Законы и бизнес в России

Решение Счетной палаты Владимирской области от 22.09.2006 N 16/2 “О результатах проведения проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Петушинском, Гороховецком районах“ (вместе с “Отчетом по результатам проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Петушинском, Гороховецком районах“)

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2006 г. N 16/2

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЖКХ В ПЕТУШИНСКОМ, ГОРОХОВЕЦКОМ

РАЙОНАХ

Рассмотрев отчет о результатах проведения проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Петушинском, Гороховецком районах, коллегия Счетной палаты решила:

1. Утвердить отчет о результатах проведения проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Петушинском, Гороховецком районах.

2. Направить информационные письма по результатам проведенного контрольного мероприятия в Законодательное Собрание и Губернатору Владимирской области.

3. Настоящее решение и отчет о результатах проведения проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в
Петушинском, Гороховецком районах, подлежат опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на аудитора направления контроля эффективности расходов бюджета области в хозяйственной сфере (Манов А.Ф.).

Председатель

Счетной палаты

Владимирской области

В.Д.ЧЕЧЕТКИН

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЖКХ В ПЕТУШИНСКОМ, ГОРОХОВЕЦКОМ

РАЙОНАХ

Проверка проведена на основании Закона Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“, пункта 1.4.2 плана мероприятий Счетной палаты Владимирской области на II квартал 2006 года, приказа председателя Счетной палаты от 13.02.2006 N 12, удостоверения на право проведения проверки от 10.02.2006 N 06 инспектором направления контроля эффективности расходов бюджета области в хозяйственной сфере Счетной палаты Владимирской области Е.В. Иосифиди.

Сроки проведения проверки: с 13 февраля по 30 июня 2006 года.

Цели проверки:

1. Оценка эффективного использования бюджетных средств на модернизацию жилищно-коммунального комплекса Владимирской области в части реконструкции и модернизации систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) и приведения их в нормативное состояние.

2. Оценка эффективности деятельности структурных подразделений администрации Владимирской области и органов местного самоуправления по обеспечению результативности, действенности и экономичности системы управления отраслью ЖКХ, в части реализации мероприятий по развитию материально-технической базы ЖКХ.

Объекты проверки:

- структурные подразделения органов местного самоуправления Петушинского и Гороховецкого районов, курирующие (координирующие) вопросы жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальные унитарные предприятия ЖКХ, иные хозяйствующие субъекты ЖКХ.

Предмет проверки:

- управленческая и финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области по модернизации и развитию материально-технической базы ЖКХ;

- управленческая и финансовая деятельность муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий и муниципальных предприятий коммунального хозяйства по развитию материально-технической базы ЖКХ для обеспечения бесперебойного и качественного функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Владимирской области;

- документы, подтверждающие совершение операций со средствами областного и местных
бюджетов, выделенных на развитие материально-технической базы ЖКХ в период 2005 - текущий период 2006 гг.;

- средства областного и местных бюджетов, предприятий ЖКХ, направленные на финансирование мероприятий по развитию материально-технической базы ЖКХ;

- первичные, отчетные бухгалтерские и другие документы.

Перечень изученных документов:

1. Конституция РФ.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2006) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“; 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 26.12.2005) “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

5. Закон РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 31.12.2005) “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

6. Постановления Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 (с изм. от 21.10.2004) “О подпрограмме “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“; от 21.03.2002 N 174 (в ред. от 03.10.2002) “О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства“ (вместе с “Положением...“); от 17.02.2004 N 89 “Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства“; от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“; от 26.02.2004 N 109 (в ред. от 29.05.2006) “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ (вместе с “Положением...“); от 31.12.2005 N 865 “О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“.

7. Приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 (ред. от 21.03.2006) “Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса...“.

8. Законы
Владимирской области от 29.12.2003 N 136-ОЗ (ред. от 29.12.2004) “Об областном бюджете на 2004 год“; от 29.12.2004 N 242-ОЗ (ред. от 30.11.2005) “Об областном бюджете на 2005 год“; от 10.08.2004 N 129-ОЗ (ред. от 15.03.2006) “Об областной целевой программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“; от 31.05.2006 N 60-ОЗ “Об областной целевой программе “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы“.

9. Постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2005 N 55 (ред. от 14.07.2005) “О распределении дотации бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления на 2005 год“; от 12.05.2006 N 355 “Об итогах отопительного сезона 2005/2006 года и о задачах по подготовке жилого фонда, объектов и систем жизнеобеспечения к осенне-зимнему периоду 2006/2007 года“; от 19.07.2005 N 409 “О критериях результатов реализации областной целевой программы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“; от 27.12.2005 N 766 “Об утверждении положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области“.

10. Постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.03.2006 N 5/1 “О регулировании тарифов организаций коммунального комплекса“.

11. Решения Советов народных депутатов Петушинского и Гороховецкого районов об утверждении бюджетов территорий на 2005 и 2006 годы.

12. Договоры, заключенные с поставщиками, отчеты по выполненным работам, платежные поручения, иные первичные документы.

13. Прочие нормативные правовые документы, сведения и информационный материал по бюджетам проверяемых муниципальных образований.

По результатам проверки оформлены:

1. Акт проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Петушинском районе.

2. Акт проверки эффективности
использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ в Гороховецком районе.

Возражений и замечаний со стороны проверяемых не последовало.

Проверкой установлено следующее.

Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства основан на укреплении материально технической базы жилищно-коммунального комплекса. Надежность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), их способность к качественному и своевременному обеспечению населения и иных потребителей жилищно-коммунальными услугами (далее - ЖКУ) обусловлена техническим состоянием инженерной инфраструктуры.

Однако по итогам отопительного сезона 2005 - 2006 гг. во Владимирской области отмечается значительный износ объектов жизнеобеспечения:

- котельных - 52,4%;

- тепловых сетей - 59,6%;

- водопроводных и канализационных сетей - 62,7%.

Общая протяженность тепловых сетей по области составляет 1956,054 км, из которых 1732,784 км - муниципальные.

Из общего количества тепловых сетей подготовлено 1928,67 км (98,6%, что выше показателя прошлого года на 1,8%).

Органы местного самоуправления городов Владимира, Радужного, Суздаля, округов Вязники и Кольчугино, районов Ковровского, Киржачского, Меленковского и Суздальского обеспечили 100% подготовку тепловых сетей к эксплуатации в осенне-зимний период 2005 - 2006 гг. При этом отмечается недостаточный уровень подготовки тепловых сетей в Гороховецком (71,8%), Гусь-Хрустальном (86,6%), Юрьев-Польском (88,4%) районах и г. Гусь-Хрустальном (88,4%).

Из 120 центральных тепловых пунктов к работе в отопительный период подготовлено 100%.

На территории Владимирской области эксплуатируются 4604 км водопроводных сетей, из них 4242 км (92,1%) муниципальных. При этом 1060 км водопроводных сетей находятся в ветхом состоянии (износ более 70%). В 2005 году отремонтировано и заменено 105,25 км (99,59% к заданию).

В целом физический износ сетей приближается к 70%.

Жилищный фонд Владимирской области составляет 166990 домов общей площадью 34,0 млн. кв. м, в том числе:

- государственный и муниципальный - 8,6 млн. кв. м;

- частный -
25,4 млн. кв. м.

Средний физический износ жилья по области достиг уровня 42,8%, по отдельным территориям - от 65 до 70%. При этом 3,4% жилого фонда относится к категории ветхого и аварийного.

Во Владимирской области содержание и обслуживание жилья осуществляют 119 предприятий различных форм собственности.

При реализации мероприятий по подготовке жилых домов Владимирской области к отопительному сезону 2004 - 2005 гг. оформлено 165,4 тыс. (99%) паспортов готовности домов к эксплуатации в осенне-зимний период.

