Законы и бизнес в России

Решение Счетной палаты Владимирской области от 11.05.1999 N 07/9 “О методике проверки межбюджетных отношений во Владимирской области и о методическом положении по проведению проверки в учреждениях, организациях“

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 мая 1999 г. N 07/9

О МЕТОДИКЕ ПРОВЕРКИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ

Заслушав сообщения эксперта управления анализа и прогноза (Манов А.Ф.) о методике проверки межбюджетных отношений во Владимирской области и эксперта управления расходов (Тулякова И.В.) о методическом положении по проведению проверки в учреждениях, организациях, коллегия Счетной палаты решила:

1. Одобрить методику проверки межбюджетных отношений во Владимирской области и принять ее в редакции, предложенной председателем Счетной палаты (Чечеткин В.Д.), для использования при проведении контрольных мероприятий, касающихся межбюджетных отношений, и методическое положение по проведению проверки в учреждениях, организациях (приложения N 1, 2).

2.
Управлению анализа и прогноза и управлению расходов после апробирования утвержденных настоящим решением методики и методического положения подготовить предложения по внесению в них изменений и дополнений для рассмотрения коллегией Счетной палаты в ноябре 1999 года.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на эксперта управления анализа и прогноза (Манов А.Ф.) и эксперта управления расходов (Тулякова И.В.).

Председатель

Счетной палаты

Владимирской области

В.Д.ЧЕЧЕТКИН

Приложение N 1

к решению

Коллегии Счетной палаты

Владимирской области

от 11.05.1999 N 07/9

МЕТОДИКА

ПРОВЕРКИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая методика разработана с целью выявления основных технологических элементов при организации подготовки, проведении и завершении контрольных мероприятий, касающихся подготовки, принятия, исполнения, отчетности и организации внутреннего контроля межбюджетных отношений.

1.2. Основанием для проведения проверки межбюджетных отношений является план работы Счетной палаты, поручения Законодательного Собрания, представления главы администрации Владимирской области.

1.3. Подготовка к проведению проверки начинается с формулирования темы и выбора объекта проверки, определения целей и установления задач проверки.

Выбор объекта проверки и формирование темы проверки осуществляется в соответствии с Законом Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“ в части межбюджетных отношений, Положением об управлении анализа и прогноза Счетной палаты.

Основания для выбора объекта и темы проверки:

- ход исполнения бюджета области;

- анализ проекта бюджета области на очередной финансовый год (несбалансированность местных бюджетов, неравномерность в установлении балансов местных бюджетов различных субъектов областного бюджетного регулирования);

- публикации в средствах массовой информации о проблемах бюджетного финансирования в муниципальных образованиях;

- решения Законодательного Собрания и представления главы администрации Владимирской области о проверке межбюджетных отношений;

- обращение депутатов Законодательного Собрания и органов местного самоуправления;

- обращения органов местного самоуправления;

- письма граждан;

- предложения учреждений, заключивших со Счетной палатой Владимирской области соглашения о сотрудничестве.

Выбор
темы проверки предшествует выбору объекта проверки и осуществляется, как правило, при подготовке и утверждении плана работы Счетной палаты на очередной год, уточнении плана работы Счетной палаты на очередной квартал исходя из возможности достичь цели проверки с максимальной эффективностью.

Выбор объекта проверки осуществляется после выбора темы проверки по указанным в настоящем разделе основаниям.

Выбор темы и объекта проверки считается экономически обоснованным, если затраты на проведение контрольного мероприятия не менее чем в пять раз меньше объема проверяемого объекта.

Раздел 2. ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ

2.1. Выявление механизмов реализации органами государственной власти области и органами местного самоуправления установленного действующим законодательством принципа равенства прав граждан Российской Федерации во Владимирской области на бюджетное обеспечение государственных обязательств, определенных Конституцией России.

2.2. Выявление отклонений и нарушений в формировании, утверждении и исполнении межбюджетных отношений от установленных законодательством Российской Федерации и Владимирской области.

2.3. Устранение выявленных отклонений и нарушений в межбюджетных отношениях через подготовку и направление:

- представлений должностным лицам областных и местных учреждений, обеспечивающим межбюджетные отношения;

- информационных писем и сообщений органам государственной власти Владимирской области, органам местного самоуправления и средствам массовой информации;

- сообщений в правоохранительные органы и прокуратуру Владимирской области.

Раздел 3. ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ

3.1. Получить в пределах установленных сроков на проведение проверки материалы (справки, информации, таблицы, копии счетов, уведомлений), удостоверенные собственноручными подписями ответственных должностных лиц с указанием даты подписания.

