Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 11.02.2011 по делу N А12-4736/2010 <В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в предоставлении права пользования недрами с целью добычи минеральной лечебно-столовой воды отказано, так как заявление истца с просьбой выдать разрешение (лицензию) на добычу (производство) и реализацию минеральной воды не могло рассматриваться в рамках пункта 3 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, поскольку выходит за пределы полномочий комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр, а равно и в рамках пункта 4 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, поскольку аукционная комиссия по данному участку недр на момент обращения истца не существовала>

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А12-4736/2010 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2011 г. по делу N А12-4736/2010

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2011 г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,

при ведении протокола судебного помощником судьи Поляковой А.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Пивовар ИБТ“ (ОГРН 1083460003241)

к Управлению по недропользованию по Волгоградской области

о признании незаконным отказа

с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального
агентства по недропользованию, И., Федерального государственного учреждения “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых“, Федерального государственного учреждения “Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии“

при участии в судебном заседании:

от заявителя - З., доверенность от 20.12.2010,

от ответчика - С., доверенность <...>, Л., начальник Управления,

от И. - З., доверенность от 01.06.2010,

от остальных участников дела - не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Пивовар ИБТ“ (далее - ООО “Пивовар ИБТ“, общество, заявитель) 04.03.2010 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Волгоградской области о признании незаконным отказа Управления по недропользованию по Волгоградской области (далее - Управление по недропользованию, Волгограднедра, ответчик) в предоставлении ООО “Пивовар ИБТ“ права пользования недрами с целью добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П на участке Пивовар по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Рабоче-Крестьянская, 65; об обязании Управления по недропользованию по Волгоградской области (Волгограднедра) Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) принять решение о предоставлении ООО “Пивовар ИБТ“ права пользования участком недр для добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П на участке Пивовар по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Рабоче-Крестьянская, 65.

К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих были самостоятельных требований на предмет спора привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное
агентство по недропользованию, И.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Пивовар ИБТ“ о признании незаконным содержащегося в письме от 07.12.2009 года N 2048 отказа Управления по недропользованию по Волгоградской области в предоставлении права пользования недрами для добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П, расположенной по адресу: город Волгоград, Ворошиловский район, улица Рабоче-Крестьянская, 65, а также об обязании Управления по недропользованию по Волгоградской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью “Пивовар ИБТ“ права пользования недрами с целью добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П, расположенной по адресу: город Волгоград, Ворошиловский район, улица Рабоче-Крестьянская, 65.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 11.11.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суда Волгоградской области.

Определением от 01.12.2010 г. дело принято к производству суда первой инстанции для нового рассмотрения.

В ходе подготовки дела к новому рассмотрению определением от 20.12.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственное учреждение “Государственная комиссия по запасам полезных
ископаемых“ и Федеральное государственное учреждение “Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии“.

В судебное заседание представителем истца представлено заявление от 09.02.2010 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об уточнении формулировки заявленных требований. Согласно данному заявлению истец просит признать незаконным отказ N 2048 от 07.12.2009 года Управления по недропользованию по Волгоградской области (Волгограднедра) в приеме заявки ООО “Пивовар ИБТ“ на получение права пользования недрами.

Одновременно в качестве способа восстановления своих нарушенных прав истец просит обязать Управление по недропользованию по Волгоградской области (Волгограднедра) произвести действия по приему и рассмотрению заявки ООО “Пивовар ИБТ“ на получение права пользования участком недр в порядке предусмотренном пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“.

Указанное заявление принято судом к рассмотрению.

От представителя истца в судебном заседании поступило ходатайство в письменном виде о проведении комиссионной экспертизы образца воды из эксплуатационной скважины N 1-П, расположенной по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 65, с целью разрешения вопросов: - каков основной ионный состав образца воды по параметрам, приведенным в таблице N 2 ГОСТа 13273-88 “Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые (минерализация в г/куб. дм, анионы, катионы в мг/куб. дм); - соответствует ли образец воды по исследованиям параметрам составам вод, указанным в группе
XXVII таблицы N 2 ГОСТа 13273-88. Просит поручить проведение экспертизы - Волгоградскому филиалу ФГУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту“.

