Законы и бизнес в России

<Разъяснения> УМНС РФ по Амурской области от 01.06.2001 “Ответы на вопросы плательщиков единого социального налога“

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

1. Имеют ли право на применение регрессивных ставок единого социального налога (взноса) в 2001 году организации, осуществляющие во II полугодии 2000 года деятельность менее 6 месяцев?

Ответ. В соответствии со статьей 245 Кодекса право на применение регрессивной шкалы ставок при исчислении и уплате единого социального налога (взноса) в 2001 году приобретают налогоплательщики, у которых во втором полугодии 2000 года фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышал 25000 рублей.

Налогоплательщики, которые осуществляли во II полугодии 2000 года деятельность менее шести месяцев, например, созданные
после 1 июля 2000 года, обязаны в течение всего 2001 года уплачивать единый социальный налог (взнос) по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Кодекса, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

2. Если организация на основании расчета, произведенного по правилам, изложенным в статье 245 Кодекса, получила право на применение в 2001 году регрессивных ставок единого социального налога (взноса), обязана ли она ежемесячно соблюдать условия, предусмотренные абзацем вторым пункта второго статьи 241 Кодекса?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Кодекса налогоплательщики-работодатели, получившие право применять в текущем налоговом периоде регрессивные ставки налога, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Кодекса, должны еще ежемесячно осуществлять контроль за величиной налоговой базы, накопленной с начала года.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 2 статьи 241 Кодекса, становится менее суммы, равной 4200 рублям, умноженным на количество месяцев в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог за истекший месяц по ставкам, предусмотренным пунктом 1 вышеназванной статьи, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей независимо от фактической величины налоговой
базы на каждого отдельного работника.

Таким образом, для того, чтобы ежемесячно расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) производить по регрессивным ставкам, организации необходимо соблюдать также условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 241 Кодекса.

3. При определении права на применение регрессивных ставок единого социального налога (взноса) следует ли исключать численность 10 или 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы?

Ответ. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Для целей корректности данного расчета из численности работников также подлежит исключению численность соответственно 10 и 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Налогоплательщики, у которых фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, составил менее 25000 рублей, уплачивают налог в текущем налоговом периоде по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Кодекса, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Расчет численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в форматах федерального государственного
статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. N 121.

4. Должны ли представлять ежемесячные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) организации, все выплаты которых в пользу работников не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом)?

Ответ. Статьей 243 Кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность ежемесячного представления расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу).

В этой связи организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам, обязаны представлять расчеты по авансовым платежам, а также декларации по единому социальному налогу (взносу) независимо от того, подлежат или не подлежат налогообложению производимые ими выплаты.

В указанных нормативных документах заполняются следующие показатели:

- объект налогообложения, где отражаются все выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в соответствии со статьей 236 Кодекса;

- суммы, не подлежащие налогообложению, где отражаются все выплаты, произведенные работникам и не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 238 Кодекса;

- суммы налоговых льгот, где отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, по которым в соответствии со статьей 239 Кодекса предоставлены льготы по уплате единого социального налога (взноса);

- налоговая база, которая определяется как разность между объектом налогообложения, суммой, не подлежащей налогообложению, и суммой налоговых льгот.

Если налоговая база равна нулю, дальнейший расчет не производится.

5. Являются ли организации и индивидуальные предприниматели,
переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, плательщиками единого социального налога (взноса)?

Как определить налоговую базу по единому социальному налогу (взносу) в случае, если организация или индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляют иные виды деятельности?

Ответ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ со дня введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, за исключением перечисленных в статье 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ девяти налогов, сборов и пошлин.

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ единый социальный налог (взнос) включен в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и не указан в числе девяти налогов, сборов
и пошлин, подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты не являются плательщиками единого социального налога (взноса) ни со своего дохода, ни с выплат, производимых наемным работникам.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели от доходов, полученных от таких видов деятельности.

При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисляемых в пользу работников по каждому виду деятельности, то для целей исчисления единого социального налога (взноса) из общей суммы произведенных выплат в пользу работников необходимо рассчитать суммы, относящиеся к выполнению работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Расчет таких выплат, начисленных как работникам, так и аппарату управления, целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в общей сумме выручки,
полученной от всех видов деятельности.

