Законы и бизнес в России

Распоряжение Правительства Астраханской области от 04.05.2008 N 191-Пр “Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 мая 2008 г. N 191-Пр

ОБ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ

ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Астраханской области от 23.10.2001 N 46/2001-ОЗ “О бюджетном процессе в Астраханской области“ и в целях разработки проекта Закона Астраханской области “Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ утвердить прилагаемые основные направления налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Губернатор Астраханской области

А.А.ЖИЛКИН

Утверждены

Распоряжением Правительства

Астраханской области

от 4 мая 2008 г. N 191-Пр

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
АСТРАХАНСКОЙ

ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2010 И 2011 ГОДОВ

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

Проделанная работа по реформированию налоговой системы на среднесрочную перспективу не предполагала реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей в связи с налоговой реформой 90-х годов или с принятием Налогового кодекса Российской Федерации в начале 2000-х годов. Однако проведение реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, неизбежно требует внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль не может считаться окончательно сформированной, а будет изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.

К настоящему времени возможности “механического“ снижения налоговой нагрузки на экономику за счет снижения налоговых ставок представляются практически исчерпанными, поэтому в среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению недостатков налоговой системы.

В 2008 году было принято одно из последних радикальных решений по снижению налоговой нагрузки - переход на поквартальную уплату НДС, что позволило хозяйствующим субъектам оставлять в своем распоряжении значительные финансовые средства и способствовало улучшению администрирования налога. На 2009 - 2011 годы не предполагается дальнейшего снижения налоговой нагрузки.

Основными принципиальными направлениями совершенствования налоговой системы являются создание условий для развития инноваций, стимулирование инвестиций в социальную сферу, что соответствует сохранению преемственности в отношении основных направлений налоговой политики, одобренной в прошлом году.

Основными путями достижения поставленных целей являются:

- разработка и реализация мер, направленных на укрепление собственной налоговой базы консолидированного бюджета области;

- активизация работы по легализации заработной платы и прибыли;

- увеличение доходов за счет повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;

- расширение перечня
платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и увеличение на этой базе доходов консолидированного бюджета области;

- поиск новых источников пополнения бюджета.

Намеченные меры и оценка их результатов составляют базу для прогноза, позволят определить параметры бюджета на 2009 - 2011 годы.

Налог на добавленную стоимость

С 2009 года по НДС предполагается упростить схему подтверждения факта экспорта, для такого подтверждения не потребуется выписка из банка о поступлении средств из-за рубежа. Во многих случаях средства не поступают в течение оговоренного законодательством срока (183 дня), документы о подтверждении поступают с опозданием, что ставит налогоплательщика перед необходимостью уплатить НДС, а затем обращаться в налоговые органы за возмещением.

Кроме того, планируется упростить и уточнить правила заполнения налоговых деклараций и счетов-фактур по НДС, внести в действующее законодательство изменение, позволяющее налоговым органам принимать к вычету часть суммы НДС, которая заявлена налогоплательщиком к вычету в декларации.

С 2009 года предполагается отменить необходимость уплаты НДС отдельным платежным поручением в бартерных сделках.

В целях совершенствования администрирования налога предполагается отменить предоставление налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды, заменив их расчетами, относящимися к текущему налоговому периоду.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц в целом оправдал себя и не требует серьезных изменений. В перспективе ближайших лет не предполагается изменение действующей ставки по налогу (13%) и принятие мер, направленных на ужесточение контроля за доходами физических лиц.

В рамках решения вопросов по снижению налоговой нагрузки для решения задач демографической и социальной политики предполагается осуществить следующие налоговые изменения:

- увеличить размер стандартного налогового вычета на детей с 600 рублей до 800 рублей с одновременной отменой условия, что вычет предоставляется, если накопительная зарплата родителей
не превысит 40 тыс. рублей;

- увеличить с 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей накопительную заработную плату физических лиц при получении ежемесячного стандартного налогового вычета в размере 400 рублей;

- ввести налоговый вычет, предоставляемый на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования.

В целях расширения налогооблагаемой базы, увеличения поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Астраханской области (далее - бюджет области) будет продолжена работа по “легализации заработной платы“, выплачиваемой работодателями, с определением дополнительного задания муниципальным образованиям по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области.

