Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.01.2009 по делу N А11-11996/2008-К2-26/624 Постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций отменено в связи с малозначительностью правонарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 января 2009 г. по делу N А11-11996/2008-К2-26/624

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Романовой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью “Октант“ о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области от 17.09.2008 N 03-06/51 по делу об административном правонарушении,

при участии представителей:

от заявителя Фединой О.Н. - директор (приказ от 16.05.2006 N 1),

от заинтересованного лица Герасимовой С.А. - по доверенности от 22.07.2008 N 03-14/21 (сроком действия на 1 год), Пелевиной И.В. - по доверенности от 22.09.2008 N 03-14/29 (сроком действия
на 1 год),

(в судебном заседании 19.01.2009 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 23.01.2009),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Октант“ (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене постановления и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области (далее по тексту - Инспекция) от 17.09.2008 N 03-06/51 по делу об административном правонарушении.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование указанного постановления (ходатайство от 19.01.2009).

Рассмотрев данное ходатайство, руководствуясь статьями 117, 208 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд восстановил пропущенный процессуальный срок, признав причины его пропуска уважительными.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.02.2008 N 13646/07 и судебной практикой, при предоставлении надлежащим образом оформленных документов отсутствует состав административного правонарушения. При этом Общество пояснило, что 10.09.2008 по требованию налогового инспектора руководитель приехал в Инспекцию и привез с собой все недостающие документы, но было сказано, что документы уже не нужны.

Общество сослалось на нарушение Инспекцией статей 7, 8 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ и статьи 25.1 КоАП РФ при проведении проверки, выразившееся в непредъявлении решения от 03.09.2008 N 76 и неуведомлении руководителя Общества о проведении проверки.

Кроме того, Общество указало, что вменяемое правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В судебном заседании 19.01.2009 представитель Общества пояснил, что в проверенный период кассовая книга не велась в связи с тем, что бухгалтер находилась в отпуске и только приступила к своим обязанностям после выхода из
отпуска; что в 2006 году Обществом была приобретена компьютерная программа “Бест“, позволяющая вести учет в электронном виде, но в связи с ее сложностью освоить программу так и не смогли, поэтому перешли на ведение учета на бумажных носителях; что является единственным учредителем, руководителем и работником Общества, за исключением бухгалтера; что у Общества имеется лишь один магазин для торговли винно-водочными изделиями; что у нее находятся на иждивении дочь, обучающаяся в университете на платной основе и муж-инвалид (протокол судебного заседания от 19.01.2009).

Общество в судебном заседании 19.01.2009 представило на обозрение подлинные экземпляры кассовых книг за период 2008 года (помесячно), и журналов-ордеров по счету 50.1 “Касса“ за период 2008 год (помесячно). Также Обществом представлены приказ о приеме на работу Карашкевич Л.Е. в качестве бухгалтера в магазин “Продукты“ (приказ от 01.09.2007 N 8ЛС); приказ о предоставлении Карашкевич Л.Е. отпуска с 12.08.2008 по 31.08.2008 (приказ от 12.08.2008 N 10); должностная инструкция главного бухгалтера, утвержденная 01.09.2007, с отметкой об ознакомлении с ней бухгалтера Карашкевич Л.Е.; договор на поставку и обслуживание программного продукта от 19.05.2006, справка Нижегородского государственного лингвистического университета от 18.09.2008 N 389, справка об инвалидности N 684941.

Инспекция не согласилась с требованием Общества, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены (отзыв от 17.01.2009 N 03-06). При этом Инспекция исходит из того, что материалами дела подтвержден факт совершения Обществом правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В период с 03.09.2008 по 10.09.2008 на основании поручения от 03.09.2008 N 76 Инспекцией проведена проверка
Общества по вопросам применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, и соблюдения порядка ведения кассовых операций.

В ходе проверки выявлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу организации денежной наличности в сумме 32610 руб. и в накоплении наличных денежных средств сверх установленного лимита за период с 18.08.2008 по 02.09.2008.

По итогам проверки 10.09.2008 составлен акт проверки полноты учета выручки N 440, в котором отражено: в кассовой книге формы КО-4 не отражена в качестве поступившей в кассу организации денежная выручка за период с 18.08.2008 по 02.09.2008 в сумме 32610 руб.; на момент проверки кассовая книга отсутствует как в электронном виде, так и на бумажном носителе; представлены квитанции о сдаче выручки в банк от 19.08.2008 N 21 на сумму 15100 руб. и от 29.08.2008 N 24 на сумму 3300 руб., на которые не выписаны расходные кассовые ордера.

Акт проверки от 10.09.2008 N 440 составлен в присутствии руководителя Общества.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ, 10.09.2008 должностным лицом Инспекции составлен протокол N 10-40-69к в присутствии руководителя Общества, которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.

И.о. начальника Инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.09.2008 N 10-40-69к и материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества, 17.09.2008 вынес постановление N 03-06/51к о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Дело рассмотрено и постановление вынесено в присутствии руководителя Общества.

