Законы и бизнес в России

Постановление главы Котельниковского муниципального района Волгоградской обл. от 10.08.2009 N 892 “Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Котельниковского муниципального района Волгоградской области“

Вступил в силу с 10 августа 2009 года (пункт 4 данного документа).

ГЛАВА КОТЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. N 892

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КОТЕЛЬНИКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р и Программой проведения административной реформы в Волгоградской области в 2006 - 2010
годах, утвержденной Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 г. N 554 “О проведении административной реформы в Волгоградской области в 2006 - 2010 годах“, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

2. Возложить полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Котельниковского муниципального района Волгоградской области на отдел правового обеспечения администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

3. Отделу по организационным и общим вопросам (Меркулов Р.А.) довести настоящее постановление до всех специалистов администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

4. Настоящее постановление вступает в силу после подписания.

Глава Котельниковского

муниципального района

В.В.КУДИНОВ

Утверждено

Постановлением

главы Котельниковского

муниципального района

от 10 августа 2009 г. N 892

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КОТЕЛЬНИКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее именуются - проекты нормативных правовых актов).

1.3. Целью антикоррупционной экспертизы является устранение (недопущение принятия) правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий.

1.4. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Волгоградской области, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

1.5. Под коррупциогенным фактором для целей настоящего Положения понимается отдельная правовая норма или совокупность правовых норм, которые увеличивают риск совершения субъектами, осуществляющими реализацию нормативного правового акта, коррупционных действий.

1.6. Представление главе Котельниковского муниципального района Волгоградской области проектов нормативных правовых актов на подписание без визирования их юристами отдела правового обеспечения
администрации Котельниковского муниципального Волгоградской области (далее именуется - юридический отдел) или при наличии отрицательного заключения антикоррупционной экспертизы не допускается.

2. Предмет антикоррупционной экспертизы

2.1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах:

оказания муниципальной помощи (муниципальной поддержки);

предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий или выплат, осуществляемых за счет средств местного бюджета;

управления муниципальным имуществом и приватизации;

распределения квот, предоставления органами местного самоуправления Котельниковского муниципального района Волгоградской области прав и преимуществ хозяйствующим субъектам;

осуществления муниципального контроля;

размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

реализации полномочий муниципального района в сфере земельных отношений;

осуществления полномочий по привлечению к административной ответственности;

оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями

и иные проекты нормативно-правовых актов по усмотрению отдела, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы.

2.2. По решению главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла пункта 2.3, имеется в виду “...в отношении действующих нормативных правовых актов.“.

2.3. Глава Котельниковского муниципального района Волгоградской области вправе поручить юридическому отделу проведение антикоррупционной экспертизы в отношении действующих нормативных правовых.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в соответствии с методикой, предусмотренной настоящим Положением, в сроки, установленные главой Котельниковского муниципального района Волгоградской области, и завершается представлением главе Котельниковского муниципального района Волгоградской области заключения антикоррупционной экспертизы, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2.4. В предмет антикоррупционной экспертизы не входит рассмотрение вопросов, связанных:

с мотивами и целями разработчика проекта нормативного правового акта;

с соответствием проекта нормативного
правового акта требованиям действующего законодательства и юридической техники, иными вопросами, входящими в предмет юридической экспертизы.

3. Методика проведения антикоррупционной экспертизы

3.1. Проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность.

3.2. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

3.3. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3.4. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц (отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и юридических лиц, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры и т.п.);

б) повышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации права, экономически необоснованные размеры сборов или платы за оказание муниципальных услуг или получение разрешения, необходимость получения большого числа согласований, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое или юридическое лицо для занятия определенным видом деятельности или получения поддержки и
т.п.);

в) большое количество отсылочных норм;

г) неоднозначность (неясность) терминологии;

д) наличие в проекте нормативного правового акта пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный нормативный правовой акт;

е) отсутствие административных процедур (недостаточно четкое установление порядка принятия управленческих решений, отсутствие гарантий прав физического или юридического лица на представление необходимых документов и пояснений и т.п.);

ж) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении хозяйствующим субъектам денежных средств из местного бюджета (отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора и т.п.);

з) принятие нормативного правового акта сверх компетенции органа местного самоуправления - нарушение компетенции органа местного самоуправления (его должностных лиц) при принятии нормативных актов;

и) неверная концепция проекта нормативного правового акта (отсутствие целесообразности принятия нормативного правового акта по данному вопросу и создание излишних административных барьеров и т.п.);

к) отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.4, а не пункт 3.1.

