работниками организации в лице их представителей и работодателем самостоятельно, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“ и настоящим законом.

Коллективный договор
не может включать условия, ограничивающие права работников, и условия, освобождающие какую-либо сторону от исполнения ею своих обязательств.

В коллективный договор включаются взаимные обязательства сторон по вопросам:

форм, системы и размеров оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций, доплат;

увеличения заработной платы в зависимости от результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций сферы материального производства;

доведение минимального размера оплаты труда не ниже сложившегося прожиточного минимума на соответствующей территории;

занятости, переобучения, условий высвобождения работников;

организации подготовки и переподготовки персонала;

продолжительности рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшения условий и охраны труда работников;

соблюдения интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

льгот для работников, совмещающих работу с обучением;

отказа от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении;

содержания социально-бытовой сферы предприятий и организаций.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном сторонами коллективного договора в соответствии с действующим законодательством.

Органы исполнительной власти Белгородской области и органы местного самоуправления вправе осуществлять меры социальной и экономической поддержки организациям, заключившим коллективные договоры.

Статья 14. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются различные соглашения, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.

Органы профессиональных союзов, их объединения (ассоциации), организации работодателей и их объединения (ассоциации), не участвовавшие в переговорах по заключению областного трехстороннего, отраслевого (межотраслевого) тарифного, городского или районного соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

Статья 15. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Подписанные сторонами соглашения и
коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации:

областное трехстороннее, отраслевые (межотраслевые) тарифные - в областном органе по труду;

районные, городские соглашения - в органах по труду администраций городов и районов по месту заключения соглашений, коллективные договоры - по месту нахождения организации.

На уведомительную регистрацию подписанные сторонами соглашения и коллективные договоры представляются представителями работодателей в семидневный срок.

При осуществлении регистрации соглашений, коллективных договоров органы по труду проверяют их на предмет соответствия законам и иным нормативным правовым актам и в случае выявления нарушений сообщают об этом сторонам, подписавшим соглашение, коллективный договор. Впредь до приведения соглашения, коллективного договора в соответствие с законами и иными нормативными правовыми актами положения, противоречащие требованиям законов и иных нормативных правовых актов, не применяются.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договоры.

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 16. Ведение коллективных переговоров

Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

Инициатором переговоров по разработке, заключению, и изменению областного трехстороннего, отраслевого (межотраслевого) тарифного, городского, районного соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона.

Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

Стороны обязаны использовать все возможности для урегулирования разногласий, возникающих в ходе ведения переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

Возникшие в ходе ведения переговоров разногласия разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 17. Получение информации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе бесплатно получать друг от друга в десятидневный срок после поступления запроса другой стороны полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.

Порядок представления информации, содержащей государственную, коммерческую и служебную тайну, регулируется законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Посещение организаций

Представители службы по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организаций, на которые распространяется действие соглашения, коллективного договора, в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Статья 19. Взаимные консультации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из них.

Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления.

Статья 20. Участие в рассмотрении социально - трудовых и связанных с ними экономических вопросов

Стороны соглашения, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально - трудовых и связанных с ними экономических вопросов.

Статья 21. Распространение информации

Органы профессиональных союзов, их объединения (ассоциации), организации работодателей и их объединения (ассоциации) имеют право на распространение информации по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации.

Статья 22. Выполнение решений о вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

Глава 4. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 23. Гарантии профсоюзной деятельности на территории Белгородской области

Профсоюзные организации и объединения, созданные и действующие на территории Белгородской области, имеют право:

законодательной инициативы в Белгородской областной Думе;

выступать в качестве истцов в судебных органах по взысканию с работодателей удержанных по заявлениям работников и своевременно не перечисленных на расчетный счет первичной профорганизации денежных средств в виде профсоюзных взносов из заработной платы работников;

на бесплатное перечисление денежных средств бухгалтерией работодателя, удержанных по заявлениям работников в качестве профсоюзных взносов на расчетный счет профорганизаций одновременно с выдачей заработной платы работнику;

на обеспечение помещениями, средствами связи и оргтехники и создание иных условий для деятельности профсоюзных органов за счет средств работодателя;

иные права в соответствии с федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и работодатели согласовывают с профсоюзами принимаемые решения затрагивающие социально-трудовые права работников.

Гарантии работников, являющихся членами профсоюзов:

расторжение с работником трудового договора по инициативе работодателя производится с обязательным участием выборного профсоюзного органа, в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством;

иные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством.

Статья 24. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 25. Выполнение обязательств

Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

Белгород

7 марта 2002 г.

N 24