Законы и бизнес в России

Решение Волгоградского УФАС РФ от 01.04.2010 “По делу N 10-06/06-115“ (вместе с “Предписанием N 10-06/06-115“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2010 года

ПО ДЕЛУ N 10-06/06-115

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Агарковой О.Е. - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,

Погорелеца Д.В. - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,

Кречковской Е.А. - члена Комиссии, специалиста 1-го разряда отдела контроля размещения госзаказа,

при участии:

1) Ф.Н. - главного специалиста управления экономики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (доверенность <...>),

2) В.Т. - начальника юридического отдела МУЗ “Г“ (доверенность <...>),

3) В.А. - исполнительного директора ООО “М“ (доверенность <...>),

4) Л.В. -
заместителя директора по технической части ООО “Д“ (доверенность <...>),

5) Б.И. - директора ООО “Д“ (приказ <...>),

6) Р.А. - руководителя проекта Службы внедрения ООО “П“ (доверенность <...>),

рассмотрев материалы дела N 10-06/06-115, возбужденного по жалобам ООО “П“, ООО “М“ и ООО “Д“ на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на дооснащение пожарной системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2010 год, установила:

В УФАС по Волгоградской области 25.03.2010 (вх. N 1680), 29.03.2010 (вх. N 1710), 29.03.2010 (вх. N 1764) поступили жалобы ООО “П“, ООО “М“ и ООО “Д“ соответственно, в которых обжалуются действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на дооснащение пожарной системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2010 год.

Из жалобы ООО “П“ следует, что аукционная документация содержит требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В своем разъяснении положений документации об аукционе от 19.03.2010 начальник отдела муниципального заказа С.Л. пояснила, что наличие лицензии, выданной Министерством РФ по делам ГО и ЧС, не является достаточным для производства работ в связи с тем, что со вступлением в силу Федерального закона N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ лицензирование этого вида деятельности прекращено. Соответственно, в составе заявки на участие в аукционе необходимо представить копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Однако согласно Письму от 11 марта 2010 г. N 19-1-15-1282 Министерства по делам ГО и
ЧС “О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений“ вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ не влечет отмену лицензирования производства работ, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Согласно протоколу N 90/1 от 26.02.2010 рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссия отклонила заявку ООО “П“ на основании непредставленного свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В связи с этим заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.

Из жалобы ООО “М“ следует, что обществу было отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 2 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) в связи с тем, что не представлено свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. По таким же основаниям отклонено 12 заявок. Заявитель считает, что данное решение вынесено необоснованно, в нарушение Закона о размещении заказов.

ООО “М“ представило лицензию МЧС N 2 “Деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений“.

Исх. от 18.03.2010 N 08/118 (размещено на сайте 19.03.2010) начальник отдела муниципального заказа С.Л. дает разъяснение, что требование наличия свидетельства, выданного саморегулируемой организаций, о допуске к указанным видам работ необходимо для выполнения работ по монтажу аппаратов управления
и сигнализации, извещателей автоматических, автоматизированных систем управления и т.д. Лицензирование деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. С момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о правилах пожарной безопасности“ с 28 апреля 2009 г. лицензирование указанного вида деятельности прекращено. Следовательно, наличие лицензии не является достаточным для производства указанных работ.

Своими выводами С.Л. прекращает действие лицензий МЧС. Однако такое толкование закона является ошибочным. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о правилах пожарной безопасности“ принимался в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. И определяет требования пожарной безопасности. Данный Закон не устанавливает порядок лицензирования данного вида деятельности. Исполнение государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“;

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“;

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 “О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625 “О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности“;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 208 “Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии“ и т.д.

Заявитель считает, что своими действиями единая комиссия уполномоченного органа нарушила законодательство о размещении заказов, и просит рассмотреть жалобу по существу.

Из жалобы ООО “Д“ следует, что обществу было отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 2 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Заявитель с данным основанием отклонения не согласен, так как к заявке ООО “Д“ была приложена заверенная копия лицензии N 2/24978 от 20 мая 2008 года на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Предъявленная лицензия полностью удовлетворяет предмету открытого аукциона.

В связи с изложенным заявитель просит отменить протокол рассмотрения заявок на участие в данном открытом аукционе и привлечь к административной ответственности лиц, принимавших данное решение.

Рассмотрев жалобы на соответствие требованиям статей 57 - 58 Закона о размещении заказов, Управление ФАС по Волгоградской области признало их достаточными, назначив рассмотрение на 1 апреля 2010 года на 10 часов 00 минут. На рассмотрение жалобы явились представители заказчика, уполномоченного органа и заявители.

Представители уполномоченного органа и заказчика на рассмотрение жалоб представили письменное объяснение по фактам, послужившим основанием для подачи жалоб, в котором пояснили следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник размещения заказа подтверждает свое соответствие обязательным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, в виде представления копий соответствующих документов.