Налог на прибыль организаций

На первом этапе переход на консолидированную уплату налога на прибыль с 2009 года разрешен только крупнейшим налогоплательщикам. При этом принадлежность хозяйствующих субъектов к категории крупнейших налогоплательщиков будет определяться на основании действующих в настоящее время критериев и с учетом новых, дополнительных. Так, предполагается, что первым и основным критерием будет 90-процентное участие материнской компании в дочерней, вторым - банки консолидироваться смогут только между собой. Аналогичное ограничение вводится также для страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов.

С целью предотвращения злоупотреблений в связи с введением консолидации предполагается установить специальные правила в отношении убытков, полученных до образования группы, - предполагается запретить передачу амортизируемого имущества и перепродажу внутри группы с последующим увеличением стоимости.

Все операции внутри группы будут рассматриваться как внутризаводской оборот и не будут отражаться в налоговой отчетности.

Данное нововведение позволяет суммировать прибыль и убытки отдельных участников группы, расширяет возможности для инвестиционной активности, позволяет планировать свою деятельность на долгосрочной основе, избавляет участников группы от вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием, позволяет перераспределять денежные средства и материальные ресурсы внутри группы без
какого-либо налогообложения, что, в свою очередь, позволяет консолидированно привлекать финансовые ресурсы и осуществлять закупки.

Акцизы

Предполагаемые изменения налогового законодательства по акцизам направлены на индексацию ставок. Как и в 2008 году, на 2009 год при расчете акцизов на подакцизную продукцию будут применены ставки, установленные Федеральным законом от 16.05.2007 N 75-ФЗ “О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ на период с 2008 по 2010 годы включительно. Так, на 2009 год по алкогольной продукции специфические ставки акцизов увеличиваются на величину прогнозируемого индекса потребительских цен - 6.6%, по табачным изделиям - на 20.8%. По нефтепродуктам индексация ставок в 2009 году не предполагается.

Налог на добычу полезных ископаемых

В 2009 году предполагается повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на природный газ, так как на протяжении последних трех лет ставки по нему не индексировались. Но при этом цены на природный газ внутри страны постоянно повышаются - к 2011 году по сравнению с 2006 годом предполагается рост цены на газ почти в 2 раза. Указанное повышение будет происходить в течение 5-6 лет начиная с 2009 года.

Предполагается отменить нулевую ставку на попутный газ в связи с тем, что применение нулевой ставки не способствует его рациональному использованию - большая часть попутного газа просто сжигается.

Аналогично НДПИ на нефть по НДПИ на газ также будут приняты решения по снижению налога в зависимости от выработанности месторождений и при разработке новых месторождений.

Налог на имущество физических лиц

С 2011 года предполагается введение налога на недвижимость, доходы от которого будут являться основным источником формирования собственных доходов местных бюджетов (первоначально предполагалось введение
указанного налога с 2009 года, перенос срока связан с техническими проблемами его применения). При этом объект налогообложения должен составлять единый объект недвижимости - земельный участок, жилой дом, квартиру, дачу, гараж и т.д. Основными проблемами внедрения данного вида налога являются организация процесса формирования реестра объектов недвижимости на федеральном уровне - свода информации органов, находящихся в федеральном, региональном и муниципальном подчинении, и несовместимость компьютерных баз данных органов.

Введение налога на недвижимость позволит существенно повысить доходную базу бюджетов муниципальных образований и упростить администрирование поступлений. При введении нового налога будут утверждены серьезная система вычетов и значительные необлагаемые суммы, резко снижены налоговые ставки для определенных категорий налогоплательщиков.

Указанные меры должны привести к тому, что налоговые обязательства владельцев элитного жилья, вилл, коттеджей увеличатся, а для остальных - останутся на прежнем уровне или даже уменьшатся. Новый налог на недвижимость, как элемент социальной справедливости налоговой нагрузки, предполагает перераспределить налоговую нагрузку на владельцев недвижимости.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом. На областном уровне в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год предполагается увеличение ставок транспортного налога. Кроме того, с целью увеличения доходов бюджетов городских округов и поселений предполагается передача части доходов от транспортного налога в их бюджеты.

Государственная пошлина

Государственная пошлина взимается в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и уплачивается в бюджеты всех уровней в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Изменений в действующее законодательство на 2009 год не предполагается.