На 888 жилых домов паспорта не были оформлены в следующих районах: Александровском, Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Кольчугинском, Селивановском, Собинском, Судогодском, Юрьев-Польском.

Из 24 муниципальных образований 6 подошли к началу отопительного сезона с незавершенными работами по ремонту систем отопления, водоснабжения, крыш, остеклению и утеплению подъездов и подвалов домов (г. Лакинск, г. Собинка, г. Судогда и Судогодский район, г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.08.2004 N 441 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год“ во Владимирской области стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м установлена в размере 2,6 руб. в месяц.

Таким образом, из средств бюджетов муниципальных образований на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда необходимо было направить 268320,0 тыс. руб. (8,6 млн. кв. м x 2,6 руб. x 12). Фактически из средств местных бюджетов направлено 185500,0 тыс. руб. (69,1% от нормативного уровня).

Кроме того, на вышеуказанные цели в 2005 году было направлено 81900,0 тыс. руб. (30,5% от нормативного уровня), в том числе:

- из средств областного бюджета - 34000,0 тыс. руб.;

- из средств собственников жилья - 40400,0 тыс. руб.;

- из других
источников - 7500 тыс. руб.

Всего в 2005 году органами местного самоуправления Владимирской области осуществлены следующие мероприятия по капитальному ремонту жилищного фонда:

- на 588 домах отремонтированы крыши и кровли общей площадью 379,1 тыс. кв. м;

- заменено 92,9 км труб холодного и горячего водоснабжения и 130 секций водоподогревателей;

- отремонтирован 191 лифт;

- отремонтированы 140 балконов площадью 700 кв. м;

- отремонтировано фасадов на 60 домах (18,8 тыс. кв. м);

- утеплено и загерметизировано 11,2 тыс. п. м межпанельных швов.

В целом на подготовку жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в 2005 году из всех источников финансирования направлено 1240,0 млн. руб., в том числе:

- за счет средств дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ, переданных в ведение органов местного самоуправления в 2005 году, полученной из федерального бюджета, - 604,3 млн. руб.;

- областного бюджета - 140,7 млн. руб.

Выделенные из областного и федерального бюджетов средства направлены организациям жилищно-коммунального комплекса области на обновление и модернизацию объектов ЖКХ и социально-культурной сферы:

- на реконструкцию и капитальный ремонт котельных - 101,26 млн. руб.,

- на капитальный ремонт и замену тепловых сетей - 75,68 млн. руб.,

- на капитальный ремонт и замену водопроводных сетей - 43,24 млн. руб.,

- на реконструкцию и ремонт объектов водоотведения - 8,56 млн. руб.,

- на капитальный ремонт жилого фонда - 38,9 млн. руб.,

- на капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы - 19,835 млн. руб.,

- на газификацию населенных пунктов - 50,91 млн. руб.,

- на приобретение топлива - 210,125 млн. руб.,

- на погашение бюджетных ссуд, выделенных из областного бюджета на осуществление мер по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2003/2004 года, - 130,0 млн.
руб.,

- на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы - 50,19 млн. руб.,

- прочие расходы (приобретение экскаватора, машины по уборке мусора, ремонт ЛЭП и пр.) - 16,3 млн. руб.

Таким образом, в 2005 году органами государственной власти и местного самоуправления Владимирской области принимались необходимые меры по снижению физического износа объектов жизнеобеспечения и оборудования. При этом мероприятия по реконструкции и модернизации материально-технической базы ЖКХ позволили осуществить обновление основных фондов жилищно-коммунального комплекса области и уменьшить средний физический износ тепловых сетей на 5,3 процента (с 64,9 до 59,6%), водопроводных на 3,5 процента (с 66,2 до 62,7%), канализационных сетей на 2,7 процента (с 64,1 до 61,4%), что, в свою очередь, позволило повысить надежность эксплуатации объектов жизнеобеспечения Владимирской области и обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2005 - 2006 гг.

Однако средний физический износ котельных и котлоагрегатов остался без изменений на уровне 52,3%, а средний износ очистных сооружений увеличился на 3%, что обусловлено необходимостью привлечения значительных финансовых и материальных ресурсов не только за счет средств бюджетов муниципальных образований и организаций коммунального комплекса, но и различного рода инвестиций в коммунальную отрасль.

Так в 2005 году на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры были привлечены инвестиции следующих организаций: ООО “Владимиртеплогаз“ - 19500,0 тыс. руб.; ОАО “Владимирэнерго“ - 30,0 тыс. руб.; ООО “Владимирские коммунальные системы“ - 87000,0 тыс. руб.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 (ред. от 11.08.2006) утверждена Федеральная целевая программа “Жилище“ на 2002 - 2010 годы. В рамках данной программы реализуется
подпрограмма “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры“.

С целью создания условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан Владимирской области, принят Закон Владимирской области от 31.05.2006 N 60-ОЗ “Об областной целевой программе “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы“. Основной целью данной программы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан.

Оценка социально-экономической эффективности программы будет осуществляться по следующим критериям: оценка износа объектов коммунальной инфраструктуры; участие частных инвестиций в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; развитие рынка услуг; количества обращений граждан; аварийности инженерных систем жизнеобеспечения; финансовой стабилизации; комфортности и безопасности проживания граждан.

В период проведения контрольных мероприятий во Владимирской области действовала областная целевая программа “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“, утвержденная Законом Владимирской области от 10.08.2004 N 129-ОЗ (ред. от 15.03.2006) “Об областной целевой программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 19.07.2005 N 409 “О критериях результатов реализации областной целевой программы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“ в целях проведения системной оценки результатов реализации указанной программы утверждены критерии ее реализации.

Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы ЖКХ, в Петушинском и Гороховецком районах показала, что ни один из критериев, примененных для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Петушинского и Гороховецкого районов по обеспечению результативности, действенности и экономичности системы управления отраслью ЖКХ района в части реализации мероприятий по развитию материально-технической
базы ЖКХ в 2005 году, не достигает установленных параметров.

Так критерий эффективности управления жилищным фондом (Кэу) определяет эффективность системы управления жилищной отраслью в муниципальном образовании:

Кэу = Окмд / Окду, где

Окмд - общее количество многоквартирных (более 4 квартир) домов;

Окду - общее количество многоквартирных домов, собственники жилых помещений в которых выбрали и реализовали свое решение по способу управления домами за отчетный период.

Кэу должен стремиться к 1.

Реализуя Жилищный кодекс РФ в 2005 году в сферу ЖКХ Владимирской области вовлечено 63 управляющих компании, на обслуживании которых находятся 9624 многоквартирных дома общей площадью 9,7 млн. кв. м (29%).

По решению общих собраний жителей, в непосредственном управлении собственников жилья находится 267 многоквартирных домов общей площадью 189,2 тыс. кв. м (0,6%).

По состоянию на 01.01.2006 в Петушинском районе числится 541 многоквартирный дом, при этом по 70 домам жителями проведены собрания по выбору способа управления домами. В Гороховецком районе числится 468 многоквартирных домов, при этом по 158 домам жителями выбраны способы управления домами.

Таким образом, по Петушинскому району Кэу = 7,7 (541 / 70), по Гороховецкому району Кэу = 2,96 (468 / 158).

Оценка уровня развития конкурентной среды предоставления жилищно-коммунальных услуг определяется критерием развития рынка услуг (Кр):

Кр = Побщ / Пчастн, где

Побщ - количество организаций ЖКХ в муниципальном районе;

Пчастн - количество частных и приватизированных организаций ЖКХ в муниципальном образовании в отчетный год.

Кр должен стремиться к 1.

В Петушинском районе жилищно-коммунальные услуги осуществляют 5 предприятий, в том числе: МУП ЖКХ г. Петушки, МУП ЖКХ г. Костерево, МУМП ЖКХ п. Вольгинский, МП “Тепловые сети“ и ООО “Теплотехника“.

