Законы и бизнес в России

Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2009 N 60-П (ред. от 26.06.2009) “О концепции комплексной целевой программы “Семья“ на 2009 - 2010 годы“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 131-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в “Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области“, N 21, 26.05.2011).

Изменения, внесенные Постановлением Правительства Астраханской области от 26.06.2009 N 325-П, вступили в силу с 26 июня 2009 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2009 г. N 60-П

О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ “СЕМЬЯ“ НА 2009 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области

от 26.06.2009 N 325-П)

В целях улучшения социально-экономического положения семей в Астраханской области, защиты прав и интересов семьи, повышения роли семьи в воспитании детей, профилактики семейного неблагополучия, в соответствии с
Постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П “О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области“ Правительство Астраханской области постановляет:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы “Семья“ на 2009 - 2010 годы.

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы “Семья“ на 2009 - 2010 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу “Семья“ на 2009 - 2010 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области.

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А.ЖИЛКИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Астраханской области

от 24 февраля 2009 г. N 60-П

КОНЦЕПЦИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“СЕМЬЯ“ НА 2009 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области

от 26.06.2009 N 325-П)

1. Введение

Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. В процессе формирования личности играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. В данной Концепции семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

В настоящее время на территории Астраханской области проживает
более 153 тысяч семей с детьми. Многодетных семей, имеющих трех и более детей, насчитывается около 12 тысяч, в них проживает 41 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: на низком уровне остается рождаемость, ухудшается состояние здоровья детей, растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, порождающие насилие и жестокое обращение с детьми, увеличивается детская и подростковая преступность, растет число детей и подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, падает престиж учебы и общественно полезного труда. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

Концепция комплексной целевой программы “Семья“ на 2009 - 2010 годы (далее - концепция) представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на снижение уровня социального сиротства, семейного неблагополучия и устранение причин и условий, способствующих их возникновению. В концепции сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности по профилактике семейного неблагополучия.

Предполагаемая система профилактики семейного неблагополучия предусматривает консолидацию усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Астраханской области. Реализация профилактических мер в полном объеме потребует определенных финансовых затрат. Решить за короткий срок в полном объеме весь комплекс многоуровневой системы мероприятий по профилактике семейного неблагополучия невозможно.

В связи с этим предполагается:

-
сконцентрировать усилия на проведении индивидуальной профилактической работы с семьей группы риска;

- привлечь общественные структуры и некоммерческие организации к работе по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;

- использовать современные технологии и инновации при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности.

2. Характеристика проблемы и обоснование

необходимости ее программной разработки

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы - проблемы “сбережения народа“. Главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти. Кроме этого, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2007 N 761 2008 год был объявлен Годом семьи. В Астраханской области были определены меры социальной поддержки семьям, родившим двойню (103 семьям оказана материальная помощь в размере 50.0 тыс. руб.) и тройню (100.0 тыс. руб.), также на развитие подсобного хозяйства 152 многодетным семьям оказана материальная помощь в размере 30.0 тыс. рублей.

Длительный экономический кризис тяжело сказывается на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом в России, так и в Астраханской области в частности.

Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал
семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для их жизнедеятельности и полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними.

На территории Астраханской области проживает 230781 ребенок. Практически 50% из них (109403 ребенка) проживают в малоимущих семьях (в органах социальной защиты населения на учете 72514 малоимущих семей). Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.

В 2008 году 168 несовершеннолетних поступило в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних по актам органов внутренних дел, по ходатайству органов опеки и попечительства - 314 детей. В настоящее время 2697 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под опекой (попечительством), 210 - в приемных семьях, 1541 ребенок усыновлен, 1635 детей воспитываются в детских государственных учреждениях всех видов.

Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В
связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семья на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната, а также на основе семейных воспитательных групп. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей их дальнейшей жизни. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.

В 2008 году в семьи под опеку (попечительство) было передано - 639 детей, в приемные семьи - 39 детей, 143 ребенка усыновлены, из них 54 - иностранными гражданами.

Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2008 году было выявлено и поставлено на профилактический учет в органы внутренних дел 1157 неблагополучных семей, к административной ответственности были привлечены более 3000 родителей, в том числе 1608 - за уклонение от выполнения ими родительских обязанностей, 529 родителей лишены родительских прав, 36 - ограничены в родительских правах.

Также высок показатель отказных детей. В 2008 году в родильных домах было оставлено 92 новорожденных (в 2007 году - 80).

Несмотря на снижение показателей младенческой и детской смертности в раннем возрасте по неосторожности родителей, данный показатель продолжает оставаться тревожным, в 2008 году смертность составила 8.46 промилле (1952 ребенка в год).

