Законы и бизнес в России

Постановление Администрации Волгоградской обл. от 25.10.2010 N 496-п “О долгосрочной областной целевой программе “Развитие межбюджетных отношений в Волгоградской области“ на 2010 - 2015 годы“

Начало действия документа - 25.10.2010.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В соответствии с пунктом 2 действие документа распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2010 года.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. N 496-п

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

“РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

НА 2010 - 2015 ГОДЫ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р “О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года“, постановлением Администрации Волгоградской области
от 13 октября 2008 г. N 88-п “Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ“ Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу “Развитие межбюджетных отношений в Волгоградской области“ на 2010 - 2015 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Первый заместитель

Главы Администрации

Волгоградской области

Г.А.ЧУРИКОВ

Утверждена

постановлением

Администрации

Волгоградской области

от 25 октября 2010 г. N 496-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

НА 2010 - 2015 ГОДЫ

Паспорт

долгосрочной областной целевой программы

“Развитие межбюджетных отношений в Волгоградской области“

на 2010 - 2015 годы

Наименование Программы - долгосрочная областная целевая программа

“Развитие межбюджетных отношений в Волгоградской

области“ на 2010 - 2015 годы (далее именуется -

Программа)

Дата принятия решения - распоряжение Главы Администрации Волгоградской

о разработке Программы области от 23 июля 2010 г. N 702-р “О разработке

долгосрочной областной целевой программы

“Развитие межбюджетных отношений в Волгоградской

области“ на 2010 - 2015 годы

Государственный заказчик - Комитет бюджетно-финансовой политики и

Программы казначейства Администрации Волгоградской области

Основной разработчик - Комитет бюджетно-финансовой политики и

Программы казначейства Администрации Волгоградской области

Цели и задачи Программы, - цели Программы:

основные целевые обеспечение сбалансированной финансовой

показатели поддержки местных бюджетов;

повышение эффективности и результативности

предоставления межбюджетных трансфертов из

областного бюджета бюджетам муниципальных

образований;

повышение эффективности и результативности

управления муниципальными финансами;

задачи Программы:

выравнивание бюджетной обеспеченности местных

бюджетов;

обеспечение равномерной финансовой поддержки

местным бюджетам на текущее решение вопросов

местного значения;

обеспечение функционирования системы

организации и исполнения бюджетов муниципальных

образований;

разработка и применение объективных и

формализованных методов оценки результативности

и эффективности предоставления межбюджетных

трансфертов;

совершенствование методов бюджетного

планирования и их применение при распределении

межбюджетных трансфертов;

информирование гражданского общества о

бюджетной политике, реализуемой в Волгоградской

области, в том числе и по вопросам межбюджетных

отношений;

проведение систематического мониторинга уровня

удовлетворенности населения качеством и

доступностью предоставления основных

муниципальных бюджетных услуг;

проведение мониторинга эффективности

деятельности органов местного самоуправления

городских округов и муниципальных районов;

совершенствование методов бюджетного

планирования в муниципальных образованиях;

основные целевые показатели Программы:

сокращение разрыва в уровне бюджетной

обеспеченности налоговыми доходами, а также

дотациями на выравнивание уровня бюджетной

обеспеченности 5 наиболее обеспеченных

муниципальных районов и 5 наименее обеспеченных

муниципальных районов;

сокращение разрыва в подушевой обеспеченности

налоговыми доходами, а также дотациями на

выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 2

наиболее обеспеченных городских округов и 2

наименее обеспеченных городских округов;

сокращение разрыва в подушевой обеспеченности

налоговыми доходами, а также дотациями на

выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 10

наиболее обеспеченных поселений и 10 наименее

обеспеченных поселений;

сокращение разрыва в динамике передаваемых

средств бюджетам 5 наименее обеспеченных

муниципальных районов и городских округов и 5

наиболее обеспеченных муниципальных районов и

городских округов на текущее решение вопросов

местного значения;

сокращение разрыва в динамике передаваемых

средств бюджетам 10 наименее обеспеченных

поселений и 10 наиболее обеспеченных поселений

на текущее решение вопросов местного значения;

количество поправок, внесенных в бюджет

муниципальных районов (городских округов) в

расчете на 1 муниципалитет сверх количества

поправок, внесенных в закон об областном бюджете

на текущий финансовый год и на плановый период;

увеличение количества муниципальных услуг, в

отношении которых утверждены стандарты качества;

увеличение количества межбюджетных

трансфертов, по которым установлен порядок

оценки результативности и эффективности их

предоставления;

уровень информированности населения о

бюджетно-финансовой политике, в том числе и в

сфере межбюджетных отношений, реализуемых на

территории Волгоградской области;

объем средств, расходуемых по планово-

нормативному и программно-целевым методам

бюджетного планирования;

уровень удовлетворенности населения

доступностью и качеством предоставления базовых

муниципальных услуг;

доля эффективно расходуемых бюджетных средств

в бюджетах муниципальных образований на оказание

базовых муниципальных услуг

Перечень основных - расчет и обеспечение предоставления

мероприятий Программы муниципальным образованиям расчетных дотаций из

областных фондов финансовой поддержки и

муниципальным районам субвенций на передачу

полномочий по выравниванию бюджетной

обеспеченности поселений;