В Гороховецком районе жилищно-коммунальные услуги осуществляют 4 предприятия, в том числе: МУП “Водоканал“, МУП “Фоминское ЖКХ“, МУП “Сельское ЖКХ“, МУП “Теплоремсервис“.

Таким образом, по Петушинскому и Гороховецкому районам Кр = 4.

Надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения оценивается критерием аварийности (Ка):

Ка = Аотч / Апред, где

Аотч - количество аварий на жилищно-коммунальных объектах и сетях в муниципальном образовании за отчетный год;

Апред - количество аварий на жилищно-коммунальных объектах и сетях в муниципальном образовании за предыдущий отчетному год.

При этом Ка должен стремиться к 0.

За период 2004 - 2005 гг. в Петушинском районе произошли 2 аварии, в том числе в 2004 году на котельной войсковой части 06533 г. Костерево, в 2005 году на котельной в г. Петушки.

В Гороховецком районе в 2004 году на объектах жилищно-коммунального хозяйства произошло 120 аварий, в 2005 году - 103 аварии.

Таким образом, по Петушинскому району Ка = 1 (1 / 1), по Гороховецкому району Ка = 0,86 (103 / 120).

Инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства отражает критерий финансовой стабилизации (Кф):

Кф = Кз / Дз, где

Кз - кредиторская задолженность организаций ЖКХ муниципального образования на конец отчетного периода;

Дз - дебиторская задолженность организаций ЖКХ муниципального образования на конец отчетного периода.

Кф доложен стремиться к 0.

По состоянию на 01.01.2006 кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства Петушинского района относительно соответствующего периода прошлого года (129467,1 тыс. руб.) уменьшилась на 12,9% и составила 112756,0 тыс. руб. Наибольшая кредиторская задолженность за 2005 год сложилась по услугам теплоснабжения - 52422,0 тыс. руб., или 46,5% от общего объема кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность указанных предприятий относительно соответствующего периода прошлого года (100424,5 тыс. руб.) уменьшилась на 9% и составила 91363,8 тыс. руб. Наибольшая дебиторская задолженность сложилась также по услугам теплоснабжения - 38400,5 тыс. руб., или 42% от общего объема дебиторской задолженности.

По состоянию на 01.04.2006 кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства Гороховецкого района относительно начала отчетного периода (32250,0 тыс. руб.) увеличилась на 38,6% и составила 44689,0 тыс. руб. Наибольшая кредиторская задолженность сложилась перед организациями энергетического комплекса в сумме 11140,0 тыс. руб., или 34,5% от общего объема кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность муниципальных предприятий ЖКХ относительно начала отчетного периода (18950,0 тыс. руб.) также увеличилась на 40,7% и составила 26670,0 тыс. руб. Наиболее крупная задолженность отмечается по населению за полученные жилищно-коммунальные услуги - 17878,0 тыс. руб., или 67% от общего объема дебиторской задолженности.

Таким образом, по Петушинскому району в 2005 году Кф = 1,23 (112756 / 91363,8), в 2004 году Кф = 1,29, по Гороховецком району в 2005 году Кф = 1,7 (32250 / 18950), на 01.04.2006 Кф = 1,68 (44689 / 26670).

Оценить социальную поддержку малообеспеченных слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг позволяет критерий социальной защиты граждан (Кс):

Кс = Ссуб / Собщ, где

Ссуб - количество семей получавших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в муниципальном образовании в отчетном году;

Собщ - общее количество семей муниципального образования в отчетном году.

Кс должен стремиться к 0,15.

В Петушинском районе числится 20400 семей, из них в 2005 году субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получила 1091 семья. Сумма начисленных гражданам субсидий на указанные цели составила 5336,2 тыс. руб. (погашено субсидий с учетом почтового сбора 5958,0 тыс. руб.).

В Гороховецком районе числится 9110 семей, из них в 2005 году субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 923 семьи (10,1%). Сумма начисленных гражданам субсидий на указанные цели составила 4770,2 тыс. руб. (погашено субсидий с учетом почтового сбора 5085,5 тыс. руб.).

Таким образом, по Петушинскому району Кс = 0,05 (1091 / 20400), по Гороховецкому району Кс = 0,10 (923 / 9110).

Качество жилищно-коммунального обслуживания населения отражает критерий количества обращений граждан (Ко):

Ко = Оотч / Опред, где

Оотч - количество обращений граждан в диспетчерские службы муниципальных образований в отчетном году;

Опред - количество обращений граждан в диспетчерские службы муниципальных образований в предыдущем отчетному году.

Ко должен стремиться к 0.

В Петушинском районе в 2005 году относительно 2004 года количество обращений граждан по фактам некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг возросло на 29,4% и составило 132 обращения. При этом наибольшую долю в обращениях граждан составили жалобы на некачественное предоставление услуг по содержанию и ремонту жилья (2004 год - 55,9%, 2005 год - 65,2%).

В Гороховецком районе в 2005 году относительно 2004 года количество обращений граждан по фактам некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг возросло в 6,8 раза и составило 410 обращений. При этом наибольшую долю в обращениях граждан составили жалобы на некачественное предоставление услуг по содержанию и ремонту жилья (2004 год - 58,3%, 2005 год - 86,8%).

Необходимо отметить, что только за период с января по февраль 2006 года в органы местного самоуправления Гороховецкого района поступило 419 обращений граждан по некачественному предоставлению жилищно-коммунальных услуг, что на 2,2% больше количества обращений за весь 2005 год.

Таким образом, по Петушинскому району Ко = 1,29 (132 / 102), по Гороховецкому району Ко = 6,8 (410 / 60).

Главой Петушинского района утверждена муниципальная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Петушинского района на 2003 - 2010 гг. в сумме 17332,8 тыс. руб. (без г. Покрова). При этом программой не определены источники финансирования планируемых мероприятий, отсутствуют натуральные показатели осуществляемых работ. Кроме того, фактически выполненные работы по модернизации инженерной инфраструктуры района не соответствуют программным мероприятиям, что свидетельствует о ненадлежащей организации органами местного самоуправления Петушинского района планирования мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса района.

Следует отметить, что объекты включены в программу на основании планов жилищно-коммунальных предприятий района. Однако фактически финансировались объекты и мероприятия, не включенные в вышеуказанную программу. Таким образом, невыполнение плановых мероприятий программы в 2005 году ставит под сомнение обоснованность включения в нее данных объектов.

План капитального ремонта жилого фонда по Петушинскому району утвержден главой Петушинского района в сумме 8250,0 тыс. руб. При этом, как и в вышеуказанной программе, планом не определены источники финансирования планируемых мероприятий, отсутствуют натуральные показатели осуществляемых работ.

В целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования Постановлением главы Гороховецкого района от 16.08.2002 N 617 “О программе “Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Гороховецкого района на 2002 - 2010 годы“ утверждены мероприятия по модернизации систем теплоснабжения, водопроводных и канализационных сетей и сооружений.

При этом в ряде случаев программой не определены источники финансирования планируемых мероприятий, сроки их реализации не носят конкретного характера. Кроме того, фактически выполненные работы по модернизации инженерной инфраструктуры района не соответствуют программным мероприятиям, что свидетельствует о ненадлежащей организации органами местного самоуправления Гороховецкого района планирования мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса района.

Следует отметить, что объекты включены в программу на основании планов жилищно-коммунальных предприятий района. Однако фактически финансировались объекты и мероприятия, не включенные в вышеуказанную программу. Соответствующие изменения в программу не вносились. Таким образом, невыполнение плановых мероприятий программы в 2005 году ставит под сомнение обоснованность включения в нее данных объектов.