3.1.1. От Главного финансового управления администрации Владимирской области:

- о проектировках и фактическом поступлении от предприятий проверяемого муниципального образования доходов в фонд финансовой поддержки территорий (ФФПТ) на последнюю отчетную перед проверкой дату;

- о льготах, предоставленных налогоплательщикам органами местного проверяемого муниципального образования, по налогам и сборам, устанавливаемым федеральными и областными органами местного
самоуправления, с указанием даты предоставления и льготного периода, а также объемов выпадающих доходов местного бюджета;

- о недоимке и задолженности по поступлениям в бюджет области от налогоплательщиков проверяемого муниципального образования;

- о кредиторской и дебиторской задолженности местного бюджета перед областным бюджетом на дату начала проверки;

- о суммах средств, перечисленных из ФФПТ областного бюджета местному бюджету за проверяемый период с указанием реквизитов платежных документов;

- о ссудах, кредитах, гарантиях областного бюджета местному бюджету и возврата по ним с указанием оснований платежа и их реквизитов, а также платежных документов отмеченных перечислений;

- о проведенных зачетах по федеральным и областным налогам, зачисляемых в областной бюджет и местный бюджет (раздельно), с указанием оснований для зачета и реквизитов подтверждающих документов;

- о взаимной задолженности, поставленной на взаимные расчеты областного бюджета с бюджетом муниципального образования по состоянию на начало проверки, с указанием и их реквизитов;

- о контрольных мероприятиях Главного финансового управления в межбюджетных отношениях.

3.1.2. От территориального управления Федерального казначейства Минфина РФ по Владимирской области:

- о бюджетных поступлениях в муниципальное образование по видам налогов;

- о направлении в местные бюджеты средств по ссудам, кредитам, гарантиям с указанием сумм и дат перечислений, иных реквизитов платежных документов;

- о зачетах по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет;

- о взаимных расчетах областных бюджетов с федеральным бюджетом, а также федерального бюджета с областными бюджетами;

- о задолженности, в т.ч. недоимке (текущей) налогоплательщиков, в т.ч. бюджетных учреждений, расположенных на территории проверяемого муниципального образования, перед федеральным и областным бюджетами.

3.1.3. От Госналогслужбы Российской Федерации по Владимирской области:

- о задолженности налогоплательщиков, расположенных на территории проверяемого муниципального образования, по всем видам платежей в бюджетную систему
РФ с разделением по уровням бюджетного регулирования (федеральный, областной, местный областного бюджетного регулирования, местный районного (городского) бюджетного регулирования);

- о поступлении в местный бюджет всех обязательных платежей на начало и конец проверяемого периода;

- перечень налогоплательщиков - основных задолжников по платежам в бюджетную систему РФ с указанием суммы задолженности и ее динамики за проверяемый период (по видам задолженности, по видам деятельности, по организационно-правовым формам);

- о мерах органов местного самоуправления по взаимодействию с налоговыми органами по усилению налоговой дисциплины.

3.1.4. От Главного управления Центрального банка России по Владимирской области:

- о сроках и суммах поступлений средств по ссудам, кредитам, дотациям, субвенциям местным бюджетам за счет областного бюджета;

- о суммах и днях задержки перечисления платежей в бюджетную систему РФ на бюджетный счет;

- о суммах и сроках зачисления на бюджетные счета средств федерального бюджета для осуществления межбюджетных отношений федерального бюджетного регулирования и средств областного бюджета для осуществления межбюджетных отношений областного бюджетного регулирования.

3.1.5. От Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области:

- о долях участия органов местного самоуправления проверяемого муниципального образования в созданных органами государственной власти предприятиях и организациях;

- о мерах органов местного самоуправления по повышению эффективности управления долями капитала или пакетами акций;

- копии отчетов представителей органов местного самоуправления об их участии в управлении долями капитала и пакетов акций предприятий в участии государства, поступивших за проверяемый период.

3.2. Подготовить акт по результатам контрольного мероприятия, в котором отражать соответствие фактического состояния дел по существу проверки действующему законодательству, натуральным нормам и финансовым нормативам без оценок, выводов и предложений.

3.3. Подготовить материалы с выводами и предложениями по результатам контрольного мероприятия для рассмотрения и
принятия решения коллегией Счетной палаты:

- отчет о проведенном контрольном мероприятии;

- представления и (или) предписания, а также информационные письма и сообщения по результатам контрольного мероприятия;

- проект решения коллегии Счетной палаты по результатам рассмотрения итогов контрольного мероприятия.

3.4. Установить соответствие системы межбюджетных отношений районного бюджетного регулирования действующему законодательству.

3.5. Наметить меры по контролю за реализацией предложений Счетной палаты, сформулированных по результатам проведенного контрольного мероприятия.

Раздел 4. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ

Критерии эффективности контрольного мероприятия задаются на этапе включения проверки в план работы Счетной палаты и на этапе оценки результатов контрольного мероприятия.

4.1. Критерии эффективности планирования контрольного мероприятия

Вывод о целесообразности осуществления того или иного контрольного мероприятия делается после его экономического обоснования исходя из соотношения затрат на проведение контрольного мероприятия и объемов государственных ресурсов, предполагаемых к проверке. Это соотношение не может превышать, как правило, 1:5. Одновременно оценивается ожидаемый экономический эффект результативности контрольного мероприятия.

