Законы и бизнес в России

Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.09.1998 N 196 “О концепции стратегического планирования и управления проектами в системе управления г. Владимира“

Утратил силу в связи с изданием решения Владимирского городского Совета народных депутатов от 23.01.2003 N 3.

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 1998 г. N 196

О КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Г. ВЛАДИМИРА

Рассмотрев представленную администрацией города концепцию “О внедрении стратегического планирования и управления проектами в системе управления г. Владимира“ и для обеспечения принятия качественных управленческих решений в экономических и социальных сферах развития города, направленных на максимальное удовлетворение потребностей и интересов горожан, Совет народных депутатов решил:

1. Одобрить концепцию “О внедрении стратегического планирования и управления проектами в системе управления г. Владимира“ (приложение N 1).

2. Считать задачу перехода на прогрессивные методы
управления городом - стратегическое планирование и проектное финансирование - приоритетной.

3. Поручить комитетам Владимирского городского Совета народных депутатов скорректировать свои планы работы с учетом принятой Концепции.

4. Включить в создаваемую постоянно - действующую рабочую группу по разработке стратегического плана развития г. Владимира депутатов Владимирского городского Совета народных депутатов:

в качестве заместителя председателя рабочей группы:

- Мартынова С.А.,

в качестве членов рабочей группы:

- Князькова С.К.,

- Шаломенцеву Е.Г.,

- Королева В.А.

5. Контроль за выполнением данного решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и поддержке предпринимательства (Князьков С.К.).

Глава администрации

города Владимира

И.ШАМОВ

Председатель Совета

народных депутатов

М.МАЛАХОВА

Приложение

к решению

городского Совета

народных депутатов

от 24.09.1998 N 196

КОНЦЕПЦИЯ

ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТАМИ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ

Настоящая концепция разработана во исполнение постановления главы администрации города Владимира от 06.04.98 N 114 “О механизме реализации проектов/программ в системе управления администрации города Владимира“ как инструмент для разработки крупномасштабных и требующих долгосрочных капиталовложений проектов.

Изменения в экономике и в обществе изменили условия, в которых существует и управляет местная власть. Эти изменения характеризуются рыночной системой хозяйствования и демократизацией политической системы. Увеличение функций, выполняемых местными властями, повлекло за собой увеличение аппарата управления, который становится громоздким и плохо управляемым. Городской бюджет дефицитен, средств на реализацию городских программ развития постоянно не хватает.

Для поддержания нормального функционирования такого сложного механизма, как городское хозяйство, и для обеспечения его развития, кроме инвестиций требуются современные технологии управления и общественная инициатива.

1. Проектное финансирование - новый подход

к управлению

В качестве технологии управления, обеспечивающей долгосрочное и поступательное развитие городского хозяйства, целесообразно использовать метод проектного финансирования. Проектное финансирование предусматривает два взаимоувязанных процесса: стратегическое планирование и управление проектами, направленных на подготовку решений (разработку проектов) и их осуществление. Данный метод
получил широкое применение в управлении крупными корпорациями и является одним из достижений современной управленческой науки.

Цель управления на принципах проектного финансирования заключается в обеспечении безусловного и постоянного прироста потенциала города за счет привлечения внешних и мобилизации внутренних ресурсов на основании выбранных ориентиров развития города. Выбор стратегии, определение целей и механизмов их достижения являются задачами аппарата администрации. Метод предполагает разделение процессов подготовки, принятия и исполнения решений в системе управления городом.

Определяющей компонентой проектного финансирования, обеспечивающей достижение поставленных целей, является реализация проектов. Проекты разрабатываются на основании:

- стратегического плана городского развития;

- анализа текущей ситуации и выявленных “болевых точках“;

- оценок результатов реализации существующих проектов.

При разработке и реализации долгосрочных проектов/программ переход на проектное финансирование позволит:

- предусмотреть меры, исключающие необоснованные затраты бюджета;

- привлечь дополнительные источники финансирования;

- снизить возможные риски;

- обеспечить адаптацию системы управления к изменению городской среды.

Применительно к муниципальному управлению принципы проектного финансирования предусматривают:

- консолидацию потенциала администрации и населения города, использования населения в качестве одного из множества ресурсов проекта, вовлечение его в процесс реализации путем целенаправленного продвижения и формирования положительного имиджа проекта и, как следствие, снижение нагрузки на бюджет;

- координацию и интеграцию деятельности подразделений администрации в реализации единой стратегической цели как по конкретным проектам, так и по общему стратегическому плану;

- определение менеджера проекта, т.е. ответственного лица, отвечающего за управление проектом - выполнение всего комплекса работ от стадии разработки до полной реализации проекта;

- разнесение зон ответственности разработчика и исполнителя проекта, безусловный расчет технико - экономического обоснования и оценки эффективности проекта;

- ориентацию на различные источники финансирования, т.е. и на бюджет, и на инвестиционные интересы частного бизнеса и заемные средства, а
также на использование целевых фондов; снижение общей стоимости проекта за счет его финансовой прозрачности, исключающей необоснованные траты.