расчет и обеспечение предоставления субсидий

на обеспечение сбалансированности местных

бюджетов из областного бюджета;

расчет и обеспечение предоставления

субсидий муниципальным образованиям в связи с

созданием финансовых органов;

проведение и обеспечение научно-

исследовательских работ по разработке и

актуализации методов оценки результативности и

эффективности предоставления межбюджетных

трансфертов и разработке финансово-

функциональных стандартов предоставления базовых

муниципальных услуг;

проведение и обеспечение социологических и

иных исследований для получения информации о

результативности и эффективности предоставляемых

межбюджетных трансфертов, определения уровня

удовлетворенности качеством и доступностью

предоставления муниципальных бюджетных услуг;

расчет и обеспечение предоставления

муниципальным образованиям межбюджетных

трансфертов, ориентированных на результативность

и эффективность использования бюджетных средств;

обеспечение выпуска научно-методической

литературы, размещение информации в средствах

массовой информации по вопросам, связанным с

реализацией бюджетной политики, в том числе и в

сфере межбюджетных отношений, обеспечение

проведения семинаров, конференций, участие в

семинарах и конференциях;

расчет и обеспечение предоставления

субсидий бюджетам городских округов и

муниципальных районов в целях поощрения

достижения наилучших значений показателей

деятельности органов местного самоуправления

городских округов и муниципальных районов;

расчет и обеспечение предоставления

субсидий муниципальным образованиям, достигшим

положительных результатов реформирования

муниципальных финансов

Сроки реализации - 2010 - 2015 годы

Программы

Исполнители Программы - Комитет бюджетно-финансовой политики и

казначейства Администрации Волгоградской

области, организации и (или) индивидуальные

предприниматели, осуществляющие выполнение работ

и (или) оказание услуг, необходимых для

реализации мероприятий Программы

Объемы и источники - финансирование Программы будет осуществляться за

финансирования Программы счет средств областного бюджета. Общий объем

финансирования Программы на 2010 - 2015 годы

составит 60829194 тыс. рублей, в том числе:

в 2010 году - 7365977 тыс. рублей;

в 2011 году - 8220956 тыс. рублей;

в 2012 году - 9118639 тыс. рублей;

в 2013 году - 10446674 тыс. рублей;

в 2014 году - 11965824 тыс. рублей;

в 2015 году - 13711124 тыс. рублей

Ожидаемые конечные - ожидаемые конечные результаты реализации

результаты реализации Программы:

Программы и показатели сокращение разрыва в уровне бюджетной

социально-экономической обеспеченности налоговыми доходами и дотациями

эффективности Программы на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

муниципальных районов до 1,08 раза;

сокращение разрыва в подушевой обеспеченности

налоговыми доходами и дотациями на выравнивание

уровня бюджетной обеспеченности городских

округов до 1,21 раза;

сокращение разрыва в подушевой обеспеченности

налоговыми доходами и дотациями на выравнивание

уровня бюджетной обеспеченности поселений до 4,7

раза;

сокращение разрыва в динамике передаваемых

средств бюджетам 5 наименее обеспеченных

муниципальных районов и городских округов и 5

наиболее обеспеченных муниципальных районов и

городских округов на текущее решение вопросов

местного значения до 88 процентов;

сокращение разрыва в динамике передаваемых

средств бюджетам 10 наименее обеспеченных

поселений и 10 наиболее обеспеченных поселений

на текущее решение вопросов местного значения до

95 процентов;

увеличение количества межбюджетных

трансфертов, по которым установлен порядок

оценки результативности и эффективности их

предоставления, до 8;

количество межбюджетных трансфертов,

предоставление которых основано на различиях в

уровне удовлетворенности населения доступностью

и качеством предоставления бюджетных услуг и

(или) исходя из различий в финансово-

функциональных стандартах предоставления

бюджетных услуг, - 8;

увеличение доли эффективно расходуемых

бюджетных средств в бюджетах муниципальных

образований на оказание базовых муниципальных

услуг до 95 процентов;

повышение уровня удовлетворенности населения

качеством и доступностью предоставления

муниципальных услуг до 71,7 процента;

показатель социально-экономической эффективности

Программы составит от 95 до 110 процентов

Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляют

контроля за исполнением Администрация Волгоградской области, Комитет

Программы экономики Администрации Волгоградской области,

Комитет бюджетно-финансовой политики и

казначейства Администрации Волгоградской

области, Контрольно-счетная палата Волгоградской

области

1. Характеристика проблемы, на решение

которой направлена Программа

Разработка и реализация Программы обусловлена необходимостью придания формированию межбюджетных отношений в Волгоградской области целевых ориентиров по управлению государственными и муниципальными финансами в части распределения и предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных образований средств для решения текущих вопросов местного значения, а также финансового обеспечения делегирования отдельных государственных полномочий.

