Законы и бизнес в России

Постановление главы округа Муром от 12.11.2010 N 2546 “О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории муниципального образования округ Муром“ (вместе с “Перечнем учреждений и организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории муниципального образования округ Муром“, “Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории муниципального образования округ Муром“)

Вступил в силу с 12 ноября 2010 года (пункт 4 данного документа).

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГЛАВА ОКРУГА МУРОМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2010 г. N 2546

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГ МУРОМ

В соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации“, от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций“, от 03.08.1996 N 924 “О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, от 24.03.1997 N 334 “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, постановлениями Губернатора Владимирской области от 07.05.2009 N 375 “О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Владимирской области“ и от 07.10.2010 N 1087 “Об организации работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Владимирской области“ постановляю:

1. Утвердить перечень учреждений и организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории муниципального образования округ Муром согласно приложению N 1 и Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории муниципального образования округ Муром согласно приложению N 2.

2. Считать утратившим силу постановление главы округа Муром от 14.11.2006 N 2714 “О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в округе Муром“.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства округа Муром Е.В. Жукова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава округа Муром

В.А.КАЧЕВАН

Приложение N 1

к постановлению

главы округа Муром

от 12.11.2010 N 2546

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО

КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГ МУРОМ

1. Филиал ФГУ “Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области“

в округе Муром, Меленковском и Селивановском районах.

2. Муромский филиал ФГУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по

железнодорожному транспорту“.

3. Объединенная гидрометеостанция г. Мурома (структурное подразделение

государственной организации “Владимирский областной центр по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“).

4.
Промышленная лаборатория ФГУП “Муромский приборостроительный завод“.

5. Производственная лаборатория ОАО “Муромский хлебокомбинат“.

6. Химико-биологическая лаборатория по контролю питьевых и сточных вод

МУП “Водопровод и канализация“.

7. Лабораторно-диагностический отдел ГУ ВО “Муромская окружная станция по

борьбе с болезнями животных“.

8. Посты радиационного, химического и биологического наблюдения предприятий

и организаций (имеющих потенциально опасные производственные объекты и

эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое

значение или представляющих высокую степень опасности возникновения

чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время), расположенных на

территории округа Муром.

Приложение N 2

к постановлению

главы округа Муром

от 12.11.2010 N 2546

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГ МУРОМ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет вопросы организации работы и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны округа Муром (далее - СНЛК округа).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 28-ФЗ принят 12.02.1998, а не 12.12.1998.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, от 12.12.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 924 “О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, от 24.03.1997 N 334 “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, от 26.11.2007 N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации“, постановлениями Губернатора Владимирской области от 07.05.2009 N 375 “О сети
наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Владимирской области“ и от 07.10.2010 N 1087 “Об организации работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Владимирской области“.

1.3. СНЛК на территории округа Муром является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Муромского окружного звена Владимирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе организаций, функционирующих на территории округа и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе округа.

1.4. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации округа Муром и муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“ координируют деятельность СНЛК на территории округа Муром при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК на территории округа, к действиям в условиях мирного и военного времени.

1.5. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК на территории округа осуществляют соответствующие министерства и ведомства.

1.6. Наблюдение и лабораторный контроль на территории округа организуется и проводится в установленном порядке в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и других) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- принятия органами управления гражданской обороны округа, окружным звеном территориальной подсистемы РСЧС экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее - РВ), отравляющих (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.

2. Структура СНЛК округа

2.1. Основу СНЛК округа в мирное и военное время составляют расположенные
на территории округа Муром следующие учреждения:

- филиал ФГУ “Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области“ в округе Муром, Меленковском и Селивановском районах;

- Муромский филиал ФГУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту“;

- объединенная гидрометеостанция г. Мурома (структурное подразделение государственной организации “Владимирский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“).

2.2. СНЛК на территории округа имеет два уровня:

- местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций, решающих задачи в масштабах округа Муром, а также Муромского, Меленковского и Селивановского районов. Координацию деятельности СНЛК на территории округа Муром, на местном уровне осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации округа Муром и муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“;

- объектовый уровень СНЛК на территории округа состоит из производственных лабораторий и постов радиационного, химического и биологического наблюдения организаций (объектов экономики). Координацию деятельности СНЛК на территории округа Муром на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующие структурные подразделения (работники) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций организаций (объектов экономики).

3. Основные задачи СНЛК округа

3.1. Основными задачами СНЛК на территории округа Муром являются:

- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки в мирное и военное время в зонах чрезвычайных ситуаций;

- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка
предложений для принятия экстренных мер по защите населения округа и территорий;

- разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения превентивных мероприятий;

- оценка эффективности мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

3.2. Задачами базовых учреждений, ведомственных и объектовых лабораторий СНЛК на территории округа являются:

3.2.1. Для филиала ФГУ “Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области“ в округе Муром, Меленковском и Селивановском районах и Муромского филиала ФГУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту“:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности на обслуживаемой территории;

установление наличия в объектах окружающей среды отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) и проведение их предварительной идентификации;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных радиоактивными веществами (далее - РВ), ОВ, АХОВ и биологическими (бактериологическими) (далее - БС и доставка их в головные (базовые) центры для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

3.2.2. Для объединенной гидрометеостанции г. Мурома (структурное подразделение государственной организации “Владимирский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“):

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

установление наличия ОВ в атмосферном воздухе и на местности в районе расположения метеоплощадок;

прием и передача оперативной информации об экстремально высоком загрязнении (в том
числе аварийном) природной среды химическими и радиоактивными веществами установленным порядком в соответствии со схемой передачи информации об экстремально высоком загрязнении окружающей среды и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ на территории округа Муром;

оперативный прогноз распространения зоны экстремально высокого загрязнения на основании предоставленной вышестоящим органом информации о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях.