Основной задачей администрации в настоящее время является задача внедрения элементов проектного финансирования в управление городским хозяйством в минимальные сроки и с минимальными издержками.

2. Стратегическое планирование

Ядром стратегического планирования является развернутый анализ, связывающий возможные перспективы и цели развития городского хозяйства. Этим стратегическое планирование отличается от системы планирования по тенденции.

Результатом стратегического планирования является комплекс увязанных между собой проектов и программ, обеспечивающих устойчивое развитие города. Для администрации это поиск путей увеличения потенциала города - его способности удовлетворять интересы и потребности горожан.

Процесс стратегического планирования является непрерывным и состоит из трех взаимосвязанных операций:

- целеполагание;

- анализ перспектив;

- выработка механизмов достижения цели.

2.1. Целеполагание

Целеполагание есть процесс формализации целей развития городской среды. Выбранные цели должны быть конкретны, измеримы, ориентированы во времени и достижимы и по сути должны определять направления развития города.

Основаниями для определения целей являются законодательство, предвыборные программы выборных лиц и результаты анализа текущей ситуации. Цели ориентированы на удовлетворение потребностей и интересов населения. При отсутствии жесткой управленческой вертикали генерация целей обеспечивается самим аппаратом управления и не зависит от указаний извне.

Целеполагание в стратегическом планировании отличается исключительно жесткой связью с анализом перспектив и выработкой механизмов достижения целей. Это гарантирует отсев недостижимых и невыполнимых целей. Если строго следовать правилам стратегического планирования, выбранные цели всегда будут выполнены и достигнуты.

2.2. Анализ перспектив

Анализ перспектив является процессом прогнозирования важнейших экономико - политических показателей, определяющих социально - экономическое и общественно - политическое состояние муниципального образования на заданную перспективу. Результаты прогноза выражаются в виде множества возможных путей развития и соответствующих им показателей. Графическая
интерпретация процесса представлена на рисунке 1.

В существующих системах управления прогноз осуществляется исходя из текущих тенденций развития и механизмов управления - прогноз по тенденции. В отличии от традиционного, прогнозирование в стратегическом планировании учитывает прогнозы внешних воздействий, способных повлиять на тенденции развития города. Поэтому от полноты и глубины выявления и описания тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций: социальных, политических, экономических, международных и иных внешних факторов будет зависеть качество анализа. Именно благодаря учету множества внешних факторов, их многомерности и многообразия, результаты прогнозов в стратегическом планировании выражаются множеством возможных состояний.

Таким образом, анализ перспектив позволяет подобрать цели из множества возможных. Если цель попадает в расчетное множество - она выполнима, если не попадает - она не реализуема и следует ее переопределить (Рис. 1).

Рис. 1. Анализ перспектив

Рисунок не публикуется.

Необходимо отметить, что при прогнозе по тенденции определяется лишь одна точка развития, впоследствии трансформируемая в цель, которая может не совпадать со множеством возможных состояний. В этом кроется причина невыполнимости многих решений.

2.3. Выбор механизмов достижения цели

На этапе выработки механизмов достижения цели осуществляется непосредственный поиск этих механизмов и анализ возможности их реализации при существующем потенциале организации. Под потенциалом организации понимается квалификация и навыки сотрудников, наличие ресурсов и резервов, существующая система управления.

Если механизмы не найдены, то либо потенциал организации недостаточен и требуется его повышение (рост квалификации сотрудников, привлечение ресурсов, оптимизация системы управления), либо механизмов, способных обеспечить достижение выбранной цели, не существует и требуется корректировка цели. В результате разрабатывается согласованный с целями набор механизмов и действий администрации, способных обеспечить достижение поставленных целей.

Разработанные механизмы представляют собой оптимальный (по целям и перспективам) набор
методов экономического и политического административного управления, включающих, в том числе, способы воздействия на городскую среду и способы управления ею. Данные механизмы выражаются в виде рекомендаций качественного характера - суммы правил для принятия решений.

Если возможных механизмов множество, то выбор оптимальных (по целям и перспективам) осуществляется из условия усиления сильных сторон организации, нейтрализации слабых и снижения влияния внешних воздействий.