Данное требование к участнику размещения заказа в обязательном порядке устанавливается в документации об аукционе.

А именно, согласно документации об аукционе на право заключения муниципального контракта на дооснащение пожарной системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2010 год установлены обязательные требования к участнику размещения заказа, в том числе:

- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов: наличие у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, - работам по устройству внутренних инженерных систем и оборудования (установка закладных и отборных устройств систем автоматизации, установок пожаротушения, оборудования систем густой смазки)
(п. 4, 5, 20 инструкции информационной карты документации об аукционе).

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование указанных в п. 1 ст. 17 названного Закона видов деятельности, в том числе производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В связи с изложенным лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращено с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“.

Кроме того, данное мнение подтверждается разъяснениями Минэкономразвития РФ, Письмом от 02.02.2010 N Д05-246 “О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений“.

Данным письмом разъясняется следующее.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (пункт 7 статьи 18) установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“, которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

При вступлении в силу данного Федерального закона лицензирование указанного вида деятельности должно быть прекращено, поскольку Федеральный закон
“О лицензировании отдельных видов деятельности“ содержит прямую норму об отмене лицензирования указанного вида деятельности.

Согласно статье 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В связи с этим нормативные правовые акты не должны содержать норм, противоречащих федеральным законам.

Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625 “О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности“ действует в части, не противоречащей Федеральному закону “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Учитывая изложенное, Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное данным Постановлением Правительства Российской Федерации, применяться не может, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензирование такого вида деятельности прекращено.

Таким образом, при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссией принято решение об отказе к участию в аукционе ООО “П“, ООО “М“, ООО “Д“ на основании пункта 2 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, пп. 1 пунктов 4, 5, 20 р. II “Информационная карта документации об аукционе“ - не представлено свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На основании вышеизложенного представители заказчика и уполномоченного органа просят оставить жалобу без удовлетворения.

По результатам рассмотрения всех материалов дела Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области пришла к выводу о том, что жалобы ООО “П“, ООО “М“ и ООО “Д“ обоснованны в
силу следующих обстоятельств.

Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Согласно Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 “Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения“ (вместе с “Ведомственными строительными нормами. Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)“) капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Следовательно, работы по монтажу пожарной сигнализации не являются работами по строительству, реконструкции или капитальному ремонту, поэтому данные виды работ не подпадают под перечень видов работ, регулируемых Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274 “Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства“.

Частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,
являющихся предметом торгов.

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ работы и услуги не являются объектом технического регулирования. В связи с этим Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Кроме того, в соответствии с Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 “О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности“:

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

3. Лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ не отменяет Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 “О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности“.

Таким образом, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу о том, что ООО “П“, ООО “М“, ООО “Д“, а также другие участники размещения заказа, имеющие копии лицензий, выданных Министерством РФ по делам ГО и ЧС, на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должны быть допущены к участию в рассматриваемом открытом аукционе.

Внеплановая проверка процедуры размещения данного заказа на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов нарушений не выявила.

На основании вышеизложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области решила:

1. Признать жалобы ООО “П“, ООО “М“ и ООО “Д“ обоснованными.

2. Признать заказчика - МУЗ “Г“ нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов.

3. Выдать заказчику - МУЗ “Г“ предписание об аннулировании размещения данного муниципального заказа в связи с выявленными неустранимыми нарушениями.

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

О.Е.АГАРКОВА

Члены Комиссии

Д.В.ПОГОРЕЛЕЦ

Е.А.КРЕЧКОВСКАЯ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 1 апреля 2010 г. N 10-06/06-115

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

О.Е. Агарковой - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,

Д.В. Погорелеца - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,

Е.А. Кречковской - члена Комиссии, специалиста 1-го разряда отдела контроля размещения госзаказа,

на основании решения по делу N 10-06/06-115 о нарушении заказчиком - МУЗ “Г“ законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказа способом открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на дооснащение пожарной системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2010 год предписывает:

Заказчику - МУЗ “Г“ прекратить нарушения законодательства о размещении заказов, а именно ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов, выполнив следующие действия:

1. Аннулировать процедуру проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на дооснащение пожарной системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 2010 год.

2. В случае повторного размещения данного заказа учесть выявленные нарушения.

Срок исполнения предписания - 7 рабочих дней с момента оглашения данного предписания.

В качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 3 дней с момента его исполнения представить в УФАС по Волгоградской области копию протокола об аннулировании торгов с доказательствами его размещения в установленные законом сроки на официальном сайте.

За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

Председатель Комиссии

О.Е.АГАРКОВА

Члены Комиссии

Д.В.ПОГОРЕЛЕЦ

Е.А.КРЕЧКОВСКАЯ