6. Будет ли уплачиваться единый социальный налог (взнос) в случае, если выплаты в натуральной форме, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей, будут начислены и выплачены один раз в год, например, в размере 12000 рублей на одного работника в декабре?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.

Данные выплаты в размере до 1000 рублей включительно не облагаются единым социальным налогом (взносом) у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится.

Поэтому в приведенном примере сумма, начисленная и выплачиваемая работнику в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей в декабре в размере 11000 рублей (12000 - 1000), подлежит обложению единым социальным налогом (взносом) в общеустановленном порядке.

7. Облагаются ли единым социальным налогом (взносом) доходы, полученные в виде акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или работниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале?

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 237
Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу (взносу) учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Полученные акционерами или работниками организации дополнительные акции или иные имущественные доли в результате переоценки основных фондов и увеличения уставного капитала не являются выплатами, начисленными в пользу работников за выполнение работ, или безвозмездными выплатами в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком договорными отношениями.

В связи с этим стоимость дополнительно полученных акционерами или работниками организации акций или увеличение их номинальной стоимости не являются объектом обложения единым социальным налогом (взносом).

8. Подлежат ли обложению единым социальным налогом (взносом) суммы дивидендов, выплаченные по акциям?

Ответ. В соответствии со статьей 236 Кодекса для работодателей - организаций, производящих выплаты наемным работникам, объектом налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников по всем основаниям.

При этом указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.

Учитывая, что дивиденды по акциям выплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, то они не включаются в налоговую базу
при исчислении единого социального налога (взноса).

9. Являются ли объектом налогообложения выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в виде материальной выгоды и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторскими или лицензионным договором?

Подлежат ли налогообложению указанные выплаты, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении благотворительной организации после уплаты налога на прибыль?

Ответ. На основании статьи 236 Кодекса организации, осуществляющие благотворительную деятельность и производящие выплаты физическим лицам, не связанным с данными организациями трудовыми договорами или договорами гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), либо авторскими или лицензионными договорами, являются плательщиками единого социального налога (взноса) от указанных выплат, производимых как в денежной, так и в натуральной форме (в виде продуктов, одежды, оплаты питания, обучения, лечения, различных стипендий и т.д.).

В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 236 Кодекса указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.

Статьей 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“ определено, что благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана,
и соответствующую этим целям.

Таким образом, в случае, если благотворительная организация при осуществлении предпринимательской деятельности имеет прибыль и производит выплаты физическим лицам за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, то данные выплаты не являются объектом налогообложения единым социальным налогом (взносом).

В том случае, если организация не уплачивает налог на прибыль, то пункт 4 статьи 236 Кодекса на нее не распространяется, поскольку условием для невключения в налоговую базу по единому социальному налогу (взносу) выплат, производимых за счет средств, оставшихся в распоряжении организации, является факт уплаты ею налога на прибыль предприятий и организаций.

10. Могут ли налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, главы крестьянско-фермерских хозяйств, адвокаты производить уплату единого социального налога (взноса) в Фонд социального страхования Российской Федерации в добровольном порядке?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 235 Кодекса указанные налогоплательщики не уплачивают единый социальный налог (взнос) в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 241 Кодекса они уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Производить уплату единого социального налога (взноса) в Фонд социального страхования Российской Федерации данные налогоплательщики смогут после установления в законодательном порядке для них такой обязанности и права, а также соответствующей ставки налога.

11. Какие льготы по уплате единого социального налога взноса имеют организации - работодатели, финансируемые за счет средств бюджетов?

Ответ. Пунктом 2 статьи 238 Кодекса предусмотрено, что после 1 января 2001 года не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Документами, подтверждающими право на применение указанной льготы, являются рецепт, выданный лечащим врачом, а также товарный (кассовый) чек на приобретение медикаментов, вне зависимости от даты выдачи рецепта.

При отсутствии указанных документов суммы возмещения (оплата) приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, указанные выплаты подлежат налогообложению.

Начальник отдела единого социального

налога и внебюджетных фондов

О.Г.РЕЗНИКОВА