Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 19.10.2010 по делу N А12-15537/2010 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления главы Волгограда от 29.04.2010 N 902 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“>

Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.02.2011 по делу N А12-15537/2010 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2010 г. по делу N А12-15537/2010

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 12.10.2010.

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2010.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Наумовой М.Ю.,

судей Лаврик Н.Н., Пономаревой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Москва“

к главе Волгограда Г.Р., администрации Волгограда

третьи лица: муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда, открытое акционерное общество “Волгоградгоргаз“, муниципальное унитарное предприятие “Городской водоканал г. Волгоград“, прокуратура Волгоградской области,
Волгоградская городская Дума, Администрация Волгоградской области, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда“, Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда“, муниципальное унитарное предприятие “Волгоградское коммунальное хозяйство“, Контрольно-счетная палата Волгограда.

В судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью “Москва“ - Р.Е., представитель по доверенности от 24.12.2009;

от главы Волгограда Г.Р. - не явился, извещен

от администрации Волгограда - Ч.Г., представитель по доверенности <...>; М.Е., представитель по доверенности <...>

от третьих лиц:

муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда - Б.А., представитель по доверенности от 23.11.2009;

открытое акционерное общество “Волгоградгоргаз“ - не явился, извещен

муниципальное унитарное предприятие “Городской водоканал г. Волгоград“ - Ф.Д., представитель по доверенности от 22.01.2010;

прокуратура Волгоградской области - Балычева А.С., помощник прокурора;

Волгоградская городская Дума - К.Э., представитель по доверенности <...>;

Администрация Волгоградской области - не явился, извещен;

Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда“ не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда“ не явился, извещен;

Муниципальное учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное
учреждение “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда“ - не явился, извещен;

Муниципальное унитарное предприятие “Волгоградское коммунальное хозяйство“ - К.Т., представитель по доверенности <...>;

Контрольно-счетная палата Волгограда - Б.И., представитель по доверенности 13.01.2010

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Москва“ (далее - ООО “Москва“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к главе Волгограда Г.Р., администрации Волгограда о признании недействующим с момента принятия постановления главы Волгограда от 29.04.2010 N 902 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“, опубликованного в газете “Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград“ от 01.05.2010 N 46.

Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов сфере деятельности организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

Администрация Волгограда не признает заявленные требования, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя.

Муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда полагает, что требования подлежат удовлетворению.

Волгоградская городская Дума, Контрольно-счетная палата Волгограда, муниципальное унитарное предприятие “Городской водоканал г. Волгограда“, Муниципальное унитарное предприятие “Волгоградское коммунальное хозяйство“, прокуратура Волгоградской области полагают, что требования являются необоснованными.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В официальном тексте документа, видимо, допущена
опечатка: постановление главы Волгограда от 29.04.2010 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“ имеет номер 902, а не 914.

Главой Волгограда принято постановление от 29.04.2010 N 914 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведению муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“, опубликованное в газете “Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград“ N 46 от 01.05.2010.

Суд считает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ определены полномочия органов исполнительной власти в области государственного регулирования. Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 N 1308 “Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области“ установление тарифов на холодную воду и водоотведение не отнесено к полномочиям указанного органа на момент принятия оспариваемого постановления.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей до 12.08.2010) “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования Указанные органы регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в
случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Поскольку в хозяйственное ведение МУП “Горводоканал г. Волгограда“ передана вся муниципальная коммунальная инфраструктура в части водоотведения и водоснабжения г. Волгограда, соответственно потребители муниципального образования города-героя Волгограда, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов услуг, оказываемых МУП “Горводоканал г. Волгограда“.

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 г N 8166/РМ/07 “О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги“ разъяснено, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции, действующей до 12.08.2010) - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В
соответствии с постановлением главы Волгограда от 11.03.2009 N 507 “О создании управления по координации, анализу и тарифному регулированию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгограда“ управление по координации, анализу и тарифному регулированию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства является структурным подразделением администрации Волгограда - органом по регулированию цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда (далее - Управление).

Материалами дела установлено, что заявление об установлении тарифа на холодную воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия “Городской водоканал г. Волгограда“ (далее - МУП “Горводоканал г. Волгограда“) поступило в администрацию Волгограда 05.04.2010 (входящий N 05-в/3580).

Пунктом 6 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ предусмотрено, что в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 названных Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

Рассмотрев документы, представленные МУП “Горводоканал г. Волгограда“, Управлением с 14.04.2010 открыто дело об установлении тарифа на холодную воду и водоотведение, в рамках которого проведен анализ действующей производственной программы и тарифов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление главы Волгограда от 30.03.2009 имеет номер
656, а не 6564.