4.2. Критерии оценки эффективности результатов контрольного мероприятия

По окончании контрольного мероприятия оценивается экономическая эффективность его проведения. Критериями оценки его величины могут быть:

- увеличение доходов местного бюджета на душу населения и неуменьшение личных доходов граждан на 1 человека муниципального образования при уменьшении или неувеличении нормативов отчислений от федеральных и областных налоговых поступлений и от ФФПТОБ;

- уменьшение отчислений из ФФПТОБ при неуменьшении доходов местного бюджета и личных доходов граждан на душу населения;

- увеличение активов муниципального образования за счет включения в реестр муниципальной собственности имущества и (или) акций коммерческих организаций при наличии оценки стоимости;

- сокращение отчислений из ФФПТОБ в случае нецелевого использования органами местного самоуправления средств, направляемых местному бюджету из областного бюджета для финансирования расходов по государственным обязательствам, учтенных при расчете межбюджетных
отношений;

- сокращение доли муниципального образования в ФФПТОБ в случае недостоверного предоставления Главному финансовому управлению администрации области данных органами местного самоуправления по базе для расчета базы межбюджетных отношений.

Раздел 5. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ

Подготовка к проведению проверки включает в себя:

- определение цели проверки и уточнение формулировки темы контрольного мероприятия, выбранного в соответствии с планом работы Счетной палаты объекта проверки;

- формулирование перечня вопросов и данных об использовании бюджетных средств (с выделением целевого финансирования) и государственного имущества на объекте проверки в соответствии с темой, целями и задачами контрольного мероприятия;

- ознакомление с данными Главного финансового управления, территориального управления федерального казначейства Минфина России, главного управления Центрального банка РФ во Владимирской области о фактическом финансировании объекта проверки за проверяемый период из бюджетных источников (указываются также первоначально установленные на начало проверки ассигнования при их наличии);

- подбор материалов, опубликованных в средствах массовой информации об объекте проверки, и их систематизация;

- подбор и изучение нормативных актов, определяющих систему финансирования объекта проверки по выбранной теме проверки;

- определение задач контрольного мероприятия, которые необходимо решить для реализации целей проверки выбранной тематики;

- установление перечня объектов возможных встречных проверок;

- разработка форм показателей использования бюджетных средств, в которых должны найти отражение данные о юридической основе использования средств; реквизиты всех платежных документов, по которым поступали и использовались бюджетные средства по тематике проверки; о целевом характере поступающих средств и их использовании; показатели бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации, принятые при определении межбюджетных отношений, установленные решениями органов местного самоуправления, и показатели фактического финансирования за проверяемый период. Предусматривается, что формы подписываются должностными лицами, ответственными за проведение проверяемых операций с государственной
собственностью;

- подготовка программы (плана) проверки, которая должна обеспечить перечень проверочных мероприятий (действий) проверяющих по реализации задач планируемой проверки; по определению законности, полноты и своевременности прохождения денежных средств от распорядителя средств областного бюджета до бюджетного учреждения, иного юридического или физического лица - конечного получателя бюджетных средств; по выявлению отклонений фактического исполнения от действующих нормативно-правовых актов, незаконного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств;

- изучение концепций межбюджетных отношений на проверяемые периоды и сопоставление с концепциями формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на те же периоды;

- анализ прогнозных оценок Главного финансового управления по формированию минимальных бюджетов муниципальных образований. Реальность прогнозируемых доходов;

- выработку критериев оценки принципов выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности городов и районов и формирование фонда финансовой поддержки территорий;

- анализ прогнозных расчетов финансовой обеспеченности выполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и государственных обязательств, финансируемых из областного бюджета;

- анализ предоставленной финансовой помощи из областного бюджета муниципальному образованию и произведенных взаиморасчетов по данным Главного финансового управления;

- включение в состав бригады Счетной палаты специалистов органов исполнительной власти по согласованию с администрацией области;

- направление объекту проверки извещения о контрольном мероприятии с наименованием темы проверки не менее чем за 10 дней до начала проверки.

Раздел 6. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

6.1. Оценка методики формирования бюджетов муниципальных образований, соответствие ее концепции формирования межбюджетных отношений.

6.2. Анализ экономического положения территории и его влияние на налогооблагаемую базу.

6.3. Поверка правильности определения налогооблагаемой базы, оценка перспективы роста доходов, оценка неучтенных резервов.

6.4. Сравнительный анализ методики расчета прогнозируемых контингентов доходов по источникам, рассчитанным Главным финансовым управлением и муниципальным образованием.

6.5. Оценка обоснованности установления закрепленных доходов и нормативов отчислений от
регулирующих доходов.

6.6. Анализ исполнения доходов бюджета территории и меры, принимаемые органами местного самоуправления по изысканию доходных источников и полноты их поступлений. Работа по взысканию недоимки. Уровень денежных перечислений в бюджет, целесообразность проведения взаимозачетов.

6.7. Проверка полноты определения текущих расходов минимальных бюджетов. Оценка финансовой обеспеченности предметов ведения органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, переданных из областного бюджета.

6.8. Проверка экономической эффективности использования бюджетных средств. Инвентаризация бюджетной сферы. Проведение режима экономии в расходовании бюджетных назначений, соблюдение социальной справедливости и выделение приоритетов при финансировании бюджетных учреждений и мероприятий.

6.9. Проверка целевого использования средств, передаваемых из областного и федерального бюджетов муниципальным образованиям на выполнение целевых программ, оказание финансовой помощи, другие цели. Оценка их социально-экономической эффективности.