Постановлением главы Гороховецкого района от 07.06.2005 N 657 “Об итогах отопительного сезона 2004 - 2005 гг. и задачах по подготовке объектов жизнеобеспечения Гороховецкого района к работе в осенне-зимний период 2005 - 2006 гг.“ утверждены соответствующие мероприятия на сумму 5669,5 тыс. руб. При этом, как и в вышеуказанной программе, данным Постановлением не определены источники финансирования планируемых мероприятий, отсутствуют натуральные показатели осуществляемых работ.

Необходимо отметить, что программные мероприятия по модернизации жилищно-коммунального хозяйства Петушинского и Гороховецкого районов не реализовывались в развитие областных целевых программ “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы“ и “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы“. Кроме того, в муниципальной программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Петушинского района отсутствует паспорт программы, не определены ее цели и задачи, отсутствует расчет экономической результативности программы.

В 2005 году в бюджете Петушинского района на развитие материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, капитальный ремонт жилого фонда предусматривались расходы капитального характера в сумме 33523,5 тыс. руб. (9% от объема расходов районного бюджета) и 131% от объема плановых мероприятий.

Источниками финансирования капитальных расходов Петушинского района в 2005 году являлись:

- средства областного бюджета - 5738,0 тыс. руб.;

- средства местного бюджета - 27785,0 тыс. руб.

В соответствии с ведомственной структурой бюджетной классификации расходов Петушинского района получателями средств районного бюджета на финансирование расходов по разделу бюджетной классификации расходов “Жилищно-коммунальное хозяйство“ определены управление жизнеобеспечения, управление социальной защиты населения, администрации 14 сельских округов, а также администрации поселков Вольгинский, Городищи и города Костерево.

В 2005 году из средств районного бюджета на финансирование расходов по реализации мероприятий по приведению инфраструктуры ЖКХ и муниципального фонда Петушинского района 33523,5 тыс. руб., что соответствует объему плановых ассигнований на эти цели.

За счет дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и соцкультсферы, полученной из средств областного бюджета в 2005 году в сумме 51702,0 тыс. руб., органами местного самоуправления Петушинского района на вышеуказанные цели направлено 5738,0 тыс. руб., в том числе на капитальный ремонт жилых зданий и сооружений - 115,0 тыс. руб., на строительство модульной котельной в пос. Н. Аннино - 2003,4 тыс. руб., на реконструкцию (перевод на газ) котельной г. Костерево - 3620,0 тыс. руб.

С учетом средств муниципальных предприятий ЖКХ (7398,0 тыс. руб.) на капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищного фонда и инфраструктуры Петушинского района в 2005 году направлено 42656,5 тыс. руб., что в 1,7 раза превышает объем денежных средств, предусмотренных программой модернизации жилищно-коммунального хозяйства Петушинского района и планом капитального ремонта жилого фонда по Петушинскому району.

В 2005 году на капитальный ремонт жилищного фонда органами местного самоуправления Петушинского района направлено 7530,0 тыс. руб., в том числе жилых зданий и сооружений - 6598,2 тыс. руб., внутридомовых тепловых сетей - 931,8 тыс. руб. При этом средства предприятий, обслуживающих жилищный фонд, на указанные цели не направлялись.

На модернизацию объектов инженерной инфраструктуры органами местного самоуправления Петушинского района направлено 35126,5 тыс. руб., в том числе за счет средств предприятий ЖКХ 7398,9 тыс. руб. (МУП ЖКХ г. Петушки - 1128,9 тыс. руб., МП “Тепловые сети“ - 6270,0 тыс. руб.). При этом МУП ЖКХ г. Костерево, МУМП ЖКХ п. Вольгинский, ООО “Теплотехника“ на указанные цели собственные средства не направляли.

Анализ динамики уровня износа основных фондов коммунального хозяйства Петушинского района за период 2004 -“2005 гг. показал, что по состоянию на 01.01.2006 относительно аналогичного периода прошлого года уровень износа котельных и тепловых сетей снизился соответственно на 13,2% и 13,3% и составил соответственно 46,8% и 46,7%.

Снижение уровня износа котельных и тепловых сетей Петушинского района стало возможным благодаря направлению наибольшего объема бюджетных средств и средств предприятий на их ремонт и реконструкцию в сумме 31232,0 тыс. руб., или 88,9% от объема средств, направленных на развитие инженерной инфраструктуры района.

При этом направление бюджетных средств и средств предприятий в сумме 2846,5 тыс. руб. (8,1% от объема средств, направленных на развитие инженерной инфраструктуры района) на капитальный ремонт водопроводных и канализационных сетей не способствовало снижению их износа. Так по состоянию на 01.01.2006 относительно аналогичного периода прошлого года уровень износа водопроводных и канализационных сетей увеличился соответственно на 10% и 3% и составил соответственно 70% и 75%.

Наибольший износ водопроводных и канализационных сетей отмечается в МУП ЖКХ г. Костерево (77% и 88%) и ООО “Теплотехника“ (80% и 73%). При этом данными предприятиями средства на ремонт водопроводных и канализационных сетей в 2005 году не направлялись.

В соответствии с договором купли-продажи от 30.06.2004 N 389, заключенным между администрацией Петушинского района и ООО “Владимиртеплогаз“ на сумму 26730,0 тыс. руб., в собственность Петушинского района согласно акту приема-передачи (приложение N 1 к договору от 30.06.2004 N 389) передана мазутная котельная г. Костерево.

Согласно п. 3.2 указанного договора администрация Петушинского района оплату стоимости котельной обязуется осуществлять ежегодными платежами в сумме 5000,0 тыс. руб. Окончательный срок оплаты приходится на декабрь 2010 года. Однако бюджетом Петушинского района первоначально ассигнования на эти цели не были предусмотрены. В 2005 году органами местного самоуправления Петушинского района за счет средств областного бюджета, направляемых на реализацию областной адресной инвестиционной программы, ООО “Владимиртеплогаз“ перечислено 2000,0 тыс. руб. (плат. пор. от 02.11.2005 N 4710), или 40% от объема договорных обязательств на 2005 год. Собственные средства районного бюджета на эти цели в 2005 году не предусматривались.

Администрацией Петушинского района заключен договор подряда от 03.06.2005 N 109-11/05 с ООО “ВладимиртеплогазСтрой“ (подрядчик) на сумму 10887,8 тыс. руб. на выполнение работ по строительству модульной котельной в д. Новое Аннино.

Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства котельной объем денежных средств на эти цели предполагался в сумме 13890,96 тыс. руб.

В соответствии с актами приема выполненных работ строительно-монтажные работы по данной котельной осуществлены на сумму 10146,2 тыс. руб., в том числе за счет средств:

- дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и соцкультсферы, полученной из средств областного бюджета в 2005 году, в сумме 2003,4 тыс. руб.;

- районного бюджета - 8142,8 тыс. руб.

Кроме того, на осуществление проектировочных работ по внутреннему газоснабжению, тепломеханической, архитектурно-строительной части, инженерных сетей для данной котельной ООО “ВладимиртеплогазСтрой“ направлено 550,0 тыс. руб.

Всего на строительство котельной в д. Новое Аннино направлено 10696,2 тыс. руб.

Органами местного самоуправления Петушинского района по мероприятиям, осуществляемым за счет средств дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и соцкультсферы в сумме 2000,0 тыс. руб., было проведено заседание постоянно действующей конкурсной комиссии Петушинского района, по результатом которого подрядчиком был определен ООО “ВладимиртеплогазСтрой“ (итоговый протокол N 1 от 28.02.2005).

В соответствии с протоколом N ДП-189 от 01.06.2005 о результатах торгов, проведенных государственным специализированным учреждением Владимирской области “Фонд государственного имущества Владимирской области“ (далее - ГСУ “Фонд госимущества ВО“), подрядчиком на выполнение работ по строительству котельной в д. Новое Аннино на сумму 10177,0 тыс. руб. также определен ООО “ВладимиртеплогазСтрой“. При этом администрацией Петушинского района в ГСУ “Фонд госимущества ВО“ было направлено письмо (исх. N УЖ-2137/01-14 от 25.04.2005) с просьбой о рассмотрении ООО “ВладимиртеплогазСтрой“ как единственного источника закупки.