Рис. 2. Выбор механизмов достижения цели

Рисунок не публикуется.

Из рисунка 2 следует, что, пользуясь управлением по тенденции и не меняя набора механизмов, мы можем никогда не попасть в точку развития - выбранную цель. Применительно к муниципалитету это значит, что вероятность выполнения планов социально - экономического развития города будет минимальной.

2.4. Результаты стратегического планирования

Основным результатом стратегического планирования является выработанная стратегия поведения администрации в виде набора правил, используемых для принятия решений, которыми руководствуется администрация для достижения своих целей, а также планы повышения потенциала города, его устойчивого развития.

3. Управление проектами

Реализация механизмов достижения цели в стратегическом планировании требует системы исполнения, построенной на управлении проектами. Суть управления проектами заключается в:

- комплексности - действия направляются на решение проблемы, а не на исполнение отдельных функций, и определяют поведение исполнителей проекта от разработки до полной реализации;

- персональной ответственности за решение проблемы - по каждому проекту определяется ответственное лицо, полностью отвечающее за реализацию проекта, менеджера проекта, на которого возложены функции подготовки решений и контроля за их исполнением;

- разнесении ответственности лиц, разрабатывающих проекты, и исполнителей;

- непосредственном участии менеджера проекта в процессе стратегического планирования, что позволяет трансформировать выработанные стратегии в проект.

Управление проектами включает в себя процессы разработки и реализации проектов.

3.1. Разработка проектов

Разработка проектов начинается с получения задания
на решение проблемы, которое определяется стратегическим планом городского развития. Далее менеджер проекта наделяется определенным статусом и правами, необходимыми для успешной подготовки и реализации проектов. По инициативе менеджера формируются динамически меняющиеся рабочие и экспертные группы, привлекаемые им к разработке и оценке проектов. В проектах могут быть выделены подпроекты, требующие отдельной проработки.

Задания на разработку, менеджеры проектов, персональный состав рабочих и экспертных групп утверждается постановлением главы администрации. Статус и права менеджеров проектов регламентируются отдельным положением о менеджерах проектов.

Результатом разработки должен стать проект, ориентированный на достижение цели. Проект в обязательном порядке включает в себя:

1) описательную часть - обоснование необходимости проекта, указание конечных целей проекта (социальные, бюджетные, коммерческие, экономические), промежуточных целей, определение типа проекта (социальный, доходный, внутренний) и менеджера проекта;

2) планирование - маркетинговые исследования, технико - экономическое обоснование, расчет рисков, финансовые расчеты и др.;

3) механизм реализации - структура управления проектом и график реализации проекта (этапы - цели - ресурсы);

4) систему контроля за реализацией - указание механизмов контроля, систем отчетности, определение ответственных лиц за реализацию проекта.

5) заключительную часть - оценки экспертов, порядок коррекции проекта, резюме проекта.

Разработанный проект после утверждения лицом или органом, принимающим решения, обретает статус нормативного акта и принимается к исполнению.

3.2. Реализация проектов

Механизмы реализации и контроля по каждому конкретному проекту определяются в проекте при его разработке. Контроль за исполнением проектов и право инициативы по коррекции возлагаются на менеджеров проектов.

В процессе реализации проектов достигается самая важная цель процесса управления городом - воспроизводство потенциала города. Если принятые механизмы обеспечивают прирост потенциала, то механизмы выбраны правильно и город развивается, если нет - требуется корректировка механизмов. Контроль за исполнением
решений осуществляется, через систематический мониторинг за общегородскими ресурсами, то есть за тем, решена проблема или нет.

3.3. Методология проектирования

Отличительная особенность управления проектами заключается в том, что проект рассматривается как последовательность взаимоувязанных процессов, направленных на достижение цели. Поэтому целесообразно проектирование осуществлять с позиции управления процессами. Это обеспечивает методология структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analysis & Design Technique, англ.).

В отличии от сетевого планирования в SADT именно действие, процесс выступает объектом управления, а время понимается как сумма изменений. Моделирование по методологии SADT позволяет предусмотреть все возможные влияния на процессы и определить способы управления ими с целью безусловного достижения конечного результата.

Необходимость перехода на технологию SADT обусловлена внешней ситуацией - свободным доступом к ресурсам (отсутствием дефицита) и сложностью управленческих задач, связанных со значительным ростом числа самостоятельных объектов управления в условиях рыночной экономики.

Методология SADT позволяет получать полное непротиворечивое и наглядное описание (модель) любой системы средней сложности, обеспечивая проведение единой точки зрения и полную стыковку частей проекта и гарантирует проект от возможных ошибок на начальной стадии проектирования.