Раздел 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

7.1. Составление акта проверки, который должен содержать исключительно фактические результаты проверки. Акт подписывают все участники контрольного мероприятия. С актом знакомятся должностные лица, ответственные за проверяемый период, в 3-дневный срок.

7.2. Подготовка отчета о проведенной проверке с выводами и предложениями по устранению выявленных нарушений и совершенствованию межбюджетных отношений. Отчет готовит и подписывает эксперт управления в 3-дневный срок после ознакомления проверяемой стороны.

7.3. Подготовка материалов на коллегию Счетной палаты (проект решения коллегии Счетной палаты, информационные письма, представления, предписания) в порядке, установленном регламентом.

Приложение N 2

к решению

Коллегии Счетной палаты

Владимирской области

от 11.05.1999 N 07/9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее методическое положение устанавливает порядок организации и проведения проверки (комплексной проверки) управлением Счетной палаты в учреждениях и организациях, определяет круг вопросов, подлежащих проверке в обязательном порядке.

1.2. Основанием для проведения проверки является план работы Счетной палаты, поручения Законодательного Собрания, представления главы администрации Владимирской области.

1.3. Проверка
означает:

- установить существующее положение дел;

- проследить его с факторами финансового воздействия под углом зрения необходимых требований, определенных планом проверки, и оценить его.

1.4. Подготовка к проведению проверки начинается с формулирования темы и выбора объекта проверки, определения целей и установления задач проверки.

Выбор объекта проверки и формирование темы проверки осуществляется в соответствии с Законом Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“, Положением об управлении Счетной палаты.

Основания для выбора объекта и темы проверки:

- ход исполнения областного бюджета;

- анализ проекта областного бюджета на очередной финансовый год;

- публикации в средствах массовой информации о проблемах бюджетного финансирования;

- решения Законодательного Собрания и представления главы администрации Владимирской области;

- обращение депутатов Законодательного Собрания;

- письма граждан;

- предложения учреждений, заключивших со Счетной палатой Владимирской области соглашения о сотрудничестве.

Выбор темы проверки предшествует выбору объекта проверки и осуществляется, как правило, при подготовке и утверждении плана работы Счетной палаты на очередной год, уточнении плана работы Счетной палаты на очередной квартал исходя из возможности достичь цели проверки с максимальной эффективностью.

Выбор объекта проверки осуществляется после выбора темы проверки по указанным в настоящем разделе основаниям.

Выбор темы и объекта проверки считается экономически обоснованным, если затраты на проведение контрольного мероприятия не менее чем в пять раз меньше объема проверяемого объекта.

1.5. При проведении проверки подлежат контролю расходы за счет средств областного бюджета, эффективность использования государственной собственности, наличие внебюджетных средств и их учет при определении объема бюджетного финансирования.

1.6. При проведении проверки в обязательном порядке проверяются вопросы целевого, рационального и эффективного использования средств областного бюджета на капитальные вложения, инвестиционные кредиты, операционные расходы, дотации и компенсации, бюджетные ссуды и кредиты, содержание бюджетных организаций.

Целевое использование бюджетных средств означает использование в соответствии с законодательно установленными бюджетными назначениями.

Проверка рационального и эффективного использования бюджетных средств контролирует соотношение между преследуемой целью и затраченными средствами. Наиболее выгодное соотношение между целью и средствами состоит в том, что определенный результат достигается при помощи как можно меньшего расхода средств или при применении определенных средств достигается наилучший из возможных результат. Эффективность предполагает разработку альтернативных решений и выяснение их возможных последствий. При учете всех обстоятельств должна быть выработана соответственно лучшая альтернатива. Примерами тому могут служить обязательность конкурсности при заключении договоров на поставки и услуги, ограничение предоплаты и т.д.

1.7. При проведении проверки осуществляется документальная проверка своевременности поступления средств из областного бюджета, соответствие расходования поступивших средств их назначениям, степень и эффективность выполнения областных программ, обеспечение полноты и своевременности перечисления средств их получателям, исполнение сметы расходов на содержание аппарата управления, своевременность выплаты заработной платы.

1.8. Важная задача Счетной палаты состоит в том, чтобы финансовый контроль с помощью актуальных проверок и заключительного обсуждения помогал избегать финансового ущерба или уменьшить таковой.

Раздел 2. ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ

2.1. Выявление отклонений и нарушений при формировании и исполнении смет бюджетными учреждениями, организациями от действующего законодательства Российской Федерации и Владимирской области.

2.2. Установить обоснованность получения учреждениями и организациями бюджетных средств, величину их объема и целевое использование.

2.3. Установить соответствие фактического исполнения учреждением, организацией своих функций законодательно установленным.

2.4. Определить целесообразность, законность, эффективность и целевое использование средств облбюджета.

2.5. Определить сохранность и эффективность использования имущества, находящегося в оперативном управлении у учреждения, организации.

2.6. Устранение выявленных отклонений и нарушений через подготовку и направление:

- представлений должностным лицам областных учреждений;

- информационных писем и сообщений органам государственной власти Владимирской области и средствам массовой информации;

- сообщений в правоохранительные органы и прокуратуру Владимирской области.

Раздел 3. ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ

3.1. Получить в пределах установленных сроков на проведение проверки материалы (справки, информации, таблицы, копии счетов, уведомлений), удостоверенные собственноручными подписями ответственных должностных лиц с указанием даты подписания.