Задолженность и перерасчеты по отмененным

налогам, сборам и иным обязательным платежам

С 2005 года по данному разделу учитывается поступление оставшейся непогашенной задолженности по отмененным налогам и сборам.

Изменений на 2009 год в порядке
учета и зачисления задолженности по отмененным налогам не предполагается.

Единый налог на вмененный доход

С 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

На территории Астраханской области все муниципальные районы и городские округа своевременно приняли нормативные правовые акты по введению на их территориях единого налога на вмененный доход. Размер базовой доходности для отдельных видов деятельности устанавливается федеральным законодательством и ежегодно корректируется на коэффициент К1 (коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в Российской Федерации в предшествующем периоде). Коэффициент К2 устанавливается органами местного самоуправления и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ассортимент товаров, сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.).

Налоговое администрирование

В целях своевременного и полного поступления налоговых доходов в бюджет Астраханской области, обеспечения налоговой отдачи от вложения инвестиций в рамках налогового администрирования предполагается обеспечить:

- мониторинг налоговых поступлений от инвестиционных проектов, реализуемых на территории области;

- контроль за постановкой на налоговый учет всех иногородних инвесторов и предпринимателей, победивших в тендерах на осуществление финансово-хозяйственной деятельности на территории области, в соответствии с действующим законодательством;

- мониторинг налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков области;

- мониторинг размера выплачиваемой заработной платы;

- мониторинг состояния недоимки и собираемости налогов в консолидированный бюджет области;

- мониторинг нереализованного потенциала по муниципальным образованиям области;

- мониторинг результатов проводимой муниципальными образованиями работы с невыясненными поступлениями.

Безвозмездные поступления

Как в предыдущие годы, так и в 2009 - 2011 годах безвозмездные поступления бюджета области формируются в основном за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде:

дотаций на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;

дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности;

субвенций из федерального бюджета;

субсидий из федерального бюджета;

средств федерального бюджета на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы;

прочих безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Средства, передаваемые из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций, рассчитываются Министерством финансов Российской Федерации по утвержденным методикам.

Правительство Астраханской области примет все меры по увеличению поступлений в бюджет области безадресных и адресных федеральных средств.

Кроме федеральных средств, безвозмездные поступления формируются за счет поступлений от организаций и физических лиц в виде спонсорской помощи. В целях обеспечения дополнительных доходных источников финансирования расходов бюджета Правительством Астраханской области будет продолжена работа по привлечению указанных средств в бюджет области.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 ГОД И

НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

1. Основные принципы

бюджетной стратегии на 2009 год и

на плановый период 2010 и 2011 годов

Бюджетная политика на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Астраханской области при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, стимулировании развития налогового потенциала.

В ходе реализации бюджетной политики усилия Правительства Астраханской области должны быть сосредоточены на достижении следующих целей:

- повышение уровня жизни населения на основе совершенствования системы оплаты труда, безусловного предоставления всех законодательно установленных социальных гарантий;

- максимально возможное обеспечение сбалансированности бюджетной системы Астраханской области в долгосрочном периоде и в перспективе на фоне роста доходов бюджета при условии кардинального повышения эффективности бюджетных расходов и достижения экономии по отдельным направлениям финансирования затрат, переход к формированию бездефицитного областного бюджета. Этому должно способствовать проведение комплекса мероприятий по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат;

- повышение эффективности бюджетных расходов.

Для достижения указанных целей исполнительным органам государственной власти и
органам местного самоуправления Астраханской области необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение роли и качества среднесрочного бюджетного планирования.

С учетом изменений, внесенных в федеральное бюджетное законодательство, необходимо осуществить переход на трехлетнее бюджетное планирование на всех уровнях бюджетной системы Астраханской области. Бюджет области впервые будет сформирован и утвержден на трехлетний период (на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов). Проект закона Астраханской области должен быть детальным и прозрачным, как и проект закона Астраханской области об исполнении бюджета.

2. Обеспечение исполнения расходных обязательств.