Данная концепция разработана по методологии SADT (Приложение А).

Приложение А не публикуется.

4. Модель работы со средствами массовой информации

Принципы проектного финансирования предусматривают необходимость активного вмешательства в общественную жизнь города. Цель работы с населением - востребованность общественной инициативы.

Население рассматривается в качестве одного из основных ресурсов при реализации городских проектов/программ. Его особенность заключается в том, что при различных условиях население может выступать или в качестве катализатора процессов или в качестве сдерживающего фактора. Поэтому в рамках концепции разработана модель взаимоотношений населения и администрации, реализующая механизм вовлечения населения города в реализацию городских проектов.

Работу с населением целесообразно
осуществлять через процедуры изучения и формирования общественного мнения. Это позволит вовлечь граждан в процесс управления, объединить их усилия для решения конкретных задач, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед обществом, оценить точки зрения целевых групп, сформировать в массовом сознании имидж администрации в целом и осуществляемых ею проектов и создать предпосылки для принятия наиболее качественных управленческих решений в экономических и социальных сферах развития города.

Основными целями работы с населением являются:

- повышение доверия горожан к власти, т.е. формирование положительного имиджа администрации и ее деятельности, направленной на устойчивое развитие города;

- вовлечение населения в процесс управления городом, что является принципиально важным при реализации общегородских проектов (муниципальные займы, неоплачиваемый труд и т.д.);

- обучение населения грамотному использованию результатов муниципальной политики для практического улучшения своего личного благосостояния;

- получение объективной информации о состоянии и развитии различных секторов экономики, о настроениях в обществе, о социально - политической ситуации в городе из альтернативных источников информации.

Работа по формированию общественного мнения осуществляется по следующим основным направлениям (рисунок 3):

1. Формирование имиджа администрации.

2. Официальная информация, в том числе разъяснение и продвижение политик администрации.

3. Поддержка долгосрочных проектов/программ.

4. Изучение общественного мнения.

------------¬ Официальная ------------------¬ Принятые ----------------¬

¦ ¦ информация ¦ ¦ решения ¦ ¦

¦ *---------------------+Пресс - секретарь*----------+ МЭР ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ L--------*--------- L----*-------T---

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ Формирование имиджа ¦ Аналитический ¦ ¦

¦ ¦ администрации ---------+--------¬ материал ¦ ¦

¦ *---------------------+ Отдел по +---------------- ¦

¦ Средства ¦ ¦ связям с ¦ Утвержденный ¦

¦ массовой ¦ ¦ общественностью ¦ стратегический план ¦

¦информации +---------------------* *------------------------

¦и население¦ Изучение обществен- L--------T--------- -------------------------------------------¬

¦ ¦ ного мнения ¦ ¦1. Общая стратегия работы с населением и ¦

¦ ¦ +------------+СМИ в рамках стратегического плана. ¦

¦ ¦ ¦ ¦2. Реакция СМИ. ¦

¦ ¦ ¦ ¦3. Учеба, рекомендации в работе, правила. ¦

¦ ¦ Поддержка ---------*--------¬ L-------------------------------------------

¦ ¦ проектов/программ ¦ Менеджеры ¦

¦ *---------------------+ проектов ¦

¦ ¦ ¦ ¦

L------------ L------------------

Рис. 3. Схема взаимодействия администрации и населения через СМИ

Целесообразно работу по каждому из направлений возложить на различные подразделения администрации. Это связано с различием задач, подходов и методов при их реализации. Так как все направления объединены общей целью, работа подразделений и ответственных лиц должна строиться в рамках единого стратегического плана городского развития.

Отдел по связям с общественностью участвует в разработке и реализует стратегический план развития города в части формирования его имиджа, имиджа администрации и реализуемых ею проектов. Его работа направлена на предупреждение возможных негативных настроений и мнений граждан при осуществлении администрацией каких-либо непопулярных действий. Обратная связь с населением осуществляется через изучение общественного мнения.

С целью информационной поддержки принятия решений отдел решает две задачи:

- информационную - обеспечение надежной и политически независимой информацией об оценке деятельности администрации, о взглядах и настроениях горожан;

- научную - отслеживание и анализ изменений в социально - экономической, политической и социокультурной сферах общества, прогнозирование на долгосрочную перспективу предпочтений горожан.

Данная информация представляется главе администрации в виде аналитических записок и используется в разработке стратегического плана.