Ответчик представил письменное возражение на ходатайство о назначении экспертизы. Просит суд отклонить ходатайство. Указывает на то, что согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.1999 N 1100/915-99-115 “О минеральных водах и искусственно минерализованных напитках“ минеральные воды лечебные и лечебно-столовые должны иметь специальные бальнеологические заключения, а минеральные природные столовые воды, представляющие собой высококачественные питьевые воды, заключения о составе и качестве воды. Указанные заключения, оформляются следующими научными центрами, уполномоченными Минздравом России на данный вид деятельности: Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии (г. Москва), Государственным научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии (г. Пятигорск), Томским научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии, Институтом медицинской климатологии и восстановительного лечения Сибирского отделения РАМН (г. Владивосток), а также Научно-исследовательским центром курортологии и реабилитации Черноморского зонального управления специализированных санаториев.

Приказом Минздрава РФ от 16.09.2003 N 445 “Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий“, в целях совершенствования работы по установлению лечебных свойств природных ресурсов, других природных объектов и условий определено:

- возложить на Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Государственный научно-исследовательский институт курортологии Минздрава России, Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии Минздрава России, Институт
медицинской климатологии и восстановительного лечения Сибирского отделения РАМН, Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации Черноморского зонального управления специализированных санаториев Минздрава России, Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Минздрава России проведение научных исследований по установлению лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий и разработку бальнеологических заключений.

- разрешить Государственному унитарному предприятию по разведке, охране и использованию природных лечебных ресурсов “Лечминресурсы“ Минздрава России проведение лабораторных исследований по установлению лечебных свойств природных лечебных ресурсов с участием врачей-специалистов и разработку бальнеологических заключений.

Ответчик отметил, что Волгоградский филиал ФГУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту“ не включен в названные перечни организаций, уполномоченных Минздравом России.

В силу части 1 статьи 82 АПК РФ суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний.

Решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) от 22.07.2005 (протокол N 1052) были утверждены запасы минеральных лечебно-столовых вод сеноманского водоносного горизонта, выводимых на поверхность скважиной 1-П на участке Пивовар в г. Волгограде, для целей промышленного розлива. В соответствии указанным решением запасы на государственном учете числятся в разделе “Минеральные воды“.

Отнесение указанных подземных вод к минеральным лечебно-столовым водам было подтверждено бальнеологическим заключением уполномоченного органа Минздрава России (РНЦВМиК).

Согласно Сертификату соответствия N
РОСС RU. АИ72. В01151, выданного ООО “Пивовар ИБТ“ Госстандартом России 16.02.2009 г., сроком до 16.02.2011 года вода минеральная питьевая лечебно-столовая “Царица Ергеней“, соответствует требованиям ГОСТ 13273-88.

Арбитражный суд не усматривает основания, указанных в ст. 82 АПК РФ, для назначения экспертизы.

Суд полагает, что рассмотрение настоящего дела возможно без ее проведения на основании имеющихся в материалах дела письменных доказательств.

В судебном заседании при новом рассмотрении дела представитель заявителя поддержал требования, с учетом их уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ.

Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, доводы изложены в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Из материалов дела следует, что ООО “Пивовар ИБТ“ 26.11.2009 г. обратилось в Управление по недропользованию с заявлением (вх. N 2004) о выдаче разрешения (лицензии) на добычу (производство) и реализацию минеральной воды по ее прямому назначению - питьевая лечебно-столовая вода из скважины N 1-П, расположенной по адресу: город Волгоград, Ворошиловский район, улица Рабоче-Крестьянская, 65. Указав при этом, что скважина находится в пользовании по договору аренды от 23.11.2009 г. и предприятием получена разрешительная документация в соответствующих организациях.

Других заявлений от общества в Волгограднедра не поступало.

Управление по недропользованию в письме от 07.12.2009 г. N 2048
отказало в удовлетворении требований общества, в связи с нарушением установленных требований подачи заявки на предоставление права пользования недрами.

Считая, что отказ Управления по недропользованию в предоставлении права пользования недрами незаконен и не соответствует положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 “ О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся
в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон о недрах), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; законодательство о недрах, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Закона о недрах указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

В преамбуле Закона о недрах также провозглашено, что данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр.

Под природными лечебными ресурсами в
Федеральном законе от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ понимаются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.

