Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2007 по делу N А11-6421/2007-К2-25/427 Суд удовлетворил требование истца о возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как факт перечисления денежных средств подтвержден материалами дела и не оспорен налоговой инспекцией.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2007 г. по делу N А11-6421/2007-К2-25/427

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Мокрецовой Т.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.М. Мокрецовой,

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению по индивидуального предпринимателя

Сизова Евгения Борисовича об обязании инспекции Федеральной налоговой

службы по Ленинскому району г. Владимира возвратить ошибочно уплаченную сумму

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 500 руб.,

при участии представителей:

от заявителя - Сизова Е.Б. - лично (паспорт от 04.08.2003);

от заинтересованного лица - Поповой А.В. - по доверенности от 11.01.2007 N 09-15-20

сроком действия до
01.01.2008;

от третьего лица - не явились. Уведомлены в установленном порядке;

установил:

индивидуальный предприниматель Сизов Евгений Борисович обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира (далее - Инспекция) возвратить ошибочно уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 500 руб.

Инспекция требование Сизова Е.Б. не признала, указав в отзыве от 07.09.2007 N 09-17-2076 на отсутствие правовых оснований для возврата ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае применению не подлежат.

Кроме того, Инспекция отметила, что действующим законодательством не определены орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения такого возврата.

Вместе с тем сам факт наличия ошибочно уплаченной суммы страховых взносов в размере 1 500 руб. на лицевом счете налогоплательщика представитель Инспекции подтвердил (протокол предварительного судебного заседания от 25.09.2007).

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Владимире, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне предпринимателя, письменное заключение не представило.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

При перечислении денежных средств, направленных на финансирование страховой части пенсии за 2006 - 2007 годы, в общей сумме 1 500 руб., в квитанциях от 18.01.2006, от 17.04.2006, от 16.10.2006 и от 17.04.2007 Сизов Е.Б. вместо кода бюджетной классификации 18210202030061000160 ошибочно указал код бюджетной классификации 18210202040061000160, соответствующий страховым взносам, направленным на финансирование накопительной части пенсии.

18.07.2007 Сизов Е.Б. обратился в
Инспекцию с заявлением о возврате ему ошибочно перечисленных денежных средств.

Инспекция оставила названное заявление без удовлетворения по причине отсутствия правовых оснований для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому на них не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Инспекция мотивировала свой отказ и тем, что статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ возлагает на налоговые органы только функции по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

При этом действующим законодательством, как указала Инспекция, не определены орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, и порядок проведения такого зачета (возврата).

Сизов Е.Б., посчитав свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности предъявленного требования, исходя из следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что законодательство об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации состоит, в том числе, и
из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а данным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к спорным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 13 названной статьи установлено, что правила о возврате излишне уплаченных сумм налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 года N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ определено, что федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным приложением администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, на которую возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004
N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

С учетом изложенного возврат излишне уплаченных денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном налоговым законодательством.

Факт перечисления Сизовым Е.Б. денежных средств по квитанциям от 18.01.2006 от 17.04.2006, от 16.10.2006 и от 17.04.2007, в которых ошибочно указан код бюджетной классификации, не соответствующий назначению платежей, подтвержден материалами дела и не оспаривается Инспекцией.

При таких обстоятельствах требование Сизова Е.Б. о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 1 500 руб. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 400 руб. относятся на Инспекцию и подлежат взысканию в пользу Сизова Е.Б.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира возвратить индивидуальному предпринимателю Сизову Евгению Борисовичу ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 500 руб. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

2. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира в пользу индивидуального предпринимателя Сизова Евгения Борисовича расходы по государственной пошлине в сумме 400 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.М.МОКРЕЦОВА