Так как СМИ в значительной степени отражают настроения и предпочтения населения города, целесообразно организовать систему мониторинга региональной печати. Избегая значительных расходов на опросы общественного мнения, мониторинг средств массовой информации позволит оперативно составлять общую картину жизни города, мнений горожан, находить проблемы и “болевые точки“. Через местные СМИ необходимо осуществлять формирование общественного мнения путем создания дискуссионных рубрик, полос, передач, программ, отражающих мнение администрации.

Кроме этого, мониторинг станет средством реализации городского маркетинга - поиска результирующего вектора предпочтений горожан и отдельных целевых групп. Принимая, что стратегия города должна учитывать набор стратегий его горожан, проведение данного анализа особенно необходимо. Фактически, результатом деятельности отдела должно стать увеличение результирующего вектора коллективного поведения горожан, согласованного с векторами реализуемых администрацией проектов/программ.

Пресс - секретарь обеспечивает население объективной и достоверной информацией о политике главы местного самоуправления и возглавляемой им администрации. Он разъясняет принимаемые решения по важнейшим социально - экономическим и политическим проблемам. При необходимости пресс - секретарь разъясняет личную позицию главы администрации по различным аспектам городской жизни. На данном этапе это является наиболее актуальной задачей, так как политика администрации влияет на все сферы жизнедеятельности города.

Менеджеры проектов также вовлечены в работу с населением. Их задача - продвижение проектов, создание вокруг них доброжелательной атмосферы, формирование их положительного имиджа. Менеджеры проектов информируют общественность о текущем состоянии программ/проектов, о проблемах и способах их реализации. Продвижение и информационная поддержка общегородских проектов/программ - один из важнейших факторов реализации долгосрочных проектов.

При реализации долгосрочных проектов может и не быть полного и сиюминутного одобрения проекта населением. Тогда продвижение проекта строится на долгосрочной основе, максимально ориентируясь на конструктивные силы среди горожан. Этим достигается преемственность долгосрочных планов независимо от сроков их исполнения.

Координация подразделений, участвующих в формировании общественного мнения, осуществляется отделом по связям с общественностью в рамках выработанного стратегического плана. Отдел исследует реакцию населения на работу пресс - секретаря и менеджеров проектов, вносит коррективы в их работу, обеспечивая формирование положительного имиджа администрации и ее проектов.

Таким образом, разработанный механизм позволит обеспечить реализацию одной из самых важных стратегических задач муниципалитета - развитие человеческого потенциала (образование и здоровье). Это должно привести к более продуктивной трудовой деятельности, к мобилизации дополнительных ресурсов и творческого потенциала, к быстрой настройке индивидуального и общественного сознания на новые отношения и, в конечном счете, - к реальному и устойчивому развитию города.

5. Управление устойчивого развития

Для решения задач по стратегическому планированию и управлению проектами целесообразно в администрации города сформировать подразделение, реализующее проектное финансирование и обеспечивающее процесс подготовки решений. Таким подразделением должно стать Управление устойчивого развития города (УУР). Оно должно обеспечить как стратегическое планирование развития территории, так и городской (экономический и политический) маркетинг, прогнозирование и экономический анализ, формирование общественного мнения. Все это необходимо для разработки и реализации любого проекта городского масштаба.

Модель функционирования данного подразделения в структуре администрации (рисунок 4) разработана с учетом того, что муниципалитет является системообразующей крупнейшей корпорацией с широко диверсифицированными видами деятельности. Как правило, такие крупные корпорации имеют в своей структуре организационно - интеллектуальное ядро, определяющее приоритеты развития.

Структурно УУР построено с учетом обеспечения реализации стратегического планирования в администрации. Учитывая это, УУР состоит из трех отделов, осуществляющих экономический и социально - политический анализ и, собственно, стратегическое планирование. Одновременно сотрудники управления должны выступать менеджерами проектов, разрабатываемых и реализуемых по указанию главы местного самоуправления. Этим обеспечивается синтез стратегического планирования и управления проектами в рамках одной структурной единицы.

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬ --- -- -- -- -- -- -- -- -¬

ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

¦ ----------------------¬ ¦ ¦ ¦

¦ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ ¦

¦ ¦ ЭКОНОМИКА/ПОЛИТИКА ¦ ¦ ¦ --------------------¬ ¦

L----------*-----*----- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ¦ ¦

¦ L---------------------* ¦

¦ ¦Стратегическое ¦ L----*---------T----- ¦

¦планирование ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ------------------T-------- ¦ ¦

-----------*------*---¬ ¦ ¦

----+--* ВЫРАБОТКА ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ СТРАТЕГИИ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ L----------T----------- Задание на¦ ¦ ¦

¦ ¦разработку ¦

¦ ¦ ¦ -------------------------------------- ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ -- -- --- --*-- --*- --¬ Проект --------------------¬ ¦