Необходимо отметить, что данная модульная газовая котельная имеет тепловую мощность 2,75 Гкал/час. При этом анализ коммерческого предложения ООО “Промтеплосоюз“, г. Москва, показал, что выполнение строительно-монтажных работ по котельной мощностью 2,75 Гкал/час под “ключ“ возможно по стоимости 264,3 тыс. Евро (с НДС). Осуществление соответствующих проектировочных работ ООО “Промтеплосоюз“ предлагается в сумме 330,4 тыс. руб. (с НДС). Учитывая, что Центральным банком РФ по состоянию на 01.06.2005 курс Евро к рублю РФ был установлен как 1 Евро = 34,9134 руб. РФ, стоимость строительно-монтажных работ составила бы 9233,1 тыс. руб. Всего стоимость проектировочных и строительно-монтажных работ составляет 9563,5 тыс. руб.

Таким образом, общая стоимость работ по строительству котельной в д. Новое Аннино, осуществленных ООО “ВладимиртеплогазСтрой“, превышает предложение ООО “Промтеплосоюз“ на 1132,7 тыс. руб.

Необходимо отметить, что объем средств, предусмотренных в районном бюджете на выполнение электромонтажных работ по текущему ремонту ВЛ - 0,38 кВ в сумме 484,1 тыс. руб., искусственно раздроблен администрацией Петушинского района по трем договорам, заключенным с Владимирским областным филиалом ЗАО “СТЭН“ (договоры подряда от 01.06.2005 N 27 на сумму 199,8 тыс. руб., от 01.06.2005 N 33 на сумму 199,9 тыс. руб., от 01.06.2005 N 34 на сумму 84,4 тыс. руб.), что позволяет нарушить требования ст. 71 Бюджетного кодекса РФ о конкурсном выборе подрядчика.

В бюджете Гороховецкого района в 2005 году на реализацию мероприятий по приведению муниципального жилищного фонда и объектов инфраструктуры предусматривались расходы в сумме 3780,0 тыс. руб. (2,1% от объема расходов районного бюджета) и 66,7% от объема плановых мероприятий.

Источниками финансирования капитальных расходов Гороховецкого района в 2005 году являлись:

- средства областного бюджета - 2460,9 тыс. руб.;

- средства местного бюджета - 1319,1 тыс. руб.

В соответствии с ведомственной структурой бюджетной классификации расходов Гороховецкого района получателями средств районного бюджета на финансирование расходов по разделу бюджетной классификации расходов “Жилищно-коммунальное хозяйство“ определены администрация района, управление социальной защиты населения, отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, а также МУ “РАЦ ЖКХ“.

В 2005 году из средств районного бюджета на финансирование расходов по реализации мероприятий по приведению инфраструктуры ЖКХ и муниципального фонда Гороховецкого района в нормативное состояние направлено 4529,0 тыс. руб., или 120% от объема плановых ассигнований на эти цели.

За счет дотаций на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и соцкультсферы, дотаций на стабилизацию доходов бюджета муниципальных образований, полученных из средств областного бюджета в 2005 году в общей сумме 8302,0 тыс. руб., администрацией Гороховецкого района на вышеуказанные цели направлено 2460,9 тыс. руб., в том числе на капитальный ремонт жилых зданий и сооружений - 1970,9 тыс. руб., объектов инфраструктуры - 490,0 тыс. руб.

С учетом средств муниципальных предприятий ЖКХ (8975,0 тыс. руб.) на капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищного фонда и инфраструктуры Гороховецкого района в 2005 году направлено 13504,0 тыс. руб. При этом из-за отсутствия в программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Гороховецкого района конкретных сроков реализации мероприятий (в том числе по 2005 году) не представляется возможным определить исполнение программных мероприятий в 2005 году.

В 2005 году на капитальный ремонт жилищного фонда и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры органами местного самоуправления Гороховецкого района направлено 4529,0 тыс. руб.

Средства предприятий ЖКХ на указанные цели направлены в сумме 8975,0 тыс. руб., в том числе за счет средств МУП “Теплоремсервис“ - 4613,0 тыс. руб., МУП “Сельское ЖКХ“ - 970,0 тыс. руб., МУП “Фоминское ЖКХ“ - 374,0 тыс. руб.

При этом отмечается, что бюджетные средства и средства предприятий ЖКХ, направленные в 2005 году на модернизацию коммунального хозяйства района, не способствовали уменьшению уровня износа основных фондов ЖКХ района.

Анализ динамики уровня износа основных фондов коммунального хозяйства Гороховецкого района за период 2004 - 2005 гг. показал, что по состоянию на 01.01.2006 относительно аналогичного периода прошлого года уровень износа всех объектов жизнеобеспечения увеличился на 2% и в среднем составил от 40% до 70%.

Наибольший износ объектов жизнеобеспечения отмечается в МУП “Сельское ЖКХ“ (от 60% до 87%).

Необходимо отметить, что за период с января по май 2006 года на объектах жилищно-коммунального хозяйства района произошло 134 аварии (на 30% больше количества аварий за весь 2005 год), что свидетельствует о недостаточности мероприятий, осуществляемых администрацией Гороховецкого района по укреплению материально-технической базы ЖКХ, ее объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Одной из причин роста количества аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства является слабое финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Так анализ финансовых результатов деятельности муниципальных предприятий ЖКХ показал, что в 2005 году их общий убыток составил 8448,0 тыс. руб., в том числе:

- МУП “Фоминское ЖКХ“ - 1116,0 тыс. руб.;

- МУП “Сельское ЖКХ“ - 2563,0 тыс. руб.;

- МУП “Теплоремсервис“ - 2271,0 тыс. руб.;

- МУП “Водоканал“ - 2498,0 тыс. руб.

При этом отмечается убыточность предприятий по всем основным видам деятельности: содержание и ремонт жилищного фонда, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение.

Основными причинами убыточности финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ являются значительный износ объектов жизнеобеспечения, а также неурегулированность тарифной политики.

Так тарифы на содержание и текущий ремонт жилья по МУП “Фоминское ЖКХ“ не пересматривались с декабря 2002 года, по МУП “Теплоремсервис“ - с декабря 2003 года, по МУП “Сельское ЖКХ“ - с февраля 2004 года, по МУП “Водоканал“ - с июля 2004 года.

Как следствие в 2005 году фактическая себестоимость обслуживания 1 кв. м жилищного фонда превышает утвержденный тариф по МУП “Фоминское ЖКХ“ на 21%, по МУП “Теплоремсервис“ - на 12,2%. По МУП “Водоканал“ себестоимость отвода сточных вод превышает установленный тариф на 6,8%.

Необходимо отметить диспропорцию в оплате труда административно-управленческого персонала (далее - АУП) и рабочих. Так в 2005 году в МУП “Сельское ЖКХ“ фактический фонд оплаты труда относительно планового составил по рабочим 60,5%, по АУП - 104,9% (в том числе фонд оплаты труда директора предприятия - 121,6%). При этом в целом по предприятию фонд оплаты труда реализован на 71,3%.

Перерасход фонда оплаты труда АУП в 2005 году составил 56,0 тыс. руб., в том числе выплаты при увольнении директора предприятия - 32,9 тыс. руб., доплата бухгалтеру и кассиру за исполнение обязанностей кладовщика - 23,1 тыс. руб.

Необходимо отметить, что одним из источников финансирования мероприятий по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства являются средства, предусматриваемые при расчете тарифов на соответствующие жилищно-коммунальные услуги.