В Астраханской области ведется
определенная целенаправленная работа по решению проблем профилактики негативных явлений в жизни несовершеннолетних, по оказанию помощи семье и детям группы риска, предусматривающая деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Многие областные программы имеют положительные результаты. Однако традиционные, узковедомственные подходы в решении сложнейших социальных проблем сегодня не срабатывают, являясь малоэффективными, несмотря на большие объемы проводимых мероприятий и затрачиваемых средств. Узковедомственный взгляд на комплексные социальные проблемы приводит к односторонней, неполной диагностике и упрощенному пониманию сложных социальных явлений, которые по своей природе носят межведомственный характер.

Анализ результатов развития социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми за 2005 - 2007 годы показывает следующее. В Астраханской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних, которая включает в себя социальную реабилитацию, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним, в том числе организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако недостаточен охват семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, мероприятиями, направленными на преодоление условий, препятствующих социальному благополучию. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и сокращение количества детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная значимость проблем, связанных с
семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.

3. Основные цели и задачи программы.

Система программных мероприятий

Целью комплексной целевой программы “Семья“ (далее - программа) является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии семейного неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели Программа предполагает решение следующих задач:

повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семей и детей групп риска;

повышение качества услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска;

улучшение социально-экономического положения семей группы риска;

улучшение здоровья детей группы риска;

развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;

пропаганда семейных традиций, семейного благополучия.

Создать целостную систему положительного отношения к своему здоровью и приобщить семьи к здоровому образу жизни.

Для решения конкретных проблем семей и детей группы риска взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий более активно использовать возможности межведомственного взаимодействия, координировать усилия всех заинтересованных организаций.

Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер
организационного, экономического, медицинского и психолого-педагогического характера, реализуемых в отношении семей и детей группы риска. Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию целей программы, и включает в себя следующие направления:

- повышение эффективности профилактики семейного неблагополучия;

- организационное и информационное обеспечение деятельности учреждений помощи семье и детям;

- обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации семей и детей групп риска.

4. Сроки реализации программы

Сроки реализации программы: 2009 - 2010 годы.

5. Объемы и источники финансирования.

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области

от 26.06.2009 N 325-П)

Программа финансируется из областного бюджета за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), и внебюджетных источников. Общий объем финансирования на 2009 - 2010 годы составляет 142560.0 тыс. рублей, из них: за счет средств областного бюджета - 97122.0 тыс. рублей; за счет средств Фонда - 44028.0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 1410.0 тыс. рублей. В 2009 году общий объем финансирования составит 56840.0 тыс. рублей, из них: за счет областного бюджета - 39052.0 тыс. рублей; за счет средств Фонда - 17058.0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 730.0 тыс. рублей. В 2010 году - 85720.0 тыс. рублей, из них: за счет областного бюджета - 58070.0 тыс. рублей; за счет средств Фонда - 26970.0 тыс. рублей; за счет
внебюджетных источников - 680.0 тыс. рублей.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

и показатели социально-экономической эффективности

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска в Астраханской области. Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики семейного неблагополучия в Астраханской области.

Оценкой эффективности реализации программы могут служить следующие критерии:

- сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении (ежегодное снижение на 5%);

- сокращение числа безнадзорных детей, поступающих в специализированные учреждения для несовершеннолетних (ежегодное снижение на 1%);

- сокращение количества материалов, передаваемых в суды на лишение родительских прав (ежегодно на 2%);

- создание государственной системы выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении;

- улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи и разрешению проблем семьи;

- преодоление негативных тенденций в социальном развитии семьи (снизить уровень малообеспеченности, уменьшить число случаев жестокого обращения с детьми и женщинами в семьях, снизить уровень детской безнадзорности, повысить эффективность работы по преодолению и решению проблемы социального сиротства, снизить количество несовершеннолетних с девиантным поведением);

- формирование системы семейного досуга и отдыха;

- создание системы льготных посещений мероприятий в учреждениях культуры для детей-инвалидов, детей из многодетных семей;

- укрепление принципов семейной морали и уважительное отношение к семейным традициям;

- обобщение и систематизация практического опыта работы с семьей путем издания методических рекомендаций и сборников.

7. Предложения по участию исполнительных органов

государственной власти Астраханской области,

ответственных за формирование и реализацию

программы, по государственным заказчикам и

разработчикам

Программа реализуется при взаимодействии государственных заказчиков программы.

Государственным заказчиком - координатором программы, является министерство социального развития и труда Астраханской области, государственными заказчиками - разработчиками программы - министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство спорта и туризма Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, агентство по занятости населения Астраханской области.

Государственные заказчики программы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели программы, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации программы и состав исполнителей.

В ходе реализации программы министерство социального развития и труда Астраханской области:

- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;

- обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков программы;

- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;

- на основании предложений государственных заказчиков - разработчиков программы, подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;

- уточняет механизм реализации и затраты по мероприятиям программы.

Государственные заказчики - разработчики программы, осуществляют в установленном порядке меры по выполнению программы.

Министерство социального развития и труда Астраханской области совместно с государственными заказчиками - разработчиками программы, осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.