Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 05.05.2010 N 605н “На постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. N 767 “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“ (в редакции от 21 сентября 2006 г. N 1168, от 2 февраля 2007 г. N 94, от 20 марта 2007 г. N 424, от 3 апреля 2008 г. N 403, от 2 апреля 2009 г. N 324, от 27 февраля 2010 г. N 251, от 16 апреля 2010 г. N 559)“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 5 мая 2010 г. N 605н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 27 ИЮНЯ 2006 Г. N 767 “О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

(В РЕДАКЦИИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2006 Г. N 1168,

ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. N 94, ОТ 20 МАРТА 2007 Г. N 424,

ОТ 3 АПРЕЛЯ 2008 Г. N 403, ОТ 2 АПРЕЛЯ 2009 Г. N 324,

ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. N 251, ОТ 16 АПРЕЛЯ 2010 Г. N 559)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о
Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации“, проведена юридическая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. N 767 “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“ (в редакции от 21 сентября 2006 г. N 1168, от 2 февраля 2007 г. N 94, от 20 марта 2007 г. N 424, от 3 апреля 2008 г. N 403, от 2 апреля 2009 г. N 324, от 27 февраля 2010 г. N 251, от 16 апреля 2010 г. N 559) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Главы Администрации Волгоградской области от 16 апреля 2010 г. N 559 “О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. N 767 “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящим Постановлением утвержден Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области.

Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются гражданские отношения, связанные с регулированием оборота алкогольной продукции на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией
Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ (в редакции от 25.11.2009 N 267-ФЗ);

- Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в редакции от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 05.04.2010 N 40-ФЗ);

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;

- Законом Волгоградской области от 27.06.2006 N 1248-ОД “О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“ (в редакции от 24.02.2010 N 2000-ОД).

В соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Также гражданские правоотношения регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств.

Согласно статье 3 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

В соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 18 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.

Согласно статье 6 Закона Волгоградской области “О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“ лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области осуществляет лицензирующий орган в соответствии с порядком, утвержденным главой администрации Волгоградской области.

Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Согласно абзацу 1
пункта 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.

Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.

Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

Согласно подпункту “г“ пункта 1.2 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области, утвержденного анализируемым нормативным правовым актом, организации - соискатели лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее именуется - лицензия) и обладатели лицензии (далее именуются - лицензиаты) должны соответствовать следующим лицензионным требованиям и условиям:

- соответствие помещений, используемых для розничной продажи алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям.

В соответствии с подпунктом “и“ пункта 2.1 указанного выше Порядка для получения лицензии заявители представляют в лицензирующий орган копию заключения специально уполномоченного государственного органа о соблюдении в торговых и складских помещениях заявителя требований пожарной безопасности.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что если заявитель предполагает осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в нескольких территориально обособленных подразделениях, документы, указанные в подпунктах “з“, “и“, “к“, “л“, “м“ пункта 2.1 настоящего Порядка, представляются по каждому подразделению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области пункт 2.1.5 отсутствует, имеется в виду абзац 3 пункта 2.15.

Согласно абзацу 3 пункта 2.1.5 Порядка при открытии лицензиатом нового территориально обособленного подразделения переоформление лицензии осуществляется на основании документов, предусмотренных подпунктами “д“, “е“, “ж“, “з“, “и“, “к“, “л“, “м“ пункта 2.1 настоящего Порядка.

Вместе
с тем в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона “О пожарной безопасности“ государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 указанного выше Федерального закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

В соответствии с частью 8 статьи 6 указанного выше Федерального закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Согласно пунктам 4, 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.

Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части возложения на федеральный орган государственной власти обязанности по подготовке заключений о соответствии торговых и складских помещений, в которых будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, противопожарным нормам и требованиям.

Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 30 июня 2006 г. N 116.

Постановления от 21 сентября 2006 г. N 1168, от 2 февраля 2007 г. N 94, от 20 марта 2007 г. N 424, от 3 апреля 2008 г. N 403, от 27 февраля 2010 г. N 251, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете “Волгоградская правда“ от 4 октября 2006 г. N 184, от 7 февраля 2007 г. N 22, от 28 марта 2007 г. N 55, от 16 апреля 2008 г. N 67, от 8 апреля 2009 г. N 63, от 3 марта 2010 г. N 37.

Постановление Главы Администрации от 16 апреля 2010 г. N 559, которым вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, на момент проведения юридической экспертизы не опубликовано.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. N 767 “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области“ (в редакции от 21 сентября 2006 г.
N 1168, от 2 февраля 2007 г. N 94, от 20 марта 2007 г. N 424, от 3 апреля 2008 г. N 403, от 2 апреля 2009 г. N 324, от 27 февраля 2010 г. N 251, от 16 апреля 2010 г. N 559) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий

обязанности начальника

Управления Министерства

юстиции Российской Федерации

по Волгоградской области

О.А.ИСАМОВ