Законы и бизнес в России

Представление Владимирского природоохранного прокурора от 03.12.1999 N 11-99 “Об устранении нарушений лесного законодательства РФ“

ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИРОДООХРАННЫЙ ПРОКУРОР

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 3 декабря 1999 г. N 11-99

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Главе администрации

Владимирской области

Виноградову Н.В.

Владимирской природоохранной прокуратурой совместно с Федеральной службой лесного хозяйства РФ, управлением лесами с участием ГУ “Владимирское управление сельскими лесами“, другими контролирующими органами области проведена проверка соблюдения лесного законодательства при лесопользовании и ведении лесного хозяйства на участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в результате которой установлены многочисленные нарушения требований Лесного кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих лесные отношения.

Во исполнение требований ст.ст.36, 130 ЛК РФ, постановлений Правительства РФ от 19.12.97 г. N 1601, 18.02.98 г. N 224 и главы администрации Владимирской области от
04.08.99 г. N 498, 24.09.99 г. N 604, предусматривается передача участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование им.

Однако, несмотря на имеющуюся юридическую базу, реализация мероприятий крайне заволокичена.

Вопреки ст.ст.73, 74 ЛК РФ в 8 районах области ведение лесного хозяйства и лесопользование производится без обновленных лесоустроительных проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке.

В свою очередь, уже разработанные в 1991-1994 гг. лесоустроительные проекты, в нарушении требований Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе“, не прошли обязательную экологическую экспертизу.

Созданное Минсельхозпродом России Владимирское государственное учреждение “Владимирское управление сельскими лесами“ и его 15 структурных подразделений нарушают установленный ст.ст.50 и 130 ЛК РФ принцип несовместимости реализации функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Вышеуказанные государственные структуры фактически являются основными лесозаготовителями, использующими ресурсы древесины для нужд сельских товаропроизводителей.

При проверке уставов вновь созданных структурных подразделений “Владсельлеса“ выявлены нарушения требований ст.ст.31, 42, 53, 62, 76, 77, 106, 116 и 118 ЛК РФ, что повлекло за собой противозаконное выполнение этими учреждениями функций и полномочий лесхозов Федерального органа управления лесным хозяйством, как то: управление лесами, выдача лесорубочных билетов, заключение договоров аренды участков лесного фонда, осуществление, государственного контроля, лесоустройства, освидетельствования мест рубок и другое.

Несмотря на это, а также то, что согласно ст.51 ГК РФ

несоответствие учредительных документов юридического лица закону, влечет отказ в его государственной регистрации, органы исполнительной власти районов произвели регистрацию уставов указанных организаций.

Более того, после согласования с заместителем главы администрации области В.Г.Васильевым и председателем комитета по управлению государственным
имуществом Владимирской области Л.Д.Бадальяном произведена регистрация устава ГУ “Владимирское управление сельскими лесами“, содержащего аналогичные нарушения требований норм Лесного кодекса РФ.

В свою очередь, незаконное присвоение “Владсельлесом“ не свойственных им функций, а также отсутствие должного взаимодействия указанного учреждения с Владимирским управлением лесами привело к ухудшению положения дел по охране участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Так, в процессе проверки на территории ГУ “Гусьсельлес“ выявлены массовые незаконные порубки - по состоянию на 17.09.99 г. незаконно срублено 5500 м.куб. древесины, причиненный ущерб составил более 1 900 000 рублей.

По указанным фактам незаконной порубки ОВД Гусь - Хрустального района возбуждены и расследуются уголовные дела.

Неудовлетворительно поставлена работа и по охране лесов от пожаров, что, в свою очередь, приводит к большим потерям лесных насаждений, однако виновные в этом не устанавливаются и к ответственности не привлекаются (в 1999 году лесным пожаром в лесах АО “Рассвет“ уничтожено более 600 гектаров хвойных насаждений).

Одной из причин нарушений лесного законодательства явилась пассивная позиция органов контроля за состоянием окружающей природной среды при выполнении возложенных на них законом обязанностей.

Кроме того, руководители ГУ “Владимирское управление сельскими лесами“ и подведомственных ему организаций в нарушении ст.11 ФЗ “Об основах государственной службы РФ“ от 05.07.95 г. совмещают должности в государственных учреждениях и директоров межхозяйственных лесхозов - коммерческих организаций различных форм.

Ссылка начальника управления организационной работы и государственной службы администрации Владимирской области Коцарева В.С. на то, что государственное учреждение “Владимирское управление сельскими лесами“ не входит в структуру администрации области и поэтому действие закона Владимирской области “О государственной службе Владимирской области“ на него не распространяется - необоснованна.

Вышеуказанное свидетельствует об ущемлении
прав сельскохозяйственных организаций на безвозмездное пользование участками лесного фонда, ранее находившихся в их владении, а также отсутствием должного контроля со стороны руководства управления природопользования в Владгоскомэкологии за происходящими процессами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации“, предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению нарушений лесного законодательства РФ.

2. Обеспечить реальное право сельскохозяйственных организаций на безвозмездное пользование переданных им участков лесного фонда.

3. Привести в соответствие с ФЗ “Об основах государственной службы РФ“ исполнение должностными лицами ГУ “Владсельлес“ и его структурных подразделений ограничений, связанных с государственной службой.

Представление подлежит рассмотрению в установленный законом месячный срок с уведомлением о принятых мерах Владимирского природоохранного прокурора.

Владимирский

природоохранный прокурор

старший советник юстиции

А.КАЮШКИН