Программа является программно-целевым инструментом бюджетного планирования, ориентированным на обеспечение сбалансированного распределения финансовой помощи муниципальным образованиям, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, рост уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью базовых муниципальных услуг и связанного с этим эффективного использования средств местных бюджетов.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, и является логическим продолжением реализации Программы реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008 - 2009 годы, утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30 ноября 2007 г. N 2000.

Формирование межбюджетных отношений, межбюджетное регулирование являются ключевыми направлениями бюджетной политики, ориентированными на достижение баланса ресурсов бюджетной системы.

Распределение бюджетных ресурсов должно осуществляться с учетом численности населения, а также факторов, характеризующих различие налогового потенциала территорий, и факторов, обуславливающих различие в стоимости предоставления бюджетных услуг. При этом в целях создания условий для поступательного развития всех муниципалитетов необходимым является обеспечение равномерного изменения объемов финансовой помощи по муниципальным образованиям.

Нахождение оптимального соотношения технологий (методов) межбюджетного регулирования, ориентированных на выравнивание и на сбалансированность местных бюджетов, является залогом поступательного развития муниципалитетов.

Начиная с 2007 года расчет и распределение расчетного объема дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и областного Фонда финансовой поддержки поселений (в части городских округов) осуществлялись по методике, утвержденной Законом Волгоградской области от 26 июля 2005 г. N 1093-ОД “О межбюджетных отношениях в Волгоградской области“, которая предусматривает изменение технологий распределения дотаций муниципальным образованиям.

Отрицательное влияние на развитие межбюджетных отношений в Волгоградской области оказывают следующие факторы:

большой разрыв в изначальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

отсутствие систематической оценки результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;

отсутствие инструментария оценки обоснованности предоставления форм межбюджетного регулирования;

недостаточный уровень (менее 70 процентов) удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления базовых муниципальных бюджетных услуг;

отсутствие инструментов, позволяющих оказывать финансовую поддержку муниципальным образованиям для повышения качества и доступности предоставления базовых муниципальных бюджетных услуг;

отсутствие в муниципальных образованиях систематизированной практики формирования местных бюджетов по программно-целевому методу.

Влияние указанных факторов усложняется незавершенностью процедуры становления финансовых органов муниципальных образований.

В условиях адаптации бюджетной системы к меняющимся условиям экономики при формировании межбюджетных отношений объективным образом не могут быть учтены различные факторы, влияющие на исполнение доходной и расходной частей местных бюджетов. Таким образом, механизмы распределения финансовой помощи, используемые при распределении дотаций из фондов финансовой поддержки и субсидий на сбалансированность местных бюджетов, недостаточно сформированы.

Появление различных факторов в процессе исполнения местных бюджетов приводит к некорректному выравниванию уровня бюджетной обеспеченности и несбалансированности бюджетов муниципальных образований. В условиях сложившейся макроэкономической ситуации при расчете дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Волгоградской области из областных фондов финансовой поддержки и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки достоверный расчет налогового потенциала является затруднительным. Средства, полученные муниципальными образованиями по дополнительному нормативу отчислений по НДФЛ сверх объема расчетной дотации, изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации не подлежат, и потери бюджета муниципального образования в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений по НДФЛ ниже расчетной дотации компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации не подлежат. В результате возникающие финансовые разрывы в бюджетах муниципальных образований покрываются за счет кредитов муниципальным образованиям из областного бюджета.

Таким образом, возникла объективная необходимость в инструменте межбюджетного регулирования, который обеспечит решение проблемы разбалансированности местных бюджетов при условии применения органами местного самоуправления исчерпывающих мер по самостоятельной балансировке бюджета. Таким инструментом в рамках Программы будет являться предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов бюджетам муниципальных образований Волгоградской области.

Однако развитие межбюджетных отношений не может быть сведено только к распределению ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.

В последнее десятилетие реформ был наработан достаточно богатый опыт межбюджетного регулирования с использованием субсидиарных форм предоставления финансовой помощи. Однако результативность и эффективность предоставления субсидий, как правило, не рассматривалась, оценка же результативности и эффективности сводилась преимущественно к качественным суждениям. В то же время дотации, субвенции и субсидии для бюджета вышестоящего уровня (плательщика) являются такими же расходными обязательствами, как и обязательства в иных отраслях и сферах бюджетной деятельности. Поэтому межбюджетные трансферты также могут и должны быть подвергнуты критическому анализу и оценке на предмет результативности и эффективности их предоставления.

Предоставление межбюджетных трансфертов должно быть результативным и эффективным. Результативным - то есть отвечать нуждам населения, обеспечивать востребованный населением уровень качества и доступности предоставления муниципальных бюджетных услуг, а в случае делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления - и государственных бюджетных услуг. Эффективным - то есть достигать максимального соотношения результата к затратам.

Низкие результаты далеко не всегда являются следствием нехватки денежных средств. Зачастую - это следствие неэффективного использования тех ресурсов, которыми уже располагают муниципалитеты: как собственных доходов, так и финансовой помощи из областного бюджета.

Инструментом, обеспечивающим ориентирование межбюджетного регулирования на результат, являются субсидии. Действующее бюджетное законодательство предоставляет возможность применения широкого диапазона методов межбюджетного регулирования в рамках субсидий. Однако данный перспективный метод бюджетного планирования используется не в полной мере в связи с отсутствием достаточного уровня исследования методов оценки результативности и эффективности предоставления субсидий.