В 2005 году инвестиции в предприятия теплоэнергетического комплекса Владимирской области составили 84,6 млн. руб., в том числе средства, предусмотренные в тарифах, - 34,6 млн. руб. (или 71% к плану), другие источники - 50,0 млн. руб. Капитальные вложения направлены на реконструкцию существующих котельных и тепловых сетей, модернизацию и приобретение оборудования (в том числе приборов учета).

Низкое выполнение плана по капитальным вложениям, предусмотренным в тарифе 2005 года, отмечается в МУП “Теплосервис“ г. Владимира (11,7% к плану) и МУП “Тепловые сети“ округа Мурома (11,3% к плану).

Невыполнение плана по капитальным вложениям МУП “Теплосервис“ г. Владимира объясняет недостатком оборотных средств. Так как из-за несоответствия фактической температуры наружного воздуха в 2005 году (-2,34°) и плановой температуры по СНиП (-3,5°) предприятие недополучило доходов в размере более 6,0 млн. руб., а также низкой платежеспособности потребителей по оплате за отпущенную тепловую энергию. На 01.01.2006 дебиторская задолженность за реализованную тепловую энергию составила 17,2 млн. руб., в т.ч. населения - 14,7 млн. руб.

МУП “Тепловые сети“ округа Мурома в тарифе на тепловую энергию предусматривались капитальные вложения в сумме 7,13 млн. руб. Фактически на реконструкцию 2 ЦТП и тепловых сетей, строительство гаража и проектные работы направлено 1,53 млн. руб. За счет средств тарифа освоено 0,8 млн. (11,2%).

В период проведения контрольных мероприятий была осуществлена оценка обоснованности установленных тарифов на теплоэнергию на 2005 - 2006 гг.

Анализ показал, что в соответствии с Законом РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 31.12.2005) “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов осуществляется в целях:

- защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

- создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

- формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

- обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) - независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

Кроме того, ст. 6 указанного Закона определяет полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 N 738) “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ под регулирующими органами понимаются Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766 “Об утверждении положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области“ департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (далее по тексту - Департамент) определен как орган администрации Владимирской области, проводящий государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

Департамент является правопреемником департамента государственного регулирования топливно-энергетического комплекса и ценовой политики администрации Владимирской области.

Согласно ст. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 при регулировании тарифов могут устанавливаться:

- тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг);

- предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов.

При регулировании тарифов может применяться:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

2) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

3) метод индексации тарифов.

Фактически Департаментом при регулировании тарифов на теплоэнергию применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод индексации тарифов.

В соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 “Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса...“, от 03.02.2006 N 15-э/8 “О внесении изменений в приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4...“ установлены:

- предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для Владимирской области - 128,5% (приложение N 1 к приказу - тарифы по организациям, оказывающим услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов);

- максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию для Владимирской области - 120% (приложение N 2 к приказу);

- предельные индексы изменения платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Владимирской области - 128,5% (приложение N 3 к приказу, где под “коммунальными услугами понимаются все виды коммунальных услуг с учетом теплоснабжения“).

В соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:

1) на приобретение топлива;

2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;

3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

4) на сырье и материалы;

5) на ремонт основных средств;

6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы.

В соответствии с топливным балансом во Владимирской области тепловую энергию вырабатывают 1664 котельных, в том числе работающих на газе - 634 ед. (38,1%), на мазуте - 106 ед. (6,4%), на угле - 493 ед. (29,6%), на печном топливе - 35 ед. (2,1%), на дровах - 245 ед. (14,7%), электрические - 151 ед. (9,1%).

По состоянию на 01.01.2006 Департаментом осуществляется государственное тарифное регулирование по 204 теплоснабжающим предприятиям и организациям.

Анализ тарифов на теплоэнергию, производимую организациями коммунального комплекса Владимирской области в 2005 - 2006 гг., показал, что по состоянию на 01.02.2006 экономически обоснованные тарифы (полные) на теплоэнергию относительно декабря 2005 увеличены от 3% (МУП “Фоминское ЖКХ“ Гороховецкого района) до 86% (Краснопламенский комбинат коммунального хозяйства Александровского района). При этом тарифы на теплоэнергию для населения рядом органов местного самоуправления (Вязниковский, Гороховецкий, Киржачский районы) были установлены значительно меньше экономически обоснованных, предусматривая в местных бюджетах средства на возмещение убытков теплоснабжающим организациям.

Отмечается ситуация, когда при росте экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию на 5% и 11% от уровня декабря 2005 года тарифы для населения на 2006 год были увеличены на 50% и 57%. Так в Киржачском районе полный тариф на теплоэнергию, отпускаемую филиалом Киржачского ДРСУ, увеличен с 684,82 руб. за 1 Гкал до 721,38 руб. за 1 Гкал (на 5%), по Горкинскому УМПП ЖКХ аналогичный тариф увеличен с 854,95 руб. за 1 Гкал до 949,75 руб. за 1 Гкал (на 11%). При этом тариф для населения по этим организациям увеличен соответственно на 57% и 50%. Данная ситуация объясняется тем, что в 2005 году предельный уровень платежей населения за тепловую энергию органами местного самоуправления Киржачского района в целях уменьшения платы граждан за теплоэнергию по филиалу Киржачского ДРСУ был установлен в размере 70%, по Горкинскому УМПП ЖКХ - 60%. Как следствие, при увеличении предельного уровня платежа населения по филиалу Киржачского ДРСУ до 100%, а по Горкинскому УМПП ЖКХ до 85%, тариф на теплоэнергию, отпускаемую для населения, увеличивается с 565,66 руб. до 851,23 руб. за 1 Гкал и с 605,3 руб. до 952,6 руб. за 1 Гкал соответственно.

Таким образом, при отсутствии в отдельных муниципальных образованиях жесткой политики тарифного регулирования в предыдущих 2006 году периодах не соблюдался предельный уровень платежей населения за коммунальные услуги (по Владимирской области в 2004 году - 80%, в 2005 году - 90%). Как следствие, увеличение предельного уровня платежей населения за коммунальные услуги до 100% способствует резкому росту тарифов на теплоэнергию, отпускаемую населению.

Анализ калькуляционных статей затрат на производство тепловой энергии, выборочно проведенный по ОАО “Владимирские коммунальные системы“, МУП “Тепловые сети“ Юрьев-Польского района, МУП “Сельское ЖКХ“ Гороховецкого района, Головинское МУП ЖКХ (бюджет, прочие потребители), показал, что у трех из представленных к анализу теплоснабжающих организаций тарифы на теплоэнергию на 2006 год увеличены относительно декабря 2005 года с превышением максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленную Владимирской области (120%). Так тарифы на теплоэнергию МУП “Тепловые сети“ Юрьев-Польского района увеличены на 160,7%, МУП “Сельское ЖКХ“ Гороховецкого района - на 140,3%, Головинское МУП ЖКХ Судогодского района (для населения и прочих потребителей) - на 135%.

Анализ плановой и фактической себестоимости 1 Гкал теплоэнергии в 2005 году по 37 теплоснабжающим предприятиям и организациям Владимирской области показал следующее.

При расчете тарифа на теплоэнергию на 2005 год Департаментом были предусмотрены МУП “Тепловые сети“ о. Мурома расходы капитального характера в сумме 11087,78 тыс. руб. Фактические затраты предприятия на эти цели осуществлены в сумме 12000,1 тыс. руб. Однако за счет средств, предусмотренных в тарифе, расходы предприятия произведены лишь в сумме 408,2 тыс. руб., что составляет 3,7% от объема плановых расходов капитального характера, предусмотренных в тарифе на 2005 год.

