Законы и бизнес в России

Решение Волгоградского УФАС РФ от 29.09.2010 “По делу N 10-01-15-03/359 о нарушении антимонопольного законодательства“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года

ПО ДЕЛУ N 10-01-15-03/359

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 сентября 2010 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Бурба В.В. - заместителя руководителя Управления - начальника контроля органов власти,

членов Комиссии: Снедковой И.Ю. - заместителя начальника отдела контроля органов власти,

Иванова И.П. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти,

Рудакова А.С. - государственного инспектора отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело N 10-01-15-03/359 по признакам нарушения главой Котовского муниципального района Волгоградской области (<...>) ч. 1
ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:

19 августа 2010 года в связи с обнаружением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции приказом N 294 возбуждено дело в отношении главы Котовского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ между администрацией Котовского муниципального района и администрацией городского поселения г. Котово до 31 июля 2010 года заключено соглашение о передаче полномочий (далее по тексту - Соглашение).

На основании данного Соглашения администрацией городского поселения г. Котово переданы администрации Котовского муниципального района полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, их организационному и юридическому сопровождению за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района.

Глава Котовского муниципального района Волгоградской области действует на основании Устава Котовского муниципального района Волгоградской области, принятого постановлением Котовской районной Думы Волгоградской области от 07.06.2005 N 33-РД (далее по тексту - Устав).

Согласно ч. 3 ст. 6 данного Устава органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

По вопросам местного значения согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются нормативные акты.

Согласно пунктам 3, 13 ст. 21 Устава глава Котовского муниципального района в пределах своих полномочий издает правовые акты и осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью представительного органа муниципального района и депутатов).

В целях реализации своих полномочий главой Котовского муниципального района Волгоградской области постановлением от 30.12.2008 N 2249 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат за оказанные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах общего пользования в границах городского поселения г. Котово Волгоградской области по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете Котовского муниципального района на финансирование субсидий, является администрация Котовского муниципального района.

Проверив положения Порядка на соответствие антимонопольному законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Согласно абз. 2 п. 3.1 Порядка администрация
Котовского муниципального района Волгоградской области утверждает Перечень, определяет типы автобусов, необходимых для организации перевозок.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с п. 5.2.4 приказа Минтранса от 08.01.1997 N 2 “Об утверждении Положения о безопасности перевозок пассажиров автобусами“ владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок. Следовательно, право перевозчиков определять тип транспортного средства не ограничено, также не устанавливается предпочтение определенному типу транспортных средств. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет вид транспорта.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.

Таким образом, утверждение администрацией Котовского муниципального района перечня, определяющего конкретные типы автобусов, необходимых для организации перевозок, владельцы которых имеют право на получение субсидий, создает преференции (преимущества) хозяйствующим субъектам, имеющим в наличии транспортные средства типа, утвержденного перечнем, и препятствует перевозчикам реализовать право на получение субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории Котовского городского поселения, не имеющим определенные типы автобусов, и тем самым ограничивает конкуренцию, что запрещено ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно п. п. “г“, “и“, “к“ п. 4 Порядка право на получение
субсидий имеют перевозчики, отвечающие в том числе следующим критериям:

- осуществление перевозок по социальным проездным билетам;

- наличие сертифицированной (на автомобильном транспорте) производственной базы, обеспечивающей техническое обслуживание, ремонт, хранение подвижного состава;

- наличие стажа работы на рынке транспортных услуг не менее трех лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целью указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Критерии отбора перевозчиков, указанные в п. п. “г“, “и“, “к“ п. 4 Порядка, нарушают права и законные интересы перевозчиков в обеспечении им равной доступности на получение субсидий на возмещение затрат за оказание услуг по перевозке пассажиров, а значит, предоставляют преференции ограниченному кругу хозяйствующих субъектов.

Поскольку отсутствие социальных проездных, сертифицированной производственной базы и трехлетнего стажа работы на рынке транспортных услуг лишает перевозчика права на получение субсидий на возмещение затрат за оказание услуг по перевозке пассажиров по регулируемым в установленном порядке тарифам, то данные пункты Порядка противоречат ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из смысла антимонопольного законодательства,
акты органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущемлять права и интересы участников гражданского оборота, поэтому постановление главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 30.12.2008 N 2249 “О Порядке предоставления субсидий на возмещение затрат за оказанные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах общего пользования в границах городского поселения г. Котово Волгоградской области по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа“ не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

В ходе рассмотрения дела постановлением главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 02.09.2010 N 2010 “О признании утратившими силу некоторых постановлений главы Котовского муниципального района Волгоградской области“ в связи с окончанием срока действия соглашения о передаче полномочий постановление главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 30.12.2008 N 2249 “О Порядке предоставления субсидий на возмещение затрат за оказанные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах общего пользования в границах городского поселения г. Котово Волгоградской области по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа“ признано утратившим силу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, решила:

1. Признать факт нарушения главой Котовского муниципального района Волгоградской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, которое выразилось в принятии абз. 2 п. 3.1, п. п. “г“, “и“, “к“ п. 4 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат за оказанные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах
общего пользования в границах городского поселения г. Котово Волгоградской области по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа, утвержденного постановлением главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 30.12.2008 N 2249, противоречащих п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

2. Не выдавать главе Котовского муниципального района Волгоградской области предписание в связи с добровольным устранением последствий нарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в суд или в арбитражный суд.

Председатель Комиссии

В.В.БУРБА

Члены Комиссии

И.Ю.СНЕДКОВА

И.П.ИВАНОВ

А.С.РУДАКОВ