Законы и бизнес в России

Постановление главы администрации Белгородской обл. от 14.09.2000 N 582 “О мерах по обеспечению исполнения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры“ (вместе с “Временными правилами охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2000 г. N 582

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В последнее время на территории области участились факты нарушения действующего законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры зачастую ведутся без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, без необходимых согласований осуществляются строительные, дорожные и другие работы в зонах охраны памятников истории и культуры, имеются факты незаконного проведения археологических раскопок. Подобные действия приводят к невосполнимым утратам объектов историко-культурного достояния области. Вопиющим фактом стал снос памятника федерального значения - дома в с. Ватутино Валуйского района,
в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф.Ватутин.

В связи с вышеизложенным, а также на основании Закона РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985) “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ и постановления главы администрации области от 2 марта 1992 г. N 145 “О специально уполномоченном государственном органе охраны памятников по Белгородской области“, и в целях усиления работы по обеспечению исполнения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры на территории области постановляю:

1. Строго указать главе местного самоуправления Валуйского района и г. Валуйки Колесникову В.Н. на неправомочность принятых решений по сносу памятника истории федерального значения дома, в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф.Ватутин, как противоречащих Закону РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 18.01. 1985 г.) “Об охране и использовании памятников истории и культуры“.

2. Предложить главе местного самоуправления Валуйского района и г. Валуйки Колесникову В.Н. рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям начальника управления культуры администрации Валуйского района и г. Валуйки Моруса Н.А., как руководителя уполномоченного органа охраны и использования памятников истории и культуры муниципального уровня и специалиста по охране и использованию памятников истории и культуры управления культуры администрации Валуйского района и г. Валуйки Богачевой С.А..

3. Поручить администрации Валуйского района и г. Валуйки (Колесников В.Н.) изготовить и согласовать в установленном порядке проект по восстановлению памятника истории федерального значения - дома, в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф.Ватутин.

4. Утвердить временные правила охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области (прилагаются).

5. Управлению архитектуры и градостроительства администрации области (Перцев В.В.) и главам местного самоуправления городов и районов области
обеспечить неукоснительное соблюдение временных правил охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области в целях недопущения подобных фактов на объектах историко-культурного достояния области.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).

Информацию о выполнении постановления представить 1 января 2001 года.

Глава администрации области

Е.САВЧЕНКО

Утверждены

постановлением главы

администрации области

от 14 сентября 2000 года N 582

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА

ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Настоящие правила определяют порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Выполнение правил обязательно для всех государственных органов охраны памятников, органов по делам строительства и архитектуры, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и граждан, в пользовании или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры.

Недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, так и являющиеся частью более поздних объектов.

Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами.

Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.

Ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции.

Комплексом недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов, объединенных общностью
территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника.

Градостроительные образования - ценные в историко-культурном отношении территории города или другого населенного пункта, на которых сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры; участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, запечатлевшие индивидуальный исторически сложившийся облик города или другого населенного пункта.

Памятными местами являются территории, ландшафты, связанные с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность.

Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на:

1. Виды - в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением:

Памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Великой Отечественной войной, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

Памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

Памятники градостроительства и архитектуры-архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

Памятники искусства-произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

2. Категории - в соответствии с исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью:

Федерального значения - наиболее значительные памятники, представляющие
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;

Местного значения - памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;

Принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду и категории определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего государственного списка недвижимых памятников истории и культуры.

К недвижимым памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные ему государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры.

2. Государственный учет

В соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985) “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ государственному учету подлежат все памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности или пользовании они находятся.

Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается:

выявление объектов культурного наследия, определение их ценности;

принятие общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры;

составление учетных документов на памятники истории и культуры, их изучение и фиксация.

Государственный учет памятников истории и культуры осуществляют органы охраны памятников.

В соответствии с постановлением главы администрации области от 2 марта 1992 г. N 145 “О специально уполномоченном государственном органе охраны памятников по Белгородской области“ управление культуры администрации области является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры по Белгородской области.

Государственный учет недвижимых памятников культуры является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников истории и культуры.

Списки памятников истории и культуры подразделяются на:

государственные списки недвижимых памятников истории и культуры;

списки выявленных недвижимых объектов, представляющих
историческую, художественную, научную и иные культурные ценности.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные администрацией области к охраняемым государством памятникам культуры.

Государственные списки недвижимых памятников культуры ведутся управлением культуры администрации области и отделами культуры районов и городов по категориям охраны, видам памятников и административно-территориальному принципу.