МУП “Тепловые сети“ о. Вязники в 2005 году потребителям фактически отпущено тепловой энергии на 26% (на 20672 Гкал) меньше планового полезного отпуска теплоэнергии, предусмотренного при расчете тарифа. Тем не менее фактические производственные расходы предприятия по теплоснабжению потребителей в 2005 году больше аналогичных плановых расходов на 7% (на 3867,4 тыс. руб.). Превышение фактических затрат над плановыми отмечается по расходам на топливо на 6494,4 тыс. руб. (на 27,2%) и электроэнергию на 262,9 тыс. руб. (на 5,1%). При этом фактические расходы по другим калькуляционным статьям меньше плановых. Данная ситуация объясняется наличием у данного предприятия так называемых производственных котельных, по которым присоединенная нагрузка в настоящее время значительно меньше установленной мощности.

Основную долю затрат при производстве тепловой энергии составляют расходы на приобретение топлива (от 30% до 52%).

Необходимо отметить, что в 2005 году из областного бюджета оказана финансовая помощь муниципальным образованиям на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления в истекшем году, в сумме 604337 тыс. рублей, что составляет 32% общего объема финансирования, направленного на жилищно-коммунальное хозяйство Владимирской области, и в 1,3 раза больше, чем в 2004 году, в т.ч. на централизованное приобретение топлива направлено 201,3 млн. руб.; на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы - 50,2 млн. руб.

Департаментом цен и тарифов администрации области при установлении тарифов на теплоэнергию в 2005 году учитывалась стоимость 1 тонны (с НДС и ж/д тарифом) топочного мазута марки М-100 в сумме 1600 руб., 1 тонны угля (в среднем) - 1300 руб. Однако в период с января по декабрь 2005 года стоимость 1 тонны топочного мазута в среднем увеличилась на 3500 руб. (в 2,2 раза) и составила порядка 5100 руб. Стоимость 1 тонны угля в среднем увеличилась на 120 руб. (на 9,2%). Данная ситуация стала причиной роста фактической себестоимости 1 Гкал теплоэнергии, отпускаемой потребителям.

Как следствие, теплоснабжающие организации жилищно-коммунального комплекса имеют убытки по основным видам своей деятельности.

Финансовые результаты деятельности муниципальных организаций жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области за 2005 год представлены в таблице.

(млн. рублей)

-----------------------T-------------------T----------T----------¬

¦ ¦ Доходы ¦ Расходы ¦Финансовый¦

¦ +----------T--------+ ¦результат ¦

¦ ¦ всего ¦ в % к ¦ ¦(прибыль, ¦

¦ ¦ ¦ итогу ¦ ¦убыток -) ¦

+----------------------+----------+--------+----------+----------+

¦Всего по ¦ 5194,25 ¦ 100 ¦ 5521,66 ¦ -327,41 ¦

¦жилищно-коммунальному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жилищное хозяйство ¦ 1193,64 ¦ 23 ¦ 1249,79 ¦ -56,15 ¦

¦Коммунальное хозяйство¦ 4000,61 ¦ 77 ¦ 4271,87 ¦ -271,26 ¦

¦из него: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦водоснабжение ¦ 636,4 ¦ 12,3 ¦ 676,31 ¦ -39,91 ¦

¦водоотведение ¦ 538,95 ¦ 10,4 ¦ 511,18 ¦ 27,77 ¦

¦электроснабжение ¦ 105,73 ¦ 2 ¦ 109,17 ¦ -3,44 ¦

¦теплоснабжение ¦ 2021,37 ¦ 38,9 ¦ 2306,55 ¦ -285,18 ¦

¦прочие ¦ 698,16 ¦ 13,4 ¦ 668,66 ¦ 29,5 ¦

L----------------------+----------+--------+----------+-----------

Из приведенных данных следует, что именно теплоснабжающие предприятия и организации имеют наибольшие убытки от результатов своей деятельности.

Вместе с тем направление средств областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения топлива фактически является дополнительным финансированием теплоснабжающих предприятий, так как затраты на приобретение топлива для технологических целей уже включены в тариф на отпускаемую теплоэнергию. Как следствие, возмещение предприятиям убытков, возникающих при оказании услуг теплоснабжения населения, за счет указанных средств фактически покрывает в том числе и экономически не обоснованные затраты теплоснабжающих предприятий. При этом органы местного самоуправления зачастую возмещают муниципальным предприятиям вышеуказанные убытки исходя из разницы между фактически сложившимися затратами при производстве теплоэнергии и установленным тарифом для населения, а не из разницы между экономически обоснованным (полным) тарифом и тарифом для населения.

Так контрольно-аналитические мероприятия, осуществленные в муниципальных образованиях Владимирской области в 2005 году, показали, что органы местного самоуправления Судогодского района перефинансировали муниципальные теплоснабжающие предприятия района на 17986,0 тыс. руб., органы местного самоуправления Селивановского района - на 823,3 тыс. руб., органы местного самоуправления Гусь-Хрустального района - на 709,9 тыс. руб.

В соответствии с отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на период 01.01.2005 по 31.12.2007 департаментом цен и тарифов администрации области при установлении тарифа на теплоэнергию расходы на оплату труда рассчитываются согласно минимальной месячной тарифной ставке рабочего первого разряда, которая равна произведению базовой месячной тарифной ставке рабочего первого разряда (с 01.01.2006 - 1678,8 руб.) на коэффициент особенностей работ для всех категорий работников предприятия.

Среднемесячная заработная плата 1 рабочего по предприятиям коммунального комплекса Владимирской области предусматривается тарифами на 2006 год в пределах от 2935,4 руб. (МУП “Сельское ЖКХ“ Гороховецкого района) до 4710,04 руб. (Андреевское МУП ЖКХ Судогодского района), что составляет соответственно 47,5% и 76,2% от среднемесячной заработной платы, установленной по Владимирской области за 2005 год в сумме 6177,5 руб.

Доля затрат теплоснабжающих предприятий на оплату труда с начислениями составляет от 6% (ОАО “Владимирские коммунальные системы“) до 26% (МУП “Сельское ЖКХ“ Гороховецкого района) в общем объеме затрат предприятий на производство и передачу теплоэнергии.

Различие в долях предприятий на оплату труда с начислениями (от 6% до 26%) объясняется отличающимися структурами затрат предприятий на производство и передачу теплоэнергии.

Так если в 2006 году при расчете тарифа по ОАО “Владимирские коммунальные системы“ расходы на покупку теплоэнергии составили 860708,9 тыс. руб. (83% от объема затрат), а по МУП “Сельское ЖКХ“ Гороховецкого района расходы на приобретение топлива составили 1080,41 (43%), то соответственно и доля оплаты труда в затратах данных предприятий складывается как 6% и 26%.

Необходимо отметить, что не всеми органами местного самоуправления принимаются меры к снижению стоимости 1 Гкал. Так МУП “Тепловые сети“ Юрьев-Польского района в своих предложениях Департаменту для установления тарифа на теплоэнергию в одной из калькуляционных статей затрат предусматривает расходы на арендную плату в сумме 23472,1 тыс. руб., в том числе оплата аренды по договорам аренды муниципального имущества (тепловые сети, котельные и оборудование) в сумме 22110,53 тыс. руб. Департаментом цен и тарифов при определении стоимости 1 Гкал по МУП “Тепловые сети“ Юрьев-Польского района на 2006 год учтены расходы на арендную плату муниципального имущества в сумме 3914,58 тыс. руб.

Доля арендной платы муниципального имущества в себестоимости 1 Гкал составляет 3,3%. Расчет показал, что при исключении затрат предприятия на оплату аренды муниципального имущества стоимость 1 Гкал снизится относительно утвержденного Департаментом (1064,17 руб. за 1 Гкал) на 34,73 руб. и составит 1029,44 руб.

В целях обеспечения социальной защиты граждан в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году на финансирование расходов по предоставлению жилищных субсидий гражданам, размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги которых превышает 18% среднедушевого дохода, направлено 259321 тыс. руб., в том числе за счет средств субвенции из областного бюджета 257955 тыс. руб. В 2005 году указанные расходы более чем в 2 раза превышают объем ассигнований, выделенных на эти цели в 2004 году. Данные субсидии получили 52,2 тыс. семей (9,1% от общего числа семей), при этом средний размер субсидии на 1 семью в месяц составил 411 руб. против 212 руб. в 2004 году.