3.5. Сотрудник юридического отдела, проводящий антикоррупционную экспертизу, оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов и принимает решение о согласовании или подготовке заключения на проект нормативного правового акта.

3.6. В случае выявления в проекте нормативного правового
акта коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, сотрудник юридического отдела обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности.

3.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы сотрудник юридического отдела не обязан предлагать новую редакцию положений проекта нормативного правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.

Сотрудник юридического отдела вправе предложить конкретные формулировки отдельных положений проекта нормативного правового акта.

3.8. Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

4.1. Проект нормативного правового акта передается в необходимые для согласования отделы или специалистам вместе с прилагающимися материалами, предусмотренными Инструкцией по делопроизводству в администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, непосредственно перед его направлением на согласование в юридический отдел.

4.2. Рассмотрение вопроса о наличии оснований для проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 настоящего Положения, производится сотрудником юридического отдела в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта в юридический отдел.

4.3. В случае если сотрудник юридического отдела придет к выводу об отсутствии оснований для проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, он ставит на бланке согласования надпись “не подлежит антикоррупционной экспертизе“, личную подпись с расшифровкой и дату.

4.4. Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта, в случае, когда проведение такой экспертизы необходимо, проводится сотрудником юридического отдела в течение семи рабочих дней со
дня поступления проекта нормативного правового акта в юридический отдел.

При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с проектом, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен по решению главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

В случае повторного поступления в юридический отдел проекта нормативного правового акта, доработанного в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы, указанный выше срок исчисляется вновь с момента поступления доработанного проекта.

4.5. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы юридический отдел вправе запрашивать необходимые материалы и информацию в структурных подразделениях, у специалистов органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций и граждан.

4.6. Структурные подразделения и специалисты администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области обязаны представить запрашиваемые юридическим отделом материалы и информацию в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

4.7. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования в юридическом отделе он подлежит повторному согласованию сотрудником юридического отдела.

4.8. После проведения антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта визируется сотрудником юридического отдела внизу лицевой стороны последней страницы проекта.

Виза сотрудника юридического отдела включает в себя надписи “антикоррупционная экспертиза“, “см. заключение“ (в случае наличия письменного заключения антикоррупционной экспертизы), личную подпись сотрудника с расшифровкой, дату визирования. Вместо надписи “антикоррупционная экспертиза“ допускается использование соответствующего штампа.

4.9. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов сотрудник юридического отдела прикладывает к проекту заключение антикоррупционной экспертизы.

4.10. Сотрудник юридического отдела при проведении юридической экспертизы проекта нормативного правового акта вправе дать оценку коррупциогенности проекта нормативного правового акта. В этом случае оценка коррупциогенности проекта нормативного правового акта дается в юридическом заключении либо в отдельном заключении антикоррупционной экспертизы, оформленном в соответствии с требованиями настоящего
Положения.

5. Заключение антикоррупционной экспертизы

5.1. Заключение антикоррупционной экспертизы подписывается сотрудником юридического отдела, проводившим антикоррупционную экспертизу.

Заключение антикоррупционной экспертизы печатается в двух экземплярах, один из которых передается вместе с проектом нормативного правового акта его разработчику, а другой хранится в юридическом отделе.

5.2. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

5.3. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:

наименование проекта нормативного правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;

отношения, на регулирование которых направлен данный проект нормативного правового акта;

основания для проведения антикоррупционной экспертизы из числа указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения.

5.4. В описательной части заключения антикоррупционной экспертизы описываются коррупциогенные факторы, имеющиеся в проекте нормативного правового акта, степень их влияния на общий уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта, возможность устранения или уменьшения данных факторов.

Описательная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать также рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений проекта нормативного правового акта.

5.5. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя суждения о коррупциогенности проекта нормативного правового акта, о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов и о том, может ли проект нормативного правового акта быть рекомендован к принятию главой Котельниковского муниципального района Волгоградской области.

5.6. Заключение антикоррупционной экспертизы может быть положительным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены и чье действие не может быть уменьшено) или отрицательным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые могут быть устранены или чье действие может быть уменьшено).

5.7. Положительное
заключение антикоррупционной экспертизы подлежит учету при реализации нормативного правового акта и является основанием для разработки соответствующими органами мероприятий по противодействию коррупции при применении коррупциогенных положений нормативного правового акта.