Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 24.11.2010 по делу N А12-17093/2010 <О признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, абзацев 2, 3 подпункта 2 пункта 2 решения Котовской городской Думы Котовского муниципального района Волгоградской обл. от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2010 г. по делу N А12-17093/2010

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего:

судьи Романова С.П.,

судей: Кулик И.В., Пономаревой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Серовой О.Л.

рассмотрев заявление прокуратуры Волгоградской области общества к Котовской районной Думе Котовского муниципального района Волгоградской области

об оспаривании нормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя - С., удостоверение <...>

от ответчика - извещен, не явился

Прокуратура Волгоградской области в порядке, установленном ст. 192 АПК РФ, обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - решения Котовской районной Думы Котовского муниципального района Волгоградской области от 03.11.2009 N 366/52
“О земельном налоге“, а именно - пункт 1.1 в части отсутствия слов “признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ“, как противоречащий ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ; пункт 1.3 Решения в части отсутствия слов “в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет“, как противоречащий ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ; абзац 2 подпункта 2 пункта 2 Решения в части отсутствия слов “отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и“, как противоречащий абзацу 2 пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ; абзац 3 подпункта 2 пункта 2 Решения в части отсутствия слова “приобретенных“ и наличия слова “многоэтажного“, как противоречащий абзацу 3 пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “, что оспариваемое постановление принято с нарушением положений действующего законодательства,“.

В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление с нарушением положений действующего законодательства, и в частности, Налогового кодекса РФ.

Котовская районная Дума представителя в судебное заседание не направила, о дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.

В представленном ходатайстве Дума указала на факт обнародования решения N 75/6-2 от 23.09.2010 г. “О внесении изменений в решение Котовской районной Думы от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доводы
сторон арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, решением Котовской городской Думы Котовского муниципального района Волгоградской области от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“ (далее - Решение) установлен земельный налог, порядок и сроки его уплаты.

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете “Котовский вестник“ от 12.11.2009 N 44.

Пунктом 1.1 Решения установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ городского поселения г. Котово Котовского муниципального района.

Положения указанного пункта противоречат требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Отсутствие в оспариваемом пункте нормативного правового акта слов “признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ“ нарушает права пользователей земельных участков, не отнесенных к объектам налогообложения в силу ч. 2 ст. 389 НК РФ.

Пунктом 1.3 Решения установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389, п. 1 НК РФ, и определяется в отношении каждого земельного участка, где кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона N 283-ФЗ от 28.11.2009 г.) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как
его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Таким образом, пункт 1.3 Решения, фактически исключает возможность определение налоговой базы земельного участка, образованного в течение налогового периода, из учета его кадастровый стоимости на дату постановки на кадастровый учет, чем нарушаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставивших земельный участок на кадастровый учет после 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Подпунктом 2 пункта 2 Решения установлены налоговые ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков:

- используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для многоэтажного жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Абзацы 2, 3 подпункта 2 пункта 2 Решения не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на
земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Перечисленные нормы Земельного кодекса РФ определяют земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение - использование для нужд сельского хозяйства.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Из приведенных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога 0,3 процента возможно при соблюдении двух обязательных условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Таким образом, отсутствие в абзаце 2 подпункта 2 пункта 2 Решения одного из условий применения пониженной ставки земельного налога 0,3 процента (отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения) противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям,
установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

При этом статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, право собственности на имущество, возникшее у собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, физические и юридические лица могут приобретать земельные участки для жилищного строительства как у органов государственной власти и местного самоуправления, так и у других физических и юридических лиц. При этом приобретение таких земельных участков возможно путем заключения не только договоров купли-продажи, но и иных сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Буквальное толкование абзаца 3 подпункта 2 пункта 2 Решения позволяет сделать вывод, что земельный налог по налоговой ставке 0,3 процента юридические и физические лица будут уплачивать только за те земельные участки, которые им были предоставлены для жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления. За земельные участки, которые юридические и физические лица приобрели (за плату либо безвозмездно) для жилищного строительства у иных физических либо юридических лиц, земельный налог должен уплачиваться по налоговой ставке 1,5 процента.

Кроме того, устанавливая пониженную ставку земельного налога 0,3 процента законодатель предусмотрел возможность ее применения в
отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, без уточнения вида и особенностей такого строительства.

Таким образом, абзац 3 подпункта 2 пункта 2 Решения не соответствует закону и нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели земельные участки для жилищного (в т.ч. малоэтажного, коттеджного, индивидуального и т.п.) строительства в границах городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области.

Согласно части 2 статьи 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что оспариваемые положения приняты органом самоуправления с нарушением положений Налогового кодекса РФ.

Учитывая это, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом признан несостоятельным довод Думы об обнародовании решения N 75/6-2 от 23.09.2010 г. “О внесении изменений в решение Котовской районной Думы от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, а также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, указанное решение, являющееся нормативным актом о налогах, вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Сведений о публикации решения N 75/6-2 от 23.09.2010 г. “О внесении изменений в решение Котовской районной Думы от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“ Дума не представила.

В связи с этим, довод ответчика об отмене оспариваемого Решения посредством обнародования решения N 75/6-2 от 23.09.2010 г. является несостоятельным.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействующими пункт 1.1. решения Котовской городской Думы Котовского муниципального района Волгоградской области от 03.11.2009 N 366/52 “О земельном налоге“ в части отсутствия слов “признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ“, как противоречащий ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ; пункт 1.3 Решения в части отсутствия слов “в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет“, как противоречащий ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ; абзац 2 подпункта 2 пункта 2 Решения в части отсутствия слов “отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и“, как противоречащий абзацу 2 пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ; абзац 3 подпункта 2 пункта 2 Решения в части отсутствия слова “приобретенных“ и наличия слова “многоэтажного“, как противоречащий абзацу 3 пункта 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

С.П.РОМАНОВ

Судьи

И.В.КУЛИК

Е.В.ПОНОМАРЕВА