Учитывая, что объем расходов бюджета области ограничен его доходными возможностями, бюджетная политика Астраханской области в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов в области расходов должна быть направлена прежде всего на безусловное исполнение в полном объеме действующих расходных обязательств. Решение об их отмене, прекращении или реструктуризации должно вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Новые программы и законодательные инициативы могут приниматься только при твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

Особое внимание должно быть уделено обоснованности расходных обязательств исходя из их конечного социально значимого эффекта, оценить который должен каждый главный распорядитель бюджетных средств в рамках бюджетной заявки. Расширена самостоятельность и ответственность субъектов бюджетного планирования: Правительством Астраханской области принято Постановление Правительства Астраханской области от 18.04.2008 N 169-П “О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ“, которым утвержден порядок разработки ведомственных целевых программ, в рамках которых должно планироваться более 50% расходов бюджета области. Главный распорядитель получает возможность перемещения бюджетных ассигнований при условии выполнения заявленных в программе результатов.

Планирование бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений должно осуществляться в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг,
определяющим требования к их объему, качеству и результатам.

При планировании бюджета области будет использован механизм стимулирования субъектов бюджетного планирования, наиболее качественно подготовивших обоснования бюджетных расходов на период 2009 - 2011 годов. Использование данных инструментов создаст стимулы для оптимизации использования ресурсов, приоритет отдается внутреннему контролю.

3. Проведение анализа эффективности расходов бюджета.

Задача бюджетной политики - последовательное улучшение качества жизни граждан, поэтому требуются не отчеты о деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, а достижение результатов их деятельности.

В связи с этим при включении в бюджет области ассигнований на реализацию отраслевых и комплексных целевых программ, отдельных мероприятий должны быть четко определены их ожидаемые результаты, а также критерии и индикаторы оценки их достижения, процедуры оценки последствий этих действий.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства должны планироваться с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов. По каждому из объектов должен быть определен финансовый эффект от его строительства, и в бюджет области данные проекты должны включаться только в случае его положительной величины.

Должна быть усилена ответственность исполнительных органов государственной власти Астраханской области, бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных услуг.

Реализация данных мер обеспечит формирование в 2009 - 2011 годах эффективной бюджетной системы, ее ориентацию на стимулирование экономического роста.

4. Реформирование бюджетных организаций и принципов их функционирования.

Повышение эффективности расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы включает в себя помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора (которое складывается из мероприятий по реформированию бюджетных организаций и принципов их функционирования), переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных услуг.

В ходе реформы сети бюджетных учреждений должна быть проведена инвентаризация бюджетных учреждений, сформулированы четкие требования к их работе и сокращена существующая практика сметного финансирования путем разработки нормативов финансового обеспечения реализации государственного задания.

На следующем этапе реструктуризации бюджетного сектора необходимо провести более глубокие преобразования, направленные на уточнение правоспособности и (или) проведение реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств должно стать создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

Таким образом, структурные реформы, реализация которых будет осуществляться в рамках бюджета области 2009 - 2011 годов, являются одной из важнейших предпосылок повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.

2. Основные приоритеты бюджетных расходов

Приоритетным направлением бюджета области сохраняется его социальная значимость - удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан, в отношении которых на областном уровне существуют финансовые обязательства.

Основные параметры бюджета области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов должны быть сформированы с учетом разграничения полномочий субъекта и муниципальных образований, совершенствования межбюджетных отношений, оптимизации расходных обязательств бюджета области и реализации мероприятий, направленных на повышение качества оказываемых услуг, эффективности и результативности бюджетных расходов.

Политика Правительства Астраханской области, как и Правительства Российской Федерации, в области заработной платы направлена на обеспечение последовательного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, а также на введение систем оплаты труда, отличных от Единой тарифной сетки.

Применение иных систем оплаты труда должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере.

Увеличение фонда оплаты труда бюджетных учреждений на 2009 - 2011 годы планируется с учетом роста потребительских цен в следующих размерах:

- с 01.08.2009 - на 6.8%;

- с 01.01.2010 - на 6.5%;

- 2011 год - без индексации.

Формирование фонда оплаты труда работников государственного и муниципального управления будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

При формировании бюджета области в области социальной сферы необходимо учитывать обеспечение в полном объеме всех действующих публичных обязательств.

Остальные действующие расходные обязательства будут предусмотрены исходя из возможностей доходной базы бюджета области.