Статьей 10.1 Закона о недрах установлены основания возникновения права пользования участками недр, среди них принятое по результатам аукциона в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения.

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 12 Закона о недрах, поименованной “Содержание лицензии на пользование недрами“, установлены требования к содержанию лицензии на пользование недрами и названы ее неотъемлемые составные части.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Порядок предоставления лицензии на право пользование недрами установлен п. п. 11 и 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1).

Положением N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию. В силу пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Инструкцией Роскомнедр от 14.04.1994 по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами“ к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (приложение 1), утвержденной председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (далее - Инструкция) установлены особенности применения указанного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

В силу пункта 1.2 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами по следующим направлениям деятельности:

- добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их последующего использования;

- извлечения подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий.

Согласно пункту 1.2.1 Инструкции добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

- добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ (п. 1.2.1.1);

- добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии (п. 1.2.1.2);

- добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов (п. 1.2.1.3);

- добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для бальнеотерапевтического применения (п. 1.2.1.4);

- добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации (п. 1.2.1.5).

Заявленный ООО “Пивовар ИБТ“ в заявлении (вх. от 26.11.2009) вид пользования “добыча (производство) и реализация“ статьей 6 Закона “О недрах“, определяющей виды пользования недрами не предусмотрен.

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о недрах к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией на проведение соответствующего вида деятельности.

Суд соглашается с доводами ответчика, о том что по сути заявление “Пивовар ИБТ“ о выдаче разрешения (лицензии) на добычу (производство) и реализацию минеральной воды по ее прямому назначению - питьевая лечебно-столовая вода из скважины N 1-П, должно рассматриваться применительно к п.п. 1.2.1.5 - добыча подземных минеральных вод для их расфасовки с последующей реализацией и Управление по недропользованию не должно было догадываться о том, что истец предполагает использовать воду для технологических нужд. Ответчик полагает, что общество тем самым рассчитывает на бесконкурсное получение лицензии на пользование недрами (для добычи подземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности) в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона о недрах.

Более того, при обращении 04.03.2010 с настоящим заявлением в арбитражный суд общество оспаривало отказ Волгограднедр в предоставлении ООО “Пивовар ИБТ“ права пользования недрами с целью добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П на участке Пивовар, и в порядке восстановления нарушенного права просило обязать Волгограднедра принять решение о предоставлении ООО “Пивовар ИБТ“ права пользования участком недр для добычи минеральной лечебно-столовой воды из скважины N 1-П.

Исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр определен в статье 10.1 Закона о недрах:

- решение Правительства Российской Федерации,

- решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

- решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;

для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;

для образования особо охраняемых геологических объектов;

- решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

- решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

- принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено;

- переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

- вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции“;

- государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее - Порядок). Данный Порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Вместе с тем пункт 3 статьи 10.1 Закона о недрах и вышеназванный Порядок не регламентируют право рассмотрения и выдачи разрешения (лицензии) на розлив и реализацию воды.

Положение о Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Волгоградской области, отнесенных к компетенции Территориального агентства по недропользованию по Волгоградской области, утверждено приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.11.2004 N 459, приложение N 2.

Основные задачи Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, созданной Федеральным агентством по недропользованию определены в пункте 6 вышеназванного Положения:

- в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентальной шельфа Российской Федерации;

- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

- для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

- для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, размещения промышленных и бытовых отходов

Таким образом полномочия Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Волгоградской области, в рамках нормы пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах также ограничиваются (в отношении подземных вод) рассмотрением заявок и принятием решений о предоставлении права пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Основания выдачи лицензий на другие виды полезных ископаемых, в том числе минеральных вод регламентируются нормой пункта 4 статьи 10.1 Закона о недрах - решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр. Аукционные (конкурсные) комиссию создаются по каждому участку недр, включенному Роснедра в перечни объектов лицензирования.

Ответчик указывает, что по участку минеральных вод Пивовар соответствующие перечни не утверждались, аукционная комиссия не создавалась.

Следовательно, заявление истца от 26.11.2009 г. с просьбой выдать разрешение (лицензию) на добычу (производство) и реализацию минеральной воды, не могло рассматриваться в рамках пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах, поскольку выходит за пределы полномочий вышеназванной комиссии, созданной Роснедра, а равно и в рамках пункта 4 статьи 10.1 Закона о недрах, поскольку аукционная комиссия по данному участку недр не существовала на момент обращения истца в Волгограднедра.