¦ ¦ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ¦ решения ¦ ¦ ¦

+---+-* Подготовка решения --+-------------* УТВЕРЖДЕНИЕ ¦ ¦

¦ ¦ (разработка ¦ ¦ ¦ ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ ¦

¦ ¦ проектов/программ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L- -- -- -- -- -- -- --- ¦ L---------T----------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L--- -- -- -- -- -- -- -- --- L- -- -- -- -+ -- -- -- ---

¦ ¦ Решение

¦ ¦ (проект/программа)

¦ -- -- -- -- -+ -- -- -- --¬

¦ ----------*---------¬

¦ Контроль ¦ ¦ ИСПОЛНЕНИЕ ¦ ¦

L------------------------------------------+--+ РЕШЕНИЯ ¦

L-------------------- ¦

L- -- -- -- -- -- -- -- ---

Рис. 4. Контур управления в условиях стратегического планирования

5.1. Цели и задачи УУР

Миссия УУР - координация и обеспечение процессов разработки и осуществления проектов/программ муниципального развития, обеспечивающих постоянный рост потенциала города.

Цели УУР:

1. Выработка стратегий развития городского хозяйства.

2. Разработка и реализация долгосрочных проектов/программ - управление проектами.

3. Обеспечение главы городского самоуправления города средствами реализации городских политик и принятия стратегических решений.

4. Формирование общественного мнения в интересах органов местного самоуправления.

Задачи УУР:

1. Работа по долгосрочным проектам/программам:

- формирование последовательной логики действий - определение миссии органов местного самоуправления и формулирование целей;

- стратегическое планирование - разработка долгосрочных планов перспективного развития города и усиления его конкурентных позиций;

- разработка и реализация проектов и программ на принципах проектного финансирования - управление проектами;

- экспертиза городских программ и проектов;

- координация деятельности структурных подразделений администрации по разработке городских программ и проектов.

2. Деятельность по формированию общественного мнения:

- обеспечение публичного предъявления общегородских проектов, формирование имиджа города, связи органов местного самоуправления с населением и средствами массовой информации;

- формирование положительного общественного мнения о деятельности главы местного самоуправления и администрации в целом о реализуемых ими проектах;

- организация обратной связи населения и городской администрации.

3. Информационно - аналитическая работа:

- экономический и политический анализ перспектив развития города;

- сбор и анализ информации об основных социальных, экономических и иных процессах, протекающих на территории города;

- подготовка прогнозов и сценариев развития социально - экономической ситуации в городе с целью их учета при бюджетном планировании;

- анализ принимаемых решений на предмет их соответствия прогнозам и сценариям развития городской ситуации;

- обеспечение подразделений администрации информацией и аналитическими материалами по предмету их деятельности;

- информационно - аналитическое обеспечение процесса разработки городских программ.

4. Управленческое обследование:

- анализ системы управления городом - внутренний управленческий аудит;

- разработка рекомендаций для подразделений администрации по совершенствованию (оптимизации) управления - постоянный реинжиниринг.

5. Нормотворческая и политическая работа (работы проводятся совместно с советником главы местного самоуправления по вопросам местного самоуправления):

- нормативно - правовое обеспечение программ городского развития (совместно с юридическим отделом);

- подготовка предложений по совершенствованию нормативно - правовой базы местного самоуправления в городе;

- подготовка предложений по внешней политик“ городского самоуправления и обеспечение взаимодействия муниципальной власти с областными и федеральными органами власти, основными хозяйствующими субъектами, политическими и общественными организациями, действующими на территории города;

- взаимодействие с Ассоциациями и Союзами городов и другими общественными организациями, занимающимися проблемами городов и местного самоуправления;

- защита местного самоуправления в отношениях с государственной властью.

6. Определение приоритетов в кадровой политике, отвечающих потребностям современной системы управления.

5.2. Структура УУР

Исходя из целей и задач, УУР состоит из трех подразделений по направлениям:

1. Отдел по связям с общественностью;

2. Отдел экономики и прогнозирования;

3. Отдел перспективных разработок.

Отдел по связям с общественностью является инструментом мэра, обеспечивающим влияние на городскую среду. Отдел отвечает за весь комплекс задач, связанных с созданием имиджа города и продвижением проектов/программ городской администрации. Основными направлениями деятельности отдела являются:

- формирование общественного мнения;

- поддержание связи со средствами массовой информации и политическими организациями;

- продвижение общегородских проектов, реализуемых городской администрацией;

- анализ поведения политических и управленческих элит города, области;

- политическое позиционирование (политический маркетинг);

- изучение общественного мнения и тенденций его изменения;

- развитие у населения чувства гордости за свой город и консолидация общества для решения городских проблем;

- предупреждение негативного восприятия населением непопулярных мер администрации, воздействующих на жизнь горожан;

- предупреждение горожан о проводимых на территории города работах, могущих ухудшить комфортность проживания в городе;

- консолидация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- анализ целевых групп;

- вовлечение населения в управление городом.