Первые разработки в данном направлении были сделаны в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008 - 2009 годы и будут использованы в рамках реализации настоящей Программы для разработки и оценки новых субсидий, обеспечивающих распределение межбюджетных трансфертов исходя из уровня удовлетворенности населения доступностью и качеством предоставления бюджетных услуг и исходя из различий в финансово-функциональных стандартах предоставления бюджетных услуг.

Также в рамках Программы будет обеспечена актуализация методов оценки результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты являются особым видом расходов, поскольку своей экономической сущностью составляют не трату средств, а их передачу иному уровню бюджетной системы. В связи с этим эффективное использование межбюджетных трансфертов тесно взаимоувязано с результативным и эффективным расходованием средств муниципальными образованиями.

Одним из социальных показателей, характеризующих результативность расходования бюджетных средств, является уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью бюджетных услуг. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, и Программой проведения административной реформы в Волгоградской области в 2006 - 2010 годах, утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 г. N 554, данный уровень уже к 2010 году должен составлять не менее 70 процентов от числа опрошенных.

Однако по результатам социологических исследований, по итогам 2009 года в среднем только в половине муниципальных образований удалось добиться данной цели. Если же говорить о базовых муниципальных услугах в отдельности, то муниципалитетов, достигших обозначенного результата по каждой из 10 базовых муниципальных услуг, нет вовсе.

Основными бюджетными услугами, уровень удовлетворенности населения по которым оказался менее 70 процентов, являются:

услуги в сфере муниципального управления - лишь 65,4 процента населения в среднем положительно оценивают деятельность органов местного самоуправления;

услуги в сфере дополнительного образования - положительная оценка 60,1 процента населения;

услуги в сфере физкультуры и спорта - положительная оценка 61,9 процента населения;

услуги в сфере оказания первичной медицинской помощи - положительная оценка 63,9 процента населения.

Необходимо побуждение органов местного самоуправления к совершенствованию управления муниципальными финансами таким образом, чтобы обеспечить уровень удовлетворенности жителей качеством и доступностью предоставления им базовых муниципальных бюджетных услуг за счет повышения качества муниципального менеджмента.

Дополнительное выделение ассигнований оправдано лишь в том случае, если уровень затратности и уровень эффективности приемлем.

Одним из действенных инструментов достижения поставленной цели будет реализация комплекса мероприятий, побуждающих муниципалитеты к реформированию муниципальных финансов, в том числе и за счет предоставления им специальных субсидий.

Каждая цель Программы детализирована комплексом задач с указанием конкретных мероприятий и индикаторов достижения целей. Таким образом, реализация Программы позволит обеспечить сбалансированную финансовую поддержку муниципалитетов, повысить эффективность предоставления межбюджетных трансфертов, повысить уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления им базовых муниципальных услуг.

2. Основные цели и задачи Программы, показатели

и индикаторы, характеризующие степень достижения

результатов Программы

Цели Программы:

обеспечение сбалансированной финансовой поддержки местных бюджетов;

повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований;

повышение эффективности и результативности управления муниципальными финансами.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

обеспечение равномерной финансовой поддержки местным бюджетам на текущее решение вопросов местного значения;

обеспечение функционирования системы организации и исполнения бюджетов муниципальных образований;

разработка и применение объективных и формализованных методов оценки результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;

совершенствование методов бюджетного планирования и их применение при распределении межбюджетных трансфертов;

информирование гражданского общества о бюджетной политике, реализуемой в Волгоградской области, в том числе и по вопросам межбюджетных отношений;

проведение систематического мониторинга уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления основных муниципальных бюджетных услуг;

проведение мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

совершенствование методов бюджетного планирования в муниципальных образованиях.

Показателями и индикаторами, характеризующими степень достижения результатов Программы, являются:

----------------------T---------------T-----------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Единица ¦ Планируемые значения показателей, ¦

¦ показателя, ¦ измерения ¦ индикаторов ¦

¦ индикатора ¦ +------T------T------T------T------T------+

¦ ¦ ¦ “010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦

¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦

+---------------------+---------------+------+------+------+------+------+------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦

L---------------------+---------------+------+------+------+------+------+-------

Сокращение разрыва коэффициент 1,14 1,12 1,11 1,10 1,08 1,08

в уровне бюджетной

обеспеченности

налоговыми доходами,

а также дотациями

на выравнивание

уровня бюджетной

обеспеченности

5 наиболее

обеспеченных

муниципальных

районов и 5 наименее

обеспеченных

муниципальных

районов

Сокращение разрыва коэффициент 1,31 1,29 1,27 1,25 1,23 1,21

в подушевой

обеспеченности

налоговыми доходами,

а также дотациями

на выравнивание

уровня бюджетной

обеспеченности

2 наиболее

обеспеченных

городских округов

и 2 наименее

обеспеченных

городских округов

Сокращение разрыва коэффициент 5,2 5,1 5,0 4,9 4,8 4,7

в подушевой

обеспеченности

налоговыми доходами,

а также дотациями

на выравнивание

уровня бюджетной

обеспеченности

10 наиболее

обеспеченных

поселений и

10 наименее

обеспеченных

поселений

Сокращение разрыва коэффициент 0,98 0,96 0,94 0,92 0,90 0,88

в динамике

передаваемых средств

бюджетам 5 наименее

обеспеченных

муниципальных

районов и городских

округов и 5 наиболее

обеспеченных

муниципальных

районов и городских

округов на текущее

решение вопросов

местного значения

Сокращение разрыва коэффициент 1,6 1,4 1,2 1,0 0,98 0,95

в динамике

передаваемых средств

бюджетам 10 наименее

обеспеченных

поселений и

10 наиболее

обеспеченных

поселений на текущее

решение вопросов

местного значения

Количество поправок, коэффициент 2 2 1,5 1,3 1,0 0,8

внесенных в бюджет

муниципальных

районов (городских

округов) в расчете

на 1 муниципалитет

сверх количества

поправок, внесенных

в закон об областном

бюджете на текущий

финансовый год

и на плановый период

Увеличение коэффициент 0,7 1 2 4 6 8

количества

муниципальных услуг,

в отношении которых

утверждены стандарты

качества

Увеличение количество - 2 4 6 8 8

количества межбюджетных

межбюджетных трансфертов

трансфертов,

по которым

установлен порядок

оценки

результативности

и эффективности их

предоставления

Количество количество - 2 4 6 8 8

межбюджетных межбюджетных

трансфертов, трансфертов

предоставление

которых основано

на различиях

в уровне

удовлетворенности

населения

доступностью

и качеством

предоставления

бюджетных услуг

и (или) исходя

из различий

в финансово-

функциональных

стандартах

предоставления

бюджетных услуг

Уровень процентов 22,4 22,7 23,0 23,3 23,7 24,0

информированности

населения

о бюджетно-

финансовой политике,

в том числе и

в сфере межбюджетных

отношений,

реализуемой

на территории

Волгоградской

области

Количество количество 6 8 8 8 8 8

социологических социологических

исследований исследований

по вопросам

результативности

и эффективности

предоставления

государственных

и муниципальных

услуг, оценки

результативности

и эффективности

межбюджетных

трансфертов

Увеличение доли процентов 89,8 91,0 92,0 93,0 94,0 95,0

эффективно

расходуемых

бюджетных средств

в бюджетах

муниципальных

образований

на оказание базовых

муниципальных услуг

Повышение уровня процентов 70,7 70,9 71,1 71,3 71,5 71,7

удовлетворенности

населения качеством

и доступностью

предоставления

муниципальных услуг

Процент процентов - 55 60 65 70 75

запланированных

бюджетных

ассигнований

в соответствии

с муниципальным

заданием

Объем средств, процентов - 20 25 30 35 40

расходуемых

по планово-

нормативному и

программно-целевым

методам бюджетного

планирования---------------

3. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы - 2010 - 2015 годы.

4. Технико-экономическое обоснование

Данное технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на повышение эффективности построения межбюджетных отношений в Волгоградской области.

Общий объем финансовых средств на реализацию Программы составляет 60829194 тыс. рублей.

Средства областного бюджета направлены на реализацию Программы по трем основным направлениям:

1. Обеспечение сбалансированной финансовой поддержки местных бюджетов.

Основной задачей построения межбюджетных отношений является достижение баланса между ресурсами и расходными потребностями территорий. Межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Достижение поставленной цели предполагает поиск оптимальной комбинации технологий (методов) межбюджетного регулирования и предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. Данное направление предполагает реализацию следующих мероприятий:

а) расчет и обеспечение предоставления муниципальным образованиям расчетных дотаций из областных фондов финансовой поддержки и муниципальным районам субвенций на передачу полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений - 39075864 тыс. рублей.

Мероприятие предполагает расчет и обеспечение предоставления местным бюджетам расчетных дотаций (как замену расчетных дотаций дополнительными нормативами отчислений по налогам, так и предоставление межбюджетных трансфертов - дотаций из областного бюджета) с целью сокращения различий по муниципальным районам - в уровне бюджетной обеспеченности, по городским округам и поселениям - подушевой обеспеченности между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными группами территорий.

Решение поставленной задачи предполагает поиск оптимального сочетания технологий выравнивания, компенсирования и индексирования, а также учета объективных факторов, обуславливающих естественное различие в стоимости бюджетных услуг;

б) расчет и обеспечение предоставления субсидий на обеспечение сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета - 19215261 тыс. рублей.

Мероприятие предполагает выделение субсидий бюджетам городских округов, муниципальных районов и поселений из областного бюджета, рассчитанных с учетом технологий межбюджетного регулирования, обеспечивающих равномерное изменение объема средств года планируемого к году предшествующему, предоставляемых на решение текущих вопросов местного значения территорий. Методика распределения указанной субсидии утверждена постановлением Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 г. N 426-п “О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области субсидий на обеспечение сбалансированности местных бюджетов“.