Объектам, включенным в них, присваивается охранный номер в общей последовательности списка. Ансамбли памятников культуры включаются в списки под одним номером и обладают статусом единичных памятников культуры.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основными документами государственного учета и охраны памятников. В них включаются объекты, признанные памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

В целях организации учета и охраны памятников культуры недвижимые объекты подразделяются на памятники федерального значения и памятники областного значения.

Отнесение недвижимых объектов к категории памятников федерального значения производится Указом Президента Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации, а к категории памятников областного значения - постановлением главы администрации области по представлению управления культуры администрации области.

Исключение памятников истории и культуры из числа памятников федерального значения и областного значения допускается только решением Правительства Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации.

Недвижимые памятники истории и культуры снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты.

Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории и культуры.

Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению.

Выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия проводят органы охраны памятников с привлечением специализированных организаций, творческих коллективов и специалистов. Органы охраны памятников организуют экспертизу
обнаруженных культурных объектов.

Недвижимые культурные объекты ставятся на учет органами охраны памятников и вносятся в списки выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.

Списки выявленных недвижимых объектов культуры ведутся отделами культуры администраций районов и городов по видам памятников и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в списки вновь выявленных недвижимых памятников культуры, присваиваются порядковые номера.

Списки выявленных объектов направляются отделами культуры администраций районов и городов в управление культуры администрации области для решения вопроса о постановке их на государственную охрану, а также передаются в отделы архитектуры и землеустройства администраций районов и городов для обеспечения их сохранности при отводе земельных участков, планировке и застройке в районах их местонахождения.

Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством для памятников истории и культуры.

После принятия постановления главы администрации области о постановке вновь выявленных объектов на государственную охрану, эти объекты включаются в государственный список недвижимых памятников истории и культуры.

На каждый недвижимый памятник и выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстрированный материал.

На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, дающее оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории,
связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.

Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются:

учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом;

учетная карточка и паспорт для каждого отдельного объекта;

историко-архитектурный опорный план.

Учетная карточка и паспорт объекта могут дополняться при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами.

3. Обеспечение сохранности

памятников истории и культуры

В соответствии с Законом РСФСР 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985) “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ все памятники и выявленные объекты истории и культуры подлежат государственной охране.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Органы охраны памятников, которыми являются управление культуры администрации области и отделы культуры районов и городов, совместно с органами строительства и архитектуры, составляют планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию памятников истории и культуры, определяя виды и сроки выполнения необходимых работ, роль и значение памятников в социально-экономическом и культурном развитии регионов, представляют эти планы в местные Советы депутатов для включения в общие и территориальные народно-хозяйственные планы и координации действий всех заинтересованных организаций.

Мероприятия по обеспечению сохранности памятников культуры включают:

организацию соблюдения правил учета;

установку охранных досок;

организацию проведения исследований памятника;

организацию разработки карт-схем и историко-архитектурных опорных планов расположения памятников истории и культуры;

установление зон охраны памятников истории и культуры и организацию контроля за их
содержанием;

организацию историко-культурных музеев-заповедников и заповедных территорий;

составление списков исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с органами охраны памятников;

согласование заданий и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки, реконструкции городов, других населенных пунктов;

согласование заданий и проектов проведения различных работ на памятниках;

обеспечение контроля за сохранностью памятника в период проведения исследовательских и ремонтно-реставрационных работ;

согласование мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных работ, которые могут создать угрозу для сохранности памятников, организацию контроля за их выполнением. На каждом недвижимом памятнике истории и культуры устанавливаются охранные доски, содержащие основные данные о памятнике и указания о том, что памятник охраняется государством.

Тексты охранных досок утверждаются управлением культуры администрации области.

Охранные доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в пользовании которых находится памятник.

Осуществление специальных работ по изучению памятника методами, которые могут нарушить их сохранное состояние - производство зондажей, шурфов, раскопок, инженерных физико-химических и других исследований, допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника.

Разрешение на изучение памятника регистрируется в отделе культуры администрации района и города (по месту нахождения памятника).

Научно-реставрационные и другие специальные организации, которым необходимо провести исследования, направляют в органы охраны памятников:

заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи;

программу исследований;

сведения о специалистах, которым поручается исследования;

гарантийное обязательство о ненанесении ущерба памятнику по приведении его в сохранное состояние после окончания работ.

Организации, осуществляющие археологические и специальные исследования, представляют в органы охраны памятников научные отчеты о проведенных работах и материалы, фиксирующие их, для постоянного хранения.

Для разработки карт-схем и опорных историко-архитектурных планов городов и других населенных пунктов специализированными организациями градостроительного профиля,
реставрационными и другими научными учреждениями проводятся за счет местного бюджета, на основании программных заданий, выдаваемых отделами культуры, проводятся историко-архитектурные градостроительные исследования.

