Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 18.02.2011 N 176н “На приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 158 “Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги “Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области“ (направлено письмом от 21.02.2011 N 02-14/1165)

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Направлено письмом от 21 февраля 2011 г. N 02-14/1165

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 февраля 2011 г. N 176н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ АРХИВАМИ АДМИНИСТРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 158

“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АРХИВАМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ “ПОРЯДОК РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В ЧИТАЛЬНЫХ ЗАЛАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об Управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации“, проведена правовая экспертиза приказа Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 158 “Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги “Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области“ (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.

Правовой экспертизой установлено следующее:

Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги “Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области“ (далее - Регламент).

Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги органом исполнительной власти Волгоградской области, включающей в себя порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне“ (в редакции от 18.07.2009 N 180-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 28.12.2010 N 406-ФЗ);

- Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации“ (в редакции от 27.07.2010 N 227-ФЗ);

-
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (в редакции от 27.07.2010 N 227-ФЗ);

- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ (в редакции от 27.07.2010 N 227-ФЗ);

- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“;

- Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1993 N 2334 “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию“ (в редакции от 01.09.2000 N 1606);

- приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19 “Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук“ (в редакции от 16.02.2009 N 68);

- приказом Федеральной архивной службы Российской Федерации от 06.07.1998 N 51 “Об утверждении Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации“;

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;

- Законом Волгоградской области от 31.12.2009 N 1981-ОД “Об архивном деле в Волгоградской области“;

- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД “О системе органов исполнительной власти Волгоградской области“ (в редакции от 19.04.2010 N 2025-ОД);

- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.05.2010 N 767 “Об утверждении Положения о Комитете по управлению архивами Администрации Волгоградской области“.

В соответствии с пунктом “и“ части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации информация находится в ведении Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона
“Об архивном деле в Российской Федерации“ установлено, что законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 2 части 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации.

Частью 1, пунктом 2 части 1.1 статьи 24 Федерального закона “Об архивном деле в Российской Федерации“ предусмотрено, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.

Статьей 3 Закона Волгоградской области “Об архивном деле в Волгоградской области“ установлено, что в систему архивных органов и учреждений Волгоградской области входят: Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области, государственные архивы Волгоградской области.

Согласно приложению к Закону Волгоградской области “О системе органов исполнительной власти Волгоградской области“ Комитет по управлению архивами входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.

Пунктом 2.2 Положения о Комитете по управлению архивами Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.05.2010 N 767, предусмотрено, что Комитет в пределах своих полномочий организует хранение, комплектование, учет и использование архивного фонда Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.

Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.

На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.

Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.

1. Согласно пункту 5.3 Регламента пользователь в своей жалобе
в обязательном порядке указывает: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложение сути жалобы; личную подпись, дату.

Вместе с тем частью 1 статьи 3 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ определено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Так, в пункте 5.3 Регламента не нашло отражения обязательное требование федерального законодательства в части указания в обращении (жалобе) либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица.

Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части сужения перечня обязательных требований к
письменному обращению (жалобе).

2. В соответствии с пунктом 5.12 Регламента, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается пользователю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии предусмотренного федеральным законодательством срока уведомления гражданина в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению.

3. Раздел 5 Регламента определяет порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги на основании административного регламента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части неуказания возможности личного обращения.

Кроме того, в тексте Регламента
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.

1. В тексте Регламента отсутствует единообразие нумерации пунктов.

2. В абзаце 1 пункта 2.4, пункте 3.3.4 Регламента содержится ссылка на приложения 1, 2, 3, 4.

Вместе с тем указанные выше приложения не представлены с официальной копией рассматриваемого нормативного правового акта.

3. В пункте 2.5 Регламента содержится ссылка на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций от 18.01.2001 N 19.

Вместе с тем приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 19 “Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук“ издан 18.01.2007.

4. В пункте 3.1.9 Регламента слово “потребителя“ следует заменить словом “получателя“.

Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 22 декабря 2010 г. N 239.

Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 158 “Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги “Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области“ не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Предлагаю привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

Министерства юстиции

Российской Федерации

по Волгоградской области

государственный советник

юстиции Российской Федерации

II класса

М.А.КОЛЕСНИКОВ