Управлением принято во внимание, что производственная программа МУП “Горводоканал г. Волгограда“ в соответствии с постановлением главы Волгограда от 30.03.2009 N 6564 “О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“ по горячей воде“ действует до 31.05.2010; тарифы, установленные постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3480 “О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“, действуют до окончания срока действия производственной программы - до 31.05.2010.

Учитывая срок окончания действия производственной программы и установленных тарифов Управлением принято решение:

- согласовать производственную программу МУП “Горводоканал г. Волгограда“, срок реализации которой составляет более одного года со следующей календарной разбивкой: с 01.06.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- для обеспечения финансовых потребностей МУП “Горводоканал г. Волгограда“ на период реализации производственной программы с 01.06.2010 по 31.12.2010 тарифы на холодную воду и водоотведение оставить без изменения действующие тарифы, установленные в соответствии с постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3480 “О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“.

Из представленных документов усматривается, что в рамках дела об установлении тарифа Управлением проведена проверка соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям, проверка соблюдения предельных индексов и оценка доступности услуг МУП “Горводоканал г. Волгограда“ потребителям. Обоснование финансовых потребностей и расчет тарифов представлены МУП “Горводоканал г. Волгограда“ в соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и
предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ с применением метода установления фиксированных тарифов.

Проанализировав представленные обоснования и действующие тарифы, Управление пришло к выводу о том, что для реализации производственной программы (покупки электроэнергии на технологические нужды с учетом постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 24.12.2009 N 42/1 “Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей Волгоградской области на 2010“) недостаток оборотных финансовых средств составит 58,2 млн. руб. при росте тарифа на электрическую энергию (с учетом нерегулируемого рынка) к фактически сложившемуся за 2009 - на 115,9%.

В связи с тем, что производственная программа МУП “Горводоканал г. Волгограда“ представлена с календарной разбивкой, расчет финансовых потребностей также произведен с календарной разбивкой: с 01.06.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 г по 31.12.2011.

Система критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, утверждена постановлением главы Волгограда от 26.05.2009 N 1167 “Об утверждении Положения о системе критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Волгоградской области на 2010 год утверждены постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 20.11.2009 N 32, а не постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 24.03.2010 N 9/5.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Волгоградской области на 2010 год утверждены постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 24.03.2010 N 9/5. Для городского округа города-героя Волгограда предельный индекс составил 114,44%. Доля расходов граждан на оплату ЖКХ (в совокупном доходе семьи) составляет
13%, что значительно ниже максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКХ, установленной постановлением решение Волгоградской городской Думы от 24.12.2008 N 14/423 “Об установлении муниципального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг“ (в размере 20 процентов совокупного дохода семьи).

При досрочном пересмотре тарифа на холодную воду и водоотведение в соответствии с постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3480 “О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“ предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год для городского округа города-героя Волгоград не превысил 114,44%. Таким образом, данная услуга является доступной для потребителей в 2010 году.

Статья 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ регламентирует порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса. Так, при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования (часть 10); представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации
коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей (часть 11).

В соответствии с названной статьей Управлением подготовлено заключение от 23.04.2010 N УРТ-и/544 о доступности для населения тарифов на холодную воду и водоотведение.

Главой Волгограда Г.Р. принято постановление от 29.04.2010 N 902 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“ (при этом установленный тариф не превысил тариф, установленный ранее постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3480 “О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного Федерального закона. При этом период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

Указание в примечании оспариваемого постановления о том, что тариф обеспечивает финансовые потребности МУП “Горводоканал г. Волгограда“ для реализации производственной программы с 01.06.2010 по 31.12.2010 не противоречит статье 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“. Оспариваемым постановлением признается утратившим силу постановление главы Волгограда от 30.12.2009 N 3480 “О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“; вместе с тем, тарифы, установленные постановлением от 30.12.2009 N 3480, не изменены. В оспариваемом постановлении указано, что при наличии оснований тариф на 2011 год будет досрочно пересмотрен, что предполагает новый расчет финансовых потребностей МУП “Горводоканал г. Волгограда“ для реализации производственной программы на 2011 год.

Суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов сфере деятельности организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Москва“.

Признать действующим и соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов сфере деятельности организаций коммунального комплекса“, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ постановление главы Волгограда от 29.04.2010 N 902 “О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию “Городской водоканал г. Волгограда“, опубликованное в газете “Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград“ от 01.05.2010 N 46.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

НАУМОВА М.Ю.

Судьи

ЛАВРИК Н.В.

ПОНОМАРЕВА Е.В.