Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 27.02.2010 N 187н “На Постановление Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 301-п “О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета“ (в редакции от 8 февраля 2010 г. N 19-п)“ (направлено Письмом от 27.02.2010 N 02-14/1643)

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Направлено Письмом от 27 февраля 2010 г. N 02-14/1643

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. N 187н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 10 АВГУСТА 2009 Г. N 301-П “О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ

И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА“ (В РЕДАКЦИИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. N 19-П)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004
г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации“, проведена юридическая экспертиза Постановления Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 301-п “О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета“ (в редакции от 8 февраля 2010 г. N 19-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Постановления Администрации Волгоградской области от 8 февраля 2010 г. N 19-п “О внесении изменений в Постановление Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 301-п “О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета“.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящим Постановлением утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.

Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории
Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции от 21.12.2009 N 327-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);

- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов“ (в редакции от 09.01.2010 N 30);

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.

В соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона “О ветеранах“ определено, что законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона “О ветеранах“ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пунктам 3.1 и 11 статьи 23.2 указанного выше Федерального закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ акты высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Согласно части 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.

Статьей 40 Устава (Основного закона) Волгоградской области установлено, что в случаях, когда глава администрации Волгоградской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет один из его первых заместителей.

Таким образом, Администрация Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.

Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.

1. В соответствии с абзацем 2 подпункта “а“ пункта 10 анализируемого Постановления предоставление социальной выплаты осуществляется в следующем порядке:

а) гражданин, получивший гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“:

- осуществляет подбор жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома (части дома), квартиры (комнаты), на первичном или вторичном рынке жилья на территории Волгоградской области у физических или юридических лиц, отвечающего установленным санитарным нормам, техническим требованиям и являющегося благоустроенным применительно к данному населенному пункту, в том числе с обеспечением жилых помещений системами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, централизованного или индивидуального отопления, электроснабжения. В случае избрания гражданином формой реализации социальной выплаты на строительство жилья ввод объекта должен быть произведен в 2010 году.

Вместе
с тем частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации определено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Частью 2 статьи 1 Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ определено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации прав граждан льготной категории на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

2. Согласно абзацу 3 подпункта “а“ пункта 10 исследуемого нормативного правового акта предоставление социальной выплаты осуществляется в следующем порядке:

а) гражданин, получивший гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“:

- заключает с продавцом договор купли-продажи жилого помещения или договор долевого участия в строительстве жилья (далее именуется - договор).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона “О ветеранах“ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего
Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 3.1 названного Федерального закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Следовательно, действующее федеральное законодательство не устанавливает в качестве обязательного условия предоставления и расходования единовременной денежной выплаты заключение только договора долевого участия в строительстве жилья.

Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации права граждан льготной категории на получение и использование единовременной денежной выплаты на индивидуальное жилищное строительство.

Содержание и форма исследуемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.

В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 19 августа 2009 г. N 152.

Постановление Администрации Волгоградской области от 8 февраля 2010 г. N 19-п, которым вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете “Волгоградская правда“ от 17 февраля 2010 г. N 29.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. N 301-п “О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета“ (в
редакции от 8 февраля 2010 г. N 19-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

Министерства юстиции

Российской Федерации

по Волгоградской области

государственный советник

юстиции Российской Федерации

3-го класса

М.А.КОЛЕСНИКОВ