3.1.1. От Главного финансового управления администрации Владимирской области:

- о суммах средств, перечисленных из областного бюджета учреждению, организации за проверяемый период с указанием реквизитов платежных документов;

- о ссудах, кредитах, гарантиях областного бюджета, если таковые предоставлялись, и возврата по ним с указанием оснований платежа и реквизитов платежных документов;

- о проведенных зачетах с указанием оснований для зачета и реквизитов подтверждающих документов;

- о контрольных мероприятиях Главного финансового управления в проверяемом учреждении, организации.

3.1.2. От территориального управления Федерального казначейства Минфина РФ по Владимирской области (в случаях, когда проверяемые учреждения и организации финансируются из федерального бюджета):

- о бюджетных перечислениях в проверяемое учреждение, организацию;

- о направлении средств по ссудам, кредитам, гарантиям с указанием сумм и дат перечислений, иных реквизитов платежных документов;

3.1.3. От Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области:

- об имуществе государственной формы собственности, находящемся у проверяемого учреждения, организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

3.2. Оценить создание учреждением, организацией условий по эффективному использованию бюджетных средств, обеспечению сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, выявление и пресечение бесхозяйственности и хищений.

3.3. Подготовить акт по результатам контрольного мероприятия, в котором отражать соответствие фактического состояния дел по существу проверки действующему законодательству, натуральным нормам и финансовым нормативам без оценок, выводов и предложений.

3.4. Подготовить материалы с выводами и предложениями по результатам контрольного мероприятия для рассмотрения и принятия решения коллегией Счетной палаты:

- отчет о проведенном контрольном мероприятии;

- представления и (или) предписания, а также информационные письма и сообщения по результатам контрольного мероприятия;

- проект решения коллегии Счетной палаты по результатам рассмотрения итогов контрольного мероприятия.

3.5. Наметить меры по контролю за реализацией предложений Счетной палаты, сформулированных по результатам проведенного контрольного мероприятия.

3.6. Проверки не должны исчерпываться простой констатацией ошибочного поведения администрации. Они должны одновременно выяснить причины возможных недостатков и предложить варианты улучшения работы.

Раздел 4. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

4.1. По окончании контрольного мероприятия оценивается экономическая эффективность его проведения. Критериями оценки его величины могут быть:

- возврат средств в областной бюджет;

- сокращение расходов областного бюджета в случае их нецелевого использования учреждением, организацией;

- внесение имущества в реестр государственной собственности Владимирской области.

Раздел 5. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ

5.1. Согласно утвержденному плану контрольной работы руководителям проверяемых организаций не позднее чем за 10 дней до начала проверки направляется извещение с указанием сроков проведения проверки и ответственных за их проведение. При этом указывается на необходимость корректировки графика отпусков с учетом сроков проведения проверки.

5.2. Подготовка к проведению проверки включает в себя:

- определение цели проверки и уточнение формулировки темы контрольного мероприятия, выбранного в соответствии с планом работы Счетной палаты объекта проверки;

- формулирование перечня вопросов и данных об использовании бюджетных средств (с выделением целевого финансирования) и государственного имущества на объекте проверки в соответствии с темой, целями и задачами контрольного мероприятия;

- ознакомление с данными Главного финансового управления, территориального управления федерального казначейства Минфина России о фактическом финансировании объекта проверки за проверяемый период из бюджетных источников (указываются также первоначально установленные на начало проверки ассигнования при их наличии);

- подбор материалов, опубликованных в средствах массовой информации об объекте проверки, и их систематизация;

- подбор и изучение нормативных актов, определяющих систему финансирования объекта проверки по выбранной теме проверки;

- определение задач контрольного мероприятия, которые необходимо решить для реализации целей проверки выбранной тематики;

- установление перечня объектов возможных встречных проверок;

- разработка форм показателей использования бюджетных средств, в которых должны найти отражение данные о юридической основе использования средств; реквизиты всех платежных документов, по которым поступали и использовались бюджетные средства по тематике проверки; о целевом характере поступающих средств и их использовании. Предусматривается, что формы подписываются должностными лицами, ответственными за проведение проверяемых операций с государственной собственностью;

- подготовка программы (плана) проверки, которая должна обеспечить перечень проверочных мероприятий (действий) проверяющих по реализации задач планируемой проверки; по определению законности, полноты и своевременности прохождения денежных средств от распорядителя средств областного бюджета до бюджетного учреждения, иного юридического или физического лица - конечного получателя бюджетных средств; по выявлению отклонений фактического исполнения от действующих нормативно-правовых актов, незаконного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

5.3. Для наиболее полного и всестороннего охвата проверяемых вопросов и организаций к проведению проверки могут заранее привлекаться по согласованию работники иных контрольных органов и органов государственной власти.

5.4. Сроки проведения проверки и состав контрольной группы определяются с учетом объема и особенностей проверяемых организаций и учреждений.

5.5. На проведение проверки издается приказ председателя Счетной палаты Владимирской области и выписывается удостоверение на право проведения проверки.

