Законы и бизнес в России

Постановление Волгоградской областной Думы от 15.03.2007 N 3/149 “О рекомендациях участников “круглого стола“ по итогам выполнения Постановления Волгоградской областной Думы от 22 декабря 2005 г. N 22/677 “О Годе матери и ребенка“

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2007 г. N 3/149

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ УЧАСТНИКОВ “КРУГЛОГО СТОЛА“ ПО ИТОГАМ

ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 22/677 “О ГОДЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА“

Волгоградская областная Дума постановляет:

1. Утвердить рекомендации участников “круглого стола“ по итогам выполнения Постановления Волгоградской областной Думы от 22 декабря 2005 г. N 22/677 “О Годе матери и ребенка“ (прилагаются).

2. Направить настоящее постановление главе администрации Волгоградской области, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Волгоградской областной Думы по делам семьи, материнства и детства.

И.о. председателя

Волгоградской областной Думы

А.В.БАКУЛИН

Приложение

к Постановлению

Волгоградской областной Думы

от 15 марта 2007
г. N 3/149

РЕКОМЕНДАЦИИ

УЧАСТНИКОВ “КРУГЛОГО СТОЛА“ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 22/677

“О ГОДЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА“

В связи с тяжелой демографической ситуацией, сложившейся в Волгоградской области, где, как и в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, продолжается демографический кризис, необходимостью всемерного повышения внимания к вопросам охраны материнства и детства Волгоградская областная Дума Постановлением от 22 декабря 2005 г. N 22/677 объявила 2006 год Годом матери и ребенка.

По состоянию на 1 января 2006 года в Волгоградской области проживало более 2,6 млн. человек, 810 тыс. семей, из которых свыше 215 тысяч (26,5 процента) относились к малоимущим. В этих семьях воспитывалось около 280 тыс. детей, или 50,8 процента всех детей, проживающих на территории Волгоградской области. Более 38 тыс. детей воспитывались в многодетных семьях, 68 тыс. детей - в неполных, свыше шести тысяч - в опекунских семьях. Число детей-инвалидов в Волгоградской области превышало восемь тысяч.

В середине 2006 года в региональном банке данных о детях-сиротах, и детях, оставшихся без попечения родителей, содержалась информация о 2928 ребятах, которые воспитываются в государственных учреждениях или временно находятся в муниципальных учреждениях разной ведомственной принадлежности. Из них в детских домах и общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот - 1218 детей; в специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей-сирот - 460; в учреждениях профессионального образования - 4235 (не имеющих попечителей); в домах ребенка - 258; в детских домах-интернатах - 177; в детских специальных приютах, центрах - 300; в детских больницах - 90.

Стремясь изменить ситуацию, связанную с проблемами демографии, детского социального сиротства, безнадзорности, депутаты Волгоградской областной Думы в Год матери и ребенка
активно работали над совершенствованием правовой базы социальной поддержки и защиты прав детей.

В частности, был принят Закон Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1403-ОД “Об уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области“.

В связи с вступлением в силу Федерального закона N 122-ФЗ были приняты законодательные акты в сфере образования, социальной поддержки ряда категорий граждан с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе определены расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению гарантий социальной поддержки указанной категории детей (из расчета 73945 рублей на одного ребенка в год, в том числе на питание, обмундирование, приобретение письменных принадлежностей, компенсацию за проезд и т.п.).

В соответствии с Законами Волгоградской области “О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области“ и “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ областным бюджетом на 2006 год предусмотрено предоставление субвенции муниципальным образованиям из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот в сумме 32,25 млн. рублей, в результате принятия поправок к областному бюджету указанная сумма увеличилась до 37,27 млн. рублей. В 2007 году на эти цели выделено уже 106 млн. рублей.

Областным бюджетом на 2006 год было предусмотрено предоставление субвенции муниципальным образованиям из областного фонда компенсаций на выплаты опекунам в сумме 195,084 млн. рублей (из расчета в среднем 3 тыс. рублей - ежемесячное пособие на содержание одного ребенка и 150 рублей - пособие на проезд). В поправках к областному бюджету 2006 года было учтено
увеличение расходов на выплату средств опекунам на 4,3 млн. рублей. В областном бюджете на 2007 год предусмотрено увеличение размера выплат опекунам до 4650 рублей в месяц.

С 2001 года в системе социальной защиты населения Волгоградской области создаются семейные воспитательные группы в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, представляющие собой гибкую и перспективную форму жизнеустройства социальных сирот. Всего к маю 2006 года было создано 362 семейные воспитательные группы, в них помещено 579 воспитанников. В 2006 году было создано 53 группы, помещено 82 воспитанника. На сегодняшний день действует 148 групп, в которых воспитываются 211 детей.

Опыт семейных воспитательных групп приблизил Волгоградскую область к принятию Закона Волгоградской области от 16 октября 2006 г. N 1290-ОД “О патронатном воспитании“.

Волгоградской областной Думой также был принят Закон Волгоградской области от 18 октября 2006 г. N 1297-ОД “Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерах социальной поддержки“, предусматривающий установление ежемесячной оплаты труда приемных родителей в трехкратном размере тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области (увеличенном на 20 процентов за специфику работы и иные доплаты).

Вопросы реализации мер социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Год матери и ребенка регулярно рассматривались на Совете по правам ребенка при администрации Волгоградской области, в состав которого входят и депутаты Волгоградской областной Думы.

Важную роль в профилактике семейного неблагополучия, оказании помощи семье и детям в трудных жизненных ситуациях сыграли 107 государственных социальных учреждений, 82 из которых находились в ведении муниципалитетов и получили в процессе реорганизации статус государственных.