Ссылка ООО “Пивовар ИБТ“ на пункт 7 статьи 10.1 Закона о недрах не правомерна.

Право пользования участками недр в соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях реорганизации юридических лиц, созданием юридическим лицом нового юридического лица для продолжения деятельности на предоставленном участке недр, передачей права пользования участком недр от основного общества дочернему, от дочернего общества основному или дочерним обществом другому дочернему обществу, приобретением имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр).

При передаче права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр в силу части 2 статьи 17.1 Закона о недрах подлежит переоформлению.

Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах переход права пользования участками недр осуществляется в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.

В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В период с 31.07.2003 до 10.09.2004 правом пользования данным участком недр принадлежало ОАО “Пивовар-Живое пиво“ на основании лицензии ВЛГ 01056 ВЭ с целью добычи подземных вод для хозяйственно-бытовых и производственных нуж“.

В связи с нарушением условий пользования недрами данное право пользования ОАО “Пивовар-Живое пиво“ было досрочно прекращено. Среди нарушений осуществление, вне целевого назначения лицензии - добычи подземных вод для хозяйственно-бытовых и производственных нужд и в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах, разведки месторождения минеральных вод.

ИП И. был владельцем лицензии (серия ВЛГ 01209 ВЭ от 06.04.2005 г. со сроком окончания 07.09.2009 г.) на право пользования недрами с целью разведки и добычи подземных вод для производственных нужд.

Права на добычу минеральных вод или иных полезных ископаемых данная лицензия не давала.

Лицензия ВЛГ 01209 ВЭ была предоставлена в соответствии с заявкой ИП И. (вх. N 109 от 22.10.2004 г.). Заявленная цель: добыча подземных вод на производственные нужды, но не на розлив и реализацию. Использование подземных вод только на производственные нужды подтверждено, на момент подачи заявки, санитарно-эпидемиологическим заключением (N 34.12.02.0422М.000498.09.04 от 07.09.2004 г.), выданным главным санитарным врачом по Волгоградской области.

В нарушение условий лицензии и действующего законодательства ПБОЮЛ И. выдал Волгоградской геологоразведочной экспедиции техническое задание от 03.11.2003 N 50 и заключил с ней договор от 04.12.2003 N 68/03 на проведение оценки запасов подземных минеральных вод сеноманского водоносного горизонта с защитой запасов подземных вод на ГКЗ МПР России.

На момент обращения с заявлением общества (26.11.2009 г.) в Волгограднедра И., являющийся единственным учредителем ООО “Пивовар ИБТ“, уже не являлся пользователем недр, поскольку срок действия выданной ему лицензии от 06.04.2005 г. серии ВЛГ 01209 ВЭ истек 07.09.2009 г. Приказом Управления по недропользованию по Волгоградской области от 14.09.2009 г. N 213 право пользования прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “О недрах“, лицензия снята с государственного учета.

Более того, срок действия лицензии от 06.04.2005 г. серии ВЛГ 01209 ВЭ выданной И. на право пользования недрами с целью разведки и добычи подземных вод для производственных нужд истек 07.09.2009 г., при этом И. никогда не являлся владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных минеральных вод.

Минеральные подземные воды являются принципиально иным по отношению к подземным водам для технологического водоснабжения полезным ископаемым. Законом о недрах предусмотрены разные основания возникновения права пользования недрами участков с минеральными подземными водами и участков подземных вод для технологического водоснабжения.

В своем заявлении ООО “Пивовар ИБТ“ (26.11.2009 г.) просит выдать лицензию с целевым назначением - на добычу (производство) и реализацию минеральной воды по ее прямому назначению - питьевая лечебно-столовая вода, существенно отличающемуся от целевого назначения, указанного в лицензии от 06.04.2005 г. серии ВЛГ 01209 ВЭ.

Таким образом, заявление ООО “Пивовар ИБТ“, поступившее в Волгограднедра 26.11.2009 г. не могло рассматриваться как заявка на переоформление лицензии, поскольку на тот момент у ИП И. уже не было лицензии - объекта переоформления на добычу технической воды.

Из статей 11, 12, 17.1 Закона о недрах следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на другое лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке.

В силу Закона о недрах передача лицензии на пользование участком недр от одного юридического лица другому без соблюдения определенной законодательством процедуры не допускается.

Довод заявителя о том, добываемая вода из скважины не является минеральной не нашел своего подтверждения.

Работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке Пивовар выполнены Волгоградской геологоразведочной экспедицией в 2003 - 2005 годах по договору с ИП И. на основании, выданного им, технического задания от 03.11.2003 г. N 50, в котором ставилась задача оценить эксплуатационные запасы, провести государственную экспертизу запасов минеральных подземных питьевых лечебно-столовых вод.

Согласно протоколу Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) от 22.07.2005 г. N 1052 проведена государственная экспертиза материалов подсчета эксплуатационных запасов минеральных лечебно-столовых вод на участке Пивовар в г. Волгограде.

Ответчик подчеркнул, что доказав документально, проведя специальные геологоразведочные работы, что подземные воды, вскрытые скважиной N 1-П являются минеральными, заявитель в заседании пытается доказать обратное.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение.

Согласно пункту 2 данного постановления организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. N 69 предусмотрено, что государственная экспертиза проводится, в том числе для целей оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных полезных ископаемых.

Приказом Роснедр от 22.02.2005 N 185 полномочия по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр возложены на Государственное учреждение “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых“.

Структура и состав Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, временный регламент проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр утверждены приказом Роснедр от 21.04.2005 N 450.

Таким образом, Государственное учреждение “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых“ (далее - ГКЗ Роснедра) является единственной организацией правомочной проводить экспертизу по качеству эксплуатационных запасов минеральных лечебно-столовых вод на участке Пивовар в г. Волгограде, утверждать (не утверждать) результаты исследований.

Согласно письму Федерального государственного учреждения “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых“ от 19.01.2011 N 106 запасы подземных вод по результатам государственной экспертизы геологической информации утверждаются применительно к конкретному целевому назначению их использования. В рассматриваемом случае решением ГКЗ Роснедра от 22.07.2005 (протокол N 1052) были утверждены запасы минеральных лечебно-столовых вод сеноманского водоносного горизонта, выводимых на поверхность скважиной 1-П на участке Пивовар в г. Волгограде, для целей промышленного розлива. В соответствии указанным решением запасы на государственном учете числятся в разделе “Минеральные воды“. Отнесение указанных подземных вод к минеральным лечебно-столовым водам было однозначно подтверждено бальнеологическим заключением уполномоченного органа Минздрава России (РНЦВМиК). При этом в заключении экспертной комиссии, являющемся неотъемлемой частью указанного решения ГКЗ Роснедра, была отмечена необходимость внесения соответствующих изменений, в том числе и в части назначения использования подземных вод, в условия лицензионного соглашения действовавшей на тот момент лицензии на право пользования недрами ВЛГ 01209 ВЭ. Возможность изменения целевого назначения использования минеральных лечебно-столовых вод требует их соответствующего доизучения и переоценки запасов. Так согласно Методическим рекомендациям по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод (п. 5.1) требования к качественному составу технических подземных вод, предназначенных для технологического обеспечения объектов промышленности, должны определяться специально разработанными техническими условиями. При рассмотрении материалов в ФГУ “ГКЗ“ такие проработки технических условий отсутствовали, а в техническом задании на выполнение работ было однозначно указано, что вода из скважины 1-П предназначена для промышленного розлива в качестве минеральной лечебно-столовой. В соответствии с п. 1.10 “Рекомендаций по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных вод“, утвержденных приказом МПР России от 30.04.1998 N 123, при изменении назначения использования подземных вод их запасы подлежат повторной экспертизе, то есть переоценке. Кроме того, в соответствии с ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ от 27.01.1995 N 26-ФЗ (гл. 3, ст. 10, д. 2) предоставление в пользование лечебных ресурсов в иных целях, как правило, не допускается. В исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы Правительство Российской Федерации разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий. Сведения о наличии такого разрешения в рассмотренных материалах отсутствуют.