Реализация мероприятия предполагает поиск оптимального сочетания технологии индексации и побуждения муниципалитетов к оптимизации собственных расходов;

в) расчет и обеспечение предоставления субсидий муниципальным образованиям в связи с созданием финансовых органов - 1374439 тыс. рублей.

Мероприятие предполагает расчет и обеспечение предоставления субсидий местным бюджетам на формирование и организацию исполнения местных бюджетов финансовыми органами муниципальных районов и городских округов.

Субсидии могут расходоваться муниципальными образованиями на создание и содержание финансового органа муниципального образования, а также на предоставление иных межбюджетных трансфертов поселениям для формирования и содержания финансовых органов поселений. Методика распределения субсидии между муниципальными районами (городскими округами) на создание и содержание финансовых органов утверждена постановлением Администрации Волгоградской области от 15 февраля 2010 г. N 26-п “О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) субсидий на создание и содержание финансовых органов.

2. Повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты являются одной из форм расходования бюджетных средств, в связи с чем так же как и остальные формы расходования межбюджетные трансферты должны быть подвержены анализу на предмет оценки результативности и эффективности их предоставления. При этом межбюджетный трансферт является особой формой расходования, не предполагающей конечную трату бюджетных средств. Поэтому и оценка результативности и эффективности межбюджетного регулирования обладает собственной спецификой, что требует дополнительного анализа и специального учета при использовании.

Достижение поставленной цели предполагает проведение научно-исследовательских работ по оценке результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, поиска наиболее оптимального сочетания как трансфертов, обеспечивающих балансировку бюджетной системы, так и способствующих повышению результативности и эффективности предоставления государственных и муниципальных бюджетных услуг. Данное направление предполагает реализацию следующих мероприятий:

а) проведение и обеспечение научно-исследовательских работ по разработке и актуализации методов оценки результативности и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов и разработке финансово-функциональных стандартов предоставления базовых муниципальных услуг - 66980 тыс. рублей.

Мероприятие предполагает проведение научно-исследовательских работ по разработке методов оценки результативности и эффективности субсидий, целью предоставления которых является оказание дополнительной финансовой помощи муниципалитетам, в которых уровень оценки населением качества и доступности предоставления бюджетных услуг является низким или критичным при высоком или приемлемом уровне эффективности использования бюджетных средств, а также способствующих наибольшей эффективности балансировки бюджетной системы Волгоградской области.

В результате предполагается выработать методы определения объема соответствующих субсидий, их распределения, оценки степени достижения конкретного результата и эффективности его достижения. Предполагается выработать подобный инструментарий для каждой из 10 базовых муниципальных бюджетных услуг, применение которого будет осуществляться по мере востребованности с целью нивелирования и предотвращения низкого или критического уровня удовлетворенности со стороны населения качеством и доступностью муниципальных бюджетных услуг.

Кроме того, предполагается получить инструмент для оценки эффективности “балансирующих“ бюджетную систему области межбюджетных трансфертов.

Предполагается создание программного продукта и электронных баз данных, администрируемых в соответствующей программно-языковой среде, позволяющего моделировать варианты развития событий, изменения предпочтений населения в результате межбюджетного регулирования, изменения структуры потребностей.

Также мероприятие предполагает проведение научно-исследовательских работ по определению минимально допустимого функционального (регулирующего предельный уровень качества) и финансового (регулирующего предельные стоимости) стандарта предоставления 10 базовых муниципальных бюджетных услуг, что станет основой для разработки и предоставления соответствующих субсидий.

В результате будут разработаны функциональные и финансовые стандарты предоставления базовых муниципальных бюджетных услуг, использование которых при распределении субсидий позволит сформировать наиболее корректный инструмент субсидиарного финансирования для повышения уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью бюджетных услуг;

б) проведение и обеспечение социологических и иных исследований для получения информации о результативности и эффективности предоставляемых межбюджетных трансфертов, определения уровня удовлетворенности качеством и доступностью предоставления муниципальных бюджетных услуг - 100650 тыс. рублей.

Мероприятие предполагает проведение социологических исследований - опросов общественного мнения, позволяющих проследить, каким образом предоставление субсидий влияет на изменение оценки населением уровня качества и доступности бюджетных услуг, какие причины обозначаются населением как источник возникновения неудовлетворенности качеством субсидируемых услуг. Также предполагается отслеживание изменения состояния общественного мнения в отношении муниципальных бюджетных услуг и отношения населения к делегированию отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для принятия решения об обоснованности делегирования.

В результате ожидается получить системное представление о динамике общественных предпочтений в получении бюджетных услуг, трансформирующихся под воздействием межбюджетного регулирования, выработать матрицу кривых безразличия по базовым муниципальным бюджетным услугам, которая станет инструментом для оценки принимаемого решения в сфере межбюджетного регулирования.

Для сбора необходимой информации о потребительских свойствах оказываемых муниципальных бюджетных услуг и получения оценок в отношении конечного результата оказания бюджетных услуг будут проводиться количественные опросы населения путем заполнения формализованных анкет.

Данные социологических опросов 2010 года будут являться отправной точкой для последующих измерений динамики восприятия эффективности предоставления услуг органами власти.

