Законы и бизнес в России

Решение Волгоградского областного суда от 28.07.2009 по делу N 3-52/2009 <О признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утв. Законом Волгоградской области от 30.12.2008 N 1835-ОД>

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. по делу N 3-52/2009

Волгоградский областной суд, рассмотрев 28 июля 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению в части Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“,

установил:

Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной
медицинской помощи на 2009 год“ утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “...ст. 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“...“.

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании не действующей и не подлежащей применению с момента принятия названной Территориальной программы в части: абзаца 7 раздела “Объем и источники финансирования Программы“ паспорта Территориальной программы; абзацев 38, 39, 68 раздела 5 “Финансовое обоснование Программы“ Территориальной программы; абзаца 44 раздела 5 “Финансовое обеспечение Программы“ Территориальной программы; графы 4 таблицы “Стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (приложения 15 к Территориальной программе) и граф 6 и 7 таблицы “Сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (по областному бюджету, бюджетам муниципальных образований и бюджету ТФОМС) (приложение 16 к Территориальной программе) в части, установившей подушевой норматив финансирования на одного жителя в год в размере 5 872,9 рубля, в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2 944,8 рубля, за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2 928,1 рубля; абзаца 7 подпункта 2 пункта 1 раздела I Перечня медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3 к Территориальной программе); подпункта 5 пункта 1 раздела II Перечня медицинской
помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3 к Территориальной программе); пункта 7 Порядка формирования перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 10 к Территориальной программе) в части слов “которая не может быть оказана государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения“, указав, что в оспариваемой Программе установлены заниженные нормативы объемов и условий оказания такой помощи в сравнении с установленными федеральным законодательством, что противоречит разделу 5 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913, ч. 2 ст. 6, ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, ст. 22 Закона Российской, ч. 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, ст. ст. 30 - 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры от требований о признании не соответствующей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению названной Территориальной программы в той части, в которой Программа не предусматривает установление:

а). сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;

б). порядка реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

в). перечня лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;

г). государственного (муниципального) задания медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации Территориальной программы;

д). целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей: удовлетворенность населения медицинской помощью; число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий; материнская смертность; младенческая смертность; доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других) отказался. Отказ от требований в названной части принят судом с вынесением определения о прекращении производства по делу.

Остальные требований прокурором поддержаны в полном объеме.

Представитель Волгоградской областной Думы С.О., действующая на основании доверенности, заявленные требования признала полностью и не возражала против их удовлетворения судом.

Представители Главы Администрации Волгоградской области Ч.В., С.В., Л.Т., действующие на основании доверенностей заявленные требования не признали, пояснив, что оспариваемые прокурором нормы Территориальной программы федеральному законодательству не противоречат. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 и Письмом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 10407-ТГ “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ допустимо принятие Территориальной программы с учетом дефицита ее финансового обеспечения. Кроме того, названные нормативные правовые акты федерального уровня допускают возможность корректировки объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, исходя из следующих обстоятельств.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно ч. 2 статьи 253 названного Кодекса установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Частью 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.1999 имеет номер 184-ФЗ, а не 194-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ от 6 октября 1999 года N 194-ФЗ (в последующих редакциях и изменениях) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2008 года Волгоградской областной Думой принят, 30 декабря 2008 года подписан Главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“, который был опубликован в газете “Волгоградская правда“, N 3 - 4 14.01.2009 года и в соответствии со ст. 2 вступил в силу с 1 января 2009 года

Названным Законом области утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год.

Абзацем 7 раздела “Объем и источники финансирования Программы“ паспорта Территориальной программы установлено, что общий подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год при этом составляет 5872,9 рубля; в том числе за счет средств областного и
муниципальных бюджетов - 2944,8 рубля; за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2928,1 рубля.

Абзацем 68 раздела 5 “Финансовое обоснование Программы“ Территориальной программы предусмотрено, что общий подушевой норматив финансирования Территориальной программы на одного жителя в год при этом составит 5872,9 рубля, в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2944,8 рубля; за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2928,1 рубля.

Аналогичные положения воспроизведены также в абзацах 38 и 39 раздела 5 “Финансовое обоснование Программы“ Территориальной программы.

Кроме того, эти значения подушевых нормативов финансового обеспечения приведены в графе 4 таблицы “Стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (приложение 15 к Терпрограмме), графах 6 и 7 таблицы “Сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (по областному бюджету, бюджетам муниципальных образований и бюджету ТФОМС) (приложение 16 к Терпрограмме).

Вместе с тем, установление подушевого норматива финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан в размере менее определенного федеральной программой обязательного медицинского страхования существенно ущемляет гарантированное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и противоречит требованиям федерального законодательства.