Отдел экономики и прогнозирования готовит аналитическую информацию, необходимую для выработки стратегий и разработки проектов. Основными направлениями аналитической работы являются следующие:

- позиционирование города - экономика, политика, рыночные факторы, технологические факторы, факторы конкуренции;

- анализ внешних опасностей и возможностей;

- анализ тенденций (социальных, экономических, политических) развития города, в том числе относительно страны в целом и мирового сообщества;

- анализ общероссийских и мировых тенденций развития;

- проведение маркетинга города;

- аналитическая работа при подготовке общегородских проектов/ программ;

- анализ инвестиционных проектов;

- поддержание связи с органами муниципальной статистики;

- контроль за поддержанием в актуальном состоянии муниципальных информационных ресурсов.

Отдел перспективных разработок синтезирует аналитическую информацию и на основании ее вырабатывает стратегии. Этот же отдел разрабатывает на основании стратегий долгосрочные планы. Для достижения поставленных перед отделом целей он осуществляет следующие функции:

- определение миссии администрации, генерация и формулирование целей (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);

- разработка системы описания и критерии оценки ситуации;

- управление проектами:

- подготовка решений (проектов/программ);

- разработка бюджетов проектов/программ;

- кадровое обеспечение реализации проектов;

- поиск инвесторов для реализации общегородских

инвестиционных проектов;

- контроль за реализацией долгосрочных планов (решений,

проектов/программ);

- стратегическое планирование - разработка плана и анализ стратегических альтернатив;

- планирование реализации стратегии (определение ключевых управленческих задач, промежуточные цели и др.);

5.3. Создание УУР

За основу формирования УУР развития могут быть взяты существующие подразделения администрации: отдел перспективных разработок, отдел экономики и прогнозирования, отдел по связям с общественностью, СМИ и вопросам местного самоуправления.

Изменение функций отдела по связям с общественностью потребует следующих изменений: целесообразно вывести из отдела функцию пресс - секретаря, сделав ее самостоятельной и ввести должность советника главы администрации по вопросам местного самоуправления.

6. Аудит в управлении муниципальной собственностью

Учитывая двойственный характер взаимоотношений администрации и муниципальных предприятий - администрация выступает в качестве собственника и потребителя/заказчика услуг одновременно, - особую значимость приобретает оптимальное управление муниципальной собственностью. Первейшей задачей УУР должна стать разработка эффективной системы управления муниципальной собственностью - как недвижимого имущества и финансов, так и интеллектуальной собственности города, его нематериальных активов и информационных ресурсов, через механизм аудита (Приложение Б).

7. Основные термины

“Внешняя среда“ - население, субъекты экономики и органы власти, находящиеся за пределами городской черты и оказывающие влияние на социально - экономические процессы происходящие в городе.

“Внутренняя среда“ - администрация города, городской Совет народных депутатов, муниципальные предприятия и учреждения. В случае когда анализируется стратегическое положение города по отношению к внешней среде внутренней средой считается весь город в целом, включая население и субъекты экономики (городская среда).

“Городская среда“ - город, его население и субъекты экономики их материальные и нематериальные активы.

“Менеджер проекта“ - ответственное лицо, назначаемое главой администрации, наделенное определенными полномочиями в рамках конкретного проекта. Менеджер проекта отвечает за подготовку и реализацию проекта.

“Проект (программа)“ - нормативный документ, определяющий наиболее эффективный путь достижения поставленных целей по развитию сфер жизнедеятельности города, посредством выполнения системы мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения. Документ описывает процедуру исполнения проекта (план реализации) или его компоненты, включает в себя оценку проекта, оценку завершенности компоненты проекта, оценку рисков, финансовые расчеты и др. В данном понимании бизнес - план или набор бизнес - планов.

“Потенциал организации“ - квалификация и навыки сотрудников, наличие ресурсов и резервов, существующая система управления, все, что может обеспечить рост организации.

“Потенциал города“ - способность города удовлетворять потребности горожан.

8. Заключение

При разработке данной концепции использованы материалы А.Г. Воронина “Основы управления муниципальным хозяйством“, И. Ансоффа “Стратегическое управление“ и Закона США “О введении стратегического планирования“. Концепция разработана в рамках реализации концепции “О механизме реализации проектов/программ в администрации г. Владимира“.