5.6. Проверка проводится за период деятельности учреждения, начиная с даты окончания предыдущей проверки, но не более чем за 1,5 - 2 года. При необходимости, устанавливаемой решением коллегии Счетной палаты, проверка проводится и за более длительный срок.

5.7. Предельный срок проверки - 30 дней. Он может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения председателя Счетной палаты.

Раздел 6. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

6.1. Перед началом проверки руководитель контрольной группы предъявляет руководителю проверяемого учреждения (организации) удостоверение о полномочиях на проведение проверки, знакомит его с планом проверки. Руководитель учреждения (организации) представляет членам контрольной группы всех ответственных работников и дает им указание о необходимости предоставления проверяющим всех необходимых документов в согласованные сроки.

Проверяющим предоставляется отдельное помещение (служебный кабинет), оборудованное мебелью и средствами связи.

6.2. Руководитель контрольной группы (если проверка осуществляется несколькими сотрудниками) согласовывает действия членов группы, дает им поручения для более детальной проверки. Он является ответственным за обобщение материалов проверки и своевременное составление и подписание справки (акта).

6.3. Достоверность финансовых операци“ и разовых выплат денежных средств может быть установлена путем проведения встречных проверок как на предприятиях, с которыми проверяемая организация имеет финансовые взаимоотношения, так и с гражданами. Результаты встречной проверки оформляются отдельной справкой (актом), а с граждан взимаются объяснения.

6.4. При выявлении недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей указываются виновные в этом должностные лица и размер нанесенного материального ущерба.

6.5. При проведении проверки необходимо обратить внимание на следующее:

- учтены ли бюджетно-правовые предписания;

- являются ли полными и правильными документы, которые обосновывают расходы;

- были ли действия рациональными и эффективными;

- нельзя ли было выполнить то или иное задание с наименьшими бюджетными средствами, штатной численностью, имуществом или другим способом более действенно;

- были ли с помощью принятых мер достигнуты запланированные результаты;

- наличие внутриведомственного контроля и его результативность;

- передача оборудования, помещений (например, в аренду) и изменение расходов бюджетного учреждения на их содержание за счет бюджета.

6.6. Методы проведения проверок (контроля) классифицируются по времени проведения.

6.6.1. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Одним из важных условий эффективного контроля является его ориентированность на будущие события, а не только на прошедшие.

6.6.2. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

6.6.3. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Раздел 7. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ИНСПЕКТОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕРКУ

7.1. При проведении проверки проверяющие обязаны:

- руководствоваться Законом Владимирской области “О Счетной палате Владимирской области“, положением об управлении Счетной палаты, действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Владимирской области;

- четко и объективно освещать финансовую деятельность проверяемого учреждения (организации), вести себя корректно по отношению к проверяемым работникам, должностным и материально ответственным лицам;

- обеспечить качественное и своевременное проведение проверки в соответствии с разработанным планом. В ходе проверки принять меры к максимальному устранению выявленных нарушений.

7.2. При проведении проверки проверяющие имеют право проверить:

- первичные бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие денежные документы; наличие денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей, проводить их инвентаризацию; опечатывать кассы, склады, кладовые и другие помещения, в которых хранятся денежные и материальные ценности;

- требовать от должностных и материально ответственных лиц объяснения по вопросам, возникшим в ходе проведения проверки, а также предоставления необходимых справок, документов и (или) их копий, не приложенных к проверяемым бухгалтерским документам.

7.3. За преднамеренное искажение или сокрытие фактов злоупотреблений и хищений денежных средств и материальных ценностей, использование служебного положения в корыстных целях проверяющий привлекается к ответственности в установленном порядке.

7.4. Проверяющие не имеют права вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность проверяемой организации.

Раздел 8. ПРОВЕРКА БАНКОВСКИХ И КАССОВЫХ

ОПЕРАЦИЙ

8.1. При проверке банковских операций необходимо проверить правильность открытия счетов в учреждениях банка. В ходе проверки следует установить количество счетов, открытых организацией, с целью полноты охвата операций с денежными средствами.

8.2. При проверке операций по текущим и другим счетам основными документами являются выписки из банка (из лицевых счетов) и приложенные к ним копии платежных поручений (требований) со штампом банка и с указанием даты проводки. По ним определяется (методом движения по “цепочке“) полнота предоставления всех выписок банка.

8.3. Выписки банка должны быть подобраны и сброшюрованы в хронологическом порядке. К выпискам должны быть приложены все относящиеся к ним платежные поручения (требования), счета и т.д. Проверяющий сопоставляет остатки по текущему и другим счетам на начало и конец месяца с Главной книгой, которые должны быть одинаковыми. Сопоставляется каждый первичный документ (платежное поручение) с записями в выписках банка и устанавливаются целевое расходование средств, достоверность и целесообразность совершенных операций. В случае обнаружения в выписках банка и платежных поручениях (требованиях) неоговоренных исправлений и подчисток производятся встречные проверки в учреждениях банка или в организациях, с которыми имеются взаиморасчеты.

Операции, отраженные в выписках банка, инспектор сверяет с записями в регистрах бухгалтерского учета.