Введение дополнительных и вновь вводимых расходных обязательств бюджета области должно осуществляться при условии взвешенного и осторожного подхода к их увеличению и принятию с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

Планируется поэтапный переход на принцип подушевого финансирования при реализации образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В сфере здравоохранения предполагается реализация проекта формирования новой системы финансирования медицинских учреждений, одним из направлений которого является переход на одноканальный принцип оплаты медицинской помощи по всем статьям расходов, кроме затрат на капитальный ремонт и строительство.

Продолжится реализация приоритетных национальных проектов “Образование“, “Здравоохранение“, “Развитие агропромышленного комплекса“, “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“. В связи с этим необходимо предусмотреть средства на софинансирование этих проектов.

Софинансирование расходов в бюджете области предполагается предусматривать в объемах, адекватных возможностям бюджета области.

Приоритетными направлениями при формировании расходов бюджета области в области национальной экономики будут являться мероприятия, нацеленные на создание конкурентоспособного агропромышленного производства, развитие малого бизнеса и предпринимательства, дорожной и транспортной отраслей, обеспечивающих развитие инфраструктуры в области.

В составе расходов на государственную поддержку сельского хозяйства должны быть предусмотрены ассигнования на дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“, трансформируемого с 2008 года в Государственную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2010 годы по трем основным направлениям:

- ускоренное развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельском хозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В перспективе необходимо продолжить политику стимулирования и роста инвестиций при сохранении социальной направленности бюджета области.

Большую часть средств областной адресной инвестиционной программы в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов необходимо направить на модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения питьевой водой населения сельской местности и дальнейшей газификации территории области, а также в целях привлечения средств федерального бюджета на госфинансирование федеральных целевых программ, в том числе на дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“.

В области национальной безопасности и правоохранительной деятельности в соответствии с разграничением расходных полномочий планируется передать на уровень федерального бюджета с 2009 года содержание сотрудников и работников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы и с 1 января 2011 года численность и финансирование милиции общественной безопасности.

В основу формирования и реализации долговой политики заложено:

- поддержание объемов и структуры государственного долга на уровне, позволяющем гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию;

- осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем обеспечивать финансирование инвестиций в отраслях и муниципальных образованиях области;

- максимальное замещение кредитов банков на более дешевые заемные средства, в том числе бюджетные кредиты и внутреннее кредитование;

- использование государственных гарантий Астраханской области в целях ускорения социально-экономического роста.

Рост государственного внутреннего долга Астраханской области в 2009 - 2011 годах, обусловленный решением стратегических задач развития области, не должен привести к нарушению установленных законодательством норм.

Источниками погашения дефицита бюджета области являются кредиты банков и бюджетные кредиты из федерального бюджета.

Основными источниками финансирования погашения государственных долговых обязательств будут налоговые поступления, а также кредиты банков и поступления от приватизации имущества и земельных участков Астраханской области.

Предложенная структура источников позволит проводить взвешенную политику государственных заимствований и обеспечить сохранение объема внутреннего долга Астраханской области на безопасном уровне.

Государственный внутренний долг, рассчитанный исходя из потребности в покрытии дефицита бюджета, возрастет на сумму дефицита бюджета в каждом из планируемых лет.

К 2011 году планируется снижение долга на безопасный уровень, то есть на уровень не более 50% относительно собственных доходов.

На фоне консервативной политики государственных заимствований будет расширяться использование такого эффективного финансового инструмента, как государственные гарантии Астраханской области.

Государственные гарантии Астраханской области предоставляются с правом эквивалентного требования гаранта к должнику (муниципальным образованиям Астраханской области) с целью реализации программы капитального строительства и реконструкции объектов социально-культурной сферы, ЖКХ и инфраструктуры в муниципальных образованиях Астраханской области.

Возможно увеличение общего объема предоставляемых гарантий на сумму гарантий без права эквивалентного требования гаранта к должнику в целях реализации программы капитального строительства и реконструкции объектов социальной и культурной сферы, ЖКХ и инфраструктуры в Астраханской области.

Бюджетные кредиты муниципальным образованиям планируются сроком на один год в пределах финансового года на условиях возвратности и платности.