Необходимо отметить, что аналогичные работы - поиск наиболее адаптированной системы управления к задачам города и условиям внешней среды - ведутся в ряде регионов России - Омск, Ярославль, Красноярск, Новгород и т.д. Однако данная концепция не только результат обобщения опыта этих регионов, а и значительный шаг вперед в деле практической реализации современных технологий в городском управлении.

Данная концепция является результатом коллективного труда отдела перспективных разработок администрации города и Владимирского государственного университета. Активную помощь в написании 4 и 6 глав оказали редакция газеты “Губерния“ и Владимирский филиал Российской академии государственной службы соответственно.

Авторские права на данную концепцию принадлежат администрации г. Владимира и Владимирскому государственному университету (ВлГУ). При перепечатке ссылка обязательна.

Приложение Б.

АУДИТ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Учитывая двойственный характер взаимоотношений администрации и муниципальных предприятий - администрация выступает в качестве собственника и потребителя/заказчика услуг одновременно, - особую значимость приобретает оптимальное управление муниципальной собственностью. Первейшей задачей УУР должна стать разработка эффективной системы управления муниципальной собственностью - как недвижимого имущества и финансов, так и интеллектуальной собственности города, его нематериальных активов и информационных ресурсов, через механизм аудита.

Система должна предусматривать строгие и однозначные правила взаимоотношений унитарных предприятий или учреждений с органом управления, осуществляющим права по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, с одной стороны, и правила взаимоотношений данных субъектов с органами управления - заказчиками услуг и продукции, с другой.

Одним из элементов такой системы должен стать аудит - независимый вневедомственный финансовый контроль, обеспечивающий защиту имущественных прав муниципалитета как собственника. В рамках данной концепции представлены предложения по внедрению аудита в практику управления городским хозяйством.

Существующая проверка бухгалтерской отчетности не отражает внутренних экономических процессов на предприятиях. Эти проверки направлены на оценку правильности уплаты налогов и соответствие отчетности предприятий государственным стандартам. Поэтому основной задачей аудита должна стать задача полного анализа хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, учреждений, бюджетных и внебюджетных фондов, который включает:

- оценку метода учета на предприятиях и его оптимизация;

- анализ реальной себестоимости услуг муниципальных предприятий и учреждений;

- расчет структуры издержек;

- оценку эффективности и целевого использования бюджетных средств;

- оценку платежеспособности и финансовой устойчивости;

- расчет инвестиционного потенциала предприятий и учреждений.

В качестве аудиторских фирм (аудиторов) могут выступать предприятия или физические лица, прошедшие аттестацию, при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности, и включенные в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Администрация на определенных условиях может определить уполномоченные (уполномоченную) аудиторские фирмы для осуществления проверок деятельности всех муниципальных экономических субъектов.

Объектами аудиторских проверок должны стать предприятия городского хозяйства и предприятия, использующие собственность или иные ресурсы города, муниципальные учреждения, целевые внебюджетные фонды и муниципальный бюджет, а также ход выполнения важнейших экономических и социальных общегородских проектов/программ.

Решением администрации должны быть введены обязательные аудиторские проверки. Целесообразно обязать муниципальные предприятия и учреждения на проведение ежегодных аудиторских проверок в конце каждого отчетного финансового года. В данном случае расходы на проведение аудита должны быть отнесены на данные предприятия и внесены в себестоимость их продукции и услуг.

Аудиторские проверки целевых внебюджетных фондов осуществляются так же, как аудит муниципальных предприятий. Аудит городского бюджета следует проводить не реже одного раза в год, как правило, перед утверждением отчета об исполнении бюджета за истекший год.

При неустойчивом финансовом положении муниципальных предприятий, когда требуется их финансовое оздоровление, аудит может производиться ежеквартально за счет средств городского бюджета (фонда оздоровления предприятий).

Уклонение предприятий от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению, должно повлечь за собой определенные взыскания.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для муниципалитета или для проверяемого экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы убытки на основании решения арбитражного суда.

В целях организации регулирования аудиторской деятельности на территории г. Владимира при администрации должен быть образован экспертно - консультативный орган - Комиссия по аудиторской деятельности. Целью Комиссии является формирование организационных предпосылок для создания системы достоверной финансовой информации об использовании собственности и денежных средств города путем привлечения независимого аудита.

Задачей Комиссии является определение критерия подбора аудиторских фирм для проведения аудита в городских интересах, а также проведение конкурсов или иных процедур выбора уполномоченных аудиторских фирм города.