С 1 января 2006 года
вступил в действие Закон Волгоградской области от 8 августа 2005 г. N 1097-ОД “О дополнительной государственной поддержке граждан в связи с рождением ребенка“, предусматривающий выплату из областного бюджета дополнительного (к федеральным 8 тыс. рублей) единовременного пособия гражданам в связи с рождением (усыновлением) ребенка в размере двукратной величины прожиточного минимума для детей, установленного на момент рождения ребенка (на сегодняшний день 5588 рублей).

В Год матери и ребенка продолжилась практика выплаты ежемесячного пособия на ребенка в рамках реализации Закона Волгоградской области от 29 декабря 2004 г. N 984-ОД “О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области“. Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка - 140 рублей, на детей одиноких матерей 280 рублей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, - 210 рублей.

На территории Волгоградской области реализуется областная целевая программа “Адресная социальная поддержка населения Волгоградской области“ на 2005 - 2008 годы, утвержденная постановлением Волгоградской областной Думы от 16 декабря 2004 г. N 15/492, которая предусматривает:

доплаты к пенсиям, ежемесячные пособия членам семьи военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы, членам семьи, потерявших кормильца вследствие теракта на борту ТУ-134, ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;

единовременную материальную помощь детям-инвалидам, малоимущим семьям, семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

предоставление различных социальных услуг.

Реализация семейной политики на территории Волгоградской области основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных областной целевой программой “Семья и дети“, разработанной в рамках федеральной программы “Дети России“. На реализацию основных мероприятий этой Программы в 2006 году областным бюджетом выделено более 50 млн. рублей.

В целях укрепления семейных ценностей, привлечения
внимания населения к ответственному отцовству, повышения значимости мужчины-отца в создании и сохранении семьи, в воспитании гражданственности и патриотизма детей в Волгоградской области установлен новый праздничный день, который будет отмечаться ежегодно 1 ноября - День отца.

Для укрепления материально-технической базы медицинских учреждений в 2006 году было выделено 93 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 50 млн. рублей, из областного бюджета - 43 млн. рублей.

Сданы в эксплуатацию:

корпус детской областной клинической больницы;

первая очередь Дома ребенка в г. Волжском;

детский пульмонологический санаторий в г. Волгограде.

В 2006 году родилось на 900 детей больше, чем в 2005-ом. Младенческая смертность снизилась до 11 детей на тысячу новорожденных, что в 2,5 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации, а также снизилась материнская смертность до 11 на 100 тыс. родившихся.

Однако участники “круглого стола“ отмечают, что в Волгоградской области все еще существует ряд проблем с обеспечением мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных, других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для изменения существующего положения депутатам Волгоградской областной Думы необходимо подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращения с предложениями:

принять единые государственные минимальные стандарты по жизнеобеспечению детей, Федеральный закон “Об основах государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации“, предусматривающий меры государственной поддержки многодетных семей, одиноких матерей (отцов), семей с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами, и Федеральный закон “Об опеке и попечительстве в Российской Федерации“;

внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации“, дополнив его главой об институте уполномоченного по
правам ребенка;

внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части ужесточения мер уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

В сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации не введены конкретные федеральные процедуры и суды для отдельного рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей в рамках системы правосудия. Отсутствуют меры, альтернативные задержанию. Отсутствуют адекватные механизмы надзора за несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, которые не были приговорены к лишению свободы и в отношении которых не принимаются достаточные исправительные и воспитательные меры. В связи с этим необходимо:

направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложение продолжить работу по рассмотрению проекта федерального конституционного закона N 38948-3 “О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации“ (в части создания ювенальных судов);

обратиться с предложением к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вернуться к действовавшей до 2005 года редакции 292-й статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей предварительное разрешение органам опеки и попечительства на сделки, затрагивающие жилищные права детей, и внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс;

обеспечить контроль за выполнением принятых законопроектов и постановлений Волгоградской областной Думы.

Главе администрации Волгоградской области рекомендуется:

рассмотреть вопрос о возобновлении деятельности попечительского совета при главе администрации Волгоградской области, созданного по инициативе комитета по образованию администрации Волгоградской области в соответствии с Постановлением главы администрации Волгоградской области от 20 мая 1999 г. N 364 “Об образовании попечительского совета при главе администрации Волгоградской области по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей“;

провести заседание коллегии администрации Волгоградской области совместно с представителями органов местного самоуправления с обсуждением итогов проведения Года матери и ребенка на территории Волгоградской области;

предложить
комитету по образованию администрации Волгоградской области по согласованию с Главным управлением федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области рассмотреть вопрос о создании специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (на базе предполагаемых к закрытию профессионально-технических училищ) для направления в них несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений средней тяжести, а также тяжких преступлений, и освобожденных судом от наказания;

комитету по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области уделить особое внимание развитию массового спорта и физической культуры среди населения;

комитету по делам молодежи администрации Волгоградской области не снижать уровня обеспечения летнего отдыха детей;

управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области продолжать работу по оптимизации деятельности учреждений для несовершеннолетних.

Главе администрации г. Волгограда рекомендуется рассмотреть вопрос о выделении на льготных условиях помещений общественным организациям, ведущим активную работу по охране прав материнства и детства.

Органам местного самоуправления в Волгоградской области предлагается определить порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (так как заниматься приобретением жилых помещений для указанной категории граждан на местах фактически некому).

Участники заседания “круглого стола“ пришли к общему мнению поддержать инициативу Президента Российской Федерации об объявлении 2007 года Годом ребенка и продолжить работу по охране прав материнства и детства на территории Волгоградской области.

И.о. председателя

Волгоградской областной Думы

А.В.БАКУЛИН