Так, в силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (далее - Основы) виды, нормативы объема медицинской помощи гражданам, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь предусматриваются программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. На основании
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Исходя из положений ч. 2 ст. 6 Основ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право определения региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации). На основе базовой программы органы государственного управления субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 г. N 913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Программа), которая определила виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам на территории Российской Федерации бесплатно. Разделом V Программы подушевые нормативы финансирования Программы в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) установлены в среднем в размере 7633,4 рубля, в том числе: 4059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского
страхования; 3573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, установление в Территориальной программе размеров подушевых нормативов значительно ниже установленного Правительством Российской Федерации минимума является незаконным, вследствие чего приведенные нормы Территориальной программы должны быть признаны недействующими.

С учетом анализа приведенного федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с федеральной Программой государственных гарантий. При этом базовую Программу ОМС утверждает Правительство Российской Федерации.

Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных государством в базовой программе. На основе Программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы, включающие в себя территориальные программы ОМС.

По указанным обстоятельствам, суд не может принять во внимание доводы представителей Главы Администрации Волгоградской области о том, что действующее законодательство не предусматривает того, что территориальные нормативы не могут быть ниже предусмотренных федеральной Программой.

Ссылку представителей Главы Администрации Волгоградской области на то, что в федеральной Программе подушевые нормативы финансирования Программы в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) составляют в среднем в размере 7 633,4 рубля, в том числе: 4 059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; 3 573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, что позволяет с учетом особенностей того или иного региона устанавливать в территориальных программах нормативы ниже федеральных, суд находит несостоятельный, а указание в федеральной Программе на средние показатели подушевых нормативов, которые являются таковыми в целом по России, не может быть истолкованы судом как в качестве возможности установления в региональных программах указанных
нормативов ниже федеральных.

Абзацем 7 подпункта 2 пункта 1 раздела I и подпунктом 5 пункта 1 раздела II Перечня медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3 к Терпрограмме) установлено, что за счет средств областного бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области, включая диспансерное наблюдение, при отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальном периоде. За счет средств бюджетов муниципальных образований предоставляется медицинская помощь, оказываемая женщинам в период беременности, во время родов в подразделениях муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальном периоде.

Приведенные нормы Территориальной программы противоречат федеральному законодательству, поскольку разделом III “Источники финансового обеспечения“ Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год установлено, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в ряде случаев, в том числе в случаях беременности, родов, послеродовых периодов; отдельных состояний, возникающих у детей в перинатальный период.

С учетом указанного суд приходит к выводу о том, что региональным законодателем нарушены такие принципы бюджетной системы Российской Федерации, как принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (согласно ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный принцип означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации) и принцип самостоятельности бюджетов (согласно ст. 31 БК РФ этот принцип означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств).

В соответствии с пунктом 7 Порядка формирования перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 10 к Терпрограмме) необходимость включения в Перечень федеральных государственных учреждений здравоохранения, учреждений здравоохранения, подведомственных федеральным министерствам (службам, агентствам), и медицинских организаций частной формы собственности определяется обоснованной потребностью населения Волгоградской области в медицинской помощи, входящей в Программу, оказываемой данной медицинской организацией, которая не может быть оказана государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения. Для включения в Перечень федерального государственного учреждения здравоохранения, учреждения здравоохранения, подведомственного федеральному министерству (службе, агентству), необходимо наличие письменного согласия Администрации Волгоградской области (муниципального образования Волгоградской области) на обслуживание населения, приписанного к данному медицинскому учреждению и не являющегося контингентом, обслуживаемым данным учреждением по его положению, а также наличие письменного согласия Администрации Волгоградской области (муниципального образования Волгоградской области) на обслуживание граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей военнослужащих, гражданского персонала учреждения.

Вместе с тем, частью 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ определено, что медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Как следует из содержания п. 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 г. N 3856/30-3/и, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.

Таким образом, действующее федеральное законодательство устанавливает, что медицинская организация любой формы собственности, имеющая соответствующую лицензию, вправе быть включена в систему обязательного медицинского страхования.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

С учетом анализа пункта 7 Порядка формирования перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 10 к Терпрограмме) и приведенного федерального законодательства, суд приходит к выводу о необходимости признания недействующей и не подлежащей применению названной нормы регионального нормативного правового акта.

Вместе с тем, требования о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 44 раздела 5 “Финансовое обеспечение Программы“ Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

По мнению первого заместителя прокурора области установленные абзацем 44 раздела 5 “Финансовое обоснование Программы“ Территориальной программы нормативы объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений и стационарах дневного пребывания больничных учреждений (0,558 пациенто-дня лечения на одного жителя, из них: 0,463 пациенто-дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств системы обязательного медицинского страхования) значительно ниже соответствующих нормативов, определенных разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 (0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня), что является нарушением названных выше требований федерального законодательства и является основанием для признания названной нормы регионального правового акта недействующей.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10 Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 10407-ТГ “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год“, принятого во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ и согласованного согласованные с Министерством финансов Российской Федерации (от 30.12.2008 N 12-07-06/4503) объемы медицинской помощи рекомендуется корректировать с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

Из приведенных в названном пункте рекомендаций следует, что при определении размера установленных Правительством Российской Федерации нормативов принято следующее соотношение детей (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) и взрослых: 22% (коэффициент 0,22) и 78% (коэффициент 0,78) соответственно.

Аналогично проводятся коррекция и расчеты нормативов обеспечения потребности населения в амбулаторной медицинской помощи и медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров (приложение 2, таблицы 2.2 - 2.4). При условии установления территориальных нормативов объема стационарной и скорой медицинской помощи ниже нормативов, установленных Правительством Российской Федерации, допускается увеличение размера территориальных нормативов амбулаторной медицинской помощи по сравнению с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации.

Рекомендуемые Программой нормативы объема скорой медицинской помощи необходимо корректировать с учетом территориальной доступности бюджетных услуг (плотности транспортных путей постоянного действия, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), а также демографических особенностей региона.

Из объяснений представителей Главы Администрации Волгоградской области следовало, что соотношение детей и взрослых в Волгоградской области иное, нежели то, которое учитывалось Правительством РФ при определении размера нормативов объема медицинской помощи.

Указанные обстоятельства заявителем в судебном заседании не оспаривались.

Аналогичная правовая позиция изложена и в Рекомендациях по расчету минимального размера платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения субъекта Российской Федерации, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 21 сентября 2007 г. N 6998/20-и.

Так, в п. 2 раздела 2.2 “Методика адаптации федеральных нормативов объемов медицинской помощи населению и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи к условиям субъектов Российской Федерации“ названных Рекомендаций указано, что откорректированные объемы стационарной помощи по уровням и профилям отделения сопоставляются с утвержденными нормативами по Российской Федерации. Эти показатели, как правило, не превышают общий норматив объема стационарной помощи, установленный базовой программой за счет нивелирования различных структурных диспропорций.

Общее превышение нормативов объема помощи допустимо при условии доказанной более высокой заболеваемости населения и более высоких уровнях потребления населением медицинских услуг. В таких случаях администрация субъекта Российской Федерации обязана изыскивать дополнительные источники финансирования территориальной программы.

Анализ названных норм Рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования свидетельствует о том, что федеральным законодателем установлена возможность корректировки нормативов объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений и стационарах дневного пребывания больничных учреждений. При этом под корректировкой с учетом региональных особенностей в субъекте Российской Федерации следует понимать как увеличение, так и уменьшение приведенных нормативов.

Доводы прокурора о том, что в силу п. 14 Письма утвержденные Правительством Российской Федерации финансовые нормативы являются минимальными, суд находит несостоятельными, поскольку в названной правовой норме указано, что указанные нормативы Правительством РФ определены без учета влияния районных коэффициентов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению в части Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ удовлетворить частично.

Признать не действующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу решения суда Территориальную программу государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденную Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ в части:

абзаца 7 раздела “Объем и источники финансирования Программы“ паспорта Территориальной программы;

абзацев 38, 39, 68 раздела 5 “Финансовое обоснование Программы“ Территориальной программы;

графы 4 таблицы “Стоимость Территориальной программы государственных гарантий“оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (приложения 15 к Территориальной программе) и граф 6 и 7 таблицы “Сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (по областному бюджету, бюджетам муниципальных образований и бюджету ТФОМС) (приложение 16 к Территориальной программе) в части, установившей подушевой норматив финансирования на одного жителя в год в размере 5 872,9 рубля, в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2 944,8 рубля, за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2 928,1 рубля;

абзаца 7 подпункта 2 пункта 1 раздела I Перечня медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3 к Территориальной программе);

подпункта 5 пункта 1 раздела II Перечня медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3 к Территориальной программе);

пункта 7 Порядка формирования перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 10 к Территориальной программе) в части слов “которая не может быть оказана государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения“.

В удовлетворении требований первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению абзаца 44 раздела 5 “Финансовое обеспечение Программы“ Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной Законом Волгоградской области от 30.12.2008 года N 1835-ОД “О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год“ - отказать.

Взыскать в доход государства с Волгоградской областной Думы и Администрации Волгоградской области государственную пошлину в размере 2 000 рублей с каждого.

Сообщение о принятом решении опубликовать в газете “Волгоградская правда“ по вступлении решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Судья

Решение вступило

в законную силу

10 августа 2009 года