Выбор организации для проведения социологических опросов населения будет осуществляться по итогам проведения конкурса.

Участие населения во всех этапах бюджетного процесса позволит максимально учесть потребность населения в том или ином виде государственных услуг и в зависимости от нее скорректировать финансирование тех или иных сфер общественной жизни;

в) предоставление муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов, ориентированных на результативность и эффективность использования бюджетных средств, - 460000 тыс. рублей.

Мероприятие направлено на стимулирование органов местного самоуправления к утверждению стандартов предоставления муниципальных услуг населению и распределение финансовой помощи муниципальным образованиям исходя из показателей результативности и эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями;

г) обеспечение выпуска научно-методической литературы, размещение информации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с реализацией бюджетной политики, в том числе и в сфере межбюджетных отношений, обеспечение проведения семинаров, конференций, участие в семинарах и конференциях - 11000 тыс. рублей.

Мероприятие направлено на обеспечение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, высших учебных заведений необходимыми информационными и методическими материалами по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в Волгоградской области.

Кроме того, предусматривается проведение семинаров, конференций для органов местного самоуправления, научного сообщества и общественных организаций.

Также предполагается участие в выездных конференциях и семинарах, что позволит совершенствовать знания и навыки работников Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в целях повышения качества бюджетной политики в вопросах межбюджетных отношений.

3. Повышение эффективности и результативности управления муниципальными финансами.

Ориентированность на результат становится общим принципом государственного и муниципального управления. Прежде всего при оценке деятельности органов местного самоуправления должны учитываться качество предоставляемых муниципальных услуг и мнение населения.

Данное направление предполагает реализацию следующих мероприятий:

а) предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления - 255000 тыс. рублей.

Мероприятие направлено на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов“, а также на оказание финансовой помощи из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов, достигших наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления. Наилучшие значения показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов определяются по результатам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Порядок предоставления указанных субсидий утвержден постановлением Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 297-п “Об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области“;

б) предоставление субсидий муниципальным образованиям, достигшим положительных результатов реформирования муниципальных финансов, - 270000 тыс. рублей.

Мероприятие направлено на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии своих территорий, увеличение возможностей по выравниванию качества предоставляемых населению бюджетных услуг и обеспечения тем самым повышения уровня жизни населения Волгоградской области. Оценка результатов реформирования муниципальных финансов будет осуществляться в соответствии с требованиями к программам реформирования муниципальных финансов муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.

5. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий представлена в приложении к настоящей Программе.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем ассигнований на финансирование Программы составит 60829194 тыс. рублей.

Финансирование Программы в части предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований будет осуществляться в случае наличия у муниципальных образований аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Финансирование Программы осуществляется по следующим видам расходов:

фонд финансовой поддержки - 37954418 тыс. рублей;

фонд софинансирования - 21574700 тыс. рублей;

фонд компенсаций - 1121446 тыс. рублей;

другие общегосударственные вопросы - 178630 тыс. рублей.

7. Механизм реализации Программы

Государственный заказчик Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы.

Механизм реализации Программы включает в себя:

стратегическое планирование и прогнозирование;

применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;

организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).

Реализация Программы осуществляется через:

заключение государственных контрактов на проведение социологических опросов населения, научно-исследовательских работ, необходимых для реализации Программы;

предоставление межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований предоставляются в соответствии с законодательством Волгоградской области. Условия и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям в рамках реализации настоящей Программы будут определяться нормативными правовыми актами Администрации Волгоградской области.

В качестве исполнителей Программы выступают Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области и организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Программы.

В рамках реализации программных мероприятий предполагается возможность поощрения сотрудников, участвующих и обеспечивающих реализацию настоящей Программы.

8. Организация управления Программой и контроль

за ходом ее исполнения

В реализации данной Программы будет принимать участие Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в пределах полномочий, закрепленных в Положении о Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области будет полностью осуществлять все мероприятия, необходимые для реализации настоящей Программы.

Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Заказчик Программы ведет отчетность в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п “Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ“.

Контроль за исполнением Программы осуществляют в пределах компетенции:

Администрация Волгоградской области;

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области;

Комитет экономики Волгоградской области;

Контрольно-счетная палата Волгоградской области.

9. Оценка эффективности социально-экономических

и экологических последствий реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать достижению одной из целей социально-экономического развития Волгоградской области - обеспечению равного доступа населения Волгоградской области к получению гарантированных государством бюджетных услуг на всей территории области. Также ожидается повышение заинтересованности органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии своих территорий, увеличение возможностей по выравниванию качества предоставляемых населению бюджетных услуг и обеспечение тем самым повышения уровня жизни населения Волгоградской области.

Реализация мероприятий Программы не оказывает влияния на экологическую ситуацию в Волгоградской области.

Эффективность реализации Программы определяется исходя из среднего показателя, характеризующего бюджетную и социальную эффективность, по следующей формуле:

СЭ + БЭ

Э = ----------, где:

2

СЭ - социальная эффективность реализации Программы;

БЭ - бюджетная эффективность реализации Программы.