8.4. При проверке банковских операций необходимо проверить целесообразность и законность произведенных расходов с целью выявления непроизводительных затрат и потерь (уплата штрафов, пени, ущерб от порчи материальных ценностей, истечение сроков исковой давности по дебиторской задолженности, необоснованная оплата счетов ресторанов и т.д.).

8.5. Особое внимание необходимо уделить полноте и своевременности доведения средств областного бюджета до конкретных получателей, целевому и рациональному расходованию средств.

8.6. В расчетах раздела V баланса учитывают движение денежных средств на текущих счетах в банке и в кассе и прочие денежные документы. Текущий счет учитывает движение и расходование средств бюджетными учреждениями: расходы непосредственно учреждениями, перевод бюджетных ассигнований подведомственным нижестоящим учреждениям, централизованные расходы главных и вышестоящих распорядителей кредитов (стр. 140, форма N 1). На финансирование капитальных вложений в таком же порядке открываются отдельные текущие счета по областному бюджету (стр. 150, 170, форма N 1). Финансирование осуществляется платежными поручениями.

8.7. Учет операций по движению средств на бюджетных текущих счетах учреждений ведется в накопительной ведомости по движению средств на бюджетных текущих счетах формы 381 (мемориальный ордер 2). В тех случаях, когда учреждению открыто несколько текущих счетов, накопительные ведомости ведутся по каждому бюджетному счету (отдельно) с присвоением мемориальным ордерам номеров 2-а, 2-б и т.д. В учреждениях, где по объему операций не требуется составление накопительных ведомостей и при наличии нескольких счетов в банке, учет движения денежных средств ведется на карточках формы 292-а (в книге формы 292) по каждому бюджетному счету. Аналитический учет бюджетных средств в централизованных бухгалтериях ведется по каждому бюджетному счету в разрезе параграфов на карточках аналитического учета открытых кредитов формы 294-а.

8.8. В учреждениях, осуществляющих учет исполнения смет расходов самостоятельно, и в централизованных бухгалтериях при составлении общих смет расходов по однотипным учреждениям аналитический учет бюджетных средств, кассовых и фактических расходов ведется в книге учета кредитов (ассигнований) и расходов формы 294 по каждому документу или группе однородных документов, поступающих за день. В тех случаях, когда учреждению открыто несколько бюджетных текущих счетов, учет движения бюджетных средств, кассовых и фактических расходов ведется по каждому счету (отдельно).

Итоги в книге подсчитываются за месяц и с начала года. При этом итог полученных средств с начала года (гр. 4) выводится за минусом отозванных средств.

8.9. Проверка правильности кассовых операций - один из вопросов документальной ревизии - осуществляется путем проверки полноты оприходования и обоснованности списания в расход наличных денежных средств.

8.10. Движение и наличие денежных средств в кассе учреждения или централизованной бухгалтерии учитываются на субсчете 120 (стр. 223, форма N 1). При оформлении и учете кассовых операций организации должны руководствоваться “Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации“, утвержденным Банком России. Наличные деньги, полученные из учреждений банков, расходуются на те цели, на которые они получены.

8.11. Учреждения могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе и использовать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка наличных денег в кассах и норм использования выручки устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководителями этих учреждений. При необходимости указанные лимиты могут быть пересмотрены.

8.12. Учет кассовых операций в учреждениях ведется в кассовой книге формы КО-4 или 440, а в централизованных бухгалтериях - в книге формы 440. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера учреждения или лица, его заменяющего.

Раздел 9. ПРОВЕРКА ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

9.1. Проверка содержания хозяйственных операций по данным первичных документов, учетных регистров и отчетности производится с целью установления достоверности, законности и целесообразности совершенных хозяйственных операций, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности расходования средств федерального бюджета.

9.2. Проверка может быть сплошной или выборочной. Проверка кассовых и банковских операций, расчеты с подотчетными лицами и некоторые другие участки деятельности проверяемой организации, указанные в плане проверки, проводятся сплошным методом за весь проверяемый период.

При выборочной - проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности проводится сплошным методом за весь период, в котором сохранились документы.

9.3. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или путем проведения встречных проверок. Наряду с документальной проверкой проводятся выборочные инвентаризации фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и бланков строгой отчетности.

9.4. При проверке состояния расчетов с разными дебиторами и кредиторами следует установить: реальность сумм задолженности, проводятся ли работниками бухгалтерии выверки взаимных расчетов с организациями и учреждениями и не числятся ли в составе дебиторской задолженности необоснованно выданные авансы этим организациям.

9.5. При проверке состояния кредиторской задолженности следует установить, не было ли случаев зачета суммы кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, в погашение дебиторской задолженности других организаций, а также перечисление такой задолженности на счета физических лиц с целью сокрытия злоупотребления. Своевременность перечисления в доход бюджета суммы, не востребованной в срок кредиторской задолженности.

9.6. Оценить способность проверяемого учреждения, организации выполнить взятые обязательства.

Раздел 10. ПРОВЕРКА РАСХОДОВ ПО КАПИТАЛЬНЫМ

ВЛОЖЕНИЯМ И ИНВЕСТИЦИОННЫМ КРЕДИТАМ

10.1. При проверке этого вопроса необходимо определить, кто является заказчиком по объекту, федеральной или областной программе, имеется ли утвержденная проектно-сметная документация и технико-экономическое обоснование.