3. Межбюджетные отношения

с муниципальными образованиями

Астраханской области

При формировании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Астраханской области следует учесть, что 2009 год - Год села, поселков и малых городов, а села и малые города как раз нуждаются в дополнительных стимулах. Это еще одна задача, которую необходимо решать в связке с обеспечением сбалансированности бюджета области.

Основная проблема несбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Астраханской области диктует необходимость в постоянном совершенствовании межбюджетных отношений, разработке и развитии эффективных, обоснованных и практичных механизмов распределения финансовой помощи.

Межбюджетные отношения должны обеспечивать оптимальный баланс между стимулирующей и выравнивающей функциями, содержать стимулы к развитию экономического и налогового потенциала органов местного самоуправления, снижению уровня дотационности местных бюджетов, повышению качества управления муниципальными финансами.

Планируется продолжить практику стимулирования муниципальных образований районов и городских округов за мобилизацию налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области, а также за достижение высоких показателей в сфере управления общественными финансами и платежеспособности. В перспективе необходимо разработать механизм стимулирования муниципальных образований поселений.

Начиная с 2007 года в рамках реализации Закона Астраханской области от 28.12.2006 N 95/2006-ОЗ “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Астраханской области“ прекращено централизованное управление расходами муниципальных образований поселенческого уровня, что создает районным муниципальным образованиям эффективный рычаг управления бюджетным процессом в рамках района.

В 2009 году и до 2011 года планируется продолжить поддержку финансирования муниципальных образований области:

“ в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

- в виде субвенций из областного фонда компенсаций в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий федеральных органов государственной власти и исполнительных органов государственной власти Астраханской области (в том числе и за счет средств федерального бюджета).

Однако с 1 января 2009 года предполагается отмена Закона Астраханской области от 26.12.2005 N 78/2005-ОЗ “О наделении органов местного самоуправления муниципального образования “Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области“ отдельными государственными полномочиями“, Закона Астраханской области от 26.12.2005 N 79/2005-ОЗ “О наделении органов местного самоуправления муниципального образования “Красноярский район“ Астраханской области отдельными государственными полномочиями“, предусматривающих наделение органов местного самоуправления МО “Красноярский район“ и “ЗАТО Знаменск“ отдельными государственными полномочиями по социальному обслуживанию и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, а также опека и попечительство);

- в виде субсидий из областного фонда софинансирования расходов в целях исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления по вопросам местного значения (в том числе и за счет средств федерального бюджета).

С 2009 года планируется исключить расходы, связанные с погашением задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим в сельской местности;

- в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта должны соответствовать требованиям статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Продолжится финансирование за счет федеральных средств расходов ЗАТО Знаменск в виде дотаций и субвенций.

Так же, как и в предыдущем году, финансирование ряда полномочий, переданных на муниципальный уровень, будет осуществляться исполнительными органами государственной власти Астраханской области.

Контроль, возложенный на исполнительные органы государственной власти Астраханской области, за планированием, распределением и финансированием указанных расходных обязательств позволяет повысить ответственность отраслевых министерств при принятии решения об определении приоритетности разрешения определенных финансовых проблем, а также создает дополнительный стимул для выявления наиболее эффективного способа осуществления государственных расходов.

Развитие межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, как и в предыдущие годы, сдерживается наличием следующих проблем, решение которых в отдельных случаях возможно только на федеральном уровне:

- несовершенство федерального законодательства в части межбюджетных отношений, осуществляемых посредством “отрицательного трансферта“. В Астраханской области существующий механизм не позволяет обеспечить эффективного выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Из-за значительной дифференциации налоговых доходов поселений и районов Астраханской области даже после перечисления субвенций в областной бюджет уровень бюджетной обеспеченности отдельных поселений Астраханской области превышает средний по области в тысячи раз, что приводит к различиям в уровне финансового обеспечения муниципальных услуг;

- отсутствие законодательной базы и методических рекомендаций для определения минимальных стандартов и критериев для расчета обоснованных объемов финансовых средств, для исполнения собственных полномочий органами местного самоуправления.

Будет продолжена работа по рассмотрению несбалансированности бюджетов муниципальных районов и поселений Астраханской области, по результатам которой будут определяться объемы дополнительной финансовой помощи.

Таким образом, основной целью налоговой и бюджетной политики Правительства Астраханской области является содействие социальному и экономическому развитию Астраханской области при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.