Социальная эффективность реализации Программы характеризует степень достижения показателей результата по каждому индикатору и определяется исходя из среднего показателя, характеризующего социальную эффективность достижения каждого индикатора. Социальная эффективность определяется по следующей формуле:

n

SUM СЭ

i

i=1

СЭ = -----------, где:

N

СЭ - социальная эффективность достижения i-го индикатора;

i

N - количество индикаторов.

Социальная эффективность достижения i-го индикатора определяется по следующим формулам:

РФ

i

СЭ = ---

i РП (если фактическое состояние индикатора прогнозируется выше,

i

чем планируемое)

РП

i

СЭ = ---

i РФ (если фактическое состояние индикатора прогнозируется ниже,

i

чем планируемое), где:

РФ - фактически достигнутый результат по i-му индикатору;

i

РП - планируемый результат по i-му индикатору.

i

Бюджетная эффективность реализации Программы характеризует степень исполнения затрат по каждому индикатору и определяется исходя из среднего показателя, характеризующего бюджетную эффективность достижения каждого индикатора. Бюджетная эффективность определяется по следующей формуле:

n

SUM БЭ

i

i=1

БЭ = --------, где:

N

БЭ - бюджетная эффективность достижения i-го индикатора;

i

N - количество индикаторов.

Бюджетная эффективность достижения i-го индикатора определяется по следующей формуле:

ЗП

i

БЭ = -----, где:

i ЗФ

i

ЗП - планируемый объем затрат на достижение i-го индикатора;

i

ЗФ - фактические затраты на достижение i-го индикатора.

i

Оценка эффективности реализации Программы определяется по интегральному показателю эффективности.

Выполнение Программы считается эффективным при достижении следующих интегральных показателей эффективности:

от 95 процентов до 110 процентов - приемлемый уровень эффективности;

свыше 110 процентов - высокий уровень эффективности.

Выполнение Программы считается неэффективным при достижении следующих интегральных показателей эффективности:

от 95 процентов до 80 процентов - низкий уровень эффективности;

менее 80 процентов - критический уровень эффективности.

Приложение

к долгосрочной областной

целевой программе “Развитие

межбюджетных отношений

в Волгоградской области“

на 2010 - 2015 годы

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

НА 2010 - 2015 ГОДЫ

----T-------------------T------------------------------------------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Объем финансирования (тыс. рублей) ¦

¦п/п¦ мероприятий +--------T--------T--------T---------T---------T---------T---------+

¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ Всего ¦

¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2010 - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2015 годы¦

+---+-------------------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+---------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦

L---+-------------------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------

1. Расчет и 4799305 5279236 5807159 6678233 7679968 8831963 39075864

обеспечение

предоставления

муниципальным

образованиям

расчетных дотаций

из областных фондов

финансовой

поддержки и

муниципальным

районам субвенций

на передачу

полномочий

по выравниванию

бюджетной

обеспеченности

поселений

2. Расчет 2360022 2596024 2855627 3283971 3776566 4343051 19215261

и обеспечение

предоставления

субсидий

на обеспечение

сбалансированности

местных бюджетов

из областного

бюджета

3. Расчет 156700 229826 234423 242000 250730 260760 1374439

и обеспечение

предоставления

субсидий

муниципальным

образованиям

в связи с созданием

финансовых органов

4. Проведение 6550 12600 12450 12830 13210 9340 66980

и обеспечение

научно-

исследовательских

работ по разработке

и актуализации

методов оценки

результативности

и эффективности

предоставления

межбюджетных

трансфертов

и разработке

финансово-

функциональных

стандартов

предоставления

базовых

муниципальных услуг

5. Проведение 12450 16520 17080 17640 18200 18760 100650

и обеспечение

социологических

и иных исследований

для получения

информации

о результативности

и эффективности

предоставляемых

межбюджетных

трансфертов,

определения уровня

удовлетворенности

качеством и

доступностью

предоставления

муниципальных

бюджетных услуг

6. Расчет - - 100000 110000 120000 130000 460000

и обеспечение

предоставления

муниципальным

образованиям

межбюджетных

трансфертов,

ориентированных

на результативность

и эффективность

использования

бюджетных средств

7. Обеспечение выпуска 950 1750 1900 2000 2150 2250 11000

научно-методической

литературы,

размещение

информации

в средствах

массовой информации

по вопросам,

связанным

с реализацией

бюджетной политики,

в том числе

и в сфере

межбюджетных

отношений,

обеспечение

проведения

семинаров,

конференций,

участие в семинарах

и конференциях

8. Расчет 30000 35000 40000 45000 50000 55000 255000

и обеспечение

предоставления

субсидий бюджетам

городских округов

и муниципальных

районов в целях

поощрения

достижения

наилучших значений

показателей

деятельности

органов местного

самоуправления

городских округов

и муниципальных

районов

9. Расчет - 50000 50000 55000 55000 60000 270000

и обеспечение

предоставления

субсидий

муниципальным

образованиям,

достигшим

положительных

результатов

реформирования

муниципальных

финансов

Итого 7365977 8220956 9118639 10446674 11965824 13711124 60829194--------------------------