Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора Владимирской обл. от 05.12.2006 N 855 (ред. от 28.04.2010) “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности“

Начало действия редакции - 30.04.2010.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные постановлением Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликовано во “Владимирских ведомостях“ - 30.04.2010).

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА

от 5 декабря 2006 г. N 855

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области

от 28.04.2010 N 515)

В соответствии с п. 2.2 плана мероприятий по проведению административной реформы во Владимирской области в 2006 - 2008 годах, утвержденного постановлением Губернатором области от 15.03.2006 N 186 “О программе административной реформы во Владимирской области в 2006 - 2008 годах“, постановляю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности Контрольно-ревизионной инспекцией администрации Владимирской области согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области В.П. Кузина.

(п. 2 в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор


Владимирской области

Н.В.ВИНОГРАДОВ

Приложение

к постановлению

Губернатора

Владимирской области

от 05.12.2006 N 855

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ


АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области

от 28.04.2010 N 515)

I. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция разработана в целях реализации возложенных на Контрольно-ревизионную инспекцию администрации Владимирской области полномочий по осуществлению последующего финансового контроля на территории Владимирской области.

1.2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники Контрольно-ревизионной инспекции обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Владимирской области, законами Владимирской области, указами, постановлениями и распоряжениями Губернатора области, Положением о Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области, иными нормативными правовыми актами и настоящей Инструкцией.

II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки

2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

2.2. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

2.3. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

соблюдение законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Владимирской области;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с инвестициями;

операции, связанные с предоставлением гарантий областного бюджета;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение;

обоснованность получения, целевое и эффективное использование, а также своевременность и полнота возврата бюджетных кредитов.

III. Организация и проведение ревизии

3.1. Ревизии государственных учреждений и предприятий Владимирской области, а также иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, использующих в своей деятельности средства областного бюджета, в том числе областных целевых бюджетных фондов, и (или) имущество, находящееся в государственной собственности Владимирской области, осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке.

3.2. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается начальником Контрольно-ревизионной инспекции и заверяется печатью инспекции.

Работники Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

3.3. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются начальником Контрольно-ревизионной инспекции с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется начальником Контрольно-ревизионной инспекции по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.

3.4. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).

Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается начальником Контрольно-ревизионной инспекции.

3.5. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящей Инструкции.

3.6. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

По требованию руководителя ревизионной группы руководитель проверяемой организации для обеспечения проведения контрольных мероприятий обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, для обеспечения внезапности участники ревизионной группы вправе зафиксировать доступными средствами состояние имущества, подлежащего инвентаризации, на момент объявления начала проверки, а также потребовать до окончания инвентаризации приостановления его перемещения.

Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

3.7. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

организации в соответствии с действующим законодательством проведения встречных проверок поступления и расходования бюджетных средств, использования внебюджетных средств, доходов от имущества - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования имущества, денежных средств и продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности Владимирской области;

проверки организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

При необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, Контрольно-ревизионная инспекция вправе взаимодействовать по этому вопросу с контрольными органами соответствующих субъектов и иными контрольными органами.

3.8. Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств, а также способы фиксации состояния объекта на момент проведения ревизии, в том числе с применением кинофотосъемки и иных технических методов фиксации данных.

3.9. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.

3.10. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом IV настоящей Инструкции, и докладывается начальнику Контрольно-ревизионной инспекции, который направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

IV. Оформление и реализация результатов ревизии

4.1. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Кроме этого, по решению руководителя ревизионной группы акт может быть предложен для подписания членам ревизионной группы и иным лицам, имеющим непосредственное отношение к финансово-хозяйственным операциям, совершенным организацией в ревизуемом периоде.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения начальником Контрольно-ревизионной инспекции или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии. Для проверки изложенных в возражениях или замечаниях обстоятельств (фактов) период проведения ревизии может быть продлен в установленном порядке на срок не более десяти рабочих дней.

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения начальник Контрольно-ревизионной инспекции или его заместитель направляют запрос для разъяснений в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области или в организации, в компетенцию которых входят данные вопросы. В этом случае датой подписания акта считается дата подписания заключения или получения соответствующего разъяснения.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об отказе от подписи или получения акта. В случае отказа должностных лиц проверяемой организации получить акт ревизии акт может быть вручен иным способом, в том числе направлением для вручения руководителю вышестоящей по отношению к ревизуемой организации. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в Контрольно-ревизионной инспекции, прилагаются документы, подтверждающие факт передачи акта.

4.2. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

дату и место составления акта ревизии;

кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый или внеплановый характер ревизии) и ее тема;

проверяемый период и сроки проведения ревизии;

полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

наименование вышестоящей организации;

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

сведения об учредителях;

основные цели и виды деятельности организации;

имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;

кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

Информация, содержащаяся в абзацах 7 - 13 настоящего пункта, не отражается в промежуточном акте и акте встречной проверки.

(абзац введен постановлением Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

4.3. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

4.5. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц, технические носители средств, примененных в ходе ревизии для фиксации данных и т.п.).

Материалы ревизии представляются начальнику Контрольно-ревизионной инспекции в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания акта.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве Контрольно-ревизионной инспекции должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

4.6. Начальник Контрольно-ревизионной инспекции по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

4.7. По результатам проведенной ревизии Контрольно-ревизионная инспекция направляет руководителю проверенной организации и (или) руководителю вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации или направлением деятельности, по которому выявлены нарушения, обязательное для рассмотрения представление или обязательное к исполнению предписание о пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.

4.8. По материалам ревизии, содержащим факты нецелевого или неэффективного использования средств областного бюджета, в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики могут быть направлены предложения о применении необходимых мер в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Контрольно-ревизионная инспекция обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и принимает другие, предусмотренные законодательством меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

4.10. Контрольно-ревизионная инспекция систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого вносит предложения о совершенствовании системы финансового контроля, дополнениях, изменениях действующих законодательных и других нормативных правовых актов.

(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 N 515)

4.11. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Владимирской области.