Программные задания на выполнение историко-архитектурных исследований определяют предмет, цели и задачи исследований. Они составляются отделами культуры по месту нахождения объектов с привлечением специализированных организаций.

Карты-схемы расположения памятников культуры населенных пунктов, на территории которых расположены памятники, разрабатываются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует схемам и проектам районной планировки. Карты-схемы фиксируют на территории населенных пунктов расположение недвижимых памятников культуры всех видов и категорий, выявленных объектов, а также наличие утвержденных зон охраны памятников, историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест).

Карты-схемы расположения памятников культуры после согласования с управлением культуры администрации области утверждаются главой администрации района, города. Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении схем и проектов застройки населенного пункта, проектов строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, которые могут создавать угрозу сохранности памятников культуры.

Карты-схемы составляются на все населенные пункты района и города, на территории которых имеются памятники культуры.

Для тех населенных пунктов, которые имеют большое количество памятников истории и культуры, разрабатываются историко-архитектурные опорные планы.

Историко-архитектурные опорные планы составляются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует материалам технико-экономических обоснований и генеральных планов городов, других населенных пунктов.

Опорные планы фиксируют расположение всех недвижимых памятников истории и культуры и выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность с их территориями и зонами охраны.

Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении зон охраны памятников, границ историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), технико-экономических обоснований, генеральных планов городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки, а также при отводе участков для строительных и иных работ, которые могут создавать угрозу сохранности памятник.

Карты-схемы расположения памятников культуры и историко-архитектурные опорные планы состоят из графических текстовых материалов и разрабатываются специализированными проектными организациями на основании заданий, выдаваемых отделами культуры по согласованию с управлением культуры администрации области, утверждаются главами местного самоуправления районов и городов.

В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры и их среды устанавливаются зоны охраны памятников:

охранная зона;

зона регулирования застройки;

зона охраняемого природного ландшафта.

Зоны охраны памятников культуры должны обязательно входить в состав проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры устанавливаются основные требования к определению границ, режима содержания и использования зон охраны недвижимых памятников культуры: охранных зон, зон регулирования застройки, зон охраняемого ландшафта.

Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются по согласованию с управлением культуры администрации области.

В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны.

В пределах зон охраны памятников запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность, без разрешения управления культуры администрации области.

Разрешение на производство работ в пределах указанных зон выдается управлением культуры администрации области по представлению отделов культуры администраций районов и городов.

Для объявления ансамблей, комплексов памятников истории и культуры историко-культурным заповедником представляются материалы, обосновывающие целесообразность создания заповедника, его роль в социально-экономическом, культурном развитии города или другого населенного пункта, требования к режиму охраны и использования памятников и объектов заповедника, его территории, зоны охраны:

историческая справка об исторической, научной, художественной или иной культурной ценности группы памятников;

паспорта ансамблей, комплексов, отдельных памятников;

топографический план земельного участка, необходимого для заповедника, с указанием границ территорий памятников, утвержденных или проектируемых зон их охраны;

фотодокументация, характеризующая группу памятников в целом и их среду, отдельные памятники, другие объекты, а также значение ансамбля, комплекса, территории.

Положение об историко-культурном заповеднике утверждается Министерством культуры Российской Федерации по представлению управления культуры администрации области.

Историко-культурные заповедные территории (места) создаются как зоны специального режима охраны и использования исторически сложившихся территорий городов, других населенных пунктов, ландшафтов с целью сохранения и восстановления их индивидуального облика.

На заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность, без разрешения государственного органа охраны памятников.

В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).

Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) осуществляют органы охраны памятников.

При необходимости проведения хозяйственных и иных работ на территории историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), не предусмотренных положением о них, разрешение на проведение работ может быть выдано органом охраны памятников.

Проекты районной планировки, проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с органами охраны памятников.

Представляемые на согласование проекты должны содержать разделы:

зоны охраны памятников истории и культура;

предложения по сохранению и использованию памятников истории и культуры и их среды.

Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с органами охраны памятников и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников.

Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с органами охраны памятников на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономических обоснований нового строительства.

Организации - заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить органы охраны памятников о наличии памятников, историко-культурной и градостроительной ценности территории в местах намечаемых работ.

При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся:

выявление в зонах работ неучтенных объектов;

обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным;

работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства;

другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников.

Финансирование указанных мероприятий, согласование проектной документации для установленных органами охраны памятников мероприятий, ответственность за соблюдение предусмотренных ими условий возлагается на организации, осуществляющие строительные и другие работы.

