Законы и бизнес в России

Решение Счетной палаты Владимирской области от 27.08.2004 N 10/5 “О заключении по проекту закона Владимирской области “О внесении изменений в Закон Владимирской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“

Законодательным Собранием Владимирской области принят Закон Владимирской области от 09.09.2004 N 142-ОЗ “О внесении изменений в Закон Владимирской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2004 г. N 10/5

О ЗАКЛЮЧЕНИИ ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

“О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ,

НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ“

Коллегия Счетной палаты, рассмотрев заключение по проекту закона Владимирской области “О внесении изменений в Закон Владимирской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“, подготовленное на основании статей 10 и
21 Закона Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“ и обращения председателя комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Владимирской области Л.В. Фадейчева (исх. от 19.07.2004 N 04-08/35), решила:

1. Заключение по проекту закона Владимирской области “О внесении изменений в Закон Владимирской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“ утвердить.

2. Направить указанное заключение в Законодательное Собрание Владимирской области и первому заместителю Губернатора Владимирской области.

3. Настоящее решение и заключение подлежат опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на аудитора направления контроля эффективности бюджетного управления социально-экономическим развитием области Рычагова М.Г.

Председатель

Счетной палаты

Владимирской области

В.Д.ЧЕЧЕТКИН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЗАКОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ

КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ“

Заключение подготовлено на основании статей 10 и 21 Закона Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“.

Предлагаемые законопроектом изменения касаются следующих вопросов.

1. Уточняется термин “получатель государственной поддержки инвестиционной деятельности“. В частности, предполагается расширить круг инвесторов, которые могли бы воспользоваться государственной поддержкой вне зависимости от места их регистрации.

2. Дополняются формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а именно:

- в виде установления льготной цены земли за единицу площади земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, сооружений и строений в размере трехкратной ставки земельного налога;

- в виде предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

3. Устанавливается ответственность за нарушение договора об условиях реализации инвестиционного проекта.

4. Изменяется денежная единица
исчисления объемов инвестиций при определении категории проекта с евро на рубль.

Следует отметить, что на необходимость многих изменений, которые предусматриваются в законопроекте, Счетная палата Владимирской области указывала в своем заключении на первоначальный текст Закона Владимирской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Владимирской области“ (решение коллегии от 13.03.2002 N 06/6). А именно на расширение категорий инвесторов, подпадающих под действие Закона, форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, в т.ч. и в виде субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

Отмечая возможность принятия рассматриваемого законопроекта, необходимо сделать ряд принципиальных предложений и замечаний.

1. Вызывает сомнение своевременность норм законопроекта, предусматривающих “льготирование“ стоимости земель при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. В частности, в настоящее время процесс разграничения прав собственности на землю не завершен, и, соответственно, доходы от продажи земельных участков зачисляются в бюджеты всех уровней по утвержденным нормативам (15% - федеральный бюджет, 35% - областной бюджет, 50% - местный бюджет). Разработчиками законопроекта не представлен расчет выпадающих доходов консолидированного бюджета Владимирской области, поэтому не представляется возможным оценить последствия его принятия в части снижения цены земли. Однако можно предположить, что существенно будет снижена доходная база местных бюджетов. Таким образом, считаем целесообразным форму государственной поддержки инвестиционной деятельности в виде установления льготной цены земли ввести после завершения процесса разграничения прав собственности на землю. Также следует отметить необходимость согласования рассматриваемого законопроекта с Законом Владимирской области от 05.03.2002 N 20-ОЗ “Об установлении цены земли за единицу площади земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений на территории Владимирской области“.

2. Относительно
формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, вводимой законопроектом в виде субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков, считаем возможным отметить следующее. В соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной собственности на часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц. В статье 5 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“ содержится аналогичная норма. Вместе с тем понятие бюджетных инвестиций ни в одном нормативном акте не раскрывается. Таким образом, в целях исключения ситуации “безвозмездности“ получения государственной поддержки за счет бюджетных средств, считали бы возможным предложить дать определение понятия “бюджетные инвестиции“ в рассматриваемом законопроекте. Например, “бюджетные инвестиции - средства бюджета, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в форме инвестиционных кредитов юридическим лицам, финансовых инвестиций, вложения средств в основные средства юридических лиц, приобретения объектов недвижимости, оборудования и иных средств производства в государственную собственность“.

Отметим также, что бюджетные инвестиции могут быть осуществлены только в отношении коммандитных товариществ и открытых акционерных обществ, поскольку участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов субъекты РФ быть не могут. Не могут быть произведены бюджетные инвестиции также и в некоммерческие организации. В качестве субъектов бюджетных инвестиций разработчиками законопроекта называются субъекты малого предпринимательства с основной организационно-правовой формой ООО, ЗАО и т.п., то есть возникновение права государственной собственности на часть уставного капитала данных юридических лиц будет невозможно.

Считали бы возможным также предложить снизить предел покрытия ставки за пользование
кредитом за счет субсидий областного бюджета, т.к. субсидия предполагает долевое, по сути, равноправное финансирование целевых расходов, а предоставление субсидии в пределах ставки рефинансирования Центробанка РФ может покрывать большую часть (около 70%) расходов за пользование кредитом. И по аналогии с законодательством других субъектов РФ, можно предложить установить данный предел в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на дату предоставления кредита, но не более платы за пользование банковским кредитом, привлеченным инвестором. Также считали бы возможным дополнить статью 10.1 рассматриваемого законопроекта следующими пунктами:

- предоставление субсидий, предусмотренных настоящей статьей более чем по одному кредитному договору, не допускается;

- субсидии не предоставляются для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности;

- субсидирование из областного бюджета части процентных ставок осуществляется по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

3. В статьях законопроекта, предусматривающих единицу измерения объема инвестиций в форме капитальных вложений в рублях, добавить слово “российский“ в соответствующих падежах.

Исходя из вышеизложенного, Счетная палата Владимирской области считает возможным принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений.