Законы и бизнес в России

Решение Счетной палаты Владимирской области от 15.11.2002 N 23/2 “О результатах проведения контрольного мероприятия “Анализ государственных областных долговых обязательств и проверка финансового состояния получателей гарантий и бюджетных кредитов областного бюджета ОАО “КаТеМа“, ОАО “Ярцевская фабрика“, ОАО “Предприятие им. Парижской коммуны“, ОАО “Струнинская мануфактура“, ОАО “ОСВАР“

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2002 г. N 23/2

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

“АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ ДОЛГОВЫХ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГАРАНТИЙ И БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ ОБЛАСТНОГО

БЮДЖЕТА ОАО “КАТЕМА“, ОАО “ЯРЦЕВСКАЯ ФАБРИКА“,

ОАО “ПРЕДПРИЯТИЕ ИМ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ“,

ОАО “СТРУНИНСКАЯ МАНУФАКТУРА“, ОАО “ОСВАР“

Рассмотрев материалы контрольного мероприятия “Анализ государственных областных долговых обязательств и проверка финансового состояния получателей гарантий и бюджетных кредитов областного бюджета ОАО “КаТеМа“, ОАО “Ярцевская фабрика“, ОАО “Предприятие им. Парижской коммуны“, ОАО “Струнинская мануфактура“, ОАО “ОСВАР“, коллегия Счетной палаты решила:

1. Отчет по результатам контрольного мероприятия “Анализ государственных областных долговых обязательств и проверка финансового состояния получателей гарантий и бюджетных кредитов областного бюджета ОАО “КаТеМа“, ОАО
“Ярцевская фабрика“, ОАО “Предприятие им. Парижской коммуны“, ОАО “Струнинская мануфактура“, ОАО “ОСВАР“ утвердить.

2. Направить информационное письмо о результатах проверки в Законодательное Собрание и Губернатору Владимирской области.

3. Настоящее решение подлежит опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на аудитора Счетной палаты Рычагова М.Г.

Председатель

Счетной палаты

Владимирской области

В.Д.ЧЕЧЕТКИН

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ

ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГАРАНТИЙ И БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ

ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

Проверка проведена на основании п. 1.9 плана работы на II полугодие 2002 г., утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 24.07.2002 N 271, и удостоверений на право проведения проверки от 27.08.2002 N 15, от 10.09.2002 N 18 инспектором направления контроля за доходами бюджета области В.Р. Шитовым.

Сроки проверки:

с 1 сентября по 18 октября 2002 года.

Цели проверки:

- оценка текущего финансового состояния ряда получателей государственных гарантий по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней, справок и других материалов;

- оценка состояния расчетов с Министерством финансов РФ, бюджетом Владимирской области получателей государственных гарантий;

- внесение предложений по совершенствованию системы предоставления государственных гарантий в целях повышения эффективности производственно - хозяйственной и финансовой деятельности получателей бюджетных гарантий, предложений об ответственности руководителей предприятий.

Объекты проверки - Главное финансовое управление Владимирской области, ОАО “КаТеМа“, ОАО “Предприятие имени Парижской коммуны“, ОАО “Ярцевская фабрика“, ОАО “ОСВАР“, ОАО “Струнинская мануфактура“.

Проверяемый период: 2000 - I полугодие 2002.

Перечень изученных
документов:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I, глава 23);

- Бюджетный кодекс Российской Федерации (глава 14, ст.ст. 76, 77, 115, 116, 117);

- Указ Президента РФ от 23.07.97 N 773 “О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам“;

- Закон Владимирской области от 24.11.2000 N 82-ОЗ “О бюджетном процессе во Владимирской области“ (в редакции от 05.11.01 N 99-ОЗ);

- Законы Владимирской области об областном бюджете;

- Закон Владимирской области “О залоге ценных бумаг акционерных обществ при предоставлении им бюджетных средств на возвратной основе и гарантий областного бюджета для получения кредита“ (принят решением Законодательного Собрания области от 21.05.97 N 153 в редакции от 09.07.2001 N 46-ОЗ);

- Постановление главы администрации Владимирской области от 22.11.96 N 546 “О порядке оказания финансовой поддержки предприятиям и организациям за счет средств областного бюджета, выделяемых на возвратной основе“ (изменения - Постановление главы администрации Владимирской области от 24.06.97 N 397);

- Постановление главы администрации Владимирской области от 11.09.98 N 626 “Об организации и проведении конкурса инвестиционных проектов“ (изменения - Постановление главы администрации Владимирской области от 29.12.2000 N 868) утратило силу.

Перечень оформленных актов:

- справка проверки Главного финансового управления Владимирской области по вопросу анализа государственных долговых обязательств;

- акт по результатам проверки финансового состояния открытого акционерного общества “КаТеМа“ г. Карабаново округа Александров как получателя кредитов, выданных
из федерального бюджета под гарантию областного бюджета;

- акт по результатам проверки финансового состояния открытого акционерного общества “ОСВАР“ г. Вязники округа Вязники как получателя кредитов, выданных из федерального бюджета под гарантию областного бюджета;

- справка по результатам проверки финансового состояния открытого акционерного общества “Ярцевская фабрика“ г. Вязники округа Вязники как получателя кредитов, выданных из федерального бюджета под гарантию областного бюджета;

- справка по результатам проверки финансового состояния открытого акционерного общества “Предприятие имени Парижской коммуны“ г. Вязники округа Вязники как получателя кредитов, выданных из федерального бюджета под гарантию областного бюджета;

- акт по результатам проверки финансового состояния открытого акционерного общества “Струнинская мануфактура“ г. Струнино округа Александров как получателя кредитов, выданных из федерального бюджета под гарантию областного бюджета.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Предоставление организацией государственных гарантий областного бюджета при получении заемных средств, наряду с выделением бюджетных средств, выпуска в обращение долговых обязательств, займов и предоставлением налоговых льгот, отсрочек по уплате налогов, налоговых кредитов, входит в систему финансовой поддержки предприятий и организаций.

Гарантии областного бюджета являются поручительством администрации Владимирской области перед третьими лицами для обеспечения исполнения обязательств получателями гарантий. Гарантии предоставляются как органам местного самоуправления, так и организациям в пределах лимита предоставления государственных гарантий, устанавливаемого законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Анализ исполнения областного бюджета за 2000 - 2001 гг. показывает,
что фактическая величина областного внутреннего долга ежегодно превышала его верхний предел, устанавливаемый Законами Владимирской области об областном бюджете на очередной финансовый год (см. таблицу N 1).

Таблица N 1

АНАЛИЗ

СООТВЕТСТВИЯ ПЛАНИРУЕМОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

-------------------------------T----------------T----------------¬

¦ Областной внутренний долг ¦ На 01.01.2001 ¦ На 01.01.2002 ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦ План, тыс. руб. ¦ 200000 ¦ 230650 ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦ Факт, тыс. руб. ¦ 586364 ¦ 510503 ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦ Отклонение (абс.), тыс. руб. ¦ 386364 ¦ 279853 ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦ Отклонение (отн.) в % ¦ в 2,9 раза ¦ в 2,2 раза ¦

L------------------------------+----------------+-----------------

В таблице N 2 приведены данные, характеризующие структуру и динамику государственного внутреннего долга.

Таблица N 2

---------------------------T---------------T---------------T---------------T---------------T----------------¬

¦ Вид долгового ¦ Внутренний ¦ Внутренний ¦ Внутренний ¦ Внутренний ¦ Прирост (+), ¦

¦ обязательства ¦государственный¦государственный¦государственный¦государственный¦ снижение (-) ¦

¦ ¦ долг на ¦ долг на ¦ долг на ¦ долг на ¦ 2002 г. в % к ¦

¦ ¦ 01.01.2000 ¦ 01.01.2001 ¦ 01.01.2002 ¦ 01.09.2002 ¦ ¦

¦ +-------T-------+-------T-------+------T--------+-------T-------+-------T--------+

¦ ¦ тыс. ¦ в % к ¦ тыс. ¦ в % к ¦ тыс. ¦ в % к ¦ тыс. ¦ в % к ¦ 2000 ¦ 2001 ¦

¦ ¦ руб. ¦ итогу ¦ руб. ¦ итогу ¦ руб. ¦ итогу ¦ руб. ¦ итогу ¦ году ¦ году ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+------+--------+-------+-------+-------+--------+

¦ Государственные гарантии ¦ 387276¦ 58,5 ¦ 441663¦ 75,5 ¦471760¦ 92,5 ¦ 514112¦ 78,8% ¦ 21,8 ¦ 6,8 ¦

¦ и поручительства, предо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ставленные Владимирской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ областью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+------+--------+-------+-------+-------+--------+

¦ Государственные ценные ¦ 15528¦ 2,3 ¦ 1480¦ 0,5 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ - ¦ - ¦

¦ бумаги Владимирской об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ласти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+------+--------+-------+-------+-------+--------+

¦ Кредитные соглашения и ¦ 259408¦ 39,2 ¦ 143221¦ 24 ¦ 38743¦ 7,5 ¦ 138412¦ 21,2% ¦ -85,1 ¦ -72,9 ¦

¦ договоры, заключенные от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ имени Владимирской об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ласти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+------+--------+-------+-------+-------+--------+

¦ ИТОГО ¦ 662212¦ 100 ¦ 586364¦ 100 ¦510503¦ 100 ¦ 652524¦100 ¦ -22,9 ¦ -12,9 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------+-------+-------+-------+-------+------+--------+-------+-------+-------+---------

В таблице N 3 приведены данные о доле государственного внутреннего долга к собственным доходам областного бюджета.

Таблица N 3

(тыс. руб.)

-------------------------------T------------T------------T------------T------------T------------T------------¬

¦ ¦ Факт на ¦ Факт на ¦ Факт на ¦ Факт на ¦ План на ¦ Проект на ¦

¦ ¦ 01.01.2000 ¦ 01.01.2001 ¦ 01.01.2002 ¦ 01.09.2002 ¦ 01.01.2003 ¦ 01.01.2004 ¦

+------------------------------+------------+------------+------------+------------+------------+------------+

¦ Внутренний государственный ¦ 662212 ¦ 586364 ¦ 510503 ¦ 652524 ¦ 733818 ¦ 716500 ¦

¦ долг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+------------+------------+------------+------------+------------+------------+

¦ % к собственным доходам ¦ 63,5 ¦ 56,1 ¦ 28,2 ¦ 35,5 ¦ 26,7 ¦ 18,9 ¦

¦ областного бюджета (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------+------------+------------+------------+------------+------------+-------------

Анализ данных, представленных в приведенных таблицах, свидетельствует о росте государственного внутреннего долга области в абсолютном выражении. Вместе с тем, в динамике наблюдается сокращение доли величины долга к собственным доходам областного бюджета.

Общая величина государственного долга по состоянию на 01.09.2002 равна 652524,3 тыс. руб. (в т.ч. 457077,9 тыс. руб. - основной долг, 27207,5 тыс. руб. - начисленные проценты, 168238,9 тыс. руб. - штрафные санкции) и состоит из двух частей:

I часть - государственные гарантии и поручительства, предоставленные администрацией области в сумме 514112,0 тыс. руб. (79% к общей величине долга);

II часть - остаток бюджетных долговых обязательств по кредитным соглашениям и договорам, заключенным администрацией области на сумму 138412,3 тыс. руб. или 21% к общей величине госдолга.

I часть - государственные гарантии и поручительства, предоставленные администрацией области по состоянию на 01.09.2002, составляют 514112,0 тыс. руб. (в т.ч. 318665,6 тыс. руб. - основной долг, 27207,5 тыс. руб. - начисленные проценты, 168238,9 тыс. руб. - штрафные санкции).

Государственные гарантии и поручительства, предоставленные администрацией Владимирской области, можно подразделить на 6 составляющих (групп):

1) Договора поручительства на получение бюджетных кредитов через ГКО “Росльнопеньковолокно“.

Бюджетные кредиты поступали в 1996 и 1999 гг. в основной своей массе сырьем. По состоянию на 01.09.2002 величина внутреннего госдолга входящих в данную группу должников составляет 14981,0 тыс. руб. или 2,3% к общей величине госдолга. В таблице N 4 приведены сведения о задолженности предприятий, входящих в указанную группу.

Таблица N 4

(тыс. руб.)

-----T--------------------------------T---------------------------------------¬

¦ N ¦ Предприятие ¦ Задолженность по состоянию на ¦

¦ п/п¦ ¦ 01.09.2002 ¦

¦ ¦ +---------T-----------T--------T--------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦ Осн. долг ¦ Штрафы ¦ Про- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центы ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 1. ¦ ОАО “Октябрьская фабрика“ ¦ 1135,0 ¦ 1135,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 2. ¦ ОАО “Лукновская фабрика“ ¦ 1560,0 ¦ 1560,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 3. ¦ ОАО “Паустовская фабрика“ ¦ 1000,0 ¦ 1000,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 4. ¦ ОАО “Ярцевская фабрика“ ¦ 4000,0 ¦ 4000,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 5. ¦ ОАО “Буторлинская фабрика“ ¦ 1550,0 ¦ 1550,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 6. ¦ ОАО “Никологорская фабрика“ ¦ 1000,0 ¦ 1000,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 7. ¦ ОАО “Октяб. пряд. фабрика“ ¦ 1200,0 ¦ 1200,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 8. ¦ ОАО “Пред. им. Парижской ком.“ ¦ 2000,0 ¦ 2000,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ 9. ¦ ОАО “Владимирлен“ ¦ 1536,0 ¦ 1536,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

+----+--------------------------------+---------+-----------+--------+--------+

¦ ¦ Итого: ¦ 14981,0 ¦ 14981,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

L----+--------------------------------+---------+-----------+--------+---------

Проценты и штрафные санкции по данной группе предприятий не начислялись. В основной своей массе данные предприятия являются несостоятельными (банкротами). Основным должником является ОАО “Ярцевская фабрика“ - 4000,0 тыс. руб. Срок исполнения обязательств по данной группе должников истек. ГКО “Росльнопеньковолокно“ не предъявляло требования по возврату бюджетных кредитов к предприятиям, указанным в таблице N 4. Главное финансовое управление администрации области, как гарант возврата бюджетных кредитов, не выходило с инициативой в Министерство финансов РФ о списании долга с истечением общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

2) Договора поручительства по кредитам, привлекаемым по линии “Гермес“.

Бюджетные кредиты поступали в 1996 - 1997 гг. и были направлены на закупку импортного оборудования. По состоянию на 01.09.2002 величина внутреннего госдолга входящих в данную группу должников составляет 145104,4 тыс. руб. или 22,2% к общей величине госдолга. В таблице N 5 приведены сведения о задолженности предприятий, входящих в указанную группу.

Таблица N 5

(тыс. руб.)

------T-------------------------------T-------------------------------------------¬

¦ N ¦ Предприятие ¦ Задолженность по состоянию на 01.09.2002 ¦

¦ п/п ¦ +---------T----------T--------T-------------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦ Осн. долг¦ Штрафы ¦ Проценты, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комиссия МФ ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------+--------+-------------+

¦ 1. ¦ ОАО “Автосвет“ ¦ 44645,8 ¦ 40228,9 ¦ 4416,9 ¦ 0 ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------+--------+-------------+

¦ 2. ¦ ОАО “ОСВАР“ ¦ 54609,1 ¦ 48369,1 ¦ 6240,0 ¦ 0 ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------+--------+-------------+

¦ 3. ¦ ОАО “Струнинская мануфактура“ ¦ 45849,5 ¦ 23861,9 ¦ 4063,0 ¦ 17924,6 ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------+--------+-------------+

¦ ¦ Итого: ¦145104,4 ¦ 112459,9 ¦14719,9 ¦ 17924,6 ¦

L-----+-------------------------------+---------+----------+--------+--------------

ОАО “ОСВАР“, ОАО “Завод Автосвет“ подписали дополнительные соглашения к долговым обязательствам с Министерством финансов РФ, Внешэкономбанком РФ о рассрочке задолженности сроком до 2011 г., в т.ч. проценты и штрафные санкции. Решением Арбитражного суда Владимирской области от 13.02.2001 ОАО “Струнинская мануфактура“ признано несостоятельным (банкротом). Долг ОАО “Струнинская мануфактура“ по состоянию на 01.09.2002 составляет 45849,9 тыс. руб. или 7% к общей величине госдолга.

3) Договора поручительства на получение бюджетного кредита на сезонную закупку сырья и материалов предприятиями легкой и текстильной промышленности.

Бюджетные кредиты поступали в 1994 - 1995 гг. в основной своей массе денежными средствами. Срок исполнения обязательств по данной группе должников истек, за исключением ОАО “КаТеМа“. ОАО “КаТеМа“ заключило Мировое соглашение с Министерством финансов РФ в лице Федерального казначейства. По состоянию на 01.09.2002 величина внутреннего госдолга входящих в данную группу должников составляет 150662,6 тыс. руб. или 23,2% к общей величине госдолга. В таблице N 6 приведены сведения о задолженности предприятий, входящих в указанную группу.

Таблица N 6

(тыс. руб.)

------T--------------------------------T------------------------------------------¬

¦ N ¦ Предприятие ¦ Задолженность по состоянию на 01.09.2002 ¦

¦ п/п ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +---------T---------T----------T-----------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦Осн. долг¦ Штрафы ¦ Проценты ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 1. ¦ ОАО “Вязниковский льнокомбинат“¦ 1219,4 ¦ 0 ¦ 1070,6 ¦ 148,8 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 2. ¦ ОАО “Гусь - Хруст. комбинат“ ¦ 1745,7 ¦ 0 ¦ 1745,7 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 3. ¦ ОАО “Паустовская фабрика“ ¦ 62,7 ¦ 0 ¦ 62,7 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 4. ¦ ОАО “Ковровский текстиль“ ¦ 1681,3 ¦ 0 ¦ 1281,6 ¦ 399,7 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 5. ¦ ОАО “Буторлинская фабрика“ ¦ 483,7 ¦ 0 ¦ 371,9 ¦ 111,8 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 6. ¦ ОАО “Красный луч“ ¦ 520,8 ¦ 0 ¦ 520,8 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 7. ¦ ОАО “Октяб. пряд. фабрика“ ¦ 742,7 ¦ 0 ¦ 561,8 ¦ 180,9 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 8. ¦ ОАО “Пред. им. Парижской ком.“ ¦ 1519,0 ¦ 0 ¦ 1046,0 ¦ 473,0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 9. ¦ ОАО “Струнинская мануфактура“ ¦ 35531,2 ¦ 0 ¦ 29509,9 ¦ 6021,3 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 10. ¦ ОАО “КаТеМа“ ¦ 99425,1 ¦ 3193,3 ¦ 84715,4 ¦ 11516,4 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 11. ¦ ОАО “Свет“ ¦ 399,9 ¦ 0 ¦ 399,9 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 12. ¦ ОАО “Лукновская фабрика“ ¦ 373,0 ¦ 0 ¦ 316,8 ¦ 56,2 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 13. ¦ ОАО “Октябрьская фабрика“ ¦ 226,2 ¦ 0 ¦ 186,2 ¦ 40,0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 14. ¦ ОАО “Сергеихинская фабри- ¦ 101,5 ¦ 0 ¦ 82,6 ¦ 18,9 ¦

¦ ¦ ка“ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 15. ¦ ОАО “Фабрика им. Володарско- ¦ 759,1 ¦ 0 ¦ 598,4 ¦ 160,7 ¦

¦ ¦ го“ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 16. ¦ ОАО “Камешковотекстиль“ ¦ 4099,4 ¦ 0 ¦ 3319,4 ¦ 780,0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 17. ¦ ООО “Киржачшелк“ <*> ¦ 20,5 ¦ 0 ¦ 20,5 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 18. ¦ ОАО “Труд“ <*> ¦ 898,7 ¦ 0 ¦ 645,0 ¦ 253,7 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 19. ¦ ООО “Судогодская фабрика“ ¦ 21,7 ¦ 0 ¦ 21,7 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ 20. ¦ ОАО “Авангард“ ¦ 830,8 ¦ 0 ¦ 830,8 ¦ 0 ¦

+-----+--------------------------------+---------+---------+----------+-----------+

¦ ¦ Итого: ¦150662,4 ¦ 3193,3 ¦ 127307,7 ¦ 20161,4 ¦

L-----+--------------------------------+---------+---------+----------+------------

Проценты и штрафные санкции по данной группе предприятий начисляются. В основной своей массе данные предприятия являются несостоятельными (банкротами), ряд предприятий ликвидирован (в таблице выделены жирным шрифтом). <*> Задолженность по ликвидированным предприятиям составляет 1779,8 тыс. руб. или 0,3% к общей величине предоставленных гарантий.

Следует отметить, что по ряду предприятий, не выполнявших своих обязательств, предоставлялись гарантии на получение бюджетных кредитов без проведения экспертной оценки финансового проекта и финансово - хозяйственной деятельности заемщика, которая является обязательным условием предоставления гарантии в соответствии с п. 6.1 Постановления главы администрации Владимирской области от 22.11.96 N 546 “О порядке оказания финансовой поддержки предприятиям и организациям за счет средств областного бюджета, выделяемых на возвратной основе“. Например, ОАО “Струнинская мануфактура“ не выполняло своих обязательств по полученным бюджетным кредитам в 1994 - 1995 гг., однако в 1997 г. акционерному обществу была предоставлена гарантия без проведения экспертной оценки финансируемого проекта на закупку импортного оборудования по линии “Гермес“.

4) Договора поручительства на получение бюджетных ссуд для оказания финансовой поддержки производства продукции на экспорт. По состоянию на 01.09.2002 величина внутреннего госдолга входящих в данную группу должников составляет 15163,7 тыс. руб. (или 2,3% к общей величине госдолга). Данная группа включает предприятия: ОАО ВТЗ и ОАО “Кольчугцветмет“, которые выполнили условия по погашению основного долга и процентов до 01.10.2002, и часть задолженности подлежит списанию Министерством финансов РФ.

5) Договор поручительства по субзайму г. Владимира “Передача ведомственного жилого фонда“ был заключен в 1996 г. на сумму 155077,0 тыс. руб. или 23,9% к общей величине госдолга. Срок исполнения обязательств - 2010 г.

6) Другие договора поручительства на сумму 33123,3 тыс. руб. (5,1% к общей величине госдолга), в т.ч. основной долг - 32954,5 тыс. руб., проценты - 168,8 тыс. руб. В данной группе объединены предприятия: ООО “Владимиртеплогаз“ (договор поручительства по возврату кредита, предоставленного АКБ ВРУ “МинБ“ ООО “Владимиртеплогаз“ на сумму 28000,0 тыс. руб.) и ЗАО “Агроснаб“ (гарантия по договору финансового лизинга ЗАО “Агроснаб“ перед ОАО “Росагролизинг“ - 14920,9 тыс. руб.) Срок исполнения обязательств предприятий, образующих данную группу, - 2003 г.

Главное финансовое управление администрации Владимирской области в отношении предприятий и организаций, образующих первую часть внутреннего государственного долга области, не может применить меры к взысканию своевременно не возвращенных должниками кредитов ввиду отсутствия прямых договорных отношений с заемщиками.

II часть государственного долга области по состоянию на 01.09.2002 включает в себя: остаток бюджетных долговых обязательств по кредитным соглашениям и договорам, заключенным администрацией области на сумму 138412,3 тыс. руб. или 21% к общей величине госдолга.

1) соглашение об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникшему в связи с рассрочкой на 10 лет задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1992 - 1994 гг. на сумму 32450,0 тыс. руб. (5% к общей величине госдолга). Срок исполнения - 2010 г.;

2) соглашение по реализации Проекта по поддержке осуществления реформы в сельском хозяйстве (АРИС) на сумму 5962,3 тыс. руб. (0,9% к общей величине госдолга). Срок исполнения - 2011 г.;

3) бюджетные ссуды из федерального бюджета на покрытие временного кассового разрыва - 100000,0 тыс. руб. (15,1 % к общей величине госдолга). Срок исполнения - 2002 г.

Таким образом, основной объем государственного внутреннего долга Владимирской области был сформирован в период 1994 - 1996 гг., где администрация области выступала гарантом возврата целевых бюджетных кредитов, предоставленных предприятиям текстильной промышленности.

На тот момент времени, в период массового предоставления областных государственных гарантий и поручительств, не были установлены критерии и правила предоставления государственных гарантий и их учет. Порядок рассмотрения и оформления документов по предоставлению гарантий при получении кредитов был определен Постановлением главы администрации Владимирской области от 22.11.96 N 546 и Постановлением главы администрации Владимирской области от 11.09.98 N 626 (утратило силу). Областные государственные гарантии предоставлялись на основании решения Законодательного Собрания области и распоряжения главы администрации области, по поручениям председателя Правительства РФ (оформлялось гарантийное письмо, договор поручительства), с предоставлением договора о погашении кредита или договора залога. Имущественным обеспечением в договорах залога в основном присутствовала готовая продукция, материалы, в редких случаях - основные средства, имущество, оборудование. Документы, подтверждающие предоставление гарантий администрации Владимирской области, оформлялись за подписью первого заместителя Губернатора области В.В. Веретенникова. В период 1996 - 1998 гг. предоставления гарантий нормативными документами не определено уполномоченное подразделение администрации области, которое бы осуществляло экспертную оценку финансового состояния получателей бюджетных кредитов.

В настоящее время порядок предоставления гарантий, а также других форм государственной поддержки инвестиционной деятельности определен Бюджетным кодексом, Законом Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области“.

В целях оценки возможности погашения бюджетных кредитов, полученных под гарантию администрации Владимирской области, а также финансового состояния заемщиков, были проведены соответствующие контрольные мероприятия на следующих предприятиях: ОАО “КаТеМа“, ОАО “Предприятие имени Парижской коммуны“, ОАО “Ярцевская фабрика“, ОАО “ОСВАР“, ОАО “Струнинская мануфактура“. Все без исключения предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса. Из этих предприятий ОАО “Ярцевская фабрика“ и ОАО “Струнинская мануфактура“ признаны несостоятельными (банкротами), введено конкурсное производство, осуществляется продажа имущества и удовлетворение требований кредиторов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА ПОД ГАРАНТИЮ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, И СОСТОЯНИЕ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Результаты проведения контрольных мероприятий целевого использования бюджетных кредитов на указанных ранее предприятиях показали, что полученные бюджетные кредиты (денежные средства, сырье, оборудование) использовались по своему целевому назначению.

Состояние расчетов по полученным бюджетным кредитам в разрезе каждого проверенного предприятия отражено в нижеследующих таблицах.

Таблица N 7

СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТОВ

ОАО “ЯРЦЕВСКАЯ ФАБРИКА“ ПО ПОЛУЧЕННОМУ ТОВАРНОМУ

КРЕДИТУ

(тыс. руб.)

-------T---------------------T----------T----------T--------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Получено ¦ Погашено ¦ Остаток задолженности ¦

¦ п/п ¦ кредитора ¦ кредитов ¦ кредитов ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +------------T----------T--------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Основной ¦ Проценты ¦ Штрафы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ долг ¦ ¦ ¦

+------+---------------------+----------+----------+------------+----------+--------+

¦ ¦ ГКО “Росльнопенько- ¦ 4000,0 ¦ ¦ 4000,0 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ волокно“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+---------------------+----------+----------+------------+----------+--------+

¦ Итого¦ ¦ 4000,0 ¦ ¦ 4000,0 ¦ ¦ ¦

L------+---------------------+----------+----------+------------+----------+-“-------

Задолженность ОАО “Ярцевская фабрика“ по полученному товарному кредиту по состоянию на 01.09.2002 составляет 4000,0 тыс. руб.

Таблица N 8

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОАО “СТРУНИНСКАЯ МАНУФАКТУРА“ ПО

ПОЛУЧЕННЫМ ЦЕЛЕВЫМ БЮДЖЕТНЫМ КРЕДИ