3.2.3. Для лабораторно-диагностического отдела ГУ ВО “Муромская окружная станция по борьбе с болезнями животных“:

проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;

установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;

проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ и АХОВ и осуществление их индикации;

отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и в сомнительных ситуациях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарно-ветеринарной экспертизы.

3.2.4. Для производственных (объектовых) лабораторий:

выявление РХБ обстановки на территории в районе расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;

измерение мощности доз радиоактивного излучения в районе расположения лаборатории;

установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (организации) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории факта заражения РВ, ОВ и
АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд, и питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;

установление наличия ОВ, РВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, БС и АХОВ.

3.3. Посты радиационного, химического и биологического наблюдения предприятий и организаций осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и их идентификацию техническими средствами.

4. Функционирование и порядок передачи информации

организациями СНЛК округа

4.1. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Владимирской области осуществляется в трех режимах:

4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данной организации вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

4.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала военных действий) информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других радиоактивных веществ (далее - РВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые
уровни (далее - ПДУ), а также отравляющих веществ (далее - ОВ) и биологических средств (далее - БС); о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“.

Муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“, получив информацию от организации СНЛК, передает ее в Главное управление МЧС России по Владимирской области по линии единой дежурно-диспетчерской службы округа Муром.

Передача информации осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о сроках и формах обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также формами Табеля срочных донесений МЧС России.

Муниципальному учреждению “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“ и вышестоящим организациям разрешается (по подчиненности) устанавливать для каждой организации СНЛК и закреплять соответствующей инструкцией состав и конкретные формы представления информации.

4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“.

Передача экстренной информации осуществляется в формализованном
и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не установлены отдельно).

5. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров,

специалистов СНЛК округа

5.1. Учреждения СНЛК округа должны иметь следующий комплект документации:

- ведомственное положение (инструкция) о работе СНЛК;

- соответствующий штат и табель оснащения;

- план перевода учреждения с мирного на военное положение;

- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;

- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;

- функциональные обязанности специалистов учреждения;

- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;

- перечень аварийно химически опасных веществ, применяемых на опасных производственных (химически опасных) объектах или хранящихся на территории данных предприятий округа Муром;

- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;

- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии, в пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;

- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

- журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ;

- формализованные документы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности, а также в ГУ МЧС России по Владимирской области, в комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации округа Муром через муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“.

5.2. Оснащение учреждений СНЛК округа табельным лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых на содержание бюджетных организаций, и собственных средств хозяйствующих организаций в соответствии с действующим законодательством.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время или в период ликвидации чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК на территории округа, используются только по прямому назначению и заменяются на новые в установленном порядке.

Лабораторный контроль объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным МЧС России, Министерством здравоохранения России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Исследование пищевого и фуражного сырья, диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.

Лабораторный контроль РВ, ОВ, АХОВ объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Росгидрометом.

Методики, используемые при контроле, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 “ГСИ. Методики выполнения измерений“.

Все базовые лаборатории СНЛК округа должны быть аккредитованы в соответствии с Системой сертификации ГОСТ Р.

5.3. Готовность учреждений СНЛК округа к решению возложенных на них задач обеспечивается соответствующими управлениями, комитетами, департаментами области и предприятиями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК округа.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, за счет средств учреждений, организаций.

В целях совершенствования подготовки специалистов организации СНЛК округа ежегодно планируются учения и тренировки.

Обучение специалистов объектовых лабораторий и личного состава ПРХН по вопросам ведения радиационного и химического наблюдения проводится на курсах подготовки (переподготовки) министерств и ведомств, а также в учебно-методическом центре государственного учреждения “Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Владимирской области“ и на курсах ГО и ЧС муниципального учреждения “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“.

5.4. Сведения о работе и состоянии готовности учреждений и лабораторий СНЛК округа представляются в соответствующие учреждения (организации), а также муниципальное учреждение “Управление по делам ГО и ЧС округа Муром“ ежегодно, в установленные сроки (до 1 декабря).

6. Материально-техническое обеспечение и финансовое

обеспечение СНЛК округа

6.1. Финансирование СНЛК округа в режиме повседневной деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание бюджетных организаций, и собственных средств хозяйствующих организаций.

6.2. Основанием для финансирования СНЛК округа являются планы текущего и перспективного развития учреждений СНЛК округа, разрабатываемые министерствами, ведомствами и организациями.

6.3. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК округа в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.4. Ущерб и убытки, понесенные учреждениями СНЛК округа не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.