Согласно бальнеологическому заключению Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии как от 20.08.2003 г. N 14/554, представленного в ГКЗ Роснедра, от 04.08.2008 г. N 14/379 на минеральную воду из скважины 1-п ПБОЮЛ “И.“ в г. Волгограде (минеральная лечебно-столовая вода “Царица Ергеней“), в соответствии Классификации минеральных вод Минздрава России, ГОСТ 13273-88 “Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые“, вода из скважины относится к минеральной лечебно-столовой.

В соответствии с Сертификатом соответствия N РОСС RU. АИ72. В01151, выданного ООО “Пивовар ИБТ“ Госстандартом России 16.02.2009 г., сроком до 16.02.2011 г. вода минеральная питьевая лечебно-столовая “Царица Ергеней“, соответствует требованиям ГОСТ 13273-88.

Ответчик отметил, что обществом вода разливается и реализуется как минеральная питьевая лечебно-столовая “Царица Ергеней“. На этикетке товарной продукции, реализуемой через розничную сеть, указан состав воды и ее минерализация, которая составляет 2,2 - 3,6 г/дм3.

В газете “Аргументы и факты - Нижнее Поволжье“ N 48 (1569) от 1 - 7 декабря 2010 г. на стр. 11 содержится информация о том, что продукция “Пивовар“ - лечебно-столовая газированная минеральная вода с йодом “Царица Ергений“ завоевала серебряную награду.

Кроме того, ответчик указал на то, что представленный заявителем протокол лабораторных исследований от 08.02.2011 г. образца воды, из скважины N 1-П не может рассматриваться как документ, подтверждающий реальный состав и качество подземных вод, тем более подтвердить наличие или отсутствие лечебных свойств минеральных вод. Так как указанная в протоколе анализа величина минерализации 0,99 г/дм3 противоречит лабораторным исследованиям, выполненным в 2003 г. при оценке запасов, указанных на этикетках товарной продукции, а также имеющимся фактическим данным по эксплуатации того же сеноманского водоносного горизонта на других участках в пределах г. Волгограда. Также сослался на то, что по материалам длительных наблюдений за качеством подземных вод сеноманского водоносного горизонта (более 20 лет) на участке “Горная Поляна“ минерализация и состав воды в процессе эксплуатации скважин является стабильным - минерализация воды колеблется в пределах 2,5 - 2,7 г/дм3.

Представители Волгограднедр отметили, что при изменении назначения использования подземных вод, на чем настаивает заявитель, их запасы подлежат повторной экспертизе.

В рассматриваемом случае, документов, отменяющих решение ГКЗ Роснедра от 22.07.2005 N 1052 заявителем не предоставлено.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

В силу пункта 2 данной статьи, предоставление природных ресурсов, отнесенных к категории лечебных в целях, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.

Таким образом, чтобы предоставить ООО “Пивовар ИБТ“ право добычи подземных вод на участке “Пивовар“ из скважины N 1-П для производственных нужд необходимо решение Правительства Российской Федерации, поскольку ГКЗ Роснедра (протокол от 26.07.2005 N 1052) утверждены запасы минеральных лечебно-столовых вод на участке Пивовар.

Ответчик указал, что таким решением Правительства Российской Федерации он не располагает.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, когда заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что Волгограднедра в письме от 07.12.2009 г. N 2048, правомерно отказал в приеме заявки ООО “Пивовар ИБТ“ (о выдаче разрешения (лицензии) на добычу (производство) и реализацию минеральной воды по ее прямому назначению - питьевая лечебно-столовая вода из скважины N 1-П), на основании п. 1 ст. 14 Закона о недрах. При этом указав, что заявка общества может быть рассмотрена как от участника аукциона после включения месторождения в перечень объектов лицензирования и опубликования условий аукциона.

При таких обстоятельствах арбитражный суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

В связи с оставлением требований ООО “Пивовар ИБТ“ без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Пивовар ИБТ“ (ОГРН 1083460003241) о признании незаконным содержащегося в письме от 07.12.2009 года N 2048 отказа Управления по недропользованию по Волгоградской области в приеме заявки ООО “Пивовар ИБТ“ на получение права пользования недрами; об обязании Управления по недропользованию по Волгоградской области произвести действия по приему и рассмотрению заявки ООО “Пивовар ИБТ“ на получение права пользования участком недр в порядке предусмотренном п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.