10.2. Определяется полнота и своевременность получения бюджетных средств и целевое их использование, соответствие сметной стоимости объемов подрядных работ стоимости фактически выполненных работ. При этом с привлечением специалистов может осуществляться контрольный обмер объемов выполняемых работ. Выявляется необоснованно выплаченная сумма и принимаются меры по ее возврату.

10.3. При проверке инвестиционных кредитов особое внимание уделяется их целевому использованию, обоснованности их получения и обеспечению возвратности.

10.4. При ревизии использования капитальных вложений и инвестиционных кредитов необходимо проверять соблюдение сроков ввода объектов в эксплуатацию и освоения производственных мощностей, сроков окупаемости.

Раздел 11. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

11.1. Проверка правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в соответствии с инструкцией о бухгалтерском учете в бюджетных организациях и положением о бухгалтерском учете в Российской Федерации. Проверку правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности необходимо проводить по первичным бухгалтерским документам и учетным регистрам (журналам, книгам, ведомостям), в том числе в ходе проверок других вопросов.

11.2. Проверяется правильность документального оформления бюджетных операций, своевременность и полнота отражения операций в бухгалтерском учете, правильность ведения материального и складского учета, оформления первичных документов, своевременность записей по счетам аналитического и синтетического учета.

Раздел 12. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

12.1. Материалы проверки оформляются актом, который должен быть написан доступным для понимания языком, объективно, с точным изложением фактов нарушений со ссылкой на соответствующие документы с указанием несоблюдения законов Российской Федерации, Владимирской области, иных нормативно-правовых актов, виновных в этом должностных лиц и суммы причиненного ущерба. Факты нарушений подтверждаются ксерокопиями документов, завизированных ответственными работниками проверяемого учреждения.

12.2. Акт проверки не следует загромождать описанием структуры учреждения, плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности. При наличии однородных или массовых нарушений эти факты должны группироваться в ведомости, таблицы, справки и прилагаться к акту, в котором приводятся только итоговые данные и краткое содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

12.3. В акт не допускается включение различного рода выводов, предложений, ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам. Он не должен содержать квалификацию или оценку действий отдельных работников учреждения (“присвоил“, “расхитил“ и т.д.).

12.4. В тех случаях, когда по выявленным фактам нарушений необходимо принять срочные меры, к их устранению составляется промежуточный акт с приложением объяснений.

Промежуточные акты, справки составляются также при оформлении результатов проверки отдельных участков деятельности проверяемого учреждения: ревизия кассы, инвентаризация материальных ценностей, контрольный обмер выполненных работ, выверка взаимных расчетов и другое - подписываются проверяющими и должностными лицами, отвечающими за данный участок работы, и прилагаются к основному акту проверки.

12.5. Справка (акт) проверки (сводный) подписывается руководителем контрольной группы (инспектором), руководителем и главным бухгалтером учреждения.

При наличии со стороны администрации учреждения возражений или замечаний по отдельным фактам, изложенным в справке (акте) проверки, руководитель и главный бухгалтер обязаны подписать справку (акт) и приложить к нему в трехдневный срок по истечении проверки свои письменные объяснения или замечания. В течение пяти рабочих дней после их получения инспектор обязан допроверить эти факты и дать письменное заключение об их достоверности.

Один экземпляр справки (акта) проверки вручается руководителю организации под роспись.

12.6. По результатам проверки председателем Счетной палаты проводится производственное совещание, в котором принимают участие инспектора Счетной палаты во главе с экспертом.

12.7. Все материалы проверки (со всеми приложениями, справками, объяснениями, расчетами, таблицами и т.д.) подшиваются в отдельную папку, листы нумеруются (карандашом), на внутренней стороне папки (дела) приклеивается опись всех документов, находящихся в деле, включая в нее документы реализации (приказ, представление, предписание), и поступившая от руководства учреждения информация о принятых мерах по устранению выявленных проверкой нарушений и недостатков в работе.

Раздел 13. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ

13.1. Эксперт определяет в соответствии с материалом проверки порядок ее реализации представлением или предписанием.

Руководитель контрольной группы подготавливает, в зависимости от результатов проверки, проект представления с конкретными предложениями мер по устранению выявленных нарушений и возмещению необоснованных выплат, недостач денежных средств и материальных ценностей. В представлении устанавливается реальный срок поступления в Счетную палату информации о выполнении данных предложений по устранению нарушений и недостатков в работе.

13.2. В случае неполного принятия мер по возмещению незаконных расходов, сумм недостач денежных средств и материальных ценностей и устранения нарушений подготавливается предписание с указанием по безусловному выполнению данных предложений и ставится вопрос о привлечении руководителя учреждения и главного бухгалтера, подписавших информацию, к дисциплинарной или материальной ответственности.

13.3. При выявлении серьезных нарушений и злоупотреблений по решению коллегии Счетной палаты материалы ревизии передаются в следственные органы для возбуждения уголовного дела или в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

--------------------------------

<*> При разработке методического положения по проведению проверки в учреждениях, организациях использованы методические разработки Счетной палаты РФ, “Учебное пособие Федеральной Счетной палаты Германии“.