Общество, не
согласившись с указанным постановлением, оспорило его в арбитражном суде.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив представленные сторонами доказательства, арбитражный суд считает требование Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В пункте 13 Порядка предусмотрено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными (пункт 14 Порядка).

Согласно пункту 22 Порядка все поступления и
выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия (пункт 23 Порядка).

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункт 24 Порядка).

Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме “Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров“ составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению (абзац 2 пункта 21 Порядка).

В соответствии с пунктом 25 Порядка на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы “Вкладной лист кассовой книги“. Одновременно с ней формируется машинограмма “Отчет кассира“. Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме “Вкладной лист кассовой книги“ последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой
книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год. Кассир после получения машинограмм “Вкладной лист кассовой книги“ и “Отчет кассира“ обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы “Вкладной лист кассовой книги“ в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы “Вкладной лист кассовой книги“ брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.

Из положений указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежных средств в кассовой книге предприятия.

Как усматривается из книги кассира-операциониста, в период с 18.08.2008 по 02.09.2008 Обществом осуществлялись прием и выдача наличных денежных средств, а именно, на начало рабочего дня и на конец рабочего дня в кассе ежедневно имелось различное количество денежных средств. При этом в ходе проведения проверки Обществом не представлены документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязанности по ежедневному оприходованию в кассовую книгу поступивших денежных средств и фиксированию выдачи денежных средств из кассы; не представлено кассовая книга либо “Вкладной лист журнала регистрации приходных и
расходных кассовых ордеров“, “Вкладной лист кассовой книги“, “Отчет кассира“.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.98 N 14-П наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий.

Согласно пункту 2.5 Положения ЦБР лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 “Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу“ (приложение 1). По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Согласно пункту 5 Правил предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

В силу пункта 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег
в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Из материалов дела усматривается, что Вязниковским отделением N 8568/013 для Общества установлен лимит остатка кассы в размере 6000 руб. Следовательно, для Общества не сданная в банк денежная наличность в размере, превышающем данный лимит, является сверхлимитной.

Из книги кассира-операциониста, отражающей показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены), сумму выручки за рабочий день (смену), показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены), усматривается, что у Общества на 22.08.2008 имелась выручка в сумме 6954 руб., на 23.08.2008 - 9242 руб., на 24.08.2008 - 11384 руб., на 25.08.2008 - 12880 руб., на 26.08.2008 - 15273 руб., на 27.08.2008 - 17064 руб., на 28.08.2008 - 19012 руб., на 29.08.2008 - 16540 руб., на 30.08.2008 - 19184 руб., на 31.08.2008 - 22066 руб., на 01.09.2008 - 23565 руб., на 02.09.2008 - 25678 руб. При этом Обществом не представлено расходных кассовых ордеров или надлежаще оформленных других документов, свидетельствующих о выдаче денежных средств из кассы под отчет, а также квитанций, свидетельствующих о сдаче сверхлимитной выручки в банк.

Следовательно, в период с 22.08.2008 по 02.09.2008 у Общества имелись наличные денежные средства в кассе сверх установленного лимита.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том, что Обществом не велась кассовая книга, не имелось приходных и расходных кассовых ордеров, журналов их учета, а также в накоплении наличных денежных средств в кассе предприятия сверх установленных лимитов. Следовательно, Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений гарантий защиты прав
Общества как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него как лица, привлекаемого к административном ответственности, арбитражным судом не установлено.

Ссылка Общества на нарушения Инспекцией статей 7, 8 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ и статьи 25.1 КоАП РФ отклоняется судом, поскольку в силу статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях; статьи Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ в данном случае неприменимы. Инспекция провела проверку деятельности Общества в рамках КоАП РФ, в связи с чем налоговый орган выполнял процессуальные действия, установленные в данном Кодексе. Факт нарушения Инспекцией статьи 25.1 КоАП РФ не нашел своего документального подтверждения и опровергается имеющимися в деле материалами; поручение на проведение проверки от 03.09.2008 N 76 вручено должностному лицу организации, проверка проведена также в присутствии представителей организации.

Довод Общества об отсутствии состава административного правонарушения также отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм статьи 15.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд признает правильными выводы Инспекции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, в числе которых следует отметить характер правонарушения, незнание законодательства, тот факт, что Обществом принимались меры к надлежащему ведению бухгалтерского учета на электронном носителе, но в связи с его сложностью, Общество перешло на ведение учета на бумажных носителях, представив в суд все надлежащие документы, а также то обстоятельство, что правонарушение не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан и государства, не повлекло за собой иных нарушений законодательства, поскольку выручка не была сокрыта, вся выручка отражена в фискальных отчетах контрольно-кассовой техники, журнале кассира-операциониста, арбитражный суд пришел к выводу, что совершенное Обществом административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, то есть является малозначительным.

Как указано в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

С учетом изложенного постановление Инспекции от 17.09.2008 N 03-06/51 подлежит признанию незаконным и отмене в связи с установлением в ходе рассмотрения настоящего дела малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.

Вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине не рассматривается арбитражным судом, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области от 17.09.2008 N 03-06/51 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Октант“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.В.РОМАНОВА