Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.12.2009 N 1300н “На Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 ноября 2004 г. N 675-р “Об утверждении Методики по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области“ (в редакции от 20 июня 2005 г. N 321-р, от 5 сентября 2005 г. N 555-р, от 7 ноября 2005 г. N 655-р, от 16 декабря 2005 г. N 721-р, от 25 января 2006 г. N 24-р, от 13 ноября 2006 г. N 1133-р, от 24 ноября 2006 г. N 1165-р, от 13 ноября 2007 г. N 1262-р, от 5 ноября 2008 г. N 1755-р, от 5 февраля 2009 г. N 157-р, от 28 октября 2009 г. N 1889-р)“ (направлено письмом от 09.12.2009 N 02-22/9594)

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Направлено письмом от 9 декабря 2009 г. N 02-22/9594

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 8 декабря 2009 г. N 1300н

НА РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 НОЯБРЯ 2004 Г.

N 675-Р “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОХОДНОЙ

ЧАСТИ БЮДЖЕТА В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ОБЪЕКТЫ,

ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“ (В РЕДАКЦИИ ОТ 20 ИЮНЯ 2005 Г.

N 321-Р, ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. N 555-Р, ОТ 7 НОЯБРЯ 2005 Г.

N 655-Р, ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 721-Р, ОТ 25 ЯНВАРЯ 2006 Г.

N 24-Р, ОТ 13 НОЯБРЯ 2006 Г. N
1133-Р, ОТ 24 НОЯБРЯ 2006 Г.

N 1165-Р, ОТ 13 НОЯБРЯ 2007 Г. N 1262-Р, ОТ 5 НОЯБРЯ 2008 Г.

N 1755-Р, ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2009 Г. N 157-Р,

ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 1889-Р)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации“, проведена юридическая экспертиза Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 ноября 2004 г. N 675-р “Об утверждении Методики по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области“ (в редакции от 20 июня 2005 г. N 321-р, от 5 сентября 2005 г. N 555-р, от 7 ноября 2005 г. N 655-р, от 16 декабря 2005 г. N 721-р, от 25 января 2006 г. N 24-р, от 13 ноября 2006 года N 1133-р, от 24 ноября 2006 г. N 1165-р, от 13 ноября 2007 г. N 1262-р, от 5 ноября 2008 г. N 1755-р, от 5 февраля 2009 г. N 157-р, от 28 октября 2009 г. N 1889-р) (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Волгоградской области Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28 октября 2009 г. N 1889-р “О внесении изменений и дополнений в Методику по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области“.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящим Распоряжением утверждается Методика по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области (далее - Методика).

Предметом правового регулирования рассматриваемого Распоряжения являются гражданские правоотношения, возникающие в сфере управления государственной собственностью.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 23.11.2009 N 261-ФЗ);

- Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“ (в редакции от 24.06.2008 N 91-ФЗ);

- Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (в редакции от 07.05.2009 N 89-ФЗ);

- Распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 30.04.1998 N 396-р;

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;

- Законом Волгоградской области от 06.12.1999 N 335-ОД “О порядке управления и распоряжения государственной собственностью“ (в редакции от 28.09.2009 N 1934-ОД);

- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД “О системе органов исполнительной власти Волгоградской области“;

- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2009 N 417 “Об утверждении Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области“.

Согласно пунктам “о“ и “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство и финансовое
регулирование находятся в ведении Российской Федерации.

Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Согласно абзацу 2 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации.

Абзацами 1, 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в
Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Приложением к Закону Волгоградской области “О системе органов исполнительной власти Волгоградской области“ предусмотрено, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет) входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.

Согласно пунктам 2.2, 2.23 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2009 N 417, Комитет осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, и устанавливает размер арендной платы за использование государственного имущества, готовит предложения о размерах арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.

Согласно части 3 статьи 5 Закона Волгоградской области “О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области“ Комитет в пределах своей компетенции издает распоряжения и иные акты по управлению и распоряжению областной собственностью.

Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного
правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.

Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

В таблице N 1 приложения N 3 к Методике определено, что стоимость размещения наружной рекламы на объектах государственной собственности устанавливается за 1 кв. м/месяц в соответствующем размере от МРОТ.

Вместе с тем в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации положения, регламентирующего определение оплаты размещения наружной рекламы на объектах государственной собственности в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Кроме того, в ходе проведения юридического исследования в тексте рассматриваемого Распоряжения выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.

Текст исследуемого нормативного правового акта не опубликован.

Распоряжения от 20 июня 2005 г. N 321-р, от 5 сентября 2005 г. N 555-р, от 7 ноября 2005 г. N 655-р, от 16 декабря 2005 г. N 721-р, от 25 января 2006 г. N 24-р, от 13 ноября 2006 года N 1133-р, от 24 ноября 2006 г. N 1165-р, от 13 ноября 2007 г. N 1262-р, от 5 ноября 2008 г. N 1755-р, от 5 февраля 2009 г. N 157-р, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, не опубликованы.

Вместе с тем рассматриваемым нормативным правовым актом затрагиваются имущественные права граждан, в частности право собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции
Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Таким образом, поскольку рассматриваемый ведомственный нормативный правовой акт затрагивает права и свободы человека и гражданина, следовательно, его неопубликование будет являться нарушением требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В тексте исследуемого Распоряжения положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.

Распоряжение от 28 октября 2009 г. N 1889-р опубликовано в региональной газете “Волгоградская правда“ от 6 ноября 2009 г. N 208.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 ноября 2004 г. N 675-р “Об утверждении Методики по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области“ (в редакции от 20 июня 2005 г. N 321-р, от 5 сентября 2005 г. N 555-р, от 7 ноября 2005 г. N 655-р, от 16 декабря 2005 г. N 721-р, от 25 января 2006 г. N 24-р, от 13 ноября 2006 года N 1133-р, от 24 ноября 2006 г. N 1165-р, от 13 ноября 2007 г. N 1262-р, от 5 ноября 2008 г. N 1755-р, от 5 февраля 2009 г. N 157-р, от 28 октября 2009 г. N 1889-р) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Предлагаю привести исследуемое Распоряжение в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

Министерства юстиции

Российской Федерации

по Волгоградской области

государственный советник

юстиции Российской Федерации

3-го класса

М.А.КОЛЕСНИКОВ