Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.04.2008 по делу N А11-1533/2008-К2-18/72 Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, допущенное до введение в действие указания ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2008 г. по делу N А11-1533/2008-К2-18/72

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи М.В. Кульпиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.В. Кульпиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Муромский приборостроительный завод“ о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 20.03.2008 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1010300-19/2008

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя Мухина Н.А. - по доверенности от 17.05.2007 N 1456/15юр

от заинтересованного лица Евдокимов И.М. по доверенности от 09.04.2008 N 28-08-37/426 (N 28-08-18)

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Муромский приборостроительный завод“
(далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходатайстве от 17.04.2008 N 1456-2/2юр, о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее - Управление) от 20.03.2008 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10103000-19/2008.

При этом заявитель сослался на письмо Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.07 N ВАС - С05/С-1183 и указал, что справка о подтверждающих документах не относится к документам, являющимися формами учета и отчетности по валютным операциям; в рамках спорных правоотношений, в отношении резидентов, не являющихся уполномоченным банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Управление с заявленным требованием не согласилось, указав на законность и обоснованность привлечения Общества к административной ответственности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

7 марта 2008 года в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 10103000-19/2008 и 20 марта 2008 года принято постановление о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Из оспариваемого постановления усматривается, что
штраф наложен за непредставление в установленный срок в уполномоченный банк подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах по факту вывоза в июне 2007 года товаров с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10103070/050607/0000911.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона.

В части 4 статьи 5 Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

Вместе с тем в спорном периоде (2007 год), подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, не отнесены Центральным банком Российской Федерации ни в указанном Положении, ни в каком-либо ином действующем нормативном правовом акте, к формам учета и отчетности по валютным операциям.

Указанная позиция изложена также Центральным банком Российской Федерации в письме от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 “О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“.

Таким образом, имевшее место в июне 2007 года нарушение срока представления справки о подтверждающих документах не подпадает под признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Непредставление же самих подтверждающих документов о проведенной валютной операции также не образует состав административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом арбитражный суд не принял ссылку Управления на Указание Центрального банка Российской Федерации от 10 декабря 2007 года N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“. Данный нормативный акт вступил в силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в июне 2007 года. Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, допущенное Предприятием до введения в действие вышеназванного указания, не могло образовать объективной стороны состава административного правонарушения,
предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 20 марта 2008 года N 10103000-19/2008 о назначении федеральному государственному унитарному предприятию “Муромский приборостроительный завод“ административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

М.В.КУЛЬПИНА