Действующее законодательство поставило органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамки предельных индексов увеличения роста тарифов на коммунальные услуги. При этом к производителям различных видов жидкого и твердого топлива такие ограничения не применяются. Как следствие, неурегулированность вопросов ценообразования позволяет предположить, что и установленные Департаментом тарифы на теплоэнергию теплоснабжающим организациям Владимирской области на 2006 год не обеспечат покрытие экономически обоснованных затрат этих предприятий.

Необходимо отметить, что в целом по муниципальным жилищно-коммунальным предприятиям средства, предусмотренные в соответствующих тарифах на выполнение ремонтных работ, данными предприятиями не осваиваются. При этом на вышеуказанные цели зачастую направляются средства местных бюджетов.

Так, например, в тарифе 2005 года на проведение капитального ремонта тепловых сетей и оборудования предусматривалось:

- МУП “Теплосервис“, г. Владимир, - 5,51 млн. руб., фактически освоено 0,45 млн. руб. (8,2% к плану), за счет средств бюджета направленно 5,2 млн. руб.;

- МУП “Тепловые сети“ округа Мурома - 11,1 млн. руб., фактически освоено 0,41 млн. руб. (3,7%), за счет средств бюджета направлено 11,6 млн. руб.;

- МУП “ККЖО“ г. Карабаново - 2,9 млн. руб., фактически освоено 0,274 млн. руб. (9,5%), за счет средств бюджета направлено 1,8 млн. руб.;

- МУП Вязниковского района “Муниципальный центр ЖКХ“ - 2,3 млн. руб., фактически освоено 0,834 млн. руб. (36,3%), за счет средств бюджета направлено 1,52 млн. руб.;“br>
- МУП “Тепловые сети“ Киржачского района - 1,64 млн. руб., фактически освоено 0,772 млн. руб. (47,1%), за счет бюджета направлено 1,1 млн. руб.;

- МУ МП ЖКХ пос. Ставрово Собинского района - 1,8 млн. руб., освоено 0,1 млн. руб. (5,6%), за счет средств бюджета направленно 0,819 млн. руб.

Выводы.

В 2005 году органами государственной власти и местного самоуправления Владимирской области принимались необходимые меры по снижению физического износа объектов жизнеобеспечения и оборудования. При этом мероприятия по реконструкции и модернизации материально-технической базы ЖКХ позволили осуществить обновление основных фондов жилищно-коммунального комплекса области и уменьшить средний физический износ тепловых сетей на 5,3 процента (с 64,9 до 59,6%), водопроводных на 3,5 процента (с 66,2 до 62,7%), канализационных сетей на 2,7 процента (с 64,1 до 61,4%), что в свою очередь позволило повысить надежность эксплуатации объектов жизнеобеспечения Владимирской области и обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2005 - 2006 гг.

Однако органами местного самоуправления мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства не реализуются в развитие областной целевой программы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы“, что приводит к неисполнению областной и муниципальных программ реформирования отрасли ЖКХ, отсутствию источников финансирования при планировании расходов на текущий и капитальный ремонт объектов ЖКХ. Кроме того, в муниципальной программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Петушинского района отсутствует паспорт программы, не определены ее цели и задачи, отсутствует расчет экономической результативности программы.

Анализ эффективности реализации вышеуказанной программы (в соответствии с разделом VIII) в Петушинском и Гороховецком районах показал, что ни один из критериев, примененных для оценки эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по обеспечению результативности, действенности и экономичности системы управления отраслью ЖКХ района в части реализации мероприятий по развитию материально-технической базы ЖКХ в 2005 году, не достиг установленных параметров.

Органами местного самоуправления для снижения бюджетных затрат не всегда полноценно и добросовестно используются возможности проведения конкурсного отбора подрядчиков для выполнения строительных и ремонтных работ.

Так администрацией Петушинского района при строительстве котельной в д. Новое Аннино заключен договор с ООО “ВладимиртеплогазСтрой“ как с единственным источником закупки. На строительство котельной направлено 10696,2 тыс. руб. Однако анализ коммерческого предложения ООО “Промтеплосоюз“, г. Москва, показал, что выполнение проектных и строительно-монтажных работ по строительству котельной аналогичной мощности возможно в сумме 9563,5 тыс. руб., или на 1132,7 тыс. руб. (на 10,6%) меньше фактически направленных на эти цели.

Кроме того, администрацией Петушинского района при выполнении электромонтажных работ по текущему ремонту ВЛ - 0,38 кВ объем средств, предусмотренных в районном бюджете на эти цели в сумме 484,1 тыс. руб., был искусственно раздроблен по трем договорам, заключенным с Владимирским областным филиалом ЗАО “СТЭН“, что позволяет нарушить требования ст. 71 Бюджетного кодекса РФ о конкурсном выборе подрядчика.

Отсутствие в программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Гороховецкого района конкретных сроков реализации ее мероприятий (в том числе по 2005 году), источников финансирования мероприятий, а также несоответствие плановых мероприятий фактически выполненным не позволило исполнительно-распорядительным органам Гороховецкого района достичь уменьшения уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства района. При этом по состоянию на 01.01.2006 уровень износа всех объектов жизнеобеспечения относительно аналогичного периода прошлого года, увеличился на 2% и в среднем составил от 40% до 70%, что свидетельствует о недостаточности мероприятий, осуществляемых администрацией Гороховецкого района по укреплению материально-технической базы ЖКХ, ее объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Органы местного самоуправления Владимирской области недостаточно скоординированно обеспечивают участие муниципальных предприятий ЖКХ в софинансировании мероприятий по развитию и модернизации инфраструктуры ЖКХ.

Анализ тарифов на тепловую энергию показал, что коммунальные предприятия включают объекты теплоснабжения, подлежащие капитальному ремонту, как в расчет тарифа на тепловую энергию, так и в реестр по финансированию мероприятий из областного бюджета по подготовке к зиме объектов ЖКХ и социальной сферы, как следствие, неполное освоение средств, предусмотренных на эти цели в тарифах на тепловую энергию.

Предложения:

1. Законодательному Собранию Владимирской области в установленном порядке выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ об установлении фиксированных цен на топливо, приобретаемое для государственных и муниципальных нужд в соответствии с топливным балансом, используемое на выработку тепловой энергии для социально-бытовой сферы и населения субъекта РФ.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области в целях недопущения случаев финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые уже учтены в соответствующих тарифах, при рассмотрении и утверждении реестров, представляемых органами местного самоуправления для финансирования объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет средств областного бюджета, исключать мероприятия, предусмотренные к финансированию за счет средств тарифа, установленного для предприятия.

3. Администрациям Гороховецкого и Петушинского районов:

3.1. В целях достижения эффективных и экономически обоснованных результатов деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса разработать муниципальные программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2010 года. При этом программные мероприятия должны носить конкретный (пообъектный) характер, с указанием сроков их реализации, натуральных показателей, источников и объема финансирования (областной бюджет, местный бюджет, средства предприятий) и ответственных должностных лиц за их выполнение.

3.2. В целях исключения финансирования мероприятий по капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства как за счет средств, предусмотренных на эти цели в соответствующих тарифах, так и за счет средств областного и местных бюджетов, направление предприятиям и организациям жилищно-коммунального комплекса бюджетных средств на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства осуществлять исключая мероприятия, уже учтенные при расчете данных тарифов.

4. Администрации Петушинского района в целях достижения максимально эффективного использования бюджетных средств закупку товаров, работ и услуг осуществлять в соответствии с требованиями ст. 71, 72 Бюджетного кодекса РФ.