Работы по выявлению, обследованию, изучению и фиксации памятников, сохранить которые на месте не представляется возможным, проводятся соответствующими научными учреждениями, проектными или строительными организациями и финансируются заказчиками в соответствии с действующими правилами.

Противоаварийные и консервационные работы по данным объектам выполняются по договору с организациями, осуществляющими строительство и финансируются по смете строительства.

Предприятия, учреждения, организации в случае обнаружения в процессе ведения строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

4. Реставрационные работы на недвижимых

памятниках истории и культуры

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения органов охраны памятников и под их контролем.

Разрешения выдаются после рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на эти работы.

В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий памятников, их зон охраны, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению и приспособлению их к использованию.

Ведение раскопок и разведок памятников археологии осуществляется только при наличии разрешений - открытых листов, выдаваемых Академией наук.

Открытые листы регистрируются в органах охраны памятников.

Организации и специалисты, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ и после их завершения, привести памятник в состояние, наиболее благоприятствующее его дальнейшей сохранности.

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями, имеющими лицензию на право ведения этих работ.

На недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ:

а) консервация;

б) реставрация;

в) воссоздание;

г) ремонт;

д) приспособление.

Консервация-комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания.

Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.

Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведение периодических работ без изменения его существенного облика.

Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.

Консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставрационными работами.

Для получения разрешения на производство работ на памятнике пользователь обязан направить в государственные органы охраны памятников по месту нахождения объекта заявление о необходимости проведения работ, о их цели и предполагаемом характере.

Работы по реставрации, консер“ации и ремонту памятников истории и культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников до устранения выявленных нарушений.

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.

5. Использование и содержание

недвижимых памятников истории и культуры

Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.

По характеру использования недвижимые памятники разделяются на 4 группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания:

памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям, должны быть использованы только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры, памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники;

памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты;

памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и другие), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с ними сооружения), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;

памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное и историко-художественное значение, но могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные.

Запрещается использование памятников и их территорий:

под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;

под склады и производства материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;

под склады и производства материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под хранилища и производства зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях;

под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;

под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности);

под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.

При определении характера использования памятника следует руководствоваться следующими основными требованиями:

соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде;

сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника;

сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта;

возможность соблюдения необходимых современных гидрогеологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов;

строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями, выпускаемыми Министерством культуры Российской Федерации и государственным органом охраны памятников.

Недвижимые памятники истории и культуры находятся в собственности государства и могут быть предоставлены в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Памятники предоставляются в пользование вместе с их территориями.

Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом:

охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях.

За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата.

Охранные договоры заключаются между органами охраны памятников и религиозными общинами, в пользование которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения религиозных обрядов.

За пользование памятниками культового назначения для совершения культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях, заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.

К охранно-арендному договору, охранному договору, охранному обязательству прилагаются следующие документы:

а) двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства. Для памятников, представляющих ансамбль или комплекс зданий, сооружений, в том числе садово-парковых, имеющих сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта.

Акт технического осмотра подлежит возобновлению не реже, чем раз в пять лет, а в случаях, когда значительно изменилось состояние памятника в результате его реставрации или других причин-незамедлительно:

б) план-перечень ежегодных работ по разработке проектно-сметной документации, работ по реставрации, консервации, ремонту и другим работам с указанием конкретных сроков исполнения;

в) опись находящихся в памятнике, на его территории и связанных с ним объектах движимых памятников и предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность с указанием места и условий их сохранного содержания и использования;

г) поэтажные планы зданий и сооружений в масштабе 1:100;

д) планы инженерных коммуникаций и внешних сетей;

е) генеральный план земельного участка, определяющий территорию памятника.

Пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.

Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

В исключительных случаях, когда пользователи памятников считают необходимым провести какие-либо работы, не предусмотренные условиями охранных документов, они обязаны представить в государственный орган охраны памятников соответствующие документальные обоснования. Работы могут проводиться только после получения письменного разрешения органа охраны памятников.

Предприятия, учреждения и организации-пользователи памятников обязаны обеспечить пожарно-сторожевую охрану и соблюдение установленного договорами и обязательствами режима содержания и использования памятников, связанных с ними территорий, садов, парков, сооружений, произведений искусства, предметов, имеющих историко-художественное значение.

Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций.

В случае нарушения пользователем или собственником условий охранно-арендного договора, охранного договора или охранного обязательства орган охраны памятников направляет пользователю или собственнику предписание с указанием сроков устранения нарушений.

6. Ответственность за нарушение законодательства

об охране и использовании памятников истории и культуры

В соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985) “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник и его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации.