Законы и бизнес в России

Постановление администрации Клетского муниципального района Волгоградской обл. от 29.04.2009 N 173 “О создании межведомственной рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Клетского муниципального района и их проектов“

Утратил силу с 28 января 2011 года в связи с изданием постановления администрации Клетского муниципального района Волгоградской обл. от 28.01.2011 N 33.

АДМИНИСТРАЦИЯ КЛЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2009 г. N 173

О СОЗДАНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

КЛЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ИХ ПРОЕКТОВ

Во исполнение Основных мероприятий по противодействию коррупции на территории Волгоградской области на 2007 - 2009 годы, утвержденных Главой Администрации Волгоградской области 18 октября 2007 года, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р и планом мероприятий по противодействию коррупции в Клетском муниципальном районе Волгоградской области, утвержденным постановлением главы Клетского
муниципального района, постановляю:

1. Создать межведомственную рабочую группу по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области и их проектов (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав согласно приложению.

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области и их проектов.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Клетского муниципального района В.В. Черняева.

Глава Клетского

муниципального района

А.Н.ЧУГУНОВ

Утвержден

Постановлением

главы Клетского

муниципального района

от 29 апреля 2009 г. N 173

СОСТАВ

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

КЛЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

И ИХ ПРОЕКТОВ

Черняев В.В. - первый заместитель главы администрации

Клетского муниципального района, председатель

рабочей группы

Шуваев С.А. - заместитель председателя Клетской районной

Думы, заместитель председателя рабочей группы

(по согласованию)

Аксенов А.В. - главный специалист отдела организационной

работы и архивного дела администрации района,

секретарь рабочей группы

члены рабочей группы:

Симонян З.Д. - заместитель главы администрации Клетского

муниципального района

Харланова Т.П. - начальник финансово-экономического отдела

администрации района

Чичерова И.С. - начальник юридического отдела администрации

района

Курганов А.С. - начальник отдела организационной работы

и архивного дела администрации района

Чериков А.В. - консультант - юрисконсульт Клетской районной

Думы (по согласованию)

Утверждено

Постановлением

главы Клетского

муниципального района

от 29 апреля 2009 г. N 173

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КЛЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Основные положения

1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области (далее - правовые акты), проектов нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области (далее - проекты правовых актов) на коррупциогенность, порядок составления и направления органам местного самоуправления Клетского района Волгоградской области и их должностным лицам заключений о коррупциогенности правовых актов и регламент работы межведомственной рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы (далее - рабочая группа).

2. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

3. Под коррупциогенным фактором для целей настоящего Положения понимается отдельная правовая норма
или совокупность правовых норм, которые увеличивают риск совершения субъектами, осуществляющими реализацию нормативного правового акта, коррупционных действий.

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

правовых актов

4. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах:

- оказания муниципальной помощи (муниципальной поддержки);

- предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов, пособий и иных выплат, осуществляемых за счет средств районного бюджета;

- управления муниципальным имуществом и приватизации;

- выдачи разрешений (лицензий), распределения квот, предоставления органами местного самоуправления Клетского муниципального района прав и преимуществ хозяйствующим субъектам;

- осуществления муниципального контроля;

- размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Клетского муниципального района;

- реализации полномочий Клетского муниципального района в сфере земельных отношений;

- осуществления полномочий по привлечению к административной ответственности;

- оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления Клетского муниципального района и подведомственными им структурными подразделениями и учреждениями.

5. По решению главы Клетского муниципального района антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 4 настоящего Положения.

6. Под антикоррупционной экспертизой понимается деятельность рабочей группы, направленная на выявление в тексте правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.

7. Решение о направлении правового акта, проекта правового акта на антикоррупционную экспертизу принимает глава Клетского муниципального района.

8. Органы местного самоуправления вправе внести предложение главе Клетского муниципального района о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта правового акта или изданного ими правового акта.

9. Общественные объединения и организации вправе обратиться к главе Клетского муниципального района с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы
действующего правового акта органов местного самоуправления Клетского муниципального района.

Ходатайство рассматривается в 15-дневный срок.

10. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.

11. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.

12. При проведении антикоррупционной экспертизы предварительно устанавливается:

- соответствует ли направленный на экспертизу правовой акт, проект правового акта требованиям настоящего Положения;

- уполномоченным ли органом или должностным лицом принято решение о направлении правового акта, проекта правового акта на антикоррупционную экспертизу.

При несоблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом, антикоррупционная экспертиза не проводится, о чем орган (должностное лицо), направивший правовой акт на экспертизу, извещается рабочей группой в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.

13. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Клетского муниципального района и их проектов.

III. Методика проведения антикоррупционной экспертизы

14. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

15. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права,
- установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

16. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их
действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

17. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

18. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы межведомственная рабочая группа не обязана предлагать новую редакцию положений проекта нормативного правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.

Межведомственная рабочая группа вправе предложить конкретные формулировки отдельных положений проекта нормативного правового акта.

19. Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться: судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области.

IV. Порядок составления и направления заключения

о коррупциогенности правового акта

20. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта.

В случае если
при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным лицом осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.

21. В заключении отражаются следующие сведения:

а) дата и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;

б) основание для проведения экспертизы;

в) реквизиты правового акта, проходящего экспертизу;

г) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) правового акта, проекта правового акта, в которых эти факторы выявлены;

д) предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.

22. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

22.1. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:

- наименование проекта нормативного правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;

- отношения, на регулирование которых направлен данный проект нормативного правового акта;

- основания для проведения антикоррупционной экспертизы из числа указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения.

22.2. В описательной части заключения антикоррупционной экспертизы описываются коррупциогенные факторы, имеющиеся в проекте нормативного правового акта, степень их влияния на общий уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта Клетского муниципального района Волгоградской области, возможность устранения или уменьшения данных факторов.

Описательная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать также рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений проекта нормативного правового акта.

22.3. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя суждения о коррупциогенности проекта нормативного правового акта, о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов и о том, может ли проект нормативного правового акта быть рекомендован к принятию главой Клетского муниципального района Волгоградской области (внесению в
Клетскую районную Думу).

23. Заключение антикоррупционной экспертизы может быть положительным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены и чье действие не может быть уменьшено) или отрицательным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые могут быть устранены или чье действие может быть уменьшено).

24. Положительное заключение антикоррупционной экспертизы подлежит учету при реализации нормативного правового акта Клетского муниципального района Волгоградской области органами исполнительной власти Клетского муниципального района Волгоградской области и является основанием для разработки соответствующими органами мероприятий по противодействию коррупции при применении коррупциогенных положений нормативного правового акта.

25. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится рабочей группой в срок до трех дней со дня поступления проекта правового акта на экспертизу, но при необходимости указанный срок может быть увеличен до семи дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на рассмотрение. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 15 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.

При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с проектом, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен по решению председателя межведомственной рабочей группы.

В случае повторного поступления на экспертизу проекта нормативного правового акта, доработанного в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы, указанный выше срок исчисляется вновь с момента поступления доработанного проекта.

26. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования рабочей группой он подлежит повторному согласованию рабочей группой.

27. В случае выявления в правовом акте, проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста правового акта невозможно или нецелесообразно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.

28. Заключение оформляется на бланке администрации Клетского муниципального района Волгоградской области и подписывается председателем рабочей группы.

29. Заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта направляется органу или должностному лицу, принявшему решение о направлении правового акта на антикоррупционную экспертизу, а также руководителю органа местного самоуправления Клетского района, разработавшего или издавшего правовой акт.

30. В случае установления коррупциогенности правовых актов администрации Клетского муниципального района Волгоградской области заключение антикоррупционной экспертизы направляется главе Клетского муниципального района для организации работы по внесению в правовые акты поправок, направленных на устранение коррупциогенности изданных им правовых актов.

31. В случае установления коррупциогенности правовых актов иных исполнительных органов местного самоуправления Клетского района Волгоградской области копия заключения направляется заместителю главы администрации Клетского муниципального района, осуществляющему координацию деятельности соответствующего исполнительного органа.

В течение 30 дней со дня получения руководителем исполнительного органа заключения о коррупциогенности изданного данным органом правового акта он обязан представить соответствующему заместителю главы администрации Клетского муниципального района информацию о принятых мерах по устранению коррупциогенных факторов.

32. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной по ходатайству общественных объединений и организаций, в обязательном порядке направляется общественному объединению, организации, направившим ходатайство о проведении экспертизы.

33. Заключение о коррупциогенности проекта правового акта вместе с проектом возвращается лицу, представившему проект правового акта, для устранения замечаний.

V. Регламент работы межведомственной рабочей группы

по проведению антикоррупционной экспертизы

34. Рабочая группа создается в целях системного анализа и совершенствования законодательства, а также для предотвращения в правовых актах Клетского района наличия положений, способствующих распространению коррупции.

35. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Клетского муниципального района, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, а также настоящим Положением.

36. Основными задачами рабочей группы являются:

а) проведение антикоррупционной экспертизы;

б) подготовка заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;

в) внесение рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам.

37. Рабочая группа имеет право:

а) запрашивать в установленном порядке у исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, ведомств и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы;

б) привлекать в установленном порядке специалистов исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и общественных объединений в целях реализации полномочий рабочей группы.

Структурные подразделения администрации Клетского муниципального района Волгоградской области обязаны представить запрашиваемые рабочей группой материалы и информацию в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

38. Рабочая группа состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов рабочей группы.

Состав рабочей группы утверждается постановлением главы Клетского муниципального района Волгоградской области.

38.1. Председатель рабочей группы:

- руководит работой рабочей группы и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач;

- председательствует на заседаниях рабочей группы;

- подписывает заключения рабочей группы.

38.2. Заместитель председателя исполняет обязанности председателя в отсутствие последнего.

38.3. Секретарь рабочей группы:

- формирует повестку дня заседания рабочей группы, организует подготовку материалов к заседаниям;

- информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседания;

- оформляет протоколы заседаний, рассылает принятые решения и контролирует ход их выполнения.

39. Заседания рабочей группы проводятся по мере поступления на антикоррупционную экспертизу правовых актов Клетского района и их проектов.

Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более 1/2 ее состава.

40. Решения рабочей группы считаются принятыми, если все присутствующие на заседании члены проголосовали единогласно. Решения рабочей группы оформляются протоколами, которые подписывают